Профессор Чернышев: Подтверждает ли учёная степень дворянский титул?

Бывший СССР 
0
564
Время на чтение 21 минут

Православие обладает полнотой смысла и невозможно и недопустимо размениваться на разные "фирменные фишки", - об этом и многом другом поведал в интервью профессор Виктор Михайлович Чернышев...

Виктор Михайлович, Вы стали первым в нашей стране светским преподавателем, т.е. мирянином, который удостоен научного звания профессора богословия. К тому же произошло это в день памяти Нестора Летописца в юбилейный , 20-й, год возрождения одной из старейших духовных школ - Киевской Духовной Академии. Все эти годы профессорское богословское звание присваивалось исключительно духовенству. Свидетельствует ли это знаменательное событие о возрождении старинных дореволюционных традиций, когда представители знатных отечественных фамилий трудились на церковной научной ниве?

Если говорить, что профессором я избран именно в юбилейном году открытия Киевской Духовной Академии, а точнее, её возрождения, то, действительно, одним из первых я получил это звание. В контексте изучения богословских дисциплин мы найдём много имён, значимых, в том числе, и в возрождении дореволюционных традиций через представителей знатных отечественных фамилий. Под номером один - профессор Н.П. Лопухин с его пространным комментарием Библии, изданным под названием «Толковая Библия» в 1904-1907 гг. Барон Иван Феофилович Мейендорф с его уникальным трудом о св. Григории Паламе; дворянин, профессор Николай Дмитриевич Тальберг - автор «Истории русской Церкви».Еще одно имя замечательного, увы, поневоле зарубежного богослова, родственника князей Рюриковичей Лобановых-Ростовских, Николая Сергеевича Арсеньева, профессора Свято-Владимирской академии в Нью-Йорке, преподававшего на русском языке в англоязычной среде, автора книг по истории богословия, религии. Арсеньев видит историю человечества как путь непрерывного духовного томления о непреходящем. Единственный возможный выход, по мнению Николая Сергеевича, в духовном дерзновении. Как это созвучно духовному настроению современной России, ибо страшны не выкрики шумных агитаторов, а именно недосягаемость, отдалённость Бога. В осмыслении страдания, объединяющего нас с Богом, видит Арсеньев смысл жизни во Христе. Примечательны труды «История Русской Церкви», «Русские святыни и древности» в трёх томах известного русского агиографа графа Михаила Владимировича Толстого (1812 - 1896 гг.), сотрудника журнала «Богословский Вестник». Так же труд «Католичество и Священное Предание Востока» князя Александра Волконского, изданный в Риме в 1933 году. Там князь, внук декабриста, принял сан католического священника. Это, наверное, не случайно, ведь декабристы были врагами монархии, точнее, правления Романовых. Поэтому, скорее всего, представитель династии Рюриковичей, князь Волконский, в поисках единства христианской Церкви, не находя в Западной Европе старообрядческих традиций, близких Рюриковичам, предпочел отказ от того православия, которое культивировалось в СССР. Хочется верить, что князь-священник от православной сути русского человека не отказался...
Из воспоминаний наших эмигрантов, изданных уже здесь, на Родине, запомнился штрих к портрету князя-священника: «Желая угостить гостя, князь приносил чёрный хлеб, сало, немного горчицы». Трудно, очевидно, сломать свою «русскость» - ментальность нашей широты души... Несмотря на то, что сам избегаю мясной пищи, я бы сказал - это «древнерусская комбинация». Кстати, князь Волконский написал очень хорошую книгу по украинскому вопросу, и, по мнению специалистов, лучше этой базовой классической работы, объясняющей исторические неточности в украинской истории, никто не проделал.


Понимаю, что Ваш вопрос касается не только известных в православной церкви профессорских фамилий, но и православных святых знатного происхождения. В этом случае список следует возглавить святым равноапостольным князем Владимиром и бабкой его княгиней Ольгой, далее - первые князья страстотерпцы Борис и Глеб, первый князь-монах Никола Святоша, мощи которого сохранились в Ближних Лаврских пещерах. Заканчивается этот длинный список святых земли русской царственными страстотерпцами и новомучениками ХХ века. Ведь славится русская фамилия прежде всего богатством духовным. Уход в монашество многих державных мужей прошлого был так же естественен, как единство Православной Церкви и Русского государства. Поэтому для меня присвоение звания профессора богословия является символичным, как свидетельство восстановления целостности восприятия Русского мира.

Среди научной русской элиты во всем мире бытует мнение, что следует возродить ещё одну важную составляющую поощрения патриотического духа лучших людей государства - вслед за присвоением научного звания, что ранее соответствовало титулу за заслуги перед Отечеством, необходимо материальное поощрение в виде земельных наделов. Таким образом, постепенно разрешился бы вопрос предотвращения вымирания деревень. Ваше мнение?

Я знаю о несбывшемся при жизни желании профессора истории князя Алексея Павловича Щербатова (1910-2003 гг.), который поневоле стал гражданином США, но при этом ему удалось сохранить русский титул в своём американском паспорте. Идея князя-профессора заключается в возрождении института дворянства как служилого класса, который бы не с целью личного обогащения, а искренне служил родине. Именно так обстояло дело с русским дворянством, игравшим большую позитивную роль, пока все не разрушилось в 1762 году, когда Петр III и Екатерина Великая дали «Вольность дворянству», освободив его от обязательств перед Отечеством. До появления этого документа дворяне служили наравне с крепостными. Произошла социальная перестройка, дворянство потеряло связь с собственной страной. Тогда же начали вывозить капиталы: многие покупали имения во Франции, Италии, Германии. Конечно, возрождение такой прослойки ляжет определенным грузом на президента и его соратников. И если президент примет идею возрождения служилого класса, то в будущем это окупится, более того, принесёт дивиденды: государство получит сограждан, искренне ратующих за процветание и благосостояние родины за что, по мнению князя Алексея Павловича Щербатова, необходимо давать поощрение: материальное - земельные наделы, моральное - титулы. Князь предлагал начать с военных, от майора и выше, с университетских профессоров мирового масштаба, словом, поощрять тех, кто способствовал бы престижу страны. Как только укрепится статус этого социального слоя, появится стимул удержать своё положение. И, как следствие благодарности государству, помогшему подняться, возрастёт и моральный уровень, и чувство патриотизма.

Сегодня, как известно, идея возрождения института Дворянства воплощается стихийно. В Москве уже существует три дворянских объединения. Там заводят регистрационные книги и присваивают титулы всем желающим, не заботясь о документальном подтверждении: в столице уже пять тысяч князей и графов!.. В Киеве этот процесс не так стремителен. До революции дворян было гораздо меньше. В Дворянское собрание США, возглавляемое князем Алексеем Павловичем Щербатовым, входит всего лишь около сотни дворянских фамилий, да и в лучшие времена настоящих дворян насчитывалось не более ста пятидесяти. Князь был убежден в том, что когда число титулованных особ перейдёт за пределы разумного, то интерес к «приклеиванию званий» пропадёт. И как только осядет взбаламученная волной увлечения титулами тина, настанет время государству взять этот процесс под свой контроль. Выплеснутая за пределы родины русская эмиграция сумеет помочь в этом патриотическом начинании, как смогла она сохранить не меньше моральных, духовных и культурных ценностей, чем оставшиеся на территории Руси сами Россия, Украина, Беларусь, страны Балтии и Кавказа.

И ещё хочется добавить, что пока, как пел наш православный бард Игорь Тальков, упырь с главной площади страны не будет убран - страна не сможет уйти от многих проблем. Это проблема мистическая. Именно мавзолеем наказал Бог Ленина. Он висит между небом и землёй - злой гений нашей страны - он не закопан и, даже, не кремирован, благодаря этой

человеконенавистнической идеологии, носителями которой являются коммунисты. Не случайно А.И. Солженицын в своем "Раковом корпусе" писал, что коммунизм - это раковая опухоль в истории развития человечества. Если нацисты ненавидели по расовому принципу, то коммунисты - по классовому. Но те и другие человечество ненавидят. А дьяволу всё равно, кого и за что ты ненавидишь - лишь бы не грех. Носители этой идеологии до сих пор насмерть стоят против захоронения или кремации своего кумира, своего идола.

Ваш научный интерес преимущественно в области сектоведения. Существует суждение, что свободомыслие в России ХІХвека, называемое вольнодумством, привело не только к появлению разного рода политических партий внутри монархии, но и к возникновению многочисленных сект. Деятельность их считалась преступной. Витоге, этопривело к катастрофе - падению монархии и захвату власти группой политических авантюристов. Что произошло с сектами в революционной России и тоталитарном советском государстве?

Православие, как известно, никогда не ищет редукции к тому минимуму, который предлагает ему сектантский мир. Поскольку Православие обладает полнотой смысла, размениваться на «языки», «субботу», «хлебопреломление» и другие «фирменные фишки» очередной секты - совершенно невозможно и недопустимо.

Миной замедленного действия стал царский указ 1905 г. «Об укреплении веротерпимости», тогда же Церковь была как бы обезглавлена - не было тогда Патриарха. Всё это давало зелёный свет к разного рода активизации сектантских новообразований в стране. И они этим всецело воспользовались.

Сегодня много интеллигентных людей приходит в наши храмы. Некоторые, придя в храм, стараются привнести и своё понимание церковной традиции. Как им «хочется», как им «видится», как, с их точки зрения, будет «правильнее». Откуда они почерпнули свою «правильность»? Верующий неофит буквально всё, что слышит и видит в храмах, принимает за истину в последней инстанции: мол, то, что говорят церковные люди, и есть, собственно, Православие в чистом виде. Также и книга: если продаётся в храме, то какие могут быть сомнения? Ведь она издана по благословению епископа или архиепископа, следовательно, она всецело православная. А случаев фальсификации сегодня немало. Бывает, на книге значится «по благословению архиепископа такого-то», а сам он никогда этот опус не видел. В любом случае, православному следует помнить, что люди - это только люди, и каждый из нас не свободен от предубеждений, интерпретаций, собственных представлений о том, что хорошо, а что не очень хорошо. Единственным критерием истины здесь может быть только мнение Церкви, выразителем которого является священнослужитель, а не бабушка, псевдостарец, «прозорливец» и т.п. Из слепого доверия всему и всем, что находится в храме, развивается то, что в лучшем случае можно назвать «православным фольклором», а в худшем - магизмом и оккультизмом. Сегодня нередко приходится видеть в храмах странных людей, которые, растопырив пальцы и закрыв глаза, долго стоят перед иконой и читают мантру, тем самым «подпитываясь положительной энергией». И никому в голову, за редким исключением, не приходит считать подобные «энергетические подпитки» проявлением православного духа по той лишь причине, что они имеют место в православном храме.

Поэтому существуют два различия в понятийном аппарате религиозности людей: верующие и верные. «Верующим» сейчас быть модно, и многие называют себя верующими. Понятие «верный» используется в крупнейших религиозных направлениях: христианстве, исламе, буддизме, иудаизме. Оно ясно указано в Новом Завете: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19). «Проходя же по городам, они предавали (верным) соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме (Деян. 16:4). «...Или какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6:15). «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2Тим. 2:15). «...и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр. 17:14).

Сегодня в околоцерковной среде существует немало суеверий, чрезвычайно живучих, но не имеющих ничего общего с Православием. Основным источником подобных легенд и мифов зачастую являются не случайные люди в Церкви, а постоянные прихожанки, всем знакомые и всех запугавшие бабушки, которые всех поучают, а при случае пытаются «наставить» и священника.

Новоначальные христиане, нередко светски хорошо образованные люди, приходя в храм, испытывают стеснение от своего незнания элементарных вещей, не решаются побеспокоить священника своими вопросами, поэтому становятся легкой «добычей» всезнающих бабушек. И начинают получать авторитетные и уверенные указания «как надо».

Предметов «частного богословия» несколько, но особенно распространены «учения о свечах», о поклонах, об апокрифах. Так, вам с порога расскажут о том, что нельзя передавать свечу левой рукой, так как на ней «грехи сгорают»; что чужие свечи нельзя трогать, потому что они могут быть «наговоренными», и потом можно долго болеть. Вам подробно растолкуют, что в Чистый четверг надо обязательно успеть помыться до восхода солнца. С немалым негодованием объяснят, что пройти между подсвечником и иконой - это страшный и смертный грех.

В храмах от самочинных «богословов» можно нередко услышать взаимоисключающие утверждения. Например, «вероучение» о поясном поклоне: 1. При поясном поклоне надо коснуться рукой земли, чтобы поклон стал «земным», если делать иначе - страшный грех. 2. При поясном поклоне категорически запрещается касаться рукой земли, потому что тем самым «поклон предается земле», а это опять-таки страшный грех.

Что касается самих приходских «богословов», то, несмотря на неоднократные и жёсткие требования духовенства прекратить в Церкви всякое самочинное учительство, они продолжают «просвещать» всех и вся, так как известно, что гораздо приятнее учить, нежели учиться. И отсебятина продолжается: передавать свечи следует только через правое плечо, протягивать сложенные ладони при словах «мир всем», различать «добрые» и «сердитые» иконы Богородицы, ставить свечи одной иконе от зубной боли, другой от болезни желудка, третьей - от глаукомы и вообще от глазных болезней; всем скопищем ходить на кладбище в первый же день Пасхи, будто не зная, что для поминовения усопших установлена Церковью Радоница. Спокойно совмещают сегодня христианские убеждения с антихристианской эзотерикой - астрологией, теософией, рерихианством, антропософией Штайнера и другими учениями.

Умело эксплуатируется и число 666. Лжепастыри наставляют, что священников ПЦ нельзя слушать, поскольку они «вступили в сделку с сатаной», разрешают брать штрих-коды и не выступают активно против них. Не собирают самочинных сборищ и не водят их к правительственным учреждениям - устраивать массовые протестные акции. Эксплуатируется всё, что гуляет в голове «от ветра сего» у этих людей.

В Апокалипсисе упоминается число 666, и лжепастыри, и «ревностные не по разуму» прихожане специально везде их выискивают, а найдя, например, в троллейбусном билете, в квитанции за коммунальные услуги, в полученном городском телефонном номере или почтовом индексе - страшно пугаются. Так суеверием подменяется подлинная вера. Они даже не подумают, разве в Библии нет страницы 666? Разве нет у пророка Исайи главы 66-й стиха 6-го? Но думать эти люди просто не хотят, чем и пользуются лжепастыри. Они нередко собирают самочинные сборища, без благословения правящего архиерея ведут эти толпы к правительственным зданиям и устраивают протестные акции, не умея зачастую грамотно сформулировать свои требования. Всё это только дискредитирует Церковь в глазах чиновников, которые не могут понять сути проблемы и спешат дозвониться архиерею, который нередко даже не знает о проводимом его священником «мероприятии».

В чём же заключается опасность подобных тенденций?

Во-первых, суеверие делает человека уязвимым и контролируемым. Играя на страхе, алчности, зависти и других низменных чувствах, на какое угодно дело можно направить не только отдельно взятого человека, но и огромную толпу, заряженную соответствующими настроениями.

Во-вторых, если верить в то, что колдун или ведьма действительно могут «наговорить», «испортить» - это показывает лишь слабость нашей веры. Чего же она стоит, если любой богоборец может так легко разрушить её?

В-третьих, суеверия являются ничего не значащими и ничего не стоящими заблуждениями, элементарно засоряющими разум и осложняющими жизнь. Это борьба с ветряными мельницами, когда реальные проблемы заменяют фикцией и глупостью. Но с энтузиазмом, достойным лучшего применения в Церкви, толпа идет «сокрушать» твердыни своей же глупости.

Как известно, одна из главных обязанностей православного христианина состоит в том, чтобы показать миру подлинное и чистое православие. Для этого ему необязательно публично проповедовать об истинах веры. Проповедью должна быть вся его жизнь: так, чтобы неверующие люди, глядя на его поступки, убеждались в правде православия. Часто происходит как раз наоборот: мы примешиваем к нашему чистому вероучению чуждые, посторонние, нелепые воззрения.

Что касается исторической перспективы вопроса о сектах, вот еще один «оклеветанный старец» - Григорий Распутин, личность весьма одиозная, странная. Григорий Распутин сеял великий соблазн в царской России и невольно внёс свою лепту в большевистский переворот. А канонизация Ивана Грозного? Чапаева? Сегодня к лику святых пытаются причислить и такую зверонравную личность, как Сталин. Даже пытаются написать икону «святого Иосифа» (наверное, узники ГУЛАГа в гробу перевернулись!) Это или недалёкие умом люди, или просто провокаторы, изнутри разрушающие Церковь.

Есть и ещё один важный признак сектантского движения внутри Церкви. Этим признаком является определённая разновидность антисемитизма - вера в так называемый жидомасонский заговор.

Возникновение сект внутри Церкви - явление не новое. Известно множество случаев, когда люди внешне соблюдали православные обряды, но, в сущности, являлись сектантами, составляя внутри Церкви замкнутую группу и находясь на нелегальном положении.

Но разве Церковью управляют старцы? Ни Сергий Радонежский, ни Серафим Саровский, ни Антоний Великий почему-то об этом не догадывались. Они всегда считали, что Церковь там, где православный епископ. Почему? Да потому, что они были православными. И знали, что Церковь вверена именно епископам, кстати, говорил об этом ещё св. Игнатий Богоносец. Те, кто ставит на это место старцев, вводит новую иерархию, которую Церковь не знает. Мы знаем, какой духовной силой обладали подлинные старцы - Амвросий Оптинский, Серафим Саровский и другие. Диакон Андрей Кураев пишет: «Там, где нет церковной дисциплины, «простецы» создают парахристианский или прямо даже языческий фольклор, а интеллигенция утопии - старообрядческие, экуменические, обновленческие, оккультные». Здесь же к месту будет вспомнить призыв святителя Григория Богослова: «Овцы, не пасите пастырей!» О том же пишет святитель Димитрий Ростовский: «Церковь же непорочная, сущи невеста Христова, должна никаковых же баснословных умствований и самовымышленных толкований приймати, но на самом Писании Божественном утверждатися и толкования истинного великих вселенныя учителей, а не простых бающих мужиков слушати». В 1920-е годы «поэт» Демьян Бедный курировал церковные вопросы по указке Ленина. Всем сектам был дан зеленый свет, они считались попутчиками большевикам и их «терпели». Так как необходимо было развалить Патриаршую Церковь, возглавляемую патриархом Тихоном. Внутри самой Патриаршей Церкви было искусственно создана Обновленческая церковь, возглавляемая лжемитрополитом Александром Введенским. С началом второй мировой войны лжецерковь прекратила свое существование. Вчерашние попутчики большевиков - сектанты и раскольники - стали изгоями, выполнив свою работу Иуды Искариота.

Не так давно в исторически православном городе Белая Церковь возник вопрос об открытии исламского культурного центра. Вы выступили в защиту отечественных культурных традиций, следуя примеру князя Александра Ивановича Барятинского, - к слову, являющегося родственником Вашим предкам, - пленившего имама Шамиля, после чего лидер чеченских экстремистов стал другом князю и завещал никогда не воевать с Россией. Как Вам удалось одержать победу в наши дни?

Безусловно, что сторонники «умеренного ислама» не представляют опасности для нашего социума, но сегодня, как мы знаем, о себе достаточно жёстко и последовательно заявляют сторонники т.н. радикального ислама, которые пытаются активно противостоять «либералам» от своей религии. Эта тенденция сегодня представляет реальную опасность. И в том числе потенциальную опасность для Украины.


Как ни странно, но из одного и того же источника - Корана - черпаются прямо противоположные позиции и принципы по ряду ключевых подходов к верующим других религиозных традиций, причем нетерпимость по отношению к иноверцам пытаются сделать легитимной именно благодаря кораническим сурам и аятам.

Чтобы нам не быть голословными, перечислим те места Корана, которые берут исламские фундаменталисты в качестве оправдания своих экстремистских действий:

Сура 2, аят 189 «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху»;
Сура 4, аят 76 «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! А если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду»;

Сура 4, аят 91 «Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников»;

Сура 3, аят 12 «Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям, бейте их по всем пальцам!»;
Сура 9, аят 5 «...избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!»;
Сура 9, аят 29 «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины - из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа рукой своей, будучи униженными»;

Сура 47, аят 4 «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечем по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы»;
Сура 48, аят 29 «Мухаммад - посланник Аллаха, и те, которые с ним - яростны против неверных, милостивы между собой...»;

Сура 66, аят 9 «О, пророк, борись с неверными и лицемерами и будь жесток к ним!»;

Сура 98, аят 5 «Поистине, те из обладателей писания и многобожников, которые уверовали - в огне геенны, вечно пребывая там. Они - худшие из твари».


Мы видим, что эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву.

Например, в русский «культурный текст» не «вписаны» обычаи кровной мести, которые характерны, скажем, для чеченского «текста». Поэтому родственники погибших на Дубровке заложников не стали рубить головы соплеменникам чеченских террористов, а подали в суд на правительство Москвы. Точно так же не характерны для русского «культурного текста» захват рабов и так называемые акты отчаяния с взятием в заложники женщин и детей для принуждения к чему-либо противника. Словом, террористы действуют не просто как люди, избравшие лично для себя путь террора, но и как носители вполне определенных «культурных текстов». То, что мы считаем варварством и дикостью, в их понимании вполне допустимо и даже естественно.


«Чтобы сбить эмоции, нужно осознать: то, что произошло в Нью-Йорке и Москве в начале ХХІ века, вполне обыденно с точки зрения мировой истории, - утверждает известный церковный публицист о. Андрей Кураев. - Прорвался наружу один из её главных конфликтов. Конфликт скотоводов и земледельцев. У них разные ценности. Земледелец привязан к своей земле и как ценность воспринимает стабильность. Для скотовода смена места и отвоевание новых угодий для пастбищ - естественная составляющая образа жизни. Это конфликт, который проходит через всю историю человечества... По понятиям земледельцев для бесконфликтного соседства достаточно соседей оставить в покое. По понятиям скотоводов-кочевников успокоенные соседи есть беззащитная, законная и вкусная добыча».

Для понимания будущего мусульманского мира и его взаимоотношений с остальной частью человечества важно различать исламский фундаментализм и исламский экстремизм. Первый, как и любой другой религиозный фундаментализм, ратует за религиозное воспитание, соблюдение религиозных традиций в быту. Второй - ставит своей целью распространение силой, в том числе и на другие страны, исламской модели государства, исламских правил поведения в обществе и семье. Именно насильственным путем. По этой причине нецелесообразно открывать исламский культурный центр в традиционно православной Белой Церкви. Население Белой Церкви испытывает нехватку церквей, и потому строительство мечети мусульманами, по мнению общественности, выглядит как издевательство над местными христианами. Кроме того, по мнению участников круглого стола по вопросу открытия мусульманского культурного центра, мусульмане, как гости в Белой Церкви, должны заслужить право что-либо просить или требовать, на что присутствующие на круглом столе представители мусульманской общины заметили, что среди них достаточно много коренных местных жителей, или же проживших в Белой Церкви не один десяток лет. Также возникают вопросы в связи с размерами планируемой мечети. 3000 кв. м - суммарная площадь выделяемого участка, на котором, кроме мечети, планируются хозпостройки и парковка, сама же площадь мечети значительно меньше. Поднимался вопрос о численности мусульман в городе и, соответственно, необходимости постройки мечети как таковой. На этот вопрос ответил имам местной мусульманской общины Салман Садаев, который сказал, что обращение о выделении земельного участка подписали почти 270 мусульман, а всего мусульман, проживающих в Белой Церкви, около 2 тысяч.

Что касается содержания имама Шамиля, пленённого фельдмаршалом А.И. Барятинским в России в качестве гостя с назначением ему пенсии в четыре раза превышающей пенсию генерала Ермолова, то этот факт ещё раз доказывает принципиальное отличие двух религий. Достаточно ознакомиться с перепиской князя А.И. Барятинского с имамом Шамилем, и станет ясно, почему в городе Льгов Курской губернии в имении князя Барятинского выстроена башня в честь Шамиля и для чего в Россию, в губернский (не в столичный!) город была тогда приглашена Итальянская опера. Очевидно, князь надеялся смягчить сердце алчного горца, что и произошло. Кара милосердием - это привилегия православного русского характера. Впрочем, ни для кого не секрет, что киевские старцы келейно молятся и о мусульманах по их просьбе. В частности, ныне святой преподобный Иона Киевский молился об иноверцах, получая телеграммы с просьбами о такой молитве, так же и св. Иоанн Кронштадтский. В то время как Саудовская Аравия - это сплошная "мечеть под открытым небом". Трудно вообразить, что в Саудовской Аравии когда-нибудь появится христианский храм, кирха или молитвенный дом...

В предыдущем вопросе прозвучала тема Ваших предков. Известно, что княжна Елизавета Чернышева была талантливой ученицей Шопена, посвятившего ей свою последнюю - «посмертную» - Прелюдию. Другая княжна Чернышева, дочь фельдмаршала, в преклонном уже возрасте в 1887 году приобрела в Риме особняк с садом на Виа Палестро. По завещанию дом переходил к родственнице кн. Марии Барятинской. В документе было примечание: на случай, если родственницы откажутся, передать особняк Православной Церкви. Что и произошло. Теперь в особняке - пансион для пожилых русских людей. Вы будете выступать с лекциями перед русской аудиторией за рубежом?

Если представится возможность, отказываться не стану, ведь преемственность поколений в русской эмиграции нарушена, поэтому необходимо эту связь восстанавливать. Существуют многочисленные объединения русских за рубежом, и мы, в свою очередь, открыты для сотрудничества. Что касается носителей княжеских фамилий, то их осталось не так много: в Страсбурге - Владимир Барятинский, в Ницце - Кирилл Щербатов, оба русским языком, увы, уже не владеют, но оказывают посильную помощь соотечественникам в России, зарабатывая на своей «новой родине». Не уверен, сумели бы их потомки прижиться в отечестве, некогда отвергшем их предков. Совместными усилиями мы обязаны преодолеть условия, нас разделяющие.

Вы возглавляете реабилитационно-просветительский центр «Надежда», деятельность которого направлена на помощь потерпевшим от воздействия деструктивных культов и сект. Центр открыт в прошлом году. Расскажите о Ваших наблюдениях, о результатах совместных усилий лектора и слушателей? Нужен ли такой Центр и почему? Могут ли паломникам проходить реабилитацию в Центре, или это доступно только киевлянам?


Центр - это не таблетка от головной боли, а, скорее, гомеопатический препарат, действие которого направлено на профилактику заболевания. Если болезнь уже перешла в хроническую стадию, лечение проистекает незаметно, так как включаются защитные функции самого организма, а не происходит воздействие химических, «внешних», не свойственных самому организму препаратов. Противодействие сектантскому сознанию, в том числе, в православной среде, в полной мере можно назвать «борьбой», но это борьба не «против», а «за»: не против трагично заблуждающихся людей, а за тех, кто находится в опасности впасть в их губительные заблуждения, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.

Подобное сектантское сознание занимает совершенно особое место в общественных метаморфозах: его корни в религиозности, а проявляет оно себя в социальной среде. Социологи и психологи способны дать определенную оценку тем или иным социальным проявлениям этой аномалии, как и произвести определенный анализ связанных с ней процессов психологического порядка. Но относительно настоящей их сущности все же эти оценки будут ограничены и поверхностны. Сектантское сознание - это атавизм на теле культурообразующих религиозных традиций, а поэтому его генетику и онтологию может рассматривать только богословие, имеющее свой тысячелетний опыт. Эволюция сектантского сознания, особенно оккультно-мистической ориентации, привела к тому, что на его поверхность уже выходит ранее глубоко сокрытое. Это - тайная его агрессия, переходящая к решительным действиям, причём в приспособленных для ее реализации в социальной среде формах. Этот процесс духовного порядка с большим трудом поддается анализу социологов, а усиленные попытки такого анализа псевдодуховных явлений с точки зрения «академической» психологии еще больше запутывают проблему, приводя к профанации и богословие, и социологию, и психологию...

Социология и психология рассматривают динамику общественных и личных метаморфоз в разрезе права и морали, а богословие изучает их духовную первооснову. Но высокое и подлинное богословие оперирует непонятными для неподготовленного человека категориями, поэтому, чтобы быть православным, надо иметь определенный уровень культуры, тогда как «богословие», адаптированное к профанированному пониманию своих постулатов, вполне способно удовлетворить религиозные запросы «захожанина» в наш храм.

Мы надеемся получить для Центра помещение в историческом экономическом корпусе Киево-Печерской Лавры, где ранее располагался кинофакультет Института киноискусства им. Карпенко-Карого. Тогда работа Центра станет эффективнее, и, быть может, заметнее, как это происходит в Москве и других городах России.

По диплому Вы филолог. Ваш учебник по русскому языку - это диссертация на соискание степени по филологии? Ведь не секрет, что профессорское богословское звание «не кормит» в пенсионном возрасте.

Это не диссертация. Это даже не учебник, а скорее обширное методическое пособие по русскому языку. Но оно до определённого времени «отложено в ящик», требует существенных доработок. По первой части пособия мы занимались здесь, в семинарии, после её открытия несколько лет, потом русский язык отозвали. Но если язык будет когда-либо вновь востребован - пособие пригодится. Сейчас осуществляется нострификация научной богословской степени и, хочется верить, что вскоре лица духовного звания получат те же права, что и остальные граждане нашего государства и не будут озабочены проблемой собственной старости. Впрочем, священство - это не профессия, это призвание и служение. Что касается пособия по русскому языку, надеюсь, оно станет, когда отшлифуется, подспорьем всем желающим изучать не только русский язык, но и Священное Писание и Святоотеческое предание.

Беседовала Неонилла Пасичник

Рravlife.org

http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/20963-professor-chernyshev-podtverzhdaet-li-uchyonaya-stepen-dvoryanskij-titul.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Чернышев
Духовное преемство гуманизма, материализма и сатанизма
Начнётся борьба с Богом в пользу сатаны
21.02.2022
Духовная преемственность гуманизма, материализма и сатанизма
Современное безбожное общество восхищается прогрессом, который обусловил процесс деградации духовной жизни человека
16.02.2022
«Будем помнить свое призвание к "жизни будущаго века" через крещение»
Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева
17.01.2022
Сокровенная добродетель
На праздник Успения Божией Матери, 28 августа 2021 г.
26.08.2021
Все статьи Виктор Чернышев
Неонилла Пасичник
Най-Турс
«Белая гвардия» М. А. Булгакова и генерал от кавалерии Русской императорской армии граф Ф.А. Келлер
02.03.2022
Воины-афганцы жертвуют на крест генералу Келлеру
Пришло время восстановить крест в Киеве на месте погребения генерала, преданного Святой Семье Государя
15.07.2019
Все статьи Неонилла Пасичник
Бывший СССР
День памяти Великой княгини Софии Палеолог
Сегодня мы также вспоминаем историка Н.И.Костомарова, философа П.Е.Астафьева, графа П.П.Шувалова, генерала Н.И.Глобычева, князя С.К.Белосельского-Белозерского, Великую княгиню Ксению Александровну и художника С.В.Герасимова
20.04.2024
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35