Через страдания - к небесной славе

0
1522
Время на чтение 6 минут

Более четверти века тому назад, 9 октября (по новому стилю) 1989 года, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых патриарха Тихона (Беллавина). Сегодня на нашей книжной полке - книга Михаила Вострышева «Патриарх Тихон», повествующая о духовном и человеческом подвиге первосвятителя, возглавившего Русскую Церковь в «окаянные дни».

«Отворилась дверь, я вошел в приемную. Трепет прошел по моему сердцу. Я увидел пред собою икону, живого угодника Божия, как изображает их Церковь на иконах. Это был образ слова, жития, любви, духа, веры, чистоты. Никакая клевета и никакая ложь, никакая злоба не могли отнять у верующих этой уверенности в духовном величии патриарха», - так вспоминал свою встречу со Святейшим протоиерей Валентин Свенцицкий. Другой священнослужитель, допрашиваемый в ЧК, на вопрос следователя: «Как вы относитесь к патриарху Тихону?» ответил: «Я реально ощутил его святость». Подобных свидетельств немало, и они весьма знаменательны, особенно если вспомнить обстоятельства, при которых одиннадцатый по общему счету и первый в новейшей истории России патриарх принял первосвятительский жезл.

1917 год. Император свергнут с престола - по сути, совершен государственный переворот. Страну сотрясает новая Смута, перед которой вскоре померкнут неурядицы начала XVII столетия. В этих условиях с середины августа начинает свою работу Священный Собор Православной Российской Церкви; его открывает митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). 26 октября (7 ноября) совершается еще один государственный переворот: свергнув самозваное Временное правительство, власть захватывают новые самозванцы - большевики, с первых дней пребывания у власти обозначившие свою антихристианскую позицию и начавшие лютые преследования Церкви. Под грохот канонады (большевики из артиллерийских орудий обстреливают Кремль, защищаемый горсткой юнкеров, городскую думу, жилые кварталы; в городе множество убитых и раненых) Собор принимает решение о восстановлении патриаршества. Из намеченных двадцати трех кандидатов остаются трое, причем митрополит Московский Тихон среди них - на последнем месте по числу голосов. Но Промыслом Божиим жребий именно с его фамилией 5/18 ноября вынул старец - затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий. Интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря) 1917 года.

Россия вступала в самый страшный, жестокий, кровопролитный период своей многовековой истории. Принятие патриаршего креста в этих условиях было равнозначно принятию мученического венца. Новоизбранный патриарх прекрасно это осознавал, не случайно сказав Собору в день избрания: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2, 10; 3, 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни». Автор книги справедливо отмечает: «Избранник понял, что ему, как и всей Церкви, предстоит вступить на путь мученичества. Но 5 ноября... в его провидческих словах немногие различили предвестие пророка. Поняли их чуть позже, в тюрьмах, ссылках, на краю поспешно вырытых могил, возле оскверненных мощей, разрушенных алтарей, трупов замученных за православную веру братьев и сестер».

Из почти четырехсот страниц книги только около пятидесяти посвящены жизни святителя до 1917 года. Главы, в которых рассказывается о его патриаршем служении, занимают большую часть, и это закономерно: свой духовный подвиг он совершил именно в сане Предстоятеля Русской Церкви. Но начинается и ведется повествование в хронологической последовательности, с рождения 19 января 1865 года в псковском селе Клин в семье священника Беллавина сына Василия (написание фамилии патриарха с одной буквой «л» появилось лишь в советской прессе 1920‑х годов). Далее - довольно обычный для сына духовного лица путь: училище, семинария, академия. (Примечательно, что будущего святителя в юные годы соученики в шутку называли «архиереем» и даже «патриархом»: последнее особенно удивительно, поскольку патриаршества в России тогда не было). Затем - принятие монашеского пострига с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского) и священного сана. В 1897 году он был хиротонисан во епископа Люблинского, став самым молодым из современных ему архиереев Русской Церкви; год спустя назначен епископом Алеутским и Аляскинским, с 1905‑го - архиепископом Алеутским и Северо­Американским. За годы служения в США владыка Тихон много сделал для распространения Православия: число приходов при нем возросло с пятнадцати до семидесяти пяти, во многих городах были построены православные храмы, приюты, школы. С 1907 года он был на кафедре в Ярославле, затем, до 1917‑го, - в Вильне. С ноября того же года начался его патриарший крестный путь...

С самого начала своей деятельности патриарх Тихон мужественно обличал узурпаторов, по злой воле которых страна была залита кровью. В своем «Послании об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной 19.01/01.02.1918 г.» святитель писал, обращаясь к большевикам: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое­либо общение: Измите злого от вас самех (1 Кор. 5, 13)».

Мужественное обличение большевиков святой патриарх продолжил и в других своих посланиях. Большой резонанс получило его письмо Совету народных комиссаров, написанное в октябре 1918 года. Подводя итоги годового пребывания у власти самозваных «борцов за народное счастье», святитель демонстрировал лживость их обещаний, вновь бесстрашно говорил об их безбожных и бесчеловечных деяниях и предрекал: «...взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 50), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)». Патриарх прекрасно владел даром слова; все его послания написаны необыкновенно мощно и убедительно. По инициативе Совета объединенных приходов Москвы «Послание к Совету народных комиссаров» было воспроизведено на гектографе в десятках тысяч экземпляров, распространялось верующими в тысячах рукописных списков, на иностранных языках было помещено во многих зарубежных изданиях.

За семь с половиной лет своего патриаршества святитель Тихон пережил аресты, допросы, несколько покушений, длительное пребывание под стражей в Донском монастыре и в тюрьме ГПУ. Он постоянно находился под угрозой расстрела. Незадолго до кончины Святейшего был убит его келейник Яков Полозов. За каждым шагом патриарха и близких ему людей тщательно следили, его письма вскрывались, газетной травле, издевательствам и пакостям советских чиновников не было конца. Во время последней болезни патриарха чекисты не оставляли его в покое, допрашивая даже в больнице. Готовилось новое постановление о его аресте. Но явно расправиться со Святейшим большевики, видимо, не решились из­за его огромного авторитета как внутри страны, так и за рубежом.

Накануне 25 марта / 7 апреля 1925 года владыка посетил стоматолога и удалил зуб. После этого его состояние ухудшилось настолько, что он не смог в день Благовещения совершить праздничное богослужение, как собирался. Ему сделали укол, после которого самочувствие стало еще хуже и отчего­то почернели ногти. Поздним вечером патриарх Тихон отошел ко Господу. Москвичи не верили в естественную кончину: говорили, что Святейший отравлен. Судя по сохранившимся сведениям, эти слухи были не вовсе беспочвенны...

За два дня до своей кончины патриарх Тихон в храме Вознесения Господня на Никитской рукоположил архимандрита Сергия (Никольского) во епископа. Вручая ему архиерейский жезл, патриарх сказал: «Архиерейство - великая честь, но с ним связаны и великие страдания. Через страдания же - к небесной славе!».

Остается добавить, что книга Михаила Вострышева издана по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и что, поскольку выпущена она светским издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей», ее можно найти не только в церковных, но и в обычных книжных магазинах города.

Газета «Православная вера» № 19 (543)

Оксана Гаркавенко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/cherez-stradaniya-k-nebesnojj-slave
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Гаркавенко
Все статьи Оксана Гаркавенко
Последние комментарии
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
16.11.2024 20:37
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47