itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Война уже стала обыденностью – состоянием, в котором привык жить»

Новости Украины  Новости Новороссии 
0
520
Время на чтение 13 минут

«Это в фильмах показывают: сирена, люди бегут в убежище, спрятались, опять сирена, люди вышли, где-то там героически потушили. Здесь ничего подобного - никаких сирен, никаких предупреждений. Просто «шарах!» - и всё...».

О том, как живется в блокадном Донецке, о. Георгий Гуляев рассказал PravLife так, что вполне мог получиться хороший сценарий для фильма. Но задачи у интервью были более скромными, плюс пестрый калейдоскоп трагических событий - в итоге получились фрагментарные зарисовки очевидца и участника происходящего.

17 июля исполнилось 12 лет со дня освящения храма в честь святителя Игнатия Мариупольского на Донецком металлургическом заводе, настоятелем которого служит протоиерей Георгий Гуляев, пресс-секретарь Донецкой епархии.

Вечером того же дня произошел новый обстрел Донецка.

«У людей была уверенность до последнего момента, что Донецк не будут бомбить»

«Прошлое легко оценивать со стороны, но когда все происходит в этот конкретный момент, и ты не знаешь будущего - тогда сложно. Сколько это будет продолжаться - день-два или месяц? Заденет - не заденет? Что делать с детьми?

На самом деле мы думали, что все быстро закончится, а прошло уже больше года, и ситуация затянулась. Операция в аэропорту началась в конце мая прошлого года, и это можно назвать началом боевых действий в Донецке.

Помню, нанял автобус и вывез детей прихожан на безопасную территорию. Многие тогда выехали на лето - на дачи, в пансионаты. Ну, пожили они там месяц-другой. И что?! Деньги закончились, пришлось возвращаться. И научиться жить под обстрелами - потому что те, у кого не было средств и знакомых где-то, просто остались в Донецке. Выехали те, кто смог».

По словам о. Георгия, неопределённость для людей была во всем, в том числе и с работой, особенно интеллектуального плана. Уезжать никто не хотел, но пришлось. Теперь общается батюшка с прихожанами - кто в Киеве, кто в Москве, кто в Ханты-Мансийске, кто в Ижевске.

Донецк военный

«Самое страшное, у людей была вера до последнего момента, что Донецк не будут бомбить. Ходили вполне конкретные разговоры: «Это же не середина ХХ века. Это не Сталинград! Это же миллионный город, украинский город - как нас могут бомбить?! Этого не может быть - это невозможно!».

Но оказалось - возможно. И те, кто это пережил, понимают, вроде бы, причины, по которым бомбят, но все равно очень сложно понять, почему идут обстрелы жилых кварталов.

Собственно говоря, весь Донецк - это жилой квартал. Есть, конечно, и промышленная часть, но люди - везде. И когда хоронишь этих людей, трудно и понять, и объяснить, почему они погибли. У людей отношение, что бьют свои же. При всей этой ситуации люди считали себя частью Украины».

«Тот пресловутый «черный день», на который мы откладывали, уже был в жизни Донецка. Мы думали - это дно. На самом деле, это было только преддонье.

Люди вернулись туда, где у них есть крыша над головой, где есть их знакомые. Не многие могут позволить себе выехать - для того, чтобы Донецк эвакуировать, нужно рядом построить другой Донецк, где могут разместиться миллион жителей. Это невозможно сделать. Донецк - город, размером 30 на 20 километров. Он очень большой, плюс Макеевская агломерация. На картах его изображают пятнышком, а не точкой».

«Престижными стали считать те районы, которые не обстреливаются»

«У нас сейчас такой несколько «монашеский» Донецк, потому что многие священники свои семьи вывезли. И батюшки сами живут - самому как-то проще справиться, ты отвечаешь только за себя. Если бы я еще думал, где мои матушка и дети, мне было бы гораздо сложнее. Школы обстреливают, больницы обстреливают. А так я анализирую свой маршрут, смотрю, где более-менее безопасно, хотя есть вещи, которые невозможно предсказать.

Это в фильмах: сирена, люди бегут в убежище, спрятались, опять сирена, люди вышли, где-то там героически потушили. Тут ничего подобного - никаких сирен, никаких предупреждений. Просто «шарах!» - и всё. Это длится, ну, секунду - очень быстро происходит. А потом тишина. Только такой скрип стекол разбитых под ногами. Все с вениками потом выходят. Там что-то догорело, тут что-то разгребли. Потом «скорая» приехала, «скорая помощь» в Донецке работает, и врачи остались.

Литейный цех Донецкого металургического комбината не прекращал свою работу даже под обстрелами

А на следующий день уже все окна разбитые позабивали. Кто уехал - сразу видно: занавески из окон трепыхаются».

Как рассказал о. Георгий, пустые квартиры тоже стали проблемой - приманкой для мародеров.

«У нас квартиры начали грабить. Потом приехала полиция ДНР - виновных нашли, людям вернули имущество».

Но многие уехавшие ключи соседям оставили, вот те окна разбитые и забивают. Чтобы чужое жилье с имуществом сохранить от погоды и посягательств злоумышленников. О прямом попадании стараются не думать.

«Воронки от снарядов осмотрят - определят направление, откуда стреляли, тип оружия. Если градину - то вытащат и куда-то увезут. А воронка есть и есть. Дворники через две недели забывают, где и падало.

Слава Богу, это не так часто происходит - систему какую-то трудно составить. Наш район раз десять обстреливали с разных сторон. А в поселке Октябрьском, который на другом конце города, постоянно обстреливают. Как день не стреляли - люди уже удивляются: «Что такое?!».

Храм вс. прав. Иоанна Крондштадского в Кировском

Престижными стали считать те районы, которые не обстреливаются. Нас мало обстреливали - мы не Петровка. И я не знаю, как живут жители Киевского района, Спартака или Авдеевки... А там священники еще и богослужения совершают для оставшихся!

Пишут про героев аэропорта, но люди, которые остались в этих районах, тоже герои. Которым просто некуда оттуда выехать».

«Парадокс в том, что ни власти ДНР ничего не предпринимают, чтобы этих людей вывезти в безопасные места, ни Украина их к себе не вывезет. Авдеевка, например, до сих пор не объявлена зоной боевых действий - не входит в зону АТО. Соответственно, жители не имеют никаких прав или привилегий».

«Это наша «проблема», что мы построили храмы там, где люди живут. Поэтому их и бомбят»

«Часть этого года я жил в храме в подвале. Лавки поставил, накрыл их матрасом и так ночевал. У меня там запас продуктов. Храм святителя Игнатия Мариупольского - на территории завода, в центре, в 13 километрах от моего дома. Этот район несколько раз обстреливали, как раз тогда, когда автостанцию обстреляли, и два автобуса сгорели».

Как рассказал о. Георгий, на Преображение 2014 года, когда был первый сильный обстрел, батюшка заложил храм бетонными блоками и мешками с песком:

«Стою на службе, а грохочет так, что стены трясутся. После Литургии вышел на проповедь, а дверь открыта - небо видно. И думаю: надо хоть что-то сделать, каким-то образом обезопасить тех людей, которые приходят на службу. Люди должны видеть заботу о себе. И, знаете, пригодилось. Когда был обстрел завода, то люди, которые шли на работу, прятались за этим бруствером. Господь милостив - осколки не долетели, снаряд упал в 70 метрах от нашего храма.

В тот день убило двоих заводчан, сгорела машина, побило осколками проходную. Прилетело со стороны Авдеевки и Песок».

Батюшка говорит, что бетонные блоки вокруг храма будут до окончания войны:

«Мы потом с радостью будем отклеивать скотч с окон, блоки разбирать... Очень-очень хочется, чтобы это пораньше случилось».

Так горел Благовещенский храм в Горловке

«Это наша «проблема», что мы построили храмы там, где люди живут. Поэтому их и бомбят. Где есть линия фронта, линия соприкосновения так называемая, там храмы разрушены - около 10 храмов. Остальные пострадали в той или иной степени - или окна выбиты, или осколками повреждены частично. В Горловке от прямого попадания полностью сгорел Благовещенский деревянный храм. В Кировском тоже прямое попадание снаряда. А в Киевском районе - Иверский монастырь, который непосредственно к аэропорту прилегал. Вот они - реальные руины.

Храм в честь святителя Игнатия (Брянчанинова) - там и купол снесло, и колокольню. С этой колокольни аэропорт был виден, как на ладони. Приход уже кое-что смог восстановить - окна вставили, и все равно люди в этот храм ходят, молятся.

И батюшки местные многие никуда не уехали - просто поразительно. Хотя часть духовенства выехала - не все могут пережить этот ужас».

«Самое страшное - когда идет обстрел...»

«Бомбят с полгода точно - с перерывами, правда. При этом в Донецке всю зиму была горячая вода и газ. У нас «латают» дороги и подметают улицы. Коммунальщики - герои, но в тот момент, когда они это делают, они этого не осознают».

«Но самое страшное, когда идет обстрел. И это перестало быть сенсацией. В каком-то городе взорвался газ - вся страна в шоке, траур. А то, что происходит на Донбассе, воспринимается как норма, как обыденность. Обстреляли Горловку, погибло пять человек - ну, пять человек. Обстреляли еще что-то - одиннадцать человек, два человека, один человек. «Один человек?! Что-то мало». Вот это страшно! Ценность человеческой жизни нивелировали - трагедии смерти уже нет. Война уже стала обыденностью - состоянием, в котором ты привык жить. И не то, что сам ты черствеешь, и что к этому можно привыкнуть, но люди просто знают, что это есть. Особенно тяжело, когда дети погибают, когда кто-то лично стал свидетелем смерти. Но люди знают, что нужно жить, работать, кому-то семью кормить, на маршрут, к примеру, выходить».

И все-таки, по мнению о. Георгия, затишье и мир, пусть и шаткий, люди в Донецке быстро воспринимают как устоявшуюся, единственно возможную реальность.

Праздничное богослужение в день 12-летия освящения храма святителя Игнатия Мариупольского

«Когда было перемирие на Рождество, мы к нему реально привыкли - даже праздник устроили, елку митрополичью. Хотя когда проводилась эта елка в Центре славянской культуры, было слышно, как идет обстрел. Не конкретно этого места, но эти залпы, гул «бу-бух», «бу-бух». Слышишь и приблизительно расстояние оцениваешь - недалеко.

А потом начался февральский «ад»: одно за одним, одно за одним! Причем, центр города, и у нас на заводе люди погибли. Очень серьезно все тогда было - как раз перед Минскими переговорами».

«Легче котам на этой войне, чем людям»

«Когда были обстрелы, я, естественно, ездил по городу. Город был пустой - на это страшно смотреть. Едешь, как в фильме «Я - легенда»: когда дома все целы, и никого нет. Едет эта одинокая маршрутка - маршрутчики, конечно, молодцы. Дай им Бог здоровья!

Но все сидят дома. Основная часть погибших - это люди, которые ходили по улицам. Потому что, если попадали в квартиру - гибли люди в только в ней. А если на улице, то разлет осколков такой, что гибли все, кто был вокруг - пять-семь человек - сколько было. Люди просто боялись.

Но как только обстрелы закончились и началось перемирие, все люди просто вывалили на улицы. Удивительно было видеть оживший город. Много людей в Донецке, причем это дети, женщины, старики. Люди в Донецке живут».

13 километров под обстрелами через Донецк о. Георгий Гуляев ездил, чтобы покормить кота. Батюшка жил в храме, а коту туда нельзя - пришлось оставить его дома.

«Я вообще котов не очень люблю. Но этот, Дизель, - его еще крошечным подбросили в храм, вот дети и приютили дома. Он со мною под обстрелами был. А потом мы и его эвакуировали - через блокпосты проезжал «нелегалом». Легче котам на этой войне, чем людям».

Храм святителя Игнатия Мариупольского при Донецком металургическом заводе

«Люди в Донецке молчаливей стали, но помогать друг другу больше начали, звонить чаще, интересоваться. Кто-то живет в проблемных районах, у кого-то более безопасно. Сосредоточенней люди стали, как я по прихожанам смотрю. У каждого свой опыт есть, свое восприятие. Потому что все это оставляет боль, шрамы на душе».

«Для того, чтобы выжить в Донецке, нужно быть православным»

«Война - это еще и блокада. И сейчас это самое тяжелое. Когда ты лишаешься возможности свободно перемещаться - страшная вещь эта пропускная система».

Батюшка отмечает, как принципиально уменьшился пассажиропоток, интенсивность движения между городами, какими зачастую непреодолимыми преградами стали блокпосты для гражданского населения.

«Каждый раз ты не знаешь, будет обстрел этого блокпоста или нет, пропустят тебя или не пропустят, будешь час стоять здесь или все двенадцать. У нас совершенно по-другому стали время высчитывать, другие маршруты появились. Также деньги: раньше тратились на что-то пустяшное, а теперь сто раз подумаешь, надо ли».

По мнению о. Георгия, православным немножко проще приспособиться к ситуации - у нас есть посты, мы не сильно требовательные. А для других людей скудость всего становится проблемой.

«Для того, чтобы выжить в Донецке, нужно быть православным. Надеяться на Господа, исполнять заповеди и по отношению к Богу, и по отношению к ближнему. Сейчас такое время, что как раз можно проявить свои христианские добродетели. Есть Бог, есть та паства, которая особенно в этом нуждается».

Но знает священник, что во время обстрелов многие мужчины снимали стресс алкоголем. Так оно и происходит: одни молятся, другие пьют.

«Все разные, и война воспринимается по-разному. Это в кино война сжата в рамках одного фильма, и там постоянно стреляют, все такое. А это как некое состояние ожидания чего-то, страх. Может, кто-то стал чаще общаться с друзьями. А кто-то в огороде копошится: тут стреляют, а он говорит: «Буду редиску сажать». Люди очень по-разному реагируют».

«Понятно, что есть в Донецке и те, для кого война стала поднятием по социальной лестнице.

Был никем - стал чем-то. Пришел к власти, стал лучше жить. И говорит, если б не война, я бы никогда того и того не имел. Кому война, а кому мать родна».

Как подчеркнул о. Георгий, для него война - это не способ решения проблемы.

«Для меня как священника одной из движущих сил войны является гордыня, которая проявляется как самость, замкнутость, нежелание понять другого, согласиться с его взглядами.

Вторая причина - восприятие частного как целого. Болезнь одного процента населения воспринялась как недуг всего общества. И представление, что в один момент некий вирус поразил целый регион или страну. Но это не так».

Мы публикуем историю одного человека как пример судеб тысяч мирных дончан, оказавшихся заложниками политического и военного противостояния на Востоке Украины, и призываем всех к молитве о мире.

http://pravlife.org/content/voyna-uzhe-stala-obydennostyu-sostoyaniem-v-kotorom-privyk-zhit
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Гуляев
Все статьи Протоиерей Георгий Гуляев
Новости Украины
Пикник на обочине Москвы
Невозможные суждения
28.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Не дай Бог вызвать излишнее сочувствие к России!»
Западные политики и СМИ дружно, в едином порыве бросились доказывать, что к террористической атаке в Подмосковье никак не причастна Украина
26.03.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Впрочем, как и остальных русских земель Малороссии
27.02.2024
«Запад не намерен уходить с Украины тихо»
Противники собираются оставить нам предельно обезлюженные руины, с которыми именно нам придётся что-то делать
24.02.2024
Корень зла – в украинстве и автономии УПЦ
В Институте стран СНГ прошёл Круглый стол, посвящённый 80-летию ликвидации автономии УПЦ
10.02.2024
«Седой гетман» жаждет реванша
Вероятный публичный конфликт Зеленского с Залужным Порошенко собирается использовать для дискредитации обоих в глазах американцев, с тем, чтобы выпросить у администрации Байдена решение о замене Зеленского на самого себя
01.02.2024
«Интеграция воссоединённых регионов набрала хороший темп»
По словам Владимира Путина, и в экономике, и в социальной сфере наших исторических регионов важно не только восстановить существующие предприятия, инфраструктуру, школы и больницы – нужно создавать новые производства
01.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59