Три линейки в рамках единой логики
Задачу разработки новых учебников по истории перед Министерством образования и науки РФ и российскими историками Владимир Путин поставил более двух лет назад.
«Стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого, - заявил глава государства на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года. - Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Добавлю, что учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований».
Минобрнауки и Российское историческое общество провели конкурс, по итогам которого отобрали три линейки школьных учебников от разных издательств. Основным критерием отбора, по словам директора Росархива Андрея Артизова, было отсутствие противоречий в рамках принятой ранее и прошедшей общественное обсуждение концепции (единого историко-культурного стандарта). Отобранные линейки удовлетворяют этому требованию, однако, по словам экспертов, работы над учебниками по истории предстоит ещё немало. Например, запланирован выпуск специальных брошюр для учителей, закрывающий самые неоднозначные темы, нужна программа для 11-го класса и для начальной школы, необходима синхронизация с одобренным курсом истории России учебников по всеобщей истории.
Переход на новую программу будет проводиться постепенно. Старшеклассники в сентябре 2015 года продолжат обучение по старым учебникам, а полный переход на новые учебники, по оценкам Минобра, займёт 2-3 года.
Впрочем, в недавнем интервью журналу «Экономические стратегии» глава думского комитета по образованию Вячеслав Никонов явно дал понять, что качество учебников по истории до сих пор не слишком высоко. «Я входил в жюри конкурса на лучший учебник по истории, который недавно завершился. Ни один из учебников я не рекомендовал на гран-при. Но, как мы знаем, жюри всё-таки рекомендовало», - посетовал парламентарий и пообещал «вплотную заняться содержанием образования».
Инициатива единороссов: «базовые учебники»
12 мая 2015 года главы думских комитетов по безопасности и образованию Ирина Яровая и Вячеслав Никонов внесли новый законопроект о создании на основе федеральных образовательных госстандартов (ФГОСов) «базовых» учебников по четырём ключевым предметам: русскому языку, литературе, математике и истории России. На сегодня законопроект поддержали уже более 60 депутатов из различных фракций.
По мнению авторов законопроекта, «детям независимо от социального статуса семьи и места жительства нужен общий гарантированный государством золотой стандарт образования», в то время как сейчас каждая школа работает по самостоятельной программе. Парламентарии считают, что «линейка базовых учебников», обязательная для всех школ, должна быть построена на единой методической основе, а дополнительные учебные пособия, используемые педагогами, не должны противоречить базовым.
Инициатива Яровой и Никонова встретила яростную критику со стороны представителей Минобрнауки. Оппоненты единороссов полагают, что введение единого учебника нарушит закреплённое Конституцией РФ право учителей на свободу преподавания и затруднит выстраивание школьной программы в зависимости от способностей и возможностей детей, их национальной принадлежности. Кроме того, считают в Общественном совете Минобра, принятие законопроекта лишит издательства конкуренции и приведёт к увеличению «бумажной» работы, связанной с контролем за педагогами.
По мнению Яровой, сообщают «Известия», сегодня Министерство образования и науки РФ работает по принципу покупки услуг, в результате чего возникают товарно-денежные отношения, несущие коррупционный риск. На разработку ФГОСов уже затрачено около полумиллиарда рублей, а реальных результатов пока нет.
«Даже лингвистом не нужно быть, чтобы понимать разницу между словами «один» и «единый» и уж тем более между такими понятиями, как «единый учебник» и «единая концепция преподавания» той или иной гуманитарной дисциплины», - пояснил спикер Госдумы, глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин, выступая на думской «Открытой трибуне» 4 июня 2015 года. Он рассказал, как с участием учёных, учителей, преподавателей вузов, представителей религиозных и общественных организаций, а также школьников и их родителей разрабатывалась концепция преподавания истории в средней школе. Спикер выразил надежду, что подобный подход может быть взят за образец при подготовке концепции преподавания других предметов, сообщают РИА Новости.
«Наш закон касается в целом качества образования и прекращения дискриминации детей и учителей, - объяснила «Известиям» Яровая, добавив, что ничто не мешает педагогам для углублённого изучения предметов давать одарённым детям дополнительные знания.
Без права на бездействие
Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, выступая перед парламентариями 16 июня 2015 года, привлёк внимание депутатов к вопиюще низкому качеству содержания действующих школьных учебников. Парламентарий с трибуны продемонстрировал коллегам учебники, согласно которым школьники должны усвоить, что российский государственный флаг - бело-сине-голубой, а знакомство с живописью у четвероклашек происходит не на примере творчества русских художников, приверженцев традиционной школы, а с помощью картин «Крик» Эдварда Мунка и «Плачущая женщина» Пабло Пикассо.
По мнению Никонова, нужно срочно избавляться от учебников, которые писались «как душа прикажет или спонсор, порой зарубежный, пожелает». Соответствие учебников ФГОСам обеспечит конституционное право россиян на получение качественного базового образования, «золотого стандарта» обязательных знаний, считает парламентарий.
Председатель комитета по образованию привёл пример трёх отобранных экспертами линеек учебников по истории и заметил, что по другим предметам таких линеек может быть больше, т.е. речь не идёт об отмене углублённого изучения предметов или выбора учебного пособия.
«Мы не имеем права на бездействие», - заключил Никонов, пояснив, что если начать серьёзную работу над содержанием образования сегодня, то результаты появятся только через 10 лет, когда нынешние первоклассники закончат школу.
Глас народа
Тем не менее, подавляющее большинство наших сограждан поддерживают концепцию создания единых школьных учебников. Согласно опубликованным 3 июня 2015 года данным опроса «Левада-центра», проведённого в мае 2015 года в 46 регионах России. За введение единых школьных учебников по истории высказались 79% респондентов, создание единых учебников по математике и литературе одобрили соответственно 80% и 81% опрошенных. При этом уровень общей удовлетворённости россиян существующей системой образования составил всего 19%, это самый низкий показатель за последние 4 года.
Комментарий profiok.com
Во времена СССР вся страна училась по одинаковым учебникам, что никому не помешало сформировать собственное уникальное мировоззрение, при необходимости дополнить и углубить знания, почерпнутые из школьной программы. «Базовый учебник» - всего лишь основа, «скелет», на который будут нарастать знания, получаемые ребёнком от педагога, в семье, из книг и кинофильмов, собственных размышлений и умозаключений.
Но сами основы закладывать нужно очень грамотно, особенно в части гуманитарных дисциплин, формирующих у ребёнка сознание и систему ценностей.
По мнению министра культуры РФ Владимира Мединского, детям в школе, безусловно, знания должны преподноситься в каноническом виде, т.е. в виде версий, являющихся коллективным мнением лучших российских учёных. «Самое главное, чтобы наши учебники были правдивы и интересны. И очень многое зависит от учителя», - считает Мединский.
Впрочем, качество подготовки школьных учителей, от которых многое зависит, мы смогли оценить, анализируя статистику посещений сайта profiok.com. Ажиотаж в поисковых запросах накануне 1 сентября 2014 года явно говорит о том, что российские педагоги ищут информацию для проведения урока мужества в интернете, явно не зная, о чём разговаривать со школьниками на таком уроке.
Детям, чьи наставники готовились к беседе по материалам нашего сайта, повезло. Они получили достоверную информацию: книга «Европа в огне Первой мировой войны», содержание которой заинтересовало незадачливых учителей, подготовлена профессиональным авторским коллективом. Но в целом ситуация, конечно, пугающая, ведь даже в случае скорейшего принятия законопроекта о «золотом стандарте» учебных программ первые результаты реформ появятся очень нескоро.
http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=2654История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=2654#ixzz3dQSF0q1s