Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Тысячи мелодий

Священник  Анатолий  ПершинМихаил  Сизов, Вера-Эском

17.07.2015

О. Анатолий Першин

Отец Анатолий Першин: «Важно не только, в какой день по святцам младенец крестился, но и в каком храме, в честь кого он освящён»

Минор и мажор

Два года назад ехали мы на машине в Приозёрский район Ленобласти на праздник, устроенный одним из приходов, и спутницы наши, замечательные самодеятельные певицы, теребили отца Анатолия, чтобы спел он свою новую песню, мол, дорога длинная. Батюшка отнекивался: он же за рулём, какие тут песни. Но на остановке перед светофором продекламировал из последнего:

Ну вот и лето на исходе,
Грустит берёза у окна.
И в сердце тысячи мелодий,
А жизнь - одна.

И тогда подумал я: «У каждого из нас жизнь одна. А вот сколько мелодий мы носим в себе? И зачем они нам даются?»

В 1980-е годы Анатолий Першин был известным музыкантом, его рок-группа выступала в финале популярного в СССР «Музыкального ринга», приглашали даже в США на гастроли. Но в одночасье всё переменилось. Гитара музыканта отправилась за океан без хозяина и была выставлена в нью-йоркском музее рок-н-ролла, а сам Анатолий уехал на Север, в Антониево-Сийский монастырь. Затем получил благословение «с нуля» создавать монастырское подворье в Петербурге. Много лет длилась тяжба с чиновниками за участок земли, сколько душевных сил было вложено - и подворье с храмом были построены, вокруг него выросла община. Но тут жизнь взяла новый «аккорд» - сменилась епархиальная власть, и вместо отца Анатолия настоятелем назначили другого священника. Два года назад я встречался с батюшкой уже после этих событий («На всё воля Божья», № 695, ноябрь 2013 г.), и Бог знает, что он пережил. Служить ему благословили в другом месте.

Лично я, узнав, какое место служения выбрал батюшка, воспринял это в минорных тонах. Ведь опять ему нужно начинать «с нуля». И где? Даже не на куличках, а вообще за петербургским КАДом (кольцевой автодорогой). И название-то района какое - Осиновая Роща. Фактически это бывший военный городок, опустевший после ликвидации воинской части. Остались там только те, кому некуда ехать. Никакого производства, соответственно никаких благотворителей, которые могли бы помочь в строительстве храма. Пришлось батюшке под храм оборудовать... трансформаторную будку. Это если воспринимать в миноре. Но слушал я, с какой радостью отец Анатолий говорил про эту самую будку, смотрел на вычерченный им план реконструкции - и вдруг всё увиделось иначе. «Будка» - это крепкая кирпичная коробка длиной 22 метра и высотой в 5 метров и вполне вместительная. «Кулички» - всего в полтора километрах от кольцевой автодороги, по которой без стояния в пробках можно лихо доехать из любого «спального» района Петербурга. Осиновая Роща - лесопарковая зона, где было имение князей Вяземских, а затем и «дача Романовых», как называли ленинградцы дачный комплекс обкома КПСС, где любил отдыхать первый секретарь Романов. То есть место историческое и весьма живописное - на холмах, утопающих в зелени. И последнее... На вопрос: «Есть ли жизнь за КАДом?» - ответ был получен неожиданно быстро. Едва священник, Богу помолясь, взялся за обустройство храма, как Министерство обороны вдруг получило огромные средства на жилищную программу для военных пенсионеров и решило начать масштабное строительство в Осиновой Роще. Со всей России стали съезжаться сюда семьи военных, жизнь забурлила.

Наверное, жизнь можно сравнить с симфонией. Тут тебе и барабаны, и нежные флейты, и горн архангела. Метафора пришла на ум, когда нынче, в конце мая, мы мчались по КАДу мимо бетонных заборов промзон и гигамаркетов, внешне похожих на промышленные объекты, и, резко свернув на Выборгское шоссе, оказались совсем в другом мире: зелёное море листвы; и небо здесь вроде голубее, чем в городе. И даже мотор как-то иначе, умиротворённей, заурчал. Первый поворот направо, через сотню метров снова направо - и глазам открылся храм. Сверкает золотом куполов в зелёной низинке под холмом. Словно всегда здесь стоял, так вписался в пейзаж. И где же здесь трансформаторная будка?

Василий Великий

За два прошедших года отец Анатолий совсем не изменился. Службу ведёт радостно, и молящийся народ на подъёме - это чувствуется. Вообще, храм показался мне намоленным, хотя открыт недавно.

После службы было крещение младенца. Как только завершилось Таинство, через окна пространство храма пронизали снопы света.

- Вот видите, и солнышко вышло, - откомментировал священник. - На небесах большая радость, и на земле в человеках благоволение. Хорошо бы Бог видел новокрещёного всегда вот так, как мы сейчас видим, - на ладошке. Сейчас приходит новое поколение, которое не знает того, что знали мы. Спрашивают детей: «Кто такой Ленин?» Отвечают: «Великий русский писатель». - «А что он написал?» - «Кому на Руси жить хорошо». Нам, бывшим пионерам и комсомольцам, это смешно, мы ругаем упадок школьного образования и повальное невежество. Но у этого поколения есть преимущество - им открыта дорога в храм. Образование - дело наживное, а вот вера...

Проповедь свою батюшка закончил с чувством:

- Запомните этот день! И пусть Василий Великий, чьё имя носит сей храм, тоже помогает вам. Ведь важно не только, в какой день по святцам младенец крестился, но и в каком храме, в честь кого он освящён. А Василий Великий... великий человек! Вселенский святитель и учитель наш. Он принадлежал к истинной интеллигенции, которая сочетала знания и веру. В Афинах за пять лет в совершенстве изучил риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину, а потом подвизался в пустыне в аскетических подвигах. Написал монашеский устав, каноны, одну из двух литургий, какие служатся в православных храмах. Его величают «славой и красотой Церкви», «светилом и оком вселенной», «палатой учёности». Вот такой человек... Божьей вам помощи и Ангела Хранителя на всех жизненных стезях.

Священник удалился в ризницу, а я вспомнил, что недавно читал про Василия Великого. Поистине это был человек «тысячи мелодий», сочетавший не только веру и знания, но и самые разные интересы. В том числе интересовался он космологией. За тысячу лет до кругосветного путешествия Магеллана святитель предположил, что Земля шарообразна, только посчитал это знание «бесполезным для спасения», поскольку «Моисей не рассуждал о фигурах». При этом епископ Василий посмеивался над современными ему учёными, которые полагали, что время возникает из-за движения звёзд на небе. Сам он о природе времени писал так: «Дни, часы, месяцы, годы суть меры, а не части времени. Время есть пространство, спротяжённое состоянию мира». Как мог этот человек из IV века узреть то, что приоткрылось только в ХХ веке в квантовой физике и было сформулировано в теории относительности пространства-времени?

- Ну, первый раз здесь, в Осиновой Роще? - подошёл батюшка, уже переодевшись. - Пойдём, хозяйство своё покажу.

Хозяйство - это множество вагончиков вокруг храма и ещё деревянный помост из свежеструганных досок. На него и уселись, чтобы поговорить.

- Всё-таки решили дать храму историческое название, по старой церкви? - спрашиваю.

- Да, прежде здесь было имение Вяземских, а при нём Васильевская церковь. Так что задолго до нас решено, какой святой эту землю хранит.

- В Петербурге много храмов Святителя Василия Великого?

- На Васильевском острове есть церковь Трёх Святителей, но отдельно Васильевской там нет, несмотря на название острова. На весь город только два его храма - наш и ещё один, также на самой окраине, вблизи КАДа. Такая маленькая бревенчатая церковь, поставленная у входа в центр садоводов «Русская деревня». Ещё, знаю, Васильевская церковь есть в деревне Акулова Гора Ленинградской области - это где-то между Тихвином и Петрозаводском. Её построили в 90-е годы на месте бывшей родовой усадьбы русского художника Василия Поленова. Самой усадьбы давно нет, храм стоит фактически в лесу, служат там по особому расписанию. И получается, что самый большой Васильевский приход - это у нас. На всю область.

- Художник Поленов ведь был из дворян? - припоминаю я. - И у вас Вяземские - князья. То есть святителя Василия почитала лишь аристократия?

- Тут интересный момент. Заказали мы историческое исследование хорошему специалисту, и вот что выяснилось. Князь Владимир, креститель Руси, сам крестился с именем Василий. Это имя носили многие византийские императоры, с греческого «басилиос» так и переводится: «царский, царственный». То есть князь Владимир искал преемства от базилевсов. А московские Великие князья искали преемства от Владимира, и многие были крещены как Василии. Остальная знать им подражала. И все Василии строили храмы в честь небесного покровителя. Как ни странно, святителя Василия на Руси особо почитал и простой народ. Пишут даже, что чтили наравне с Николой Чудотворцем.

Семейный храм

- Но это история, - продолжает настоятель. - А в наше время святитель Василий очень важен для молодёжи. Он ведь большое внимание уделял воцерковлению и воспитанию молодого поколения. И как-то само собой получилось, что у нас храм стал молодёжным. Микрорайон-то здесь новый, со всех концов России приехали военные с детьми - и они часто заглядывают. Кроме того, я сейчас на канале «Союз» веду передачу, она набирает большой рейтинг - и через это молодёжь привлекается. Также провожу творческие вечера в театре «Странник», куда приходит много молодёжи, особенно творческой. Я вижу, как молодые люди хотят молиться, они просто горят. В любую минутку прибегают сюда почитать акафист, попеть вместе, и если что-то на приходе происходит, они тут же подключаются. Меня это очень радует, что такая молодёжь - очень чистая, с открытым сердцем. И вера твёрдая.

- Обычно принято молодёжь ругать, мол, потерянное поколение...

- Нет, на своём приходе такого не наблюдаю. Были отдельные случаи, когда родители приводили увальней лет семнадцати-восемнадцати. Учиться не хотят, прикованы, как Прометей, к компьютеру, игрушкам этим виртуальным. Я родителям говорю: «Это ваше яблочко. Вот вам епитимия, давайте вместе молиться». Они в отчаянии. Но знаете, когда матери, отцы начинают молиться, то и ребёнок начинает просто на глазах исправляться. Потом приходят, благодарят.

- На службе и маленьких детей много было...

- При храме есть детская площадка. А в городке при детском саде уже год как действует православная группа. Был там День открытых дверей, и детишкам двух-трёх лет задали вопрос: «Дети, а кто основатель Санкт-Петербурга?» Отвечают: «Господь Бог». Их снова спрашивают: «А если поточнее?» Они: «Иисус Христос». Такие вот детки.

Смеёмся с батюшкой. Спрашиваю:

- Православную группу вы организовали?

- Нет, верующие воспитатели сами обратились за благословением. Они сделали отдельную комнату, повесили иконы, печку русскую поставили, половики домотканые настелили - ну прям как в русской избе! И детей за уши оттуда не вытащишь. Двигает всем этим воспитательница Татьяна, настоящая подвижница.

Концерт возле храма

Концерт возле храма. На заднем плане видны корпуса разросшегося военного городка

Ещё один наш прихожанин ведёт в школе патриотический клуб «Крепость», который в Петербурге завоевал много призовых мест. Клуб на православной основе, ребята всё делают с молитвой, и один из них - наш алтарник. Смена подрастает. В этом году в семинарию из нашего храма трое будут поступать.

- К песенному творчеству ребят тоже привлекаете?

- Видите, мы сейчас на эстраде сидим.

- Ах вот как...

- Она, правда, ещё не достроена, предстоит навес над этим уличным театром сделать. Но закулисы уже есть - вот этот вагончик, который к сцене примыкает. А брёвна перед сценой - это скамьи для зрителей. После службы прихожане сидят здесь, чай пьют и православную программу смотрят. Я приглашаю фольклорные коллективы, поэтов и писателей. Выступления очень интересные бывают.

- Прихожане местные, из городка?

- Пока что в основном питерские. В воскресенье сюда до пятидесяти машин приезжает с разных концов города и пригорода. Но местные тоже потихоньку подтягиваются, вливаются в приход. Вроде получается найти общий язык. Я ведь сам родился в военном городке - в Выползово под Бологовым. И знаю проблемы военных изнутри.

- Ваш папа офицером был?

- Он в войну был политруком - в атаку поднимал. Их обычно убивали первыми, но, слава Богу, прошёл всю войну с пехотой и остался жив, грудь в орденах. Ему дали звание майора, но дальше служить не смог из-за контузий. Поставили начальником вневедомственной охраны. Человек был деятельный и, кстати, музыкальный.

А музыка - это сила. Когда у нас концерт, я колонки направляю на микрорайон, они там из окон выглядывают, а потом приходят. Их поят чаем, они заходят в храм, ставят свечки и понимают, что здесь такие же люди, как они, - современные, с детьми. У меня вот храм получился семейным, я «молюсь семьями», в записках сплошь: имярек со чадами. А семьи у наших прихожан, как правило, большие, есть и по семь детей. Их всех привозят. В воскресенье до 70 детей причащается. Сразу после причастия отпускаю их в воскресную школу, которую наши педагоги ведут. Они тоже как-то сами появились, специально не искал. Помощников много. Ещё нам и дьякона рукоположил митрополит Варсонофий. Просто как из рога изобилия! Слава Тебе, Господи.

Остров благоволения

Это напоминает Псковские Печеры

«Это напоминает Псковские Печеры - там тоже спускаешься с горы, и храмы красиво сверху смотрятся»

- Да... а начинали с трансформаторной будки, - возвращаюсь я на бренную землю.

- Трансформатор там установить не успели, началась перестройка, и много лет кирпичная коробка оставалась заброшенной, на крыше деревья выросли. Но внутри было сухо, здание-то крепкое. К тому же на высоком цоколе стояло - порог двери находился на уровне подбородка, если мерить по моему росту. Это, кстати, позволило укрепить здесь почву. На Васильевском острове рыли котлован под новостройку и во славу Божью отдали мне выбранный грунт. Завёз сюда 350 самосвалов песка, засыпал по порогу двери. В итоге уровень почвы поднялся на полтора метра. Можно сказать, здесь второй Васильевский остров образовался - земля-то оттуда.

- Всё равно вы в низине. Ручьи весной не затопляют?

- Мы сейчас на дне реки и находимся. Когда дороги здесь строили, то всё перекрыли, и река ушла под землю. До сих пор сюда утки по привычке прилетают, выводят птенцов. Но наводнение нам не грозит, поскольку река под нами находится, туда паводок и уходит.

Многие отмечают, что это место притягивает и покидать его не хочется. Оно как бы между городом и пригородом - поют соловьи, климат особый в ландшафтной этой чаше. Мне лично это напоминает Псковские Печеры - там тоже спускаешься с горы, и храмы красиво сверху смотрятся.

Одно плохо - мы уже переросли себя, народ не вмещается. На Пасху 170 человек причащалось. Это в основном те, кто из города приезжает. А ведь ещё есть микрорайон. Он постоянно растёт, население под 30 тысяч уже.

- Ого! - удивляюсь и подсчитываю. - Это же три моих родных города. Или один Великий Устюг, где тоже 30 тысяч населения.

- Вот видишь. Сколько в Устюге храмов? Три. А у нас...

- Так местных же мало пока на службах?

- Дай время. Бог направляет людей, когда это нужно. Вот здесь, на даче, живут знатоки знаменного распева, они его в консерватории изучали. Сами пришли и поют во славу Божью, без зарплаты. И теперь раз в неделю я служу литургию со знаменным распевом. Знаменный хор - это совершенно другое восприятие литургии, и многие специально к нам едут из-за его особого молитвенного настроя.

Никого о помощи специально не прошу - что Господь даёт, то и принимаю. Как-то после соборования подошла местная женщина, сказала, что пишет иконы как художник-любитель. Предложил ей принести для ознакомления. Принесла, смотрю - с иконами всё в порядке, они живые, они действуют. А ведь обыкновенная женщина, без художественного образования.

И вот теперь она пишет иконы для нашего иконостаса. Получается удивительно!

- Иконостас у вас красивый. Неужели тоже местные во славу Божью сделали? - спрашиваю, почти поверив в череду чудес. Хотя иконостас - это не икону написать, больших денег стоит.

- С иконостасом целая история получилась. Умер один хороший человек, Дмитрий, Царствие ему Небесное. После него остались жена и трое детей. В общем, я отпевал его, а потом отозвался на беду этих незнакомых мне людей. И друзья покойного вдруг решили отблагодарить, пришли: «Что вам надо?» Говорю: «Вот на иконостас средства собираю». Они, недолго думая: «Так у нас друг Дима их режет, на зоне».

Есть такой посёлок Ревда в Мурманской области, а рядом с ним колония строгого режима - вот там Дима сидит уже 14 лет. В заключении пришёл к Богу. Построил храм, создал общину, организовал мастерскую, которая режет иконостасы, киоты, украшения для детских площадок. Ещё при колонии организовал автомастерскую, которая приносит хорошую прибыль, так что сиделец помогает деньгами своим родным - хотя бы так участвует в жизни оставленной семьи. Человек сумел там, на «строгаче», не только выстоять, но и утвердиться как человек. Мы молимся, чтобы из оставшихся шести лет ему бы часть срока скостили.

И вот было как в сказке: Дима вырезал для нас иконостас, и тут как раз освободили с «зоны» его соработника по мастерской, он приехал и всё смонтировал. Меня тогда увезли в реанимацию с подозрением на инфаркт. А тут говорят: «Иконостас привезли». Пришлось совершить побег из больницы: как это без меня такие события происходят?!

Всё, что здесь ни возьми, даже этот стол и скамейки, на которой сидим, - всё связано с какими-то историями, с нежданной помощью.

Можно сказать, я здесь счастлив. Если бы ещё свои шероховатости, свои грехи исправить, то было бы всё идеально. Но я стараюсь. Смотрю на людей - они такие чистые! Здесь открылся какой-то клапан: кругом хорошие люди, и плохим быть самому уже невозможно. Само место диктует. Чувствуется здесь Божье благоволение.

Музыкант и снайпер

Купола Осиновой рощи. Свое фото о. Анатолий назвал просто - Фа

Купола Осиновой рощи. Свое фото о. Анатолий назвал просто - Фа

Мы сидим под тёплым майским солнышком на деревянном помосте, а вокруг кипит жизнь: дети бегают, трудники доски пилят. Настоятель делится насущными заботами:

- Под воскресную школу заложили фундамент. Она каркасная будет, брус и другой материал уже завезли. Но дело двинуть дальше не могу, нет средств. К храму ещё нужно тамбур пристроить и лестницу внешнюю провести на чердачный этаж - там под самой крышей много места, думаю устроить библиотеку и ещё одну воскресную школу. Ещё нужно благоустройство, чтобы здесь было красиво. А впереди строительство и второго храма, во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Участок под него присмотрели на горке, уже подали заявку на полтора гектара земли.

- Если кто захочет помочь, как с вами связаться?

- Можно по телефону 8-911-781-25-31. Обычно же обращаются через социальную сеть - www.vk.com/club47289186.

- Поселиться трудникам есть где?

- А вот сейчас прошёл Андрей - он у меня в вагончике живёт. Замечательный гитарист, ищет себя. Приехал из Новороссии, из-под Луганска. В другом вагончике живут рабочие с Западной Украины.

- И ладят между собой?

- А что у нас делить? Храм и всё, что вокруг храма. А там, дальше в вагончике, тоже с Украины парень. Снайпер.

- В каком смысле?

- По профессии военный снайпер. Его, как специалиста, сразу бы призвали киевские власти, но он не хочет убивать своих же братьев. Лично я считаю, что наш храм оттягивает какие-то силы от этого безумия. И притягивает творческих людей. У меня здесь много музыкантов, поэтов, писателей. Таких людей тоже понимать надо. К иному священнику они подходят, делятся своим, а тот думает, что у них это блажь, крыша не на месте стоит. А я понимаю, от чего это, потому что сам переживал многие моменты. И могу как-то где-то поддержать. Сказать-то легко рок-музыканту, что ты сатанистскими делами занимаешься. А у него такой путь к Богу. Все люди разные, тем и ценны перед Богом.

- Тысячи мелодий... Вы как-то песню написали про тысячу мелодий в сердце и одну жизнь. Наверное, нужно не только носить в себе эту музыку, но и слышать мелодии других?

- Получается, так.

Когда ехали обратно в город, пытался я вспомнить парней, которые пели в хоре. Кто из них музыкант из Новороссии, а кто - снайпер с «западенщины»? Поди угадай.

Выезжаем на кольцевую - и снова бетонные заборы, рекламные щиты, безликие кварталы многоэтажек, построенные «под ключ». Иногда всё же стоит свернуть со своего личного КАДа, выбраться из круговорота, чтобы увидеть жизнь по-новому.

http://vera-eskom.ru/2015/07/tysyachi-melodij/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме