Одиночество в Церкви. Что делать?

Новости Москвы 
0
757
Время на чтение 5 минут

Одинокие и до поры, до времени активные люди - очень полезные члены общины, можно сказать, ее тягловая сила. Парадокс в том, что присутствие и потребности их внутри общины как-то не замечаются. Одинокие мужчины и женщины зрелого возраста вообще не рассматриваются как отдельная категория лиц, нуждающихся в особом внимании. Правильно ли, что в следующий раз объектом внимания прихода такой человек станет, только когда превратится в лежачего больного? Об этой проблеме размышляет Ольга КИРЬЯНОВА.

Однажды, лет восемь назад, мне довелось побывать на свадьбе в одном известном московском приходе. Сплоченность большой общины этого храма подкреплялась еще и тем, что большая часть прихожан имела непосредственное отношение к среднему учебному заведению социального профиля, действующему при больнице, частью которой и являлся храм. То есть после венчания за столом в просторной трапезной собрались преимущественно педагоги и выпускники училища, а также люди, несшие различные приходские послушания по милосердному служению ближним. Таков вектор развития общины, который был задан настоятелем, являвшимся также духовником для подавляющего большинства присутствующих.

Собственно, и трогательная история знакомства и зарождения любви молодой пары была неразрывно связана с этой же сферой милосердного служения. Она много лет работала воспитательницей в детском приюте, щедро делясь с обездоленными малышами теплом своего нежного и доброго сердца, а он был новым сотрудником той же организации. Пришел, увидел и был покорен.

Атмосфера за свадебным столом царила оживленная и радостная, как и подобает на таком торжестве. После многочисленных напутствий духовных лиц, здравиц и многолетий, перемежаемых возгласами: «Горько!», слово попросила подруга невесты. «Я очень рада за Н., - сказала она, - И рада, что потерпел фиаско наш совместный план, составленный давным-давно на случай, если у нас обеих замуж выйти не получится. На этот случай мы с ней решили к старости съехаться и жить вместе в квартире одной из нас, чтобы сдавать вторую и жить на эти деньги».

Признаться, меня эти слова тогда поразили до глубины души, хотя, кажется, никто особенно над ними тогда не задумался - праздник продолжался дальше своим чередом.

Девушки, обладавшие природным здравомыслием, безусловно, нашли очень разумный выход. Двум женщинам в преклонном возрасте, действительно, легче выжить вместе, чем поодиночке. Но этот план с предельной резкостью обозначил трезвое понимание обеими того факта, что дела до них в старости не будет никому.

Напомню, девушки имели непосредственное и долговременное отношение к приходу, внебогослужебная деятельность которого была направлена именно на милосердное служение ближним. Но, похоже, обе не особенно на это рассчитывали в отношении самих себя.

Проблема возникла не вчера. Давайте признаемся честно, одинокие и до поры, до времени активные люди - очень полезные члены общины, можно сказать, ее тягловая сила. Именно они, как правило, составляют активный приходской костяк. У них есть время и возможность посвящать себя различным послушаниям - от мытья церковных полов, до преподавания в воскресной школе и патронажного ухода за лежачими больными. Как правило, на каждый новый призыв о помощи со стороны Церкви такие люди откликаются очень искренне и горячо, потому что хотят быть нужными и востребованными. В основной массе, конечно, это женщины в возрасте от 25 - 55 лет. Самый активный и творческий период жизни они по зову души самоотверженно посвящают Церкви. Но постепенно жизненные силы сходят на нет, подступающая старость со своими болячками делает их менее активными, менее динамичными, порой и менее сообразительными. При этом, вопрошаю с горечью, не менее ли нужными и значимыми для прихода?

Парадокс в том, что присутствие и потребности одиноких мужчин и женщин зрелого возраста внутри общины как-то не замечаются. Они вообще не рассматриваются как отдельная категория лиц, нуждающихся в особом внимании. В самом деле, когда рядом так много нуждающихся - многодетные семьи, с трудом сводящие концы с концами, инвалиды и тяжело больные старики - как-то непонятно, в каком особом внимании и участии нуждается взрослый, самостоятельный и внешне самодостаточный человек.

Разумеется, есть на приходах кружки по интересам, воскресные школы для взрослых, любительские хоры, экскурсии и т.д. Но, все это, в основном, для неофитов. Человек, деятельно проживший в приходе не один десяток лет, как правило, прочитал большинство нужных духовно-просветительских книг, объехал доступные святые места, занял прочную позицию на клиросе или же, наоборот, убедился в своей полной неспособности к этому служению. Он знает и понимает гораздо больше, чем среднестатистический прихожанин. Хорошо еще, если мудрый настоятель привлечет такого человека к посильному несению труда приходского консультанта, что позволит еще какое-то время помогать приходу. Но, как правило, такую деятельность поручают более молодым, чтобы набирались опыта, а со временем становились новым костяком приходского актива.

Наступает момент, когда пожилых одиноких людей, бывших общинных активистов, с приходом начинают связывать только горизонтальные дружеские каналы общения - с давно знакомым батюшкой или себе подобными ровесниками. И это в тот момент, когда они острее всего начинают ощущать свое одиночество. Но батюшек, порой перемещают, ровесники уходят. А новые люди прихода ничего не будут знать о том, кто и когда здесь трудился.

К сожалению, существует большая вероятность того, что в следующий раз объектом внимания прихода пожилой одинокий человек станет только тогда, когда превратится в лежачего больного. Но в помощи и поддержке такой человек начинает нуждаться гораздо раньше.

В советское время на предприятиях была своя система поощрения ветеранов производства. Была доска почета, куда вывешивали их фотографии. Был институт шефства, когда пожилой и опытный мастер становился наставником молодого. Было чествование ветеранов на заводских праздниках и персональное приглашение их на различные культурные мероприятия. Существовала, простите за прагматизм, система выдачи продовольственных наборов к праздникам, где присутствовали деликатесы, пенсионеру не всегда доступные. А самое главное - имена ветеранов знали, о них отзывались с уважением и приводили в пример молодым. Честное слово, жаль, что эта система попечения о стариках ушла в прошлое. Стоило бы нечто оттуда и позаимствовать.

Коснусь и еще одного больного вопроса. В жизни одинокого старика рано или поздно наступает момент, когда он уже не в силах себя обслуживать самостоятельно, при этом не являясь лежачим больным. Но весь мир для него сужается до размеров квартиры. А еще он попадает в зону риска, становясь как владелец недвижимости объектом пристального внимания криминальных структур.

Революция уничтожила институт приходских и монастырских богаделен. Сегодня он только возрождается, с большими трудностями. Количество людей, которое способны принять немногочисленные церковные старческие приюты, невелико. А потребность в этом огромна общество стремительно стареет. Бизнес, уже «просекший тренд», стремительно заполняет нишу коммерческими приютами и домами престарелых. В одном Подмосковье их действует уже более десятка. Но пациентов туда, как правило, отвозят родные, которые и оплачивают пребывание.

Порой в голову закрадывается крамольный вопрос: почему же Церковь остается в стороне от проблемы? Убеждена, что многие люди с радостью оплачивали бы уход за стариками именно церковным геронтологическим структурам. И если монастырям в большинстве случаев такая деятельность сейчас не под силу из-за нехватки рук, то для приходов создание приютов представляется задачей более посильной - при отсутствии специального помещения хотя бы в формате аренды многокомнатной квартиры или дома, где могли бы жить призреваемые.

Это сразу создает дополнительные рабочие места для прихожан - врачей, нянечек, поваров. Да и сами одинокие старики с бо́льшим доверием переселялись бы в такие приходские церковные приюты, получая там уход и заботу в обмен на, скажем, наследование приходом их квартиры. Между прочим, пять-шесть таких пациентов, опекаемых общиной, могли бы своим взносом в виде недвижимого имущества здо́рово продвинуть программу строительства новых храмов в Москве - квартиры в столице нынче дороги. А имена их были бы вписаны в синодик на вечное поминовение в нововозведенном храме.

Разумеется, здесь есть много разных рисков. Так не стоит ли подумать над проблемой с привлечением юристов, врачей-геронтологов и других профильных экспертов, чтобы совместно выработать ее решение? Время уже не ждет.

Ольга КИРЬЯНОВА

http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/22642/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Кирьянова
«Невозможно представить себе Россию без Православия»
О Рождественских чтениях, переименовании Курил и грядущих церковных праздниках
02.06.2022
Бог не в силе, а в правде!
На Сахалин доставили мощи святого князя Александра Невского
20.07.2021
«Лаврское древлехранилище - музей в полном смысле слова»
Интервью хранителя древлехранилища Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Романа Катаева
14.09.2018
Все статьи Ольга Кирьянова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28