itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Йован Цветкович (Косово): «Чтобы Бог смог помочь, нужно жить по-божески»

Беседа с Йованом Цветковичем, будущим священником из Косово

Новости Косово 
0
272
Время на чтение 12 минут

Йован Цветкович

Йован Цветкович

В Пасьяне показывали фильм «Анклав» режиссера Горана Радовановича. Грустная ирония: премьера «Анклава» в сербском анклаве! Зрителей - полный зал. По большей части дети, несмотря на довольно позднее время. Взрослые заняли задние ряды. Сам фильм, рассказывающий о жизни сербов в условиях оккупации, прошел в полнейшей тишине - только под самый конец слышался плач. Снят «Анклав» мастерски, игра актеров не просто впечатляет, а восхищает. Кстати, сами актеры тут и стоят. Вот Филип Шубарич, исполнитель главной роли, смущается: парень только начал привыкать к популярности, к рукопожатиям, овациям - вся Сербия уже рукоплескала фильму. Сам Филип родом из Штрпце, косовского села неподалеку, но сейчас живет в Белграде. «Я, - говорит, - очень надеюсь, что этот наш фильм поможет тому, чтобы здесь, в Косово, все люди жили мирно. Все люди». - «Тяжело было сниматься?» - «Не то слово! Хотя погром 2004 года я не помню - мал еще был, - а вот взрослые - те да, те знают». - «А где фильм снимали? Здесь, в Косово?» - «Нет, в Центральной Сербии. Здесь, наверное, пока сложно». - «Последние слова фильма: "Серб, возвращайся!" - сказаны албанцем, который спас твоему герою жизнь перед тем, как он вынужден был бежать в Белград. Как ты думаешь: это не просто красивые слова, вышибающие слезу, а основанные на действительных чувствах?» - «Очень на это надеюсь. Простите, нам уже дальше надо ехать - сейчас премьера в Партеше!»

Филип Шубарич, исполнитель главной роли Филип Шубарич, исполнитель главной роли

Рассказывать о кинокартине, наверное, не стоит: она включена в программу 37-го Московского международного кинофестиваля и 20 июня первой из фильмов конкурса будет демонстрироваться в кинотеатрах Москвы. Появится возможность посмотреть - обязательно посмотрите, пожалуйста: многое станет ясным о жизни и сербов, и албанцев в Косово в нынешних условиях. Главная его мысль, на мой взгляд, заключается в том, что практически любой народ, как и любого человека, можно свести с ума, довести до нечеловеческого состояния и образа мыслей и действий. И что возвращение к человеческому достоинству возможно только через сострадание другому - пусть сначала кажущемуся чужим, чуждым, но постепенно становящемуся тебе ближним человеку.

Обсуждали фильм долго, горячо - сербы это здорово умеют. В сторонке стоит один задумчиво: «А ты чего не споришь?» - «Не, я подумать хочу, обмозговать всё это дело. Йован меня зовут». Так мы познакомились с Йованом Цветковичем, студентом богословского факультета Белградского университета. Обменялись телефонами, договорились при случае встретиться в Белграде. Случай представился быстро, через неделю: Йован помогал в храме святого Саввы во время служения там Литургии Святейшим Патриархом Иринеем в день памяти сожжения турками мощей святого - сербы и из трагедии могут праздник устроить. После службы и скромного (правда, скромного!) патриаршего обеда появилось время для небольшого разговора в приходском доме. Тут мы и побеседовали.

Кадр из фильма «Анклав» Кадр из фильма «Анклав»

***

- Йован, мы с тобой встретились в Косовском Поморавье, в Пасьяне. Что ты, студент богословского факультета Белградского университета, делаешь в Косово и Метохии?

- Просто я родился в Косово и Метохии, а Пасьяне - мое родное село. Там живет моя семья, мой старший брат, а мы с младшим учимся в Белграде сейчас. Живу здесь, в столице, уже несколько лет, но как только появляется возможность, я всегда еду на родину - это же логично. Душа и сердце зовут на родину: народ у нас там хороший, да и места красивые - ты сам видел. Кроме того, и ты это прекрасно знаешь, нашему народу в Косово необходима помощь, надежда - вот я и учусь на священника, чтобы по окончании богословского факультета служить Святой Церкви там, в Косово.

Огромной поддержкой сербов, живущих в Косовском Поморавье, будет почитание новомученицы Босильки Пасьянской

- И с какими чувствами, мыслями ты приезжаешь домой?

- С разными. Чаще - печальными. Я считаю, что огромной поддержкой сербов, живущих в Косовском Поморавье, будет почитание новомученицы Босильки Пасьянской, которая своим подвигом дает силы и надежду на преодоление многих наших скорбей на древней сербской земле. Увы, я не могу сказать, что духовное состояние нашего народа в Косово и Метохии можно назвать благополучным, идеальным. Вот преосвященный владыка Феодосий и предложил ввести в святцы нашей Церкви имя этой новомученицы, считая, что пример ее жизни поможет многим сербам переносить страдания, испытания с верой в любовь Христа и Его поддержку.

Мы называем Косово и Метохию «сербским Иерусалимом», святой землей для сербов - опять-таки, будет логично, если это будут не только благочестивые декларации, но слова, подтверждаемые жизнью людей, находящихся там. То есть на святой земле нужно и жить соответственно. Помню, однажды к нам в село приезжал Святейший Патриарх Павел: была Литургия, многие причащались - был настоящий праздник! Но для становления действительной христианской жизни, мне кажется, нужно постоянство во Христе - одними редкими эпизодическими праздниками, пусть и радостными, дела не сделаешь. Нужно постоянство, осознание, что ты и твои беды Богу небезразличны, что перед глазами у тебя есть пример перенесения страданий. Причем этот пример дает тебе человек, который жил совсем недавно в твоем собственном селе, чьим родственником ты являешься или же чья семья - твои соседи. Когда Босилька жила в Пасьяне, жизнь сербов ничуть не была легче сегодняшней: XIX век, османское иго, потом - арнауты-албанцы, что-то вроде янычар - а это еще хуже, чем турки. Так что сегодня мы можем провести прямые параллели с тем недалеким временем и сделать вывод: только с верой в Бога мы, сербы, можем выстоять. Будем православными - и земля, на которой живем, будет православной не декларативно-ностальгически, а действительно. Поэтому пример новомученицы Босильки Пасьянской должен быть перед глазами.

В монастыре Высокие Дечаны В монастыре Высокие Дечаны

Конечно, в Косово и Метохии остро необходимо духовенство, которое бы помогало людям, окормляло их духовно - сейчас организуется фонд, который будет поддерживать студентов - выпускников духовных учебных заведений Сербии, служащих в Косово. Не просто студентов, а отличников, то есть таких, которые всерьез относятся к выбранному служению.

О собственной ответственности забывать нельзя: мы должны по-настоящему заняться христианским образованием людей

- Сербия, как и Россия, - традиционно православная страна. Может, неприятно об этом говорить, но иногда мне кажется, что «традиции» больше, чем самого Православия, если ты понимаешь, о чем я.

- Внешне сербы православны, это да. И икон много: в домах, магазинах, в кафанах - повсюду. И перекрестятся по нескольку раз перед тем, как выпить глоток ракии, и четки на руках носят, и многие другие внешние признаки православия присутствуют. Но - как дело обстоит не снаружи, а внутри? Вот тут проблема, и большая, честно говоря. Можно, конечно, винить в этом коммунистический период сербской истории, когда людей отторгали от Церкви. Вот, мама мне говорила, что ее дед наизусть знал Библию, будучи воспитан в старой православной семье, - а спросите сейчас у любого человека в Косово, знает ли он Библию или хотя бы утренние или вечерние молитвы наизусть, - он на вас посмотрит, наверное, с недоумением. Винить-то можно, но и о собственной ответственности забывать нельзя: мы должны по-настоящему заняться христианским образованием, если хотим быть христианами. Одно дело - внешнее, и это вторично. Самое главное - то, что внутри. Вот этим внутренним воспитанием мы и должны заниматься, я считаю.

Церкви - верят, и очень важно, чтобы Церковь сохранила это уважительное доверие к себе, оправдала бы его

- У Сербской Церкви есть авторитет в обществе?

- Политикам сейчас не верят, мне кажется. Если в Центральной Сербии их просто игнорируют, то в Косово и Метохии им не верят вообще и принципиально. А вот Церкви - верят, и очень важно, чтобы Церковь сохранила это уважительное доверие к себе, оправдала бы его. Сейчас в косовском монастыре Драганац игумен Иларион, слава Богу, что он там: человек, который все свои таланты употребляет служению Христу и Его Церкви. Известный в прошлом белградский актер, кстати, - после потрясения, случившегося с ним, он резко изменил свою жизнь, стал монахом, а сейчас служит в Косово.

Христианское просвещение требуется всем сербам, как, впрочем, наверное, и другим народам, - особенно это заметно по ситуации в Косово и Метохии. Там оно просто кровно необходимо.

- Много ли выпускников семинарий, богословского факультета хотят служить в Косово? Есть ли у них такое желание, по твоему мнению?

- Нет, немного. Не так много студентов из Косово и Метохии учатся в семинариях, которых бы можно было послать служить домой. Но в разы меньше тех, кто родился в Центральной Сербии и, как отец Иларион, бросил бы всё и поехал служить в пугающую неизвестность. Люди просто не знают всей ситуации в Косово, не знают тамошних жителей, их менталитет. Кроме того, там может быть и опасно - вот и боятся. А надо ведь быть полностью своим: и людей понимать, и землю своей родной чувствовать - вот тогда будешь настоящим пастырем на ниве Господней. Так что пример отца Илариона я бы назвал уникальным в своем роде.

Здесь-то проблемы известны: безработица - зарплата - куда поехать отдохнуть... А там, в Косово, трудности иного характера

- Можно ли сказать, что сербы, живущие в Косово, отличаются от других сербов?

- Наверное, можно, особенно после оккупации края. Мне кажется, что те, кто живет в других частях Сербии, сталкиваются с теми же самыми вызовами, что и жители других стран, а косовские сербы вынуждены решать трудности другого характера. Начиная, например, с того, что само материальное обеспечение косовских сербов много хуже, чем в других частях страны, - я уж не говорю об организации культурной жизни: библиотек, кинотеатров и т.п. Кроме того, здешние, «мирные», назовем их так, сербы не испытывают того чудовищного давления, которое оказывается на их братьев там, за Ибаром. Здесь-то проблемы известны: безработица - зарплата - ЖКХ - куда поехать отдохнуть - всё, как у вас в России. А там, в Косово, сами помните: перед безработицей всегда нужно поставить, на мой взгляд, хотя бы обычную и естественную безопасность человека - о том, куда поехать отдохнуть и поехать ли вообще, вопрос не ставится в принципе. Вот такие «мелочи» и отличают сегодня сербов от сербов, по-моему. Но это ничуть не значит, что мы забываем друг о друге и чувствуем себя разделенным народом: в наших храмах всегда на ектении читается особое прошение о страдающих братьях в Косово и Метохии. Народ один, просто испытания разные: одни - в Новом Саде или Нише, другие - в Призрене или Приштине. Что же касается менталитета, то, я думаю, что косовские сербы более смиренны, сплоченны и выносливы - может быть, лучше привыкли к страданиям. Чтобы Бог смог помочь, нужно вести себя достойно Его помощи, нужно жить по-божески.

Что еще нас отличает? Ну, какие-то диалектные особенности - это понятно. Наша речь более консервативна - мы пользуемся больше старыми оборотами и словами, чем местные, белградские. Еще мы более прямолинейны, как говорят у нас: «што на ум, то на друм» - «Что думает, то и выскажет прямо».

- У нас говорят: «Что на уме, то и на языке», но это отнюдь не похвала...

- А, знаю, это про пьяных! Но у нас с этим проще: у нас пьют меньше гораздо. Нет, тут речь идет об откровенности человека: не будет он дипломатическими фразами украшать свое несогласие: скажет тебе прямо свое мнение, и всё тут.

Христос воскресе! - запись на албанском языке в м. Высокие Дечаны Христос воскресе! - запись на албанском языке в м. Высокие Дечаны

Нельзя забывать, что албанцы - тоже люди, которых сотворил Бог. И к ним тоже обращено слово Христово

- Часто бываю в Косово, наблюдаю жизнь и сербов, и их соседей. Не могу сказать, что в восторге. Как ты думаешь, мирное сосуществование сербов и албанцев возможно?

- Нельзя забывать, что албанцы - тоже люди, которых сотворил Бог. И к ним тоже обращено слово Христово. Вот некоторые наши студенты и учат албанский язык, чтобы вести христианскую миссию среди этого народа. Кстати, бывшего в большинстве своем христианского, православного. И никакой ненависти у меня, серба из Косово, к албанцам нет - те, которые ведут себя безобразно, достойны сожаления об утрате божественного образа; ненависти достойны их грехи (как и наши собственные), но не сами люди. Мы ведь знаем, что свести с ума можно как отдельного человека, так и целые народы, - история ХХ века это прекрасно показывает. Думаю, хорошую помощь в исцелении от безумия сможет оказать то самое христианское просвещение, о котором мы с тобой говорили, православная миссия, молитва и культура. Возьмем монастырь Высокие Дечаны: тамошние монахи часто привечают албанцев, пришедших помолиться в эту святую обитель, поклониться мощам святого Стефана Дечанского. Читают им молитвы на албанском языке, говорят с ними, утешают, молятся вместе. Приходят и албанцы-мусульмане: иноки разговаривают с ними о вере, объясняют Православие. В последнее время, как говорят иноки, албанцы стали всё чаще просить текст покаянного 50-го псалма - разве это не дает надежду на установление мира - как в душах людей, так и на земле, где они живут? А есть и тайные православные христиане среди албанцев из Косово - в самой-то Албании попроще.

Мученица Босилька Пасьянская Мученица Босилька Пасьянская

- Ты говорил о мученице Босильке Пасьянской, твоей землячке, можно сказать. Расскажи подробнее, пожалуйста, о ней.

- Просто процитирую немного из недавно составленного жития святой мученицы:

«В Пасьяне, древнем сербском селе недалеко от Гнилане, известном еще в средние века, жила благочестивая семья Раич. В семье росла дочка Босилька, отличавшаяся кротким нравом и смирением, трудолюбием и послушанием родителям. По праздникам вместе с родителями она ходила на богослужения, а по вечерам молилась перед домашними иконами Богоматери и святой Параскевы-Пятницы.

В 17 лет Босилька вместе с родителями пошла в первый раз в Гнилане на праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, куда собирался народ со всего Поморавья. Ходила в паломничество и в монастырь Драганац, находящийся неподалеку.
Босилька была очень красива собой, многие хотели видеть ее женой. Нечистой страстью к ней воспылал один арнаут-мусульманин из соседнего села и захотел похитить ее. Когда Босилька вместе с отцом и братом трудилась в лесу, заготавливала дрова на зиму, трое нехристей, закрыв лица, как дикие звери кинулись на нее, стреляя в отца и брата. Босильку похитили и отвели в свое село, где держали в заключении.

Вера девушки была тверже постыдных надежд похитителей: Босилька наотрез отказалась принять ислам и стать женой мусульманина

Турецкая власть была благосклонна к арнаутам и отказала православным в помощи. Между тем похитители выжидали время и надеялись, что испуганная девушка смирится с судьбой и выйдет замуж за неверного, стыдясь родных и знакомых. Но вера девушки была тверже их постыдных надежд: Босилька наотрез отказалась принять ислам, несмотря на то, что принятие его сулило ей и земное богатство, и расположение захватчиков. Все посулы и обещания сладкой жизни она отвергала, вручая себя Божией милости и надеясь на спасение. Ее мучили, подвергали пыткам - она терпела и молилась, имея Господа в сердце и с молитвой на устах преодолевая все искушения. Похититель понял, что его женой она не станет, и подверг ее страшным истязаниям. Привели к ней и старую сербку-потурченку, которая уговаривала Босильку не губить свою молодость, пожалеть родителей и принять ислам. Босилька отвечала: "У меня есть своя вера, и другой мне не надо! У меня свой Жених - Христос. И я не отрекусь от Него, как ты, - тебя я жалею!" - "Возьми хотя бы еды и воды - от тебя остались кожа да кости", - сказала старуха. - "Меня Господь кормит и поит", - отвечала Босилька.

Похититель, чувствуя себя осмеянным и униженным, видя, что хрупкая девушка презирает муки и остается верной Христу и вере своего народа, решил убить Босильку: втроем со своими родственниками они изрезали Босильку ножами, крича: "Смерть сербке!" А мученица отвечала: "Для меня это не смерть, а жизнь; это вы умираете навеки!" Так погибла Босилька. Тело ее потом нашли православные. А ее мать, как говорят, сказала на похоронах: "Я горжусь, что моя дочь у Христа". Сегодня мощи Босильки находятся в сельской церкви в Пасьяне».

Если мы, православные, будем жить так, как того требует Христос, то и наши соседи увидят Его свет

Вот такая история. Надеюсь, что по молитвам святой мученицы и сербы будут хранить Православие, и албанцы откроют для себя Христа - у Бога ведь нет ничего невозможного. Если мы, православные, будем жить так, как того требует Христос, то и наши соседи увидят Его свет.

С Йованом Цветковичем
беседовал Петр Давыдов

http://www.pravoslavie.ru/put/80005.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Косово
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
«Вучич на полную сдачу позиций по Косово не пойдет»
Однако сербский лидер вынужден очень серьезно маневрировать и идти на уступки Европе по целому ряду вопросов
21.12.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21