itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Людмила - значит «людям милая»...

0
444
Время на чтение 6 минут

О первой чешской святой, женщине, ставшей для своего народа примером истинной веры, - княгине-мученице Людмиле Чешской (память ее совершается 29 сентября) - рассказывает наш постоянный автор - писательница Ольга Клюкина.

Святая Людмила Чешская была дочерью одного из князей славянского племени пшованы, обитавшего в начале IX века в центральной части современной Чехии. Название племени «пшованы» произошло от древнегреческого слова «пше» - пшеница. В том месте, где река Влтава впадает в Эльбу, стоял небольшой город-крепость Пшов, где жила семья князя Славибора, отца Людмилы. Теперь на этом холме находится чешский город Мельник, в названии которого сохранилась память об окрестных полях, многочисленных мельницах и амбарах, наполненных пшеницей.

Когда Людмиле исполнилось четырнадцать лет, ее выдали замуж за князя соседних земель Боривоя (Борживоя). После свадьбы Людмила переехала к мужу в главный город его княжества Вышеград, построенный на высоком берегу реки Влтавы.

Земли князя Боривоя в то время входили в состав Великоморавского союза-государства, поэтому муж Людмилы находился в подчинении у князя Великой Моравии, Святополка. Известно, что в 870 году князь Боривой участвовал в сражении с королем Восточно-франкского королевства Людовиком II на стороне князя Святополка, проявив в том бою рыцарскую доблесть. Вскоре после битвы с франками Святополк признал Боривоя князем всех чехов.

Однажды князь Святополк вызвал Боривоя в свою резиденцию (в городе Нитре или Велеграде), но во время пира не посадил как обычно рядом с собой за стол, заявив, что христиане (а князь Святополк на тот момент уже принял христианство) не должны сидеть рядом с язычниками. Почему великоморавский князь так поступил? Возможно, он услышал краем уха какой-нибудь рассказ из апостольских времен, когда христиане причащались не в церкви, а за столом во время вечерней трапезы, и по простоте ума перенес это правило и на свои княжеские пиры? Но молодому и честолюбивому князю Боривою хорошо запомнился тот день, когда ему пришлось обедать не среди равных, а в кругу княжеских слуг. Вскоре после этого он явился в Велеград для того, чтобы всем своим домом принять крещение.

Согласно древнечешской «Легенде Кристиана», датируемой концом X века, чешский князь Боривой и княгиня Людмила были крещены при дворе князя Святополка приблизительно в 874 году. Священник, совершавший обряд крещения, обычно в те времена становился для новообращенных их духовным отцом. По легенде, чешских князя и княгиню крестил сам архиепископ Мефодий, просветитель славян.

Вскоре после крещения в помощь христианским правителям в Вышеград отправился Горазд - один из любимых учеников Мефодия, родом из моравян. Согласно чешскому историку Франтишеку Палацкому, подробно изучившему раннесредневековые хроники, первый православный храм в Чехии был построен примерно в 878 году в Вышеграде, как раз в годы княжения Боривоя. Храм был посвящен святому Клименту, папе Римскому, чьи мощи Кирилл и Мефодий чудесным образом обрели в Корсуни, во время хазарской миссии.

В истории Чехии имена князя Боривоя и его супруги Людмилы также связаны со строительством Праги: именно при них начал строиться город-крепость Пражский Град на левом берегу Влтавы. В новом городе тоже был выстроен христианский храм Пресвятой Девы Марии, к неудовольствию упорных язычников. Многие старейшины чехов по-прежнему поклонялись Перуну, покровителю домашних животных Велесу, деревьям, камням и всевозможным идолам.

Примерно в 884 году в Вышеграде против Боривоя было поднято восстание, возглавляемое его родственником язычником Строймиром.

Князю Боривою с супругой Людмилой и двумя малолетними сыновьями пришлось бежать в Моравию. С помощью великоморавского князя Святополка Боривою удалось быстро подавить бунт и вернуться в свое княжество.

Муж Людмилы умер в 894 году от ран, полученных в сражениях. После его смерти 29-летняя княгиня Людмила взяла на себя управление княжеством до того времени, пока ее старший сын не достигнет совершеннолетия. У Боривоя с княгиней Людмилой было два сына - Спытигнев и Вратислав, которых отец воспитал как доблестных воинов.

Княгиня Людмила Чешская - первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках. По свидетельству ряда документов, она была хорошо образованна: знала греческий язык и латынь, владела славянской грамотой. Ее правление характеризуется как разумное и мудрое. Рано оставшись вдовой, княгиня Людмила заботились о вдовах, стариках и сиротах, не жалела средств на выкуп пленных соотечественников - в то время это был один из распространенных способов благотворительности.

Когда князем чехов стал старший сын Людмилы, Спытигнев, княжеская резиденция была перенесена в Пражский Град на левый берег Влтавы. К тому времени новый город был достроен и стал столичным.

Князь Спытигнев был храбрым и удачливым правителем, заставившим многих соседей считаться с чехами. Старший сын Людмилы погиб в 915 году на поле боя, когда Великая Моравия воевала с мадьярами (венграми).

После его гибели правление княжеством принял младший сын княгини Людмилы, Вратислав. В жены он взял дочь князя Браниборо-Стодеранского Драгомиру - привез ее из языческих земель. Перед свадьбой Драгомира согласились принять христианство, но по своему существу осталась язычницей. Властная и жестокая невестка с первых дней возненавидела Людмилу - «старая княгиня» была уважаема в народе, что вызывало ревность в молодой женщине.

В 921 году младший сын Людмилы, князь Вратислав, погиб в сражении с венграми и был похоронен с почестями в построенном им храме святого Георгия в Пражском Граде. Вратислав словно предчувствовал, что может не вернуться живым из той битвы с мадьярами. Перед тем как отправиться на войну, он в присутствии вельмож объявил наследником своего старшего сына Вячеслава.

Вячеславу было всего тринадцать лет, когда погиб его отец, и до совершеннолетия его регентом стала Драгомира. Больше всего она опасалась, что народ захочет вернуть на княжество Людмилу, она не верила, что княгине-христианке не нужны ни власть, ни богатство.

После смерти сына Людмила уехала подальше от Праги и поселилась в маленьком тихом городке Течине (Тетине), но ненависть Драгомиры настигла ее и там. Невестка послала из Праги в Течин двух бояр, которые подкупом нашли помощников и организовали убийство княгини. Людмиле Чешской на тот момент было около шестидесяти лет.

В ночь с 15 на 16 сентября 921 года убийцы окружили дом, разломали двери и ворвались в покои княгини Людмилы. «Так ли помните благодеяния мои?» - воскликнула она, по-видимому, узнав в боярах кого-то из пражских знакомых.

По преданию, когда княгиня Людмила поняла, что убийцы собираются ее задушить, она стала их умолять: «Лучше поразите меня мечом, чтобы по примеру мучеников пролилась кровь моя», но они ее не послушали.

В качестве орудия убийства бояре использовали вуаль княгини, которая на средневековых изображениях стала ее символом.

Людмилу Чешскую похоронили возле городской стены. Господь прославил место погребения Своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия на Пражском Граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела, и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в соборе святого Вита в Градчанах - главном храме Чехии, построенном внуком святой Людмилы - Вацлавом.

Судьба княгини Людмилы Чешской в чем-то перекликается с жизнью русской княгини Ольги, воспитавшей внука Владимира - крестителя Руси. Свою веру в Бога и знания княгиня сумела передать любимому старшему внуку - Вячеславу (Вацлаву) Чешскому, который стал великим правителем Чехии, много сделавшим для хрис­тианского просвещения своего народа и прославленным в лике святых.

Княгиня Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka českй země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. В конце XIX века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный собор святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 17 (541)

Ольга Клюкина

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyudmila-znachit-lyudyam-milaya
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Клюкина
Все статьи Ольга Клюкина
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09