Это не норма, а кошмар
- Юрий Михайлович, в вашем новом романе «Любовь в эпоху перемен»
основное действие происходит во времена распада страны, а речь идёт о
распаде личности, семьи, профессии. Это взаимосвязано?
- Наше поколение, по сути, повторило путь постреволюционного. Всё
изначально затевалось чистыми руками, а потом, как это часто бывает в
процессе борьбы за власть, начались компромиссы, предательства идеалов,
людей. Мой герой понимает, что происходит, но делает всё наоборот и
становится главным редактором абсолютно русофобского,
антигосударственного издания. Понятно, что без Святого Духа ничего не
бывает. Богоборческое общественное устройство рано или поздно должно
было быть наказано, причём в традициях нашего Создателя - своими же
внутренними механизмами.
В отличие от моих предыдущих вещей, в этом романе у меня нет
священников, но мотив воцерковления, мотив греха всё время присутствует.
И не случайно все главные события происходят в год тысячелетия Крещения
Руси. 1988 год - это начало процесса примирения светской власти с
религией, с Церковью.
- Ваша книга наверняка вызовет жёсткую реакцию в определённых кругах. В
последнее время вообще самые громкие скандалы случаются в мире культуры.
Почему именно здесь обострилась ситуация?
- Да, либералы меня терпеть не могут. Эти деятели культуры
антинационально-антигосударственного направления хотят в искусстве жить в
гедонистическом периоде, то есть: «Я хочу самовыражаться за казённые
деньги и никакой ответственности перед обществом не нести». Но так же не
должно быть! Это в 1990-е годы государство оплачивало подрывные с точки
зрения морали и устоев общества вещи. И они вообразили, что это и есть
норма. Но это не норма, а кошмар. Просто у власти тогда был тяжёлый
алкоголик, которого окружали русофобы и врагоугодники. Теперь этим
ребятам пытаются втолковать, что искусство - неотъемлемая часть нашей
общей культуры, общего социума и нельзя безнаказанно разрушать
общественную мораль.
Нужны властители дум
- Церковь должна вмешиваться в этот процесс?
- Да, и она это делает. Побольше бы нам таких церковных писателей,
мыслителей, которые были бы властителями дум. Таких как Тихон
(Шевкунов), Виктор Тростников, Андрей Кураев. С интеллигенцией, которая
тяготеет к православию, к государственному мышлению, всё-таки надо вести
разговор на её уровне. Заметьте: какие собеседники были у наших крупных
писателей ХIX - начала ХХ века? Иоанн Кронштадтский, Сергий Булгаков... У
меня есть пьеса «Одноклассники», так там батюшка на любой вопрос
отвечает цитатой из Евангелия или из Святых Отцов. Ему один из героев
говорит: «Слушай, а помнишь, у нас марксизм-ленинизм преподавал человек,
которого мы звали Рабкрин? Тоже на всё отвечал цитатами из Маркса и
Энгельса».
Как человек православный, я, конечно, рад, что Церковь год от года
занимает всё более влиятельное место в обществе. Но мне хотелось бы её
более решительной позиции в отношении, например, бойни 1993 года,
вопиющего социального неравенства, несправедливого расходования
национальных богатств. Не обязательно вмешиваться в эти дела, нужно дать
оценку.
Мы должны держаться в стороне
- Нам всё настойчивее предлагают принять «европейские ценности», среди
которых и гей-парады, и однополые браки, и многое другое. Для нас это
неизбежность или потеря себя?
- Всё зависит от того, чего мы хотим. Западная цивилизация - это второй
Рим. Так вот по аналогии с ним, если не при жизни нашего поколения, то
следующего точно, она должна грохнуться со страшной силой. Нынешняя
западная цивилизация - это абсолютный гедонизм, культ тела, абсолютное
забвение религии предков. В американской школе уже с Рождеством
Христовым поздравить нельзя. Если наша задача - вместе с ними не
схлопнуться, как не схлопнулась Византия, то, значит, мы должны
держаться в стороне. Я считаю, что у нас своя цивилизация и мы не
обязаны гибнуть вместе с Западом. Они хотят, как Содом и Гоморра,
сгореть - это их проблемы.
- Бесовщина, по-вашему, - это метафора или реальная угроза? Вам доводилось с этим сталкиваться?
- Конечно, мне лично встречаться с чертями, как героям Достоевского, не
приходилось... Но для меня человек, деятельность которого направлена на
подрыв общества, страны, на подмену евангельских заповедей и норм, на
пропаганду приобретательского общества, и есть носитель того, что можно
назвать чертовщиной. К числу таковых я бы, например, отнёс Марата
Гельмана. А как ещё можно относиться к человеку, который клизмами
изображает купола православных храмов? Разве это искусство? Купола ему
наши смешны. Мне вот, русскому православному человеку, не придёт в
голову посмеяться, скажем, над Стеной Плача. Почему же он смеётся над
православными куполами? Конечно, это чертовщина. А чёрта надо выгонять.
Записала Ирина КОЛПАКОВА