Более четверти века тому назад, 9 октября (по новому стилю) 1989 года, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых патриарха Тихона (Беллавина). Сегодня на нашей книжной полке - книга Михаила Вострышева «Патриарх Тихон», повествующая о духовном и человеческом подвиге первосвятителя, возглавившего Русскую Церковь в «окаянные дни».
«Отворилась дверь, я вошел в приемную. Трепет прошел по моему сердцу. Я увидел пред собою икону, живого угодника Божия, как изображает их Церковь на иконах. Это был образ слова, жития, любви, духа, веры, чистоты. Никакая клевета и никакая ложь, никакая злоба не могли отнять у верующих этой уверенности в духовном величии патриарха», - так вспоминал свою встречу со Святейшим протоиерей Валентин Свенцицкий. Другой священнослужитель, допрашиваемый в ЧК, на вопрос следователя: «Как вы относитесь к патриарху Тихону?» ответил: «Я реально ощутил его святость». Подобных свидетельств немало, и они весьма знаменательны, особенно если вспомнить обстоятельства, при которых одиннадцатый по общему счету и первый в новейшей истории России патриарх принял первосвятительский жезл.
1917 год. Император свергнут с престола - по сути, совершен государственный переворот. Страну сотрясает новая Смута, перед которой вскоре померкнут неурядицы начала XVII столетия. В этих условиях с середины августа начинает свою работу Священный Собор Православной Российской Церкви; его открывает митрополит Московский и Коломенский Тихон (Беллавин). 26 октября (7 ноября) совершается еще один государственный переворот: свергнув самозваное Временное правительство, власть захватывают новые самозванцы - большевики, с первых дней пребывания у власти обозначившие свою антихристианскую позицию и начавшие лютые преследования Церкви. Под грохот канонады (большевики из артиллерийских орудий обстреливают Кремль, защищаемый горсткой юнкеров, городскую думу, жилые кварталы; в городе множество убитых и раненых) Собор принимает решение о восстановлении патриаршества. Из намеченных двадцати трех кандидатов остаются трое, причем митрополит Московский Тихон среди них - на последнем месте по числу голосов. Но Промыслом Божиим жребий именно с его фамилией 5/18 ноября вынул старец - затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий. Интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря) 1917 года.
Россия вступала в самый страшный, жестокий, кровопролитный период своей многовековой истории. Принятие патриаршего креста в этих условиях было равнозначно принятию мученического венца. Новоизбранный патриарх прекрасно это осознавал, не случайно сказав Собору в день избрания: «Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2, 10; 3, 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах Российских и предстоит умирание за них во вся дни». Автор книги справедливо отмечает: «Избранник понял, что ему, как и всей Церкви, предстоит вступить на путь мученичества. Но 5 ноября... в его провидческих словах немногие различили предвестие пророка. Поняли их чуть позже, в тюрьмах, ссылках, на краю поспешно вырытых могил, возле оскверненных мощей, разрушенных алтарей, трупов замученных за православную веру братьев и сестер».
Из почти четырехсот страниц книги только около пятидесяти посвящены жизни святителя до 1917 года. Главы, в которых рассказывается о его патриаршем служении, занимают большую часть, и это закономерно: свой духовный подвиг он совершил именно в сане Предстоятеля Русской Церкви. Но начинается и ведется повествование в хронологической последовательности, с рождения 19 января 1865 года в псковском селе Клин в семье священника Беллавина сына Василия (написание фамилии патриарха с одной буквой «л» появилось лишь в советской прессе 1920‑х годов). Далее - довольно обычный для сына духовного лица путь: училище, семинария, академия. (Примечательно, что будущего святителя в юные годы соученики в шутку называли «архиереем» и даже «патриархом»: последнее особенно удивительно, поскольку патриаршества в России тогда не было). Затем - принятие монашеского пострига с именем Тихон (в честь святителя Тихона Задонского) и священного сана. В 1897 году он был хиротонисан во епископа Люблинского, став самым молодым из современных ему архиереев Русской Церкви; год спустя назначен епископом Алеутским и Аляскинским, с 1905‑го - архиепископом Алеутским и СевероАмериканским. За годы служения в США владыка Тихон много сделал для распространения Православия: число приходов при нем возросло с пятнадцати до семидесяти пяти, во многих городах были построены православные храмы, приюты, школы. С 1907 года он был на кафедре в Ярославле, затем, до 1917‑го, - в Вильне. С ноября того же года начался его патриарший крестный путь...
С самого начала своей деятельности патриарх Тихон мужественно обличал узурпаторов, по злой воле которых страна была залита кровью. В своем «Послании об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной 19.01/01.02.1918 г.» святитель писал, обращаясь к большевикам: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей - загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей - земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какоелибо общение: Измите злого от вас самех (1 Кор. 5, 13)».
Мужественное обличение большевиков святой патриарх продолжил и в других своих посланиях. Большой резонанс получило его письмо Совету народных комиссаров, написанное в октябре 1918 года. Подводя итоги годового пребывания у власти самозваных «борцов за народное счастье», святитель демонстрировал лживость их обещаний, вновь бесстрашно говорил об их безбожных и бесчеловечных деяниях и предрекал: «...взыщется от вас всякая кровь праведная, вами проливаемая (Лк. 11, 50), и от меча погибнете сами вы, взявшие меч (Мф. 26, 52)». Патриарх прекрасно владел даром слова; все его послания написаны необыкновенно мощно и убедительно. По инициативе Совета объединенных приходов Москвы «Послание к Совету народных комиссаров» было воспроизведено на гектографе в десятках тысяч экземпляров, распространялось верующими в тысячах рукописных списков, на иностранных языках было помещено во многих зарубежных изданиях.
За семь с половиной лет своего патриаршества святитель Тихон пережил аресты, допросы, несколько покушений, длительное пребывание под стражей в Донском монастыре и в тюрьме ГПУ. Он постоянно находился под угрозой расстрела. Незадолго до кончины Святейшего был убит его келейник Яков Полозов. За каждым шагом патриарха и близких ему людей тщательно следили, его письма вскрывались, газетной травле, издевательствам и пакостям советских чиновников не было конца. Во время последней болезни патриарха чекисты не оставляли его в покое, допрашивая даже в больнице. Готовилось новое постановление о его аресте. Но явно расправиться со Святейшим большевики, видимо, не решились изза его огромного авторитета как внутри страны, так и за рубежом.
Накануне 25 марта / 7 апреля 1925 года владыка посетил стоматолога и удалил зуб. После этого его состояние ухудшилось настолько, что он не смог в день Благовещения совершить праздничное богослужение, как собирался. Ему сделали укол, после которого самочувствие стало еще хуже и отчегото почернели ногти. Поздним вечером патриарх Тихон отошел ко Господу. Москвичи не верили в естественную кончину: говорили, что Святейший отравлен. Судя по сохранившимся сведениям, эти слухи были не вовсе беспочвенны...
За два дня до своей кончины патриарх Тихон в храме Вознесения Господня на Никитской рукоположил архимандрита Сергия (Никольского) во епископа. Вручая ему архиерейский жезл, патриарх сказал: «Архиерейство - великая честь, но с ним связаны и великие страдания. Через страдания же - к небесной славе!».
Остается добавить, что книга Михаила Вострышева издана по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и что, поскольку выпущена она светским издательством «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей», ее можно найти не только в церковных, но и в обычных книжных магазинах города.
Газета «Православная вера» № 19 (543)
Оксана Гаркавенкоhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/cherez-stradaniya-k-nebesnojj-slave