Миссия Русской Православной Церкви в Объединенных Арабских Эмиратах

Бывший СССР 
0
539
Время на чтение 12 минут
 Статья содержит описание особенностей миссии Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Объединенных арабских Эмиратах, способы сохранения социально-культурной идентичности русскоговорящего населения в данном регионе. Представлена краткая история русскоязычной православной общины в ОАЭ и история строительства первого на Аравийском полуострове храма Русской Православной Церкви в честь ап. Филиппа.

Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) имеет приходы и общины более чем в 50 странах дальнего зарубежья. Православная община на территории молодой арабской страны - Объединенных Арабских Эмиратов  (далее -  ОАЭ) - образовалась в конце 90-х годов прошлого столетия из граждан бывшего СССР.

Прежде всего, следует познакомить читателя с  социально-религиозным устройством ОАЭ. ОАЭ - это федеративное государство, объединяющее 7 эмиратов, каждый из которых по форме правления является абсолютной монархией [The Constitution of the United Arab Emirates. Part I.]. Федеральное правительство возглавляет президент  -  эмир самого крупного и финансово обеспеченного эмирата Абу-Даби, премьер министром является правитель эмирата Дубай. Согласно конституции ОАЭ, ислам - официальная религия эмиратов, а законодательство регулирует свою деятельность в соответствии с законами Шариата [The Constitution of the United Arab Emirates. Part I. Article 7.]. Официальным языков является арабский, однако, повсеместно используется английский язык. Коренное население в основном представлено мусульманами-суннитами.

76% населения эмиратов являются мусульманами [International Religious Freedom Report 2007, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2007/90223.htm] . В связи с этим, велико влияние мусульманской культуры на повседневную жизнь жителей эмиратов. Мечети расположены практически везде в шаговой доступности, а во всех местах массового собрания людей (торговые и бизнес центры, выставочные павильоны и т.д.) имеются молельные комнаты. Пять раз в день жизнь замирает на время намаза, при этом в ресторанах и торговых центрах звуки музыки заменяются пением муэдзина. Во время мусульманского поста Рамадана запрещено курить, пить и есть в дневное время на публике даже для немульман.  Алкоголь для мусульман под запретом, резиденты-немусульмане должны получать лицензию для приобретения алкоголя. Религиозной полиции, как в Саудовской Аравии, в ОАЭ нет.

Все это накладывает свой отпечаток на деятельность других религиозных конфессий.  Правительство ведет политику терпимости по отношению к немусульманским конфессиям: разрешается проводить в частных домах верующих богослужения и религиозные собрания, получать грант на  землю под строительство храмов, земля под храмовым комплексом не облагается арендной платой, а в эмирате Шарджа храмовые комплексы дополнительно освобождены от уплаты коммунальных услуг.  Каждый эмират сам решает какой из религиозных общин давать разрешение на строительство храма или проведение богослужебных собраний в частных жилищах. 

Несмотря на все это, правительство запрещает прозелитизм и распространение немусульманской религиозной литературы среди мусульман. За прозелитизм можно получить тюремный срок с последующей депортацией из страны. Реальный случай депортации за прозелитизм произошел с филиппинским христианским пастором в 2003 году, его обвинили в передаче Библии и христианских книг арабам. Он провел  несколько недель в заключении, после чего его депортировали из эмиратов с запретом посещения страны на год [UAE Formally Deports Filipino Pastor.  http://www.domini.org/openbook/uae20030807.htm]. В дополнение, упомянем, что официальных законов по поводу запрета прозелитизма среди мусульманского населения не имеется [International Religious Freedom Report 2007, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2007/90223.htm]. 

Таким образом, религиозная немусульманская община может легально существовать в ОАЭ, иметь молельный дом, либо храмовый комплекс (строительство храмового комплекса полностью ложиться на плечи общины), вести просветительскую деятельность среди членов общины, однако, запрещена проповедь мусульманскому населению. 

Русскоговорящие экспаты из стран СНГ стали организовываться в православную общину в конце 90-х годов прошлого столетия. По просьбе верующих, ОАЭ стал посещать игумен Александр (Заркешев) (ныне архимандрит), настоятель Никольского собора в г. Тегеран (Иран) для проведения богослужений. С 2000 года игумен Александр, за неимением собственного для православных русской Церкви храма, совершал праздничные богослужения в Никольском храме Антиохийской Патриархата в Абу-Даби, храме святой Марии Антиохийской Патриархата в Дубае,  а также в армянском храме в Шардже [В Объединенных Арабских Эмиратах состоялось освящение закладного камня первого на Аравийском полустрове русского храма. http://www.patriarchia.ru/db/text/292571.html]. Такая практика братской помощи - предоставление храма для молитвы христианам из других стран -  распространена на аравийском полуострове.

С 20 по 25 апреля 2004 г. с официальным визитом ОАЭ посетил председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл [Митрополит Кирилл посетил с официальным визитом Объединенные Арабские Эмираты. https://mospat.ru/archive/6795.html  Присутствие РПЦ в арабских странах http://www.bogoslov.ru/text/3682170.html]. Во время визита митрополит Кирилл встретился с правителем эмирата Шарджа Султаном Бен Мухаммедом аль-Касеми. В результате встречи была достигнута договоренность о безвозмездном выделении участка земли под строительство храмового комплекса для РПЦ.

27 декабря 2005 года решением Синода РПЦ был организован приход в ОАЭ, пастырское окормление нового прихода было поручено игумену Александру (Заркешеву) [ЖУРНАЛ №113 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/73996.html].

Несколько лет шла подготовка к началу строительства храма. В это время община собиралась для богослужений в доме священника, самое большое помещение которого была обустроено под молельную комнату. Кроме того, богослужения совершались и в перечисленных выше храмах.

9 сентября 2007 года, во время визита президента РФ В.В. Путина в ОАЭ [Состоялись российско-эмиратские переговоры на высшем уровне. http://www.kremlin.ru/news/42289], в г. Шарджа состоялась церемония закладки первого камня храмового комплекса для православной общины в ОАЭ. Церемонию возглавили митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и наследный принц эмирата Шарджа шейх Исам бен Сакр аль-Касеми [В Объединенных Арабских Эмиратах состоялось освящение закладного камня первого на Аравийском полустрове русского храма. http://www.patriarchia.ru/db/text/292571.html]. 

В августе 2011 года завершилось строительство первого на Аравийском полуострове храма Русской Православной Церкви. Храм посвящен апостолу Филиппу, который, по церковному преданию, проповедовал христианство на Аравийском полуострове. Кроме самого храма было построено трехэтажное здание культурного центра, который включает в себя актовый зал, трапезную, учебные классы, библиотеку, рабочие кабинеты и жилые апартаменты. Купол храма был увенчан крестами [Первый русский православный храм на Аравийском полуострове увенчан золотыми крестами. http://www.pravoslavie.ru/news/46897.htm], что стало возможным благодаря особому личному распоряжению правителя эмирата Шарджа. Этот случай является особым исключением для ОАЭ, ведь христианским храмам в ОАЭ запрещено устанавливать кресты на вершинах храмов. У храма апостола Филиппа кресты имеют особый дизайн, внешне напоминающий солнце с исходящими в стороны золотыми лучами, в котором верующие могут четко увидеть очертание христианского креста. Благодаря такому оригинальному решению кресты на куполах не вызывают протеста у мусульманского населения. 

Чтобы было понятно, что строительство храма в данном регионе не было делом простым, и каждый шаг строительства и архитектура храма были много раз просчитаны и согласованы с местным правительством, хочется упомянуть историю с цветом куполов храма. Вначале купола были покрашены в темно синий цвет, что символизирует небо. Однако, архитектурное бюро эмирата Шарджа выразило несогласие с таким цветом куполов в связи с тем, что этот цвет является официальным цветом полиции эмирата Шарджа. Настоятель храма, игумен Александр, нашел оригинальное решение данного вопроса: частично краска была смыта, в результате цвет куполов стал небесно голубым. 

Община составляет большинство прихожан храма в ОАЭ. В туристические сезоны храм посещают русскоговорящие туристы.  Община в большинстве своем состоит из молодых людей, в среднем возраст которых 30-35 лет. Как и в России, храм чаще посещают женщины, чем мужчины. Так же в общине много детей, что очевидно, когда среди прихожан есть молодые пары. 

Костяк общины составляют русскоговорящие экспаты из стран бывшего СССР. Однако, в храм ходят молиться так же англоговорящие экспаты, сербы и православные арабы. 

Прихожане имеют возможность общаться с духовенством не только во время исповеди и богослужения, но и в неофициальной обстановке во время трапезы. После каждой литургии прихожан приглашают в трапезную, где за чашкой чая они могут знакомиться, укреплять социальные связи, решать общие проблемы. Трапезы для прихожан после литургии неотъемлемая часть укрепления общины, они особенно важны в условиях ограниченности общения на родном языке.

Для общения с прихожанами приход использует не только церковную проповедь, храмовую доску объявления и приходской листок, но и современные средства коммуникации. Все самые свежие новости храма и объявления прихожане получают на сайте храма и в Twitter-е, так же есть страницы в Facebook и Вконтакте. Желающие могут совершить виртуальный тур по храму, который размещен на сайте храма. 

Вот один из примеров использования социальных сетей для миссии в ОАЭ. В эмиратах личный транспорт не является роскошью, а насущной необходимостью в связи со слабой развитостью общественного транспорта. Однако, не у всех прихожан имеется возможность приобрести личный автомобиль, а поездка на такси по растянутым вдоль побережья городам дело накладное. Поэтому даже транспортная доступность может стать серьезным препятствием для молитвы в храме. Чтобы помочь прихожанам, на страницах в социальных сетях были созданы группы «Дорога к храму», где прихожане оставляют свои контактные данные и помогают друг другу приезжать на службу. 

Очевидно, что взаимоотношений между приходом и государственными органами в том понимании, к которому мы привыкли в России, в ОАЭ нет. Но ежегодно настоятель храма и ктитор поздравляют правителя эмирата Шарджа на приеме в честь дня рождения шейха. 

Богослужения в храме совершаются в пятницу, субботу, воскресенье и великие праздники. В ОАЭ официальные выходные пятница и суббота (многие предприятия и компании дают своим сотрудникам выходной только в пятницу). Поэтому главным днем для богослужения остается пятница, на этот день переносится богослужение воскресенья, иногда память особо чтимого святого так же переноситься на пятницу, чтобы большее число прихожан могло почтить память этого святого. Логично, что больше всего прихожан собирается именно на пятничную литургию. 

На Пасху и Рождество богослужение служится не только в храме ап. Филиппа, но так же и в Никольском храме Антиохийской Патриархата в Абу-Даби. В праздник Крещения служится великое освящение воды для жителей Абу-Даби и для жителей Дубая в храме святой Марии Антиохийской Патриархата. Это помогает приобщить к богослужению большее количество людей. Так, на великое освящение воды в Дубае, которое проходит во время обеденного перерыва, некоторые прихожане успевают помолиться и взять святой воды.

В миссионерских целях в богослужении имеются некоторые особенности. Так Евангелие, Апостол и паремии читаются на русском языке, а царские врата на литургии остаются отверстыми до «святая святым». Так же уже сложилась практика не затягивать богослужения. В миссионерских приходах это особенно важно, ведь, долгие и непонятные для большинства богослужения только отпугивают прихожан, особенно когда буквально в двух шагах можно посетить богослужение других христианских конфессий. Специально для прихожан с маленькими детьми во время богослужений работает детская комната, где дети могут поиграть и отдохнуть. Особенно такая комната помогает, когда дети устают и начинают капризничать и кричать в храме, чем мешают слушать богослужение и молиться другим верующим.

Отдельно остановимся на культурном центре. Культурный центр представляет собой трехэтажное здание с подземным паркингом. На первом этаже размещаются классы для учащихся воскресной школы и других кружков. Большую часть второго этажа занимает «Патриарший зал», в котором проводятся детские выступления и концерты на Рождество, Пасху, День победы и иные значимые мероприятия. В дополнение на втором этаже расположены трапезная, «малый зал», приходская библиотека и рабочие кабинеты. 

Воскресная школа имеет четыре класса: класс для детей до 6 лет, класс для детей от 6 до 12 лет, класс для взрослых, а так же класс для англоговорящих прихожан. У воскресной школы есть директор, который вместе с учителями составляет годовой клан обучения. Весь курс обучения в воскресной школе рассчитан на 3 года. Один из учеников взрослой группы, после трех летнего обучения, стал преподавателем воскресной школы. После окончания трехлетнего курса ученикам выдается диплом.

Уроки в воскресной школе, по многолетней традиции, проходят по пятницам в 12 часов дня. Для учеников и их родителей после пятничной литургии в трапезной храма организуется обед. Некоторые мальчики из воскресной школы помогают в алтаре во время богослужения.

В общине сложились особые традиции, которые на первый взгляд могут показаться несущественными, но именно они дают почувствовать прихожанам, что приход живет, дышит и развивается. На Пасху храм украшают цветами и яркими тканями, в свечном ящике лежат свечи красного цвета в унисон запискам о поминовении с красной окантовкой. На Рождество в храме появляются цветы, ели, а в «Патриаршем зале» уже не первый год устанавливается новогодняя елка. Эта елка выступает в качестве центральной декорации для новогодней елки и рождественского концерта. Интересно, что среди прихожан был назначен «хранитель новогодней елки», который отвечает за организацию ее установки и украшения. 

Хочется отметить, что на организуемую храмом новогоднюю елку приглашаются не только дети прихожан, но и дети светских семей. После елки детям дарят подарки - сладости из России. Новогодние и рождественские праздничные мероприятия - это так же один из способов проповеди христианства среди русскоговорящей диаспоры.

Российская община крайне медленно ассимилируется  в связи с национальной политикой ОАЭ, которая не благоприятствует созданию браков с иностранцами и иноверцами. Однако происходит ассимиляция в англоговорящую среду, особенно детей, для которых обучение в школе проводится на английском языке. Обязательным предметом является так же арабский язык. Чтобы дети не теряли своей культурной и исторической идентичности, в культурном центре на постоянной основе организованы занятия по русскому языку и литературе. Занятия проходят раз в неделю для детей дошкольного возраста и младших школьников.

Для детей до 12 лет организован детский хор «Соловушка». В хоре дети учатся петь как духовные песнопения, так и светские.  Выступление хора - это неотъемлемая часть праздничных концертов, так же дети поют некоторые песнопения на богослужении. Кроме хора в культурном центре открыт детский литературный театр, в репертуар которого  входят постановки из русской и зарубежной литературы. 

Социальная служба храма на постоянной основе ведет сбор вещей для соотечественников, находящихся в заключении, а так же помогает им юридически.

Конечно, миссия даже среди русскоговорящего населения является делом непростым, и сильно зависит от личности миссионера. Строительство храма и консолидация общины не были бы возможны без нынешнего настоятеля храма ап. Филиппа архимандрита Александра (Заркешева), который сумел консолидировать верующих. 

Миссия на Аравийском полуострове строится вокруг богослужения, оно становится причиной говорить о Христе. В социологии известен факт, что экспаты стараются объединиться в чужой стране в диаспору для сохранения своей идентичности и общности. Для некоторых членов общины встает вопрос своей религиозной идентичности. В то время как на родине они серьезно не задумывались о своей духовной жизни, оказавшись заграницей, они начинают глубже осознавать нехватку духовной составляющей в их новой жизни. Эти люди могут стать глубоко верующими и достойными членами общины. 

Храм ап. Филиппа стал «базой» для русского православия на Аравийском полуострове. На Пасху и Рождество клирики храма разъезжаются для совершения богослужений практически по всему Аравийскому полуострову, где возможно совершить богослужение. Православные общины собираются, чтобы помолиться на богослужении в Иране, Афганистане, в эмирате Абу-Даби (ОАЭ), с недавних пор, по приглашению посла РФ в государстве Кувейт Соломатина А.В. проводятся богослужения в Кувейте, на которых молятся не только россияне, но и украинцы, белорусы и сербы.

Строительство храма, организация общины - это может служить показателем успеха миссии в ОАЭ, все это было достигнуто большим трудом как священнослужителей, так и активных прихожан. Приход ап. Филиппа стал отражением русской культуры в широком ее понимании в Арабских Эмиратах. В заключение отметим, что успехи не означают конец именно миссии в ОАЭ, ведь остаются еще проблемы, которые следует решить, и для этой страны миссия среди русскоговорящей общины процесс постоянный. И главное помнить, что в деле миссии мелочей не бывает, и может оказаться, что что-то с первого взгляда незначительное привлечет человека, живущего за рубежом, в храм.

Литература.

  1. 1. The Constitution of the United Arab Emirates.
  2. 2. International Religious Freedom Report 2007, Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor. http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2007/90223.htm 
  3. 3. UAE Formally Deports Filipino Pastor. http://www.domini.org/openbook/uae20030807.htm  
  4. 4. Митрополит Кирилл посетил с официальным визитом Объединенные Арабские Эмираты. https://mospat.ru/archive/6795.html 
  5. 5. Присутствие РПЦ в арабских странах. http://www.bogoslov.ru/text/3682170.html  
  6. 6. ЖУРНАЛ №113 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года. http://www.patriarchia.ru/db/text/73996.html  
  7. 7. Состоялись российско-эмиратские переговоры на высшем уровне. http://www.kremlin.ru/news/42289  
  8. 8. В Объединенных Арабских Эмиратах состоялось освящение закладного камня первого на Аравийском полустрове русского храма. http://www.patriarchia.ru/db/text/292571.html  
  9. 9. Первый русский православный храм на Аравийском полуострове увенчан золотыми крестами. http://www.pravoslavie.ru/news/46897.htm 

http://www.bogoslov.ru/text/4635873.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Даниил Торопов
Все статьи Священник Даниил Торопов
Бывший СССР
БРИКС: в чем образ будущего?
Подход должен быть творческим, оригинальным, не копирующим слепо прошлые проекты, хотя из них и есть, что позаимствовать
23.11.2024
День памяти священномученика Августина
Также сегодня мы вспоминаем генерал-адмирала Ф.М.Апраксина и поэта П.А.Вяземского
23.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 19:02
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Туляк
23.11.2024 18:56
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Советский недобиток
23.11.2024 18:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06