Евгений Волков: «Чайковский молится вместе с нами»

0
303
Время на чтение 5 минут
30 апреля в Клину открывается Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского. Среди его участников - Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова. На вопросы «Культуры» ответил художественный руководитель прославленного коллектива Евгений Волков.

культура: Юбилейный фестиваль Чайковского в Клину обещает превзойти все ранее проходившие там мероприятия.
Волков: Одна из его целей, как говорят устроители, попытаться создать «наш Экс-ан-Прованс» (фестиваль во Франции. - «Культура»), то есть престижную открытую сцену. Сделано все на широкую ногу и в то же время серьезно, вдумчиво. «Сапсаны» будут в дни торжеств останавливаться в Клину, рекламная кампания организована очень достойно. Отрадно видеть, что наш национальный гений так широко пропагандируется. К тому же фестиваль задуман как общедоступный. Там достаточно демократичные цены даже на очень престижные концерты. Это можно только приветствовать.

культура: Где будете выступать? Зал там всего на триста мест. И что исполните?
Волков: На период фестиваля творческим коллективам отдают еще ряд концертных площадок в городе и его окрестностях. На центральных улицах Клина будут установлены жидкокристаллические экраны - чтобы все жители и гости смогли увидеть и услышать выступления артистов. А наша программа называется «Две литургии». Это идея Бориса Григорьевича Тевлина, моего незабвенного учителя, который любил соединять литургии Чайковского и Рахманинова в одном концерте. Для Клина такое сопоставление очень кстати. Потому что замысел фестиваля - Чайковский и музыка, так или иначе с ним связанная.

Литургия Рахманинова во многом следует Литургии Чайковского, развивает ее традиции. Оба сочинения - это размышления человека о Боге, путь к Богу. Там одинаковая драматургия - от мрачных тонов к свету. Перелом и у Чайковского, и у Рахманинова наступает в «Херувимской», когда на героя словно нисходит озарение через очень тихую музыку. Потом - эмоциональный всплеск, связанный с благодарением и прославлением - «Свят Господь Саваоф». Далее молитвенное «Тебе поем», лирическое «Достойно есть» и абсолютное умиротворение, слияние с Высшим миром в последних номерах. Первые же наполнены драматизмом. У Рахманинова он более сдержанный. У Чайковского сразу с высшей точки все начинается. «Единородный Сыне» - фрагмент, наполненный человеческой трагедией. Это музыка нервная, исполненная «последней надежды». Но лирический герой прорывается к Богу. И у Чайковского, и у Рахманинова. Литургии у них заканчиваются катарсисом. Если же говорить специально о Чайковском, я бы сказал, что у него это вообще одно из самых светлых по духу сочинений.

культура: Духовную музыку Чайковского часто называют излишне эмоциональной для богослужения.
Волков: Считаю глубоко ошибочными суждения о том, что духовная музыка Чайковского чужда церкви, не религиозна. Это музыка, обращающая к Богу. Я ее горячий адепт; одна из моих целей - показать ее людям. Что касается соответствия правилам богослужения... Чайковский ведь написал очень строго. Стремился соблюдать все стилевые нормы, законы и «технические подробности» православной музыки. Но где-то, как светский композитор, дал яркую контрастность, драматизм, порыв.

Хочется спросить у тех, кто говорит про отсутствие у него молитвенности: разве вы монахи? Вы уже доросли до умной молитвы? Почему требуете от Чайковского, чтобы он был Симеоном Новым Богословом? Сами умеете так молиться? Мы, миряне, являемся душевными людьми, молимся по-разному - приносим к Богу и земные радости, и горести, и отчаяние, и надежды. И Чайковский, как наш брат по Адаму, обращается не к святым, не «в безмолвии сущим». Он молится вместе с нами, мытарями и грешниками: «Боже, смилуйся».

Из цикла «Девять Духовно-музыкальных сочинений»

культура: В церкви сочинения Чайковского часто исполняются?
Волков: Да. «Трисвятое», например, прочно вошло в клиросный репертуар. Николай Матвеев (регент храма Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке. - «Культура») со своим хором пел Литургию Чайковского. Как раз она рассчитана на исполнение за службой. Но здесь важно, что за храм, кто там служит и молится.

Личное воспоминание: однажды на Пасху довелось регентовать Литургией Чайковского в православном храме Пхеньяна. Служил русский священник из Владивостока и два корейских батюшки. Прекрасные духовные люди. Пел наш хор и болгарские оперные солисты - мы все участвовали в фестивале «Апрельская весна». Всего человек сто. Это было чудесно и неповторимо.

культура: Глубокая религиозность может побудить композитора отказаться от своего профессионального дара?
Волков: Ни от чего не надо отказываться. Господь нас к этому не призывает. Если у человека Божий дар, надо принести Авелеву жертву: отдать Богу лучшее. Нельзя замолкать, нельзя талант зарывать в землю. Чайковский, кстати, после создания Литургии сказал: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел». Эта музыка и ему самому духовно помогла.

культура: На фестивале в Клину будет исполнена вторая авторская редакция Первого фортепианного концерта. Произойдет, так сказать, возвращение к истокам. Духовная музыка Чайковского не подвергалась затемняющим первоначальный смысл редакциям?
Волков: Насколько знаю, нет. В советское время были открытия, касающиеся светских хоров. Например, восстановили по черновикам «Правоведческую песнь». А с духовной музыкой все понятно. Есть 63-й том собрания сочинений. Он вышел позже, в 1990 году. Но оформлен так же, как и основные тома. Это академическое издание, на него и ориентируемся.

культура: Некоторые скрипачи жалуются на скрипичный концерт Стравинского - якобы его написал человек, не знающий скрипки. С точки зрения хормейстера, Чайковский хорошо знал специфику хора?
Волков: Вокальный Чайковский сложен. Надо очень хорошо владеть регистровкой голоса, у него много переходных нот, неудобные скачки и пассажи... Но неисполнимого в этой музыке нет. Да, он написал трудно, в расчете на знающих, профессиональных музыкантов. Когда перед тобой партитура гения, изволь позаниматься и сделать.

культура: Ваши личные пристрастия в вокальной музыке Чайковского?
Волков: Очень люблю и духовные хоры, и светские. Самое для меня задушевное - «Легенда» на стихи Плещеева. Это одна из немногих тем в русской музыке, которую использовали для молитв все христианские деноминации, включая старообрядцев. Они развели ее по крюкам и назвали «Предание о Христе Спасителе». Представляете, эти люди вообще отрицают послепетровские традиции, а тема Чайковского у них живет.

культура: Отпоете на юбилейном фестивале Чайковского. Что дальше ожидает Хор имени Свешникова?
Волков: Участие в уникальном проекте «Русский день». Инициатива благотворительного фонда «Классика» была поддержана высшим руководством страны, губернатором и правительством Санкт-Петербурга, МИДом и Министерством культуры. 12 июня, в День России, в пяти странах мира на крупнейших площадках пройдут выступления наших ведущих коллективов - это более чем 500 первоклассных музыкантов. Наш хор планирует выступить в парижском зале Гаво. Гордимся, что будем первопроходцами замечательного проекта, и надеемся: национальный праздник Отечества станет подлинно Русским днем, когда российские творцы смогут говорить языком искусства с простыми людьми разных стран. От сердца к сердцу.

http://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/99648-evgeniy-volkov-chaykovskiy-molitsya-vmeste-s-nami/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Наборщикова
«На передовой мы называем противника «немцы», и никого это не коробит»
Писатель и сапер Дмитрий Филиппов — о параллелях истории, невероятных ставках и крепком сне
26.05.2023
«Никакого художественного руководства мне не нужно»
Гендиректор МХАТ имени Горького Владимир Кехман — о миллионах Боякова, визите Дорониной и расценках дочери Кубасова
16.12.2021
Все статьи Светлана Наборщикова
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11