Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Новый пастырь. Владыка Феофан - о том, чем будет заниматься в Татарстане

Митрополит Казанский и Татарстанский  Феофан  (Ашурков)Татьяна  Сидорова, АиФ Казань

10.08.2015

Новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан в эксклюзивном интервью АиФ-Казань рассказал о том, как будет повышать авторитет церкви в Татарстане, нескромных обителях и о себе.«Назначение в Казань было для меня неожиданным. Но мы, монахи, даём клятву служить не за страх, а за совесть там, куда направят. Город встретил приветливо. Моя первая проповедь получила живой отклик прихожан», - говорит митрополит Татарстанский и Казанский Феофан. Владыка работает в Казани чуть более трех недель. Свое первое интервью он дал «АиФ-Казань».

О дороге к храму

АиФ-Казань: - Давно в Благовещенском соборе не звучала столь проникновенная речь пастыря, которую до сих пор обсуждают. Можно ли считать её программным заявлением?

- На то и проповедь, чтобы думать и обсуждать. Только не надо передёргивать, вырывая слова из контекста. Все мы живём в огромной просторной квартире, имя которой Россия. Татары комфортно чувствуют себя и в Москве, и в моей родной Курской области. Столь же комфортно, как дома, должны чувствовать себя русские в национальных республиках, в том числе в Татарстане. Люди разные по цвету глаз, по вере, традициям, по именам, в конце концов. Общее у них то, что все они - граждане одной страны.

Митрополит Феофан приехал в Казань накануне празднования Казанской иконы Божией Матери. Фото: АиФ-Казань/ Ольга Любимова

 

Не хотелось бы, чтобы кто-то считал себя лучше или хуже, чем другие по национальному признаку. Россия сильна единством. Особенно сейчас, когда такие необоснованные нападки на нашу Родину, когда столько желающих подмять её, обескровить, превратить в некую «подстилку» в однополярном мире. Единение необходимо для укрепления российской государственности. Уверен, что никто из россиян не желает жить в слабой «второсортной» стране. Я пять лет служил за рубежом. Там всех выходцев из СССР, независимо от национальности, называли русскими.

 

Предвидя ваш следующий вопрос, сразу скажу: нам с мусульманами делить нечего. Мы не братья по вере, но у нас много общего. Мы верим в Единого Бога, каждый по-своему, мы признаём вечность души, будущую ответственность за дела, поступки и помыслы в земной жизни. Столетиями христиане и мусульмане жили бок о бок на одной земле. Нет в мире другой страны с такими давними традициями. И при царской России мусульман возводили в дворянское достоинство, приближали к трону, прислушивались к их мнению, строили мечети. А сегодня разве мало мусульман в руководстве страны, в бизнес-элите? Я уж не говорю о степени их представительства в эшелонах власти национальных республик Поволжья, Кавказа... Россия не делит граждан на «наших» и «не наших».

Национализм -путь, ведущий в никуда. Как социальное явление он, к сожалению, присутствует. Но в современном мире невозможно гетто, где только национальный язык, культура, традиции.

- Согласитесь, что на другом пути тоже немало опасностей!

- И главная из них - грубый материализм под маской либерализма. Какой истинно верующий православный или мусульманин может принять западную модель однополых браков? Это неприемлемо для наших религий! Но России навязывают такую «моду» в виде пробы на демократию и толерантность (кстати, не люблю этого слова!). Если не примет, значит, вне цивилизованного мира. Вот против чего надо всем вместе бороться, отстаивая свои нравственные ценности, А если поодиночке, то просто задушат! 

- Вы уже встречались с муфтием?

- Да, встреча состоялась. Думаю, что у нас сложатся хорошие отношения как деловые, так и личные. Планирую посетить Исламский университет, чтобы ознакомиться с постановкой учебного процесса. Нам это пригодится. По моему глубокому убеждению, в Казани необходимо возродить Духовную академию. 4 августа вызвал проректоров Духовной семинарии, обсудили текущие вопросы. Встречусь в самое ближайшее время и с преподавательским составом. Возрождение Академии не только акт исторической справедливости, но и повышение статуса Татарстана, причем не только православного статуса. Казань обоснованно претендует на роль третьей столицы страны. Духовная академия действовала здесь до 1920 г., а сколько времени она просуществовала после этого по квартирам профессоров - одному Богу известно и была одной из лучших в России. Почему же мы должны отказываться от такого богатого наследия? Оно должно работать не только на РПЦ, но и на имидж республики как духовный, научный и образовательный центр. 

- Пока что не реализовалась идея даже об открытии женского Духовного училища...

- Не всё сразу делается! Но кропотливая работа с Божьей помощью обязательно приносит плоды.

 

ДосьеМитрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Иван Ашурков) родился в г. Дмитриеве (Курская обл.) в 1947 г. Окончил московские Духовную семинарию, Духовную Академию, кандидат богословия. Отмечен многочисленными государственными и церковными наградами.- Устраивает ли вас соотношение храмов и мечетей в РТ?

 

- Я пока не изучал этот вопрос. Но дело, думаю, не в том, сколько и чего построить. Главное - миссия проповеди. Тут всё зависит от духовенства, в первую очередь, от епископа. Однако и народ, если хочет сохранить свою идентичность, должен проснуться, показав своё отношение к вере отцов. Где наши ориентиры? Куда мы идём? Вера - это выбор души. Мы лишь слуги Божьи, поводыри взыскующих душ.

Про реституцию и образование

- Говорят, что вами выдвинут ультиматум насчёт возвращения резиденции в Кремле.

- Я не приемлю ультиматумов, чему свидетельство моя биография. Не служил бы тогда в очень ответственных точках страны и зарубежья. Пять лет работал в Израиле, лицом к лицу с арабским миром. Посещал знаменитые мечети, общался с исламским духовенством, у которого тоже хватает проблем. Я признаю спокойный взвешенный диалог. Вот и насчёт юридически обоснованного возвращения церковной собственности в Казани необходим такой же диалог с властью.

- Преподавание основ православия в школах вас интересует? Будете ли встречаться по этому поводу с общественными организациями?

- И этот вопрос пока выведем за скобки. А интересоваться я обязан всем. Не с каждой общественной организацией получаются продуктивные диалоги. Мы уже занимаемся этой проблемой с теми, от кого зависит принятие решений. Опять же спокойно, без лишних эмоций. А дальше - всё в руках Божьих.

Новый пастырь на богослужении в Благовещенском соборе Казанского кремля. Фото: Татарстанская митрополия

- Насколько усилится миссионерская деятельность в Татарстанской митрополии?

- Я не хочу по этическим соображениям давать оценку деятельности своего предшественника. Так что эту тему закроем сразу. Но любой человек, назначенный на любой ответственный пост, ответит: да, активизирую. А иначе зачем его назначили? Я должен делать то, к чему призван.

- Вы получили от руководства РПЦ какие-нибудь инструкции, наставления перед назначением в Казань?

- Разве это не общепринятая практика? Разумеется, передо мной поставлены задачи. Мой опыт служения, личные взгляды и глубокая вера позволят, надеюсь, не допустить ошибок. По мере сил буду способствовать укреплению авторитета РПЦ в регионе.

- Авторитет укрепляется и образом жизни священства. Некоторые нескромные батюшки на крутых иномарках раздражают небогатую паству. Вы займётесь «чисткой» рядов?

 


- Когда сменяется высокое начальство, даже в аппарате Президента РФ, все чиновники пишут заявления об отставке. А новый руководитель решает, кого оставить или уволить. Это чисто рабочие моменты. Почему же у нас должно быть по-другому? Своё мнение по поводу иномарок я высказал на собрании с духовенством, куда пригласил всех.

 

- Монастыри, особенно в Раифе, всё, что угодно, только не смиренная обитель. Кое-кого из важных персон там даже венчали в Великий пост, что возмутило верующих, от которых ничего не скроешь.

- Прежде чем давать оценку, надо вникнуть. Но монастыри должны быть монастырями. Прямо скажу: некоторых монахов, которые служили на приходах, я отправляю в обители. Они давали перед Богом клятвы, обеты, пусть выполняют. Мой принцип: монахи должны жить в монастырях. Я сам 8 лет жил в монастыре Троице-Сергиевой лавры. Смиренно мыл полы, посуду, чистил ковры в алтаре, раздувал кадило, не чурался никакой работы. Она не наказание, а послушание. В Казани я сразу отказался от ненужной прислуги в Епархиальном управлении. Всем сказал: «Так не пойдёт, братья!», увидев, что кто-то кому-то тарелку супа подносит. Сам возьми, сам убери за собой, тут не ресторан. Слава Богу, что кушаем.

- Вы за аскетизм?

- В полной мере не могу назвать себя аскетом. Но я - за нормальный образ жизни. Не дело, если тебя кто-то обслуживает, если сам в состоянии. Писание учит нас скромности.

Про прессу и фамилию

- Как вы относитесь к нападкам в некоторых СМИ и вообще к контактам с прессой? Ваш предшественник их избегал.

 


- К нападкам отношусь спокойно. Чем-то ведь надо заниматься вашим коллегам...Лето, новостей мало, а тут приехал новый владыка, как бы его «разоблачить» поскандальнее... Смешно и грустно. Скоро хочу собрать пресс-конференцию, пригласить всех. Чтоб нападали, глядя мне в глаза, а не из-за угла с кривой берданкой. Отвечу на любые вопросы при свидетелях, сам о многом спрошу. То есть произойдёт обмен мнениями, он всегда интересен обеим сторонам. Профессия журналиста, к сожалению, испоганена. Вместо того, чтобы честно информировать общество, некоторые СМИ предпочитают распространять слухи и домыслы.

 

- Татарские националисты не рады появлению в Казани сильного пастыря. Вы к нам надолго?

- Я действительно сменил немало кафедр. Служил и в Израиле, и в Магадане, и в Ставрополе... В Казань приехал из Ульяновска. Рассчитываю здесь задержаться, так что о временном пребывании речи не идёт, учитывая сложность стоящих передо мной задач.

- Вы русский человек? В некоторых СМИ утверждают, что ваша светская фамилия мусульманского происхождения.

- «Поскреби русского, найдёшь татарина»? (смеётся). Я родился на исконно русской Курской земле. Родословную свою знаю. Да пусть пишут, если больше не о чем! За уши можно подтянуть кого и куда угодно.

На открытиии выставки, посвященной Казаснкой иконе Божией Матери. Фото: Татарстанская митрополия

- Вы собираетесь встречаться с кряшенами, старообрядцами?

- Что значит «собираюсь»? Старообрядцы - носители наших религиозных убеждений, плоть от плоти, кровь от крови христиане. Кряшены - такие же братья по вере. Все они моя паства, я обязан вести пастырское служение.

- Согласны, что лучше хоть во что-то верить, чем не верить ни во что?

- А если кто-то верит в Сатану? Есть и такие секты. Христос изгонял бесов, сказав: «Мне доставалось, и вам достанется!». Сатанизм - антивера. В РТ всяких сект хватает, я знаю.

Про себя

- С чего начинается и чем заканчивается ваш день?

- С молитвы, ею же и заканчивается. В течение дня много работы с документами, много посетителей. Вот сейчас закончим беседу, на очереди - целая делегация. Ритм напряжённый. Но по вечерам стараюсь не нарушать свою привычку читать. Не только Писание, не только труды отцов церкви, но и классиков литературы, философии. Возраст у меня такой, что не могу себе позволить читать всё подряд, только выборочно, целенаправленно, чтобы для ума, а не ради развлечения.

- Если любите философию, то как вам пророческий труд Освальда Шпенглера «Закат Европы»? Он давно предугадал полную расхристанность Запада.

- Европа в нравственном закате. Потеряны ориентиры, всё это не к добру. Для каждого здравомыслящего, даже неверующего человека - непонятно и неприемлемо. А уж для верующего - вдвойне. Вымрем ведь, если извращения и патологии станут нормой!

- Свой пастырский крест вы несёте со времён государственного атеизма. Не кажется ли вам, что религия тоже стала сегодня чем-то вроде моды? У молодёжи к ней поверхностное отношение.

- Вера сильна, когда проходит через трудности, испытания. Сколько неимоверных тягот вынесла РПЦ! Три первых века христианства - сплошные страдания, люди умирали за веру! Святой Тертуллиан сказал, что кровь мучеников - семя христианства. Сегодняшняя мода на религию - пена, она схлынет. Вспомните, в 90-е все, вроде бы, обратили взоры на храмы, да и на мечети тоже. Это было в новинку. Потом произошло переосмысление, кристаллизация. Религия - не винегрет, который каждый может съесть. Надо работать над собой, трудиться духовно. Кому-то некогда, кто-то утратил интерес. Но если интерес был глубоким, осознанным, душа нашла дорогу к храму. 

- Трудно ли быть монахом в современном мире?

- Сверхтрудно. Повсюду достаёт мирское. Интернет, ТВ, радио...Я не имею права их игнорировать, потому что в силу своего положения обязан ориентироваться в текущих событиях, быть в курсе всего. Хотя бы для того, чтобы общаться с журналистами.

http://www.kazan.aif.ru/society/novyy_pastyr_vladyka_feofan_-_o_tom_chem_budet_zanimatsya_v_tatarstane



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме