О счастье, или Витамин радости

0
291
Время на чтение 5 минут

Писательница Галина Барышникова известна больше как автор пьес и новелл. Однако в течение последнего года в издательствах «Амрита-Русь» и «ИПЛ» изданы сразу два ее романа - «Свет твоей тени» и «Витамин радости». Последний представляет собой, на первый взгляд, типичную сентиментальную историю о женской привязанности, дающую читателю возможность немного отвлечься от проблем и погрузиться в сопереживание героине.

Я тоже так думала. И даже взяла подаренную автором рукопись неизданного тогда романа с собой на море - порыдать в тени кипарисов. Но плакать мне не пришлось. Есть книги и фильмы, которые оставляют внутри глухое бесслезное чувство. Давящее, но очень важное, поскольку это значит, что задеты нерешенные скрытые вопросы в тебе самом. В «Витамине радости» главный вопрос - о счастье, и решен он жесточайшим художественным методом.

Почему «жесточайшим»? Потому что автор действительно умеет увлекать читателя за чувствами и ведет с ним до поры до времени некую игру, позволяя обманываться, успокаивать свою совесть и видеть то, что хочется. А потом...

Женщина, изображенная на обложке, задумчиво глядит в морскую даль. Бриз шевелит ее белокурые кудри, загорелые ноги в сандалиях покоятся на прогретых солнцем камнях... Она думает о том, как незримо живут люди в мирах друг друга. Только незримо и только в мирах - потому, что в жизни этого не сложилось.

И каждое утро

У дороги, где мы расстались,

Я слышу твой голос.

Во мне живет та ночь,

Когда ты вел меня за руку

По пустым улицам морского

города

К водам синего цвета,

Хранящим стук моего сердца

у твоего плеча.

Я только прошу Творца

Не оставлять меня без этой

радости и боли -

Пусть обжигает меня

память,

Пусть живет надежда

на невозможное...

Она будет долго собираться на исповедь, перебирая то, чем переполнена ее душа и мысленно примеряя к этой тонкой материи наименования греховных преступлений, которые должны будут прожечь ее, как горячий утюг. Но священник не произнесет ни одного из этих слов-печатей. Он будет молча, внимательно слушать всю ее историю, а потом задаст всего один простой и тихий вопрос, к которому она будет не готова и на который не сможет ответить. Какой - не скажу, чтобы не раскрывать всего замысла книги, но после сцены исповеди автор немилосердно перевернет повествование. Мы увидим вдруг странную, заплутавшую в бытовых проблемах женщину, за глаза прозванную сослуживцами «Наташа-мотылек», сидящую в новогоднюю ночь в обществе курицы с черносливом и недоумевающую: а где же все?.. А никто и не должен прийти. Этот горький праздник - без теперь уже бывшего мужа, без старших мальчишек, отколовшихся, словно льдина, от дома и пустившихся в свободное плавание, со спящим в кроватке температурящим малышом, болезни которого она среди переживаний и не заметила, - на мгновение вернет ее в реальность. В этой реальности нет не только счастья - в ней нет никакой любви: чем-то иным, не любовью наполнено ее сердце.

Познание по плодам - самое универсальное из тех, что дано человеку. И именно плод - отношения с людьми и Богом - является самым важным, тем, что неизмеримо важнее тонких душевных переживаний и лирических чувств. Его созревание всегда, в какой-то момент, требует от нас выбора. И он гораздо глубже выбора между альтруизмом и эгоизмом. Это выбор смотреть на счастье своими собственными глазами, в свете своих представлений или же - глазами Христа.

То, что порой говорит священник главной героине, Наталье, может показаться черствым, несправедливым, иногда издевательским даже. «Я не могу считать грехом свою любовь, - говорит она у аналоя. - Люблю я его. А убийство любви - тяжкий грех». - «Так. Это мы уже проходили. Уже был я убивец твоейной любови...» И это - в ситуации, когда в ее одинокой жизни, наконец, появляется человек, с которым они, казалось бы, выстрадали друг друга. И препятствий меж ними всего лишь - разные страны, ее проблемные взрослые дети да его повседневная забота о немолодой бывшей жене. Но именно это - люди, которые нуждаются в нас - и должно преобладать над всем остальным. Должно - если человек хочет подлинного счастья, а не пожизненного исступленного поиска «витамина радости» - на чьем-то плече, в чьем-то душевном тепле, в точке опоры и успокоения вне Бога.

«Ну, подумай, пожалуйста, какое у тебя счастье может быть, если твои дети живут с тем грузом, который ты им оставила? - говорит героине ее давний друг Саша. - Что, они у тебя выстроены изнутри, что ли? Или растут мужиками, сознавая свою ответственность хотя бы перед тобой, их матерью? Подумай сама: что может быть в их будущих семьях? И ты говоришь: хочу счастья! Сотвори сначала счастье своим детям, дай им правильную основу, молись за них и вымаливай счастье им, а не чужому дяде возле тебя, потому что твоя старость, твоя жизнь зависят от того, какими ты вырастишь своих детей. И ты говоришь: хочу счастья! У твоих детей нет закона, нет Бога и даже системы отношения к Богу, у них нет даже дома и системы взаимоотношений в семье, ответственности друг за друга. Они делают то же, что и ты, или вы с мужем: они хотят себе счастья, любой ценой - урвать, уворовать; не взять, так отнять. А как по-другому? Что они другого видели? Что впитали? На чем выросли? Каждый из вас делал свое счастье и заповедал это детям своим».

Она идет по промозглой мартовской Москве среди истаявших грязных сугробов. Она сжимает в руке телефон. На проводе - далекая Сербия и такой далекий близкий человек. «Я спасаюсь тобой от черных своих снегов». Образ черного снега в конце романа - образ души: самому себе невыносимой, грязной, страшной. Но это то, что всегда бывает перед весной. Это то, что бывает перед обретением душой свободы и тишины - схожей с той, что бывает после долгих рыданий по отнятой любимой игрушке. «И всхлипывая, затихнуть,//Как в детстве, когда простят».

«Наташа рассмеялась и взяла на колени Максимку. И тут ей подумалось, что человек всегда мечтает о чем-то далеком и недоступном, и это отнимает у него силы. А ближнее, дарованное ему, он не ценит и неблагодарно рвется в другую сторону. Вот если бы у нее не было детей, не было этого волшебного синеглазого малыша, а был только возлюбленный рядом, то она мечтала бы о таком вот ребенке, и это определяло бы смысл ее жизни. И она бы вот так же с ним мысленно разговаривала и звала, как сейчас Стефана...»

Многие вопросы, связанные с дальнейшей жизнью героини, остаются за рамками романа. Понятно лишь, что она, преодолев себя, смогла отпустить близкого ей человека - осмысленно и навсегда, поверив Богу. «Что сделал ты из любви к девушке? - вспоминает она своего любимого Шварца. - Я отказался от нее». Однако в следующей, неизданной пока книге, где фигурирует другая героиня, но с прототипом и историей Наташи, мы увидим, какие незабываемые встречи в дальнейшем подарит ей жизнь, как расцветет ее душа. Там тоже будут Балканы - уже не далекие, а реальные, с лазурным морем, теплым берегом, древним храмом, открытыми и добрыми людьми. Там будет подросший «волшебный синеглазый малыш» и его мудрая, внимательная мама - и им будет хорошо вдвоем на собственном невидимом континенте, которому они дадут название, сложив буквы своих имен. И будет она, эта радость, от жизни по Богу - без всяких «обезболивающих» и «витаминов».

Газета «Православная вера» № 10 (534)

Елена Сапаева

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/o-schaste-ili-vitamin-radosti
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 11:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22