Некрореализм как театральный прием

Премьера спектакля "Ворон" по сказке Гоцци в Александринском театре

0
348
Время на чтение 3 минуты
александринский театр, карло гоцци, премьера, ворон, николай рощин, некрореализм Пытки и казни - не помеха разговорам о любви и самопожертвовании.
Фото предоставлено пресс-службой Александринского театра

Имя Карло Гоцци, автора трагикомических сказок для театра, чаще всего ассоциируется с праздничной театральностью, радостью и легкостью игры: во многом, конечно, это слава легендарной вахтанговской «Принцессы Турандот». Спектакль «Ворон» в постановке Николая Рощина, открывший 260-й сезон Александринки и одновременно фестиваль этого театра, порывает с подобным восприятием жестко и принципиально.

Этот «Ворон» взмахнул страшными крылами. С одной стороны, в наличии столь важные для Гоцци фееричность, маски и лацци (вставные шутки - трюки), но все это переведено в жутковатый регистр. Почти на всех актерах и оркестрантах пугающие, будто из скальпированной кожи, маски со змееподобными дредами. Жители королевства Фраттомброзы испытывают маниакальную тягу к пыткам и казням и, кажется, находятся уже за чертой, отделяющей живых от мертвых. Рощин развивает фантазии на тему мира после катастрофы, которыми пронизан его спектакль «Старая женщина высиживает» на Новой сцене Александринки. Актриса Елена Немзер, отважно сыгравшая «женщину», чудовищную матерь мира, здесь предстает Панталоной. Она исполняет застольную песнь с рефреном «здравствуй, гниль, грязь, гной», словно протягивая смысловую нить к тому спектаклю.

С начала своего режиссерского пути Рощин экспериментирует в перенесении на сцену живописи, и в «Вороне» можно увидеть отсветы «Корабля дураков» Босха или «Шабаша ведьм» Гойи. В чем парадокс пьес Гоцци (их называют фьябами)? До абсурда нагроможденные превращениями и проклятиями, они тем не менее заставляют проникнуться всей своей сюжетной нелепицей. Герой «Ворона» принц Дженнаро вынужден совершать опасные поступки, чтобы спасти брата Миллона от проклятия чародея. При всей патетике пьесы в ней говорится о незыблемых ценностях: любви и самопожертвовании. У Рощина же добро и зло, красота и уродство перевернуты, и сложно вспомнить, кто бы еще ставил фьябу, столь безнадежно размывая эти координаты. (Хотя он не первый, кто порвал в отношении Гоцци с жизнерадостной «итальянщиной».) Режиссер, выступивший также сценографом, зло расставляет в пространстве символические знаки: так, распятый скелет и герб Фраттомброзы напоминает о фашистском режиме. Сразу думаешь, сколь легко «вечные ценности» могут принять монструозные очертания: религия может привести к экстремизму, а идея единства нации - к нацизму.

Философия самопожертвования, важная для Гоцци, уходит на дальний план. В пьесе не только брат спасает брата ценой жизни, но и невеста одного из них Армилла, решает заколоть себя, чтобы разрушить злые чары. Большую часть спектакля она сидит, словно живой труп: ждешь, что актриса Полина Теплякова снимет маску и чудесным образом разрубит сюжетный узел. Но Армиллу закалывают (не она себя), превращая трюк с хлещущей кровью в сценку «театра ужасов». Подвергая сомнению душевные порывы персонажей, превращая их в этаких зомби, Рощин заведомо снижает градус зрительского сопереживания. Сценограф начинает преобладать над режиссером, ведь во главу угла ставится зрелищность. То выкатится огромное чудище, то спустятся с колосников и приведутся в движение металлические механизмы-существа. Карл Иванович Росси, предполагавший феерии на александринской сцене, остался бы доволен. Но все же мысль о разложении мира назойливо повторяется от одной сцены к другой.

Актеры самоотверженно ведут свои партии: от корифея Виктора Смирнова, играющего чародея и кудесника сцены Норандо, до молодого Тихона Жизневского, который после множества ролей холеных глуповатых юношей показал в роли Дженнаро свои героические потенции. Но в целом перед артистами стоят довольно функциональные задачи, и одушевить визуальную избыточность спектакля им не удается. Действие, перегруженное спецэффектами, буксует и дышит пока тяжело, неровно, аритмично.

Настращав публику некрореализмом в условной театральной форме, режиссер как-то вдруг завершает спектакль мыслью о победительной силе Театра, декларируя устами персонажа слова Гоцци о том, что «фантастика может воздействовать на душу». Признаться, пока на душу этот «Ворон» не слишком воздействует, но, может, со временем наберет сил и высоко взлетит.

Санкт-Петербург

http://www.ng.ru/culture/2015-09-17/8_voron.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29