Все мы хорошо знаем, что такую Родину, как наша, хотят прекратить давно. Здесь не о чем спорить: вся русская история о том свидетельствует. Речь пойдёт несколько об ином... Вопрос, звучащий в заглавии, хотелось бы отнести скорее к тому, что происходит внутри наших собственных душ, на поле сердечной брани, в тайниках души человека, стоящего перед огромным непостижимым понятием «Родина».
Когда разговор заходит о таких вещах, становится ясно, что один лишь ум не сможет дать нам ответы на все вопросы. «Умом Россию не понять», как известно, а поэтому без обращения к чувству не обойтись. Ну, а с тем, у кого чувства Родины уже не осталось, говорить-то, собственно, и не о чем.
«Родное пепелище» не может не любить всякий нормальный человек. Зародыш этой любви заложен в каждом. Он должен развиваться, расти, цвести, приносить плоды, и плоды эти должны достигать зрелости. Когда невидимая пуповина, соединяющая душу человека с тем, что мы называем Родиной, начинает истончаться, тлеть, надрываться, названное чувство слабеет, иссякает, сменяется равнодушием, потом раздражением, а порой превращается и в непримиримую ненависть. И в этот момент происходит окончательный разрыв и драгоценный зародыш святого чувства страшно перерождается в свою противоположность. Тогда беда родной земли уже не вызывает в отщепенце ничего, кроме злорадства, а её успех и благоденствие порождает в нём только недоверие, неудовольствие и насмешки. Замечено, что именно в русском характере позорное проявление такой духовной патологии достигает своих крайних пределов.
Но бывает и так, что слепая любовь к Отчизне перестаёт уже быть таковой, когда, доведённая до абсурда, начинает отрицать и ненавидеть другие народы, культуры и целые цивилизации («Германия превыше всего!», «Україна - понад усе!» и т.д.).
Разумеется, мы говорим сейчас достаточно схематично, упрощённо, оставляя за скобками все возможные извивы мятущейся, страждущей, ищущей души. Однако эти подробности, сами по себе очень важные, не должны помешать нам выяснить главное. А именно: нам надобно «поймать за хвост» тот самый момент, с которого Родина начинает своё прекращение в душе отдельно взятого несчастного индивидуума.Думаем, никто не станет спорить с той мыслью, что человеку на Родине должно быть хорошо. Хорошо потому, что он чувствует себя дома, в своей тарелке, потому что он нужен соотечественникам, потому что здесь он при деле, потому что он - важная часть большого целого, которому он служит и которое, в свою очередь, служит ему.
Когда же человек в силу причин, о которых речь пойдёт несколько позже, начинает отделять себя от общности, в которой родился и вырос, противопоставляя себя ей, не желает разделять её горя и радостей, не хочет трудиться и преодолевать вместе с ней общие трудности, - тогда из него и получается тот самый «отдельно взятый индивидуум», несчастный, т.е. не сопричастный тому целому, в котором он мог бы иметь свою часть, для которой появился на этот свет.
Как получается, что человек отделяет себя от своего собственного счастья?
Тут мы вынуждены просить прощения у читателя за хрестоматийный, общеизвестный, но очень показательный пример. Речь, правда, пойдёт не о человеке, но тем не менее...
«Денница, сын Зари» - ослепительного совершенства Архангел, властелин стихии света, сделался мрачным сатаною, противником истины, «отцом лжи», «человекоубийцей от начала». Именно он был первым из тварей, кто лишился своей Родины. За ним последовали прочие бывшие небожители, которые, надо сказать, никогда уже не смогут смириться с потерей Небесного Отечества...
Раз взявшись за хрестоматию, попробуем полистать её и дальше. Что мы увидим? Увидим, как праотец наш Адам плакал всю жизнь, потому что не в силах был забыть прекрасный Эдем, любимую свою Родину. Сын его Каин, как и отец, сделался изгнанником, совершив второе в Священной истории человекоубийство и тем самым прекратив для себя то, что было ему Родиной, что включало в себя и убитого им родного брата, и отца, и мать, и саму землю, на которой он выращивал свои овощи, думая ими угодить Богу...
Листая хрестоматию далее, мы вспомним и потоп, и столпотворение, и египетское рабство, и вавилонский плен, и иудейское рассеяние, и двухтысячелетнее скитание народа, лишённого Родины. Вспомним мы это с единственной целью: чтобы найти причину, по которой отдельные люди, семьи, племена и целые народы вынуждены были есть чёрствый хлеб чужбины и растворять питие своё горькими слезами изгнания.
Наконец, для того, чтобы осязательнее ощутить предмет нашего исследования, оставим теперь хрестоматию и обратимся за примерами к недавней истории нашего Отечества.
Сегодня мы с ужасом и болью всматриваемся в то, что творится на Украине. Эта земля - огромный осколок того, что совсем недавно было нашим общим целым. И осколок этот, как некое волшебное зеркало, отражает сейчас не что-нибудь, а именно нашу российскую действительность в её прошлом, настоящем, а может быть, даже и в будущем. Украина - страшный урок и грозное предупреждение всему миру, а прежде всего - России.
Ну как не узнать нам в её сегодняшних событиях наши собственные революции, перевороты и гражданские войны? Как не распознать в её трагикомических лидерах таких же марионеток мирового капитала, какими были наши «герои революции»? Их «чрезвычайки» и «красные терроры» ничем особенным не отличаются от того, что делает сегодня «Служба Безпеки», что представляют собой так называемые АТО. Какое такое принципиальное различие можем мы обнаружить между такими создаваемыми сегодня структурами, как добровольческие батальоны вкупе с национальной гвардией Украины - и таким любимым детищем господина Бронштейна-Троцкого, как РККА образца 1918-1922 гг.?
Подобно нынешней героизации Бандеры и Шухевича, у нас делали героями садистов и палачей, убийц русского народа и других народов России, этих кровавых упырей, прирождённых изуверов. Это им посвящены стихи и песни, их изображали везде и повсюду, это их именами до сих пор названы наши улицы, проспекты и города.
А наш февральский переворот? Не пародией ли на то, что совершилось некогда в Петрограде, могут служить недавние киевские события (происшедшие, кстати, тоже в феврале)? У нас была «буржуазная революция», у них - «революция достоинства», а в обоих случаях - подлейшее свинство и государственное преступление, в российском варианте особенно тяжкое и позорное. Скоро минет сто лет, а что-то не слышно, чтобы современное российское общество дало достойную оценку Февральской революции 1917 года. Зато с оценкой украинского февраля у общества проблем не возникает.
Конечно, 100 лет - это внушительный срок; шутка сказать - целый век! За такое время можно и подзабыть кое-что. Но разве в нашей недавней истории у нас нет пробелов, нет недоумений? Давайте разберёмся.
В эти майские дни исполняется год одесской трагедии. И тогда, и, конечно, теперь, спустя время, хорошо видно, что за сатанинское изуверство произошло тогда в Одессе. Каждый нормальный человек задавался тогда и сейчас задаётся вопросом: кто ответит за это преступление? В данной ситуации совершенно естественно требовать правосудия, что люди и пытаются сделать, даже в условиях установившегося на Украине режима.
В том же ряду стоит дело снайперов, работавших «по нашим и вашим», в обе стороны, на Майдане, в дни «революции достоинства».
А вот Москва 1993 года, 3 и 4 октября: точно такие же снайперы на крышах стреляют и по защитникам Белого дома, и по войскам, и вообще по кому попало. По зданию парламента прямой наводкой бьют танки, используя кумулятивные снаряды, - следствием их применения становится то, что у человека, находящегося в помещении, куда попал такой снаряд, просто лопается голова... Не станем углубляться в подробности; суть в том, что у всех этих преступлений есть масса соответствий, есть общая технология, есть единый почерк и цель - запугать и подчинить.
Чем трагедия одесского Дома профсоюзов страшнее трагедии московского Белого дома? Чем киевские снайперы безчеловечнее московских?
Московский октябрь 1993 года отмечен большим количеством жертв, чем одесский май или киевский февраль. Но страшнее всего были, как всегда, последствия московского октября: убыль населения России по миллиону в год - вот потери, не идущие ни в какое сравнение ни с деятельностью «Безпеки», ни с последствиями «АТО». Кто за это ответит? Или, может быть, за давностью лет о тех трагедиях следует забыть? Но почему же мы не хотим забывать за давностью лет павших в Великой Отечественной войне и жертв преступных нацистских палачей? Почему мы никогда не хотим видеть наших собственных палачей, а, например, в украинских палачах разбираемся хорошо?
Приходится признать, что здесь мы имеем дело с так называемой избирательной памятью целого народа. Память такого свойства формирует фрагментарное сознание, плодит «иванов, родства не помнящих», позволяя манипулировать парламентами, конгрессами, радами, майданами и т.д. Это ещё одна «точка отправления» в процессе прекращения Родины.
К сожалению, на этом мы вынуждены пока прерваться. Рамки газетной статьи не позволяют продолжить, но мы обязательно сделаем это в следующий раз.
Протоиерей Алексий УСПЕНСКИЙ