Путями Господними…

0
229
Время на чтение 5 минут

Иногда нам бывает очень тяжело. Тяжело по-настоящему. Именно так - когда не видно ни ответа, ни просвета, ни выхода. И, пребывая в растерянности, ощущая свою слабость и неспособность что-то изменить своими силами, мы опускаем руки и задаем все тот же неизменный риторический вопрос: «Почему я?». Почему все это невыносимое, скорбное происходит с нами, а не с кем-то другим? Как быть, если действительно пришла беда? И каков он - порог человеческой возможности выдержать и выжить?

Иконописец и режиссер Владимир Щербинин, некогда послушник Псково-Печерского монастыря, вспоминая о своем церковном послушании на Псковщине в советские годы, поведал такую историю об одном из трудников обители: «Александра в живых я не застал, он был псаломщиком до меня. Все вспоминали его необыкновенную доброжелательность и кротость. Он никогда не возвышал голос, никогда не говорил о людях плохо. Иногда собеседники приводили ему множество фактов о человеке, который, по их мнению, совершил дурные поступки. Александр возражал: "Даже если это так, я все равно не верю. Он - хороший человек!". История его жизни - трагическая. Его дети играли без присмотра с ружьем, и старшая дочь случайно застрелила своего шестилетнего брата. После этого она немного тронулась умом и в 16 лет повесилась. Но Александр не отчаялся, не озлобился, не ушел в запой. В любое время ночи в его окне теплился неяркий свет - это он молился. Иногда зимой священник приходил в храм часам к пяти, чтобы протопить немного печь к службе, а Александр, закутанный в пуховый платок, уже наматывал круги возле церкви. И судя по тому, что тропинка в снегу была глубокой, ходил он давно - может быть, целую ночь. Он отправлял батюшку еще почивать, а сам зажигал две лампады у икон Спаса и Богородицы, растапливал печь и сидел так молча до Литургии. Умер он тихо, как жил, никого не побеспокоив».

Вот, казалось бы, история - страшнее не представить. Несчастный случай: по халатности взрослых людей погиб ребенок, а за ним и еще трагедия. Жизнь разбита. Что дальше? Детей не вернуть, ситуацию не исправить, остается лишь жгущее, ужасающее чувство осознания, что если бы не оплошность, если бы не эта случайность, если бы быть рядом в тот момент... Чувство вины и отчаянное, вынужденное осознание своей слабости и невозможности что-то повернуть вспять порождают чудовищные последствия, и они очень часто толкают человека в бездну, двери которой закрываются изнутри.

Действительно ли в таких случаях у человека нет выбора? Да как же нет? Если мы по своей воле становимся в жизни лишь равнодушными статистами, если опускаемся, скатываемся вниз, оставляя надежду и отчаиваясь, - это тоже наш выбор. Не значит ли это, что возможен иной, противоположный путь? Как показала выше описанная мной история, этот путь возможен. И он единственный, возвращающий к жизни.

Слова, сказанные Господом Иаиру, начальнику синагоги: не бойся, только веруй, и спасена будет (Лк. 8, 50),- были произнесены в ту страшную минуту, когда несчастному отцу уже принесли весть об умершей дочери. Все тщетно. Все поздно. Не утруждай Учителя. Ничего нельзя изменить. И вот перед нами - безутешный отец, опустевший, перевернувшийся в его глазах мир... и Бог, протягивающий руку. «Не бойся и веруй». Если вдуматься, то эта просьба Христа есть не что иное, как призыв к самому высокому - к тому, чего в нашей жизни постоянный недостаток. Верить без тени сомнения, всецело полагаясь на Бога и оставив свой страх. У нас часто такой веры нет. Поэтому и боимся. Поэтому и сомневаемся. Не умеем довериться. Да, в приведенном нами случае в Печорах все было совсем иначе. Господь не вернул детей этому несчастному, как воскресил Он дочь Иаира. Но Он протянул руку и призвал идти путем крестным. И раб Божий Александр не усомнился, он пошел этим тяжелым и мучительным путем восхождения из тьмы к Свету. И потому, что доверился Богу, зная, что Тот может неисповедимыми путями спасти и его дочь, так трагически ушедшую из жизни; и потому, что знал: позади - бездна и смерть, к которым он обязательно пришел бы, отвратись он от Божией помощи. И как тут не вспомнить святого Иова Многострадального, чьи лишения с человеческой точки зрения как минимум нелогичны и напрасны. Иов - праведник. Так за что его так наказывает Бог? Путь Иова - это исключительный путь смирения, полного доверия Божиему замыслу о человеческой жизни. Исключительный - потому что никого рядом с Иовом в тяжелую минуту не оказалось. Никого, кроме Бога... Каково это - слышать от самого близкого человека, жены, призыв послать проклятие Творцу и умереть? Какова должна быть сила терпения и любви, чтобы не поддаться этому отчаянию и не пасть? Если другие не верят, как верить самому? Но Иов верил. Его жизнь есть ветхозаветный образ будущих страданий, кротости и смирения Сына Божиего, Его следования воле Отца.

Дороги, которые мы выбираем, очень разные. Но их выбираем мы, а не кто-то за нас. Бог в этих путях с нами от самого начала и до последнего вздоха. Им мы приведены в этот мир и по Его воле рождаемся. И одновременно Он дает нам полную свободу действий, волю и выбор. И мы выбираем. Только всегда ли этот выбор является верным и осмысленным...

Трудности и проблемы, с которыми мы встречаемся в жизни, - есть в некотором смысле признак самой жизни. Того, что она есть, что необходимо преодолевать, терпеть, бороться. Иногда и скорбь человеку подается как единственное возможное лекарство от непоправимых последствий многочисленных грехов, которые калечат и губят человеческую душу. Как часто в храм приходят люди буквально на последнем издыхании, в отчаянии и сокрушаются о том, что столько неразрешимых ситуаций - долги, вражда, болезнь, одиночество - навалились на них! А сколько таких, которые не приходят... И не ищут выхода или находят кратчайшее и быстрое решение, которое на самом деле не решает ничего, а лишь наоборот - все перечеркивает. А можно - не перечеркивать. Можно...

Буквально несколько дней назад я отпевал мужчину, некогда сильного, работящего и не способного находиться без дела, которого четыре года назад уложила в постель огромная опухоль мозга. Долгое лечение, то положительная, то отрицательная динамика, но в итоге без особенных результатов. Стоять и ходить ему уже было крайне тяжело, и мы подолгу беседовали. Это были не только исповеди, но и разговор, диалог, в котором случались и споры, и острые вопросы. Но в конце концов мы приходили к общему мнению. Я причащал его, и мы расставались на какое-то время. А потом в силу некоторых обстоятельств наши пути разошлись. Я долгое время ничего не слышал о нем и думал, что, скорее всего, болезнь взяла свое, он умер и распоряжающиеся похоронами родственники решили отпеть его в другом храме. Но я ошибался. Все эти годы он боролся со своей болезнью, боролся всеми силами. И мне кажется, что все-таки победила не болезнь. В последние месяцы жизни его мучили тяжелые боли, но, отпевая его, я заметил особое умиротворение и покой на его лице, что нечасто бывает с людьми, страдавшими перед смертью. Быть может, он нашел и осознал тот внутренний путь, к которому его через всю жизнь вел Господь...

Когда-то архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем написал: «Настало время такое, когда надо каждой скорби в ножки поклониться и руку ее облобызать. Ведь только скорби и ходатайствуют о нашем спасении». Действительно, если обернуться и посмотреть на свою жизнь, подумать, сколько ран вольно или невольно мы нанесли себе и другим людям... Не горьким ли лекарством лечатся тяжелые болезни?.. И только тогда, когда человек способен за все поблагодарить, не оборачиваясь назад и никого ни в чем не виня, он способен увидеть, что путь, которым он шел, не был одиноким, даже если в самое тяжелое время его жизни он оставался, как ему казалось, один...

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 11 (535)

Священник Андрей Мизюк

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/putyami-gospodnimi

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Мизюк
Петров пост «полегче»?
Апостольский подвиг и «сезон отпусков»
16.06.2023
Она всегда была в работе и на работе...
Светлой памяти врача Ирины Евграфовой
29.07.2020
«Боль открыла мне Небо»
1 августа 2017 года отошел ко Господу иконописец, режиссер и писатель Владимир Щербинин
17.10.2017
Почему в нашей жизни все плохо?
О поиске ответов на сложные вопросы
10.03.2017
Все статьи Священник Андрей Мизюк
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21