29 августа (16 по старому стилю) Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа. Вспоминая об этом событии, нельзя не упомянуть о наиболее чтимой в митрополии иконе Спаса Нерукотворного, которая пребывает в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова и издавна считается покровительницей всей Саратовской земли.
Запечатленный лик
По преданию, во времена земной жизни Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгарь. Он заболел проказой. Узнав о великих чудесах, творимых Господом, Авгарь послал к Нему своего живописца Ананию. Анания пришел в Иерусалим и пытался издали написать образ Христа. Спаситель, видя его неудачные попытки, попросил принести воду и плат (убрус), затем умыл Свое лицо и вытер его убрусом, на котором запечатлелся Его лик. Анания передал Нерукотворный образ царю Авгарю, который при виде лика Христа сначала исцелился частично, а после крещения - полностью. Сам образ был очень почитаем в Едессе. Плат поместили над городскими вратами. Когда один из правителей после Авгаря вернулся к язычеству, образ пришлось заложить камнями в нише городской стены, чтобы не допустить его поругания. Со временем место это было совершенно забыто. В 544 году во время осады города войсками персидского царя Хозроя едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике - глиняной доске, закрывавшей убрус. После общегородского молебна перед образом войска неприятеля неожиданно сняли осаду и спешно покинули пределы страны. Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года, когда византийский император Роман Лакапин добился передачи Нерукотворного образа Византии и с великими почестями перенес его в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. По преданию, его похитили крестоносцы, когда во время IV крестового похода грабили Константинополь. Но традиция ежегодно праздновать перенесение Нерукотворного образа из Едессы в Константинополь осталась.
Святыня земли Саратовской
В восточной иконописной традиции существовали два основных вида изображений Нерукотворного образа - Спаса на убрусе и Спаса на чрепии (т. е. керамике). Эти изображения оглавные (только лики). Икона Свято-Троицкого собора относится к типу «Спас на убрусе». Саратовские краеведы полагали, что ее принесли с собой стрельцы, основавшие наш город в конце XVI века.
Издавна этот образ был чтимой святыней. Особо стали почитать икону после одного события 1812 года, когда рязанский купец Яков Михайлов, исцелившись от опасной болезни, написал об этом своему саратовскому приказчику с просьбой отыскать образ Спасителя над южной дверью Троицкого собора и сделать на этот образ ризу. Икону отыскали и внесли внутрь храма; как отмечал саратовский краевед В. П. Соколов в своей книге о Троицком соборе, изданной в 1904 году, «приказчик сделал ризу сребропозлащенную и отслужил перед образом благодарственный молебен». С тех пор молебны и акафисты Спасителю служились перед этим образом ежедневно, как в храме, так и в частных домах. Со временем на окладе иконы появились «подвесы» из чистого серебра - благодарственные дары тех, кто получал исцеления, молясь перед нею. Почитание образа Спаса Нерукотворного было столь велико, что в XIX веке с него было сделано несколько копий для христолюбивого воинства, в частности, для солдат, отправлявшихся на Русско-турецкую войну 1877-1878 годов. Еще одна точная копия была изготовлена для того, чтобы вывозить ее на требы в дома горожан.
Начавшиеся после революции гонения на Церковь не прошли мимо образа Спаса Нерукотворного. После закрытия в 1934 году Троицкого собора обе иконы - и древний образ, и список с него - у Церкви изъяли и передали в Саратовский краеведческий музей. Одна из икон была безвозвратно утрачена. Когда в 1942 году Свято-Троицкий собор вновь открыли и вернули ему сохранившийся образ, никто не мог с уверенностью сказать, та ли это икона, которую некогда принесли в наш город стрельцы, или же ее позднейшее воспроизведение, выполненное в XIX веке.
Свет сквозь тьму
Загадка разрешилась после того, как в 2004 году началась масштабная многолетняя реставрация Троицкого собора и его чтимых икон. В серьезной реставрации нуждался и этот образ: с течением времени он потемнел настолько, что лик Спасителя был едва различим. Появилось даже предание о том, что только чистые сердцем могут рассмотреть образ.
- В этом предании есть своя правда и очень глубокий смысл: Бог невидим, но Он всегда видит всего человека, - считает нынешний Епископ Покровский и Николаевский Пахомий, который был настоятелем Свято-Троицкого собора с 2003 по 2011 год. - Поэтому, подходя к иконе, прося чего-то у Бога, нужно прежде всего всмотреться в свое сердце, которое видит Господь. Нет ли там вражды, зависти, неправды, других страстей, которые отделяют нас от Него?
Работа реставраторов с иконой продолжалась три года. В ней принимали участие настоящие мастера своего дела, лучшие специалисты из Москвы. Среди них - реставратор высшей категории ГосНИИР Евгения Кристи, ведущий реставратор музея Андрея Рублева Борис Еремин, известный художник-реставратор Борис Криницын, который рассказал о ходе работ в статье «Возрождение Спаса», опубликованной в журнале «Православие и современность», 2007, № 4 (20). Он вспоминал: «Поздно вечером, когда жизнь в храме уже замерла, икону бережно достали из киота и перенесли в импровизированную реставрационную мастерскую. Когда с иконы сняли оклад, и она оказалась под ярким светом, все, кто стоял перед ней, пережили чувство, далеко выходящее за границы реального: у всех на глазах Спас преобразился. Темнота иконы стала постепенно растворяться и исчезать, как будто внутри нее появился собственный свет и стал рассеивать тьму. То, что раньше приходилось рассматривать, напрягая зрение, о чем приходилось только догадываться и домысливать, вдруг предстало перед нами ясно и во всей полноте. Всем открылся величественный образ пронзительной силы. Рисунок форм поражал своим совершенством и выверенностью пропорций. В нем была та монументальность и отрешенность от земного мира, которая так характерна для классической русской иконы. В этом проявлении иконы, произошедшем на наших глазах, была неожиданность чуда, и это потрясение надолго осталось в памяти... Когда икону снова вставили в оклад, изображение опять погасло, и мы по-прежнему видели едва различимые очертания внутри темного силуэта. Икона показала нам, какой она может быть, и снова скрылась в тревожной темноте».
Криницын также вспоминает, какое впечатление произвела икона на ведущего реставратора музея Андрея Рублева Бориса Петровича Еремина: «Он не мог понять, как при сохранности изображения лика не более чем на 30-40 процентов образ выглядит так мощно и впечатляюще. Даже те многочисленные ожоги, разрывы холста, утраты красочного слоя, записи - всё постепенно притерлось друг к другу, имело свою внутреннюю взаимосвязь и вместе с оставшимся изображением представляло единый целостный образ, вобравший в себя долгую жизнь». На вопрос о хотя бы предположительном времени написания иконы мастер ответил так: «Образ настолько значительный, что время написания этой иконы не играет никакой роли. Шедевры писались и в XVI, и в XVII, и в XIX веках. Цените то молитвенное общение, которое сразу возникает при соприкосновении с этим образом». Но в ходе реставрационных работ удалось установить время создания иконы более точно. Образ Спаса Нерукотворного был написан в конце XVII - начале XVIII века. Возможно, первоначально он был воинским знаменем. Протоиерей Михаил Беликов, автор книги «Старый собор и Старый город», посвященной Свято-Троицкому собору (которую мы представляли читателям в прошлом номере нашей газеты), высказал предположение, что это было одно из знамен, принесенных в Саратов новым стрелецким гарнизоном, разместившимся здесь в 1671-1672 годах. Отец Михаил предполагает также, что это могло быть не воинское знамя, а церковная хоругвь.
Мастерам-реставраторам удалось справиться с поставленной задачей. Возрождение Спаса и его возвращение в отреставрированный Свято-Троицкий собор стало событием огромной важности как для прихожан этого храма, так и для жителей всего города.
Ныне в Троицком соборе Саратова 29 (16) августа - день Перенесения Нерукотворенного образа - отмечается почти как престольный праздник. Образ Спас Нерукотворный находится в нижнем Успенском храме собора, справа от алтаря.
Газета «Православная вера» № 16 (540)
Оксана Гаркавенкоhttp://www.eparhia-saratov.ru/Articles/preobrazhenie-spasa