Виктор Иванов об эффективном сотрудничестве по борьбе с наркотиками в рамках ШОС

Выступление на совещании руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, Москва

Генассамблея ООН по Украине  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
459
Время на чтение 8 минут

ШОС призвана консолидировать мировое сообщество для эффективной работы Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас на Шестом Совещании руководителей компетентных органов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Коллеги, в последние пять лет нами в рамках ШОС проделана немалая работа и налажено эффективное сотрудничество по борьбе с наркотиками.

Активно и плодотворно действуют рабочие группы экспертов по контролю за прекурсорами, совершенствованию договорно-правовой базы сотрудничества, снижению спроса на наркотики, правоохранительной деятельности и пресечению наркопреступности, а также регулярно проводится Совещание руководителей компетентных органов государств-членов ШОС, наделенных полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Это не случайно.

Мы объединены перед лицом общей угрозы - существованием двух планетарных центров производства наркотиков в Афганистане и Латинской Америке. Генерируемая ими наркоагрессия представляет угрозу для международной безопасности и экономического развития, способствует развитию коррупции и финансовой подпитке терроризма и экстремизма, подрывает здоровье и благосостояние наций и препятствует осуществлению основных прав и свобод человека.

Масштабы данной проблемы требуют консолидации усилий мирового сообщества, укрепления действующей международной системы контроля за наркотиками, а также развития практического взаимодействия между компетентными органами наших стран.

Наиболее эффективными с практической точки зрения на пространстве ШОС проявили себя такие меры, как организация совместных операций по противодействию наркообороту, обмен опытом работы, подготовка антинаркотических кадров, совершенствование правовой базы и развитие институциональных механизмов противодействия производству и распространению наркотиков.

Вместе с тем, в условиях непрерывного нарастания производства наркотиков в Афганистане, все перечисленные усилия пока что не дают нам требуемого результата - пресечения наркопоставок и санирования наркоситуации в наших государствах.

На данный момент близится к завершению вывод вооруженного контингента МССБ из Афганистана. Безусловно, США и НАТО намерены сохранить за собой стратегические позиции, как на афганской территории, так и в Центрально-Азиатском регионе. Вместе с тем, их политика подразумевает полный уход от ответственности за решение проблемы масштабного производства наркотиков в Афганистане и, прежде всего, через разрушенной экономической инфраструктуры Афганистана и снижение его зависимости от внешних финансовых вливаний, которые на текущий момент составляют до 90% ВВП.

Одновременно прослеживается намерение покидающих Афганистан государств НАТО переложить обязанности по поддержанию стабильности и обеспечению безопасности в Центральной Азии на региональные государства, в том числе Россию, и международные организации, в первую очередь ШОС и ОДКБ. В случае негативного развития ситуации, это заведомо снизит имиджевые и репутационные риски западных государств и не нанесет тем самым ущерба их политическим позициям на международной арене. А Афганистан и граничащие с ним страны вынуждены будут столкнуться с множеством проблем, которые за последнее десятилетие лишь усугублялись - среди них степенью своей опасности выделяется незаконный оборот наркотиков.

Замалчивание реального масштаба проблем ведет к ошибкам в принятии решений и к некорректному расходованию выделяемых международным сообществом в целях помощи Афганистану средств. В результате этого снижается эффективность реализуемых проектов, а проблемы с течением времени только нарастают.

По нашему мнению, участие государств-членов ШОС может способствовать повышению эффективности решения существующих проблем в Афганистане. Государства-члены ШОС объективно заинтересованы, во-первых, в обеспечении региональной безопасности, а во-вторых, в приобретении Афганистаном роли устойчивого и суверенного государства, способного эффективно решать свои внутренние проблемы, в том числе противодействовать производству наркотических веществ и наркотрафику.

Здесь нам необходимо в максимальной степени помогать Афганистану избавиться от планетарной проблемы наркопроизводства. В этом плане считаю целесообразным, коллеги, обратиться от лица министров к главам государств ШОС с инициативой утвердить Афганистан полноправным членом ШОС в связи с важностью его более тесного интегрирования в экономические процессы ШОС в целях альтернативного развития и ликвидации наркопроизводства.

По нашему мнению, наиболее актуальным и эффективным способом радикального решения проблемы незаконного оборота наркотиков будет пресечение наркопроизводства одновременно с реализацией комплексных проектов альтернативного экономического развития Афганистана.

При этом под комплексным альтернативным развитием нельзя понимать единичные, по сути камерные, проекты по раздаче афганским крестьянам семян легальных сельскохозяйственных культур. Требуется восстановить инфраструктуру полного сельскохозяйственного цикла - от обработки земли до переработки и сбыта продукции. Аналогичный подход касается и индустриального развития. Данные принципы отражены в Руководящих принципах Организации Объединенных Наций в области альтернативного развития.

Как показывают статистические подсчеты, концентрация усилий мирового сообщества на ликвидации инфраструктуры наркопроизводства при одновременной замене ее приносящими достаточный доход проектами альтернативного развития не только потребует меньших затрат, чем ежегодно выделяется на борьбу с трафиком мелкооптовых партий наркотиков и организацию лечения и реабилитации наркозависимых, но и позволит значительно снизить степень наркоугрозы в течение ряда лет.

Определенную озабоченность вызывает лавинообразный рост разнообразных новых психоактивных веществ, которые не включены в международные списки подконтрольных препаратов. С учетом высокой степени развития химической науки, разработка новых формул субстанций, оказывающих наркотическое воздействие на человека и запуск их в производство занимают считанные дни - а процедуры выявления, изучения и внесения таких веществ в списки запрещенных могут тянуться годами.

Разумеется, данные вещества не проверяются на предмет их безопасности для человеческого организма - поэтому наркопотребители могут получить под известным брендом вещество, обладающее ярко выраженным токсическим эффектом. В России в прошлом году зафиксировано несколько сотен случаев отравления новыми нарковеществами, многие из них окончились летальным исходом.

В этом году в России принят закон, позволяющий ФСКН России временно приостанавливать оборот появляющихся новых психоактивных веществ, что повысило эффективность нашего противодействия данной проблеме. В то же время, преступные группы могут использовать различия в нормативной базе наших стран для организации своего бизнеса и распространения "спайсов". В целях недопущения этого, предлагаем принять меры по усилению контроля за появляющимися на наркорынке новыми веществами.

Вместе с тем, нашу озабоченность вызывает нарастающая популярность идеи либерализации действующего международного режима контроля за незаконным оборотом наркотиков.

Утверждая, что ведущаяся по традиционным схемам война с наркотиками проиграна, нарколиберальные активисты предлагают не бороться с наркопроизводством и наркопотреблением, а поставить данные процессы под государственный контроль. Таким образом, заинтересованные в потреблении наркотиков лица смогут свободно приобретать в лицензированных аптеках наркотические и психотропные вещества, принося государству прибыль в виде доходов от лицензирования, аккредитации, акцизов и налогов. На текущий момент речь идет о легализации "легких" наркотиков, к примеру, каннабиса, что уже сделано в Нидерландах, отдельных штатах США, Уругвае, и некоторых странах Латинской Америки, но подобный, так называемый "гибкий", подход к международным и национальным правовым нормам в кратчайшие сроки повлечет за собой декриминализацию любых видов наркотических и психотропных веществ.

Аргументация в пользу либерализации оборота наркотических веществ базируется на проведении аналогий с алкоголем и табаком. Однако, по оценкам экспертов в сфере здравоохранения, потребление алкоголя (пьянство, алкоголизм) уверенно занимает первые места среди причин смерти от инфарктов, инсультов и прочих сопутствующих заболеваний или в результате несчастных случаев. С точки зрения социологии, с потреблением алкоголя сопряжены такие явления как бытовое насилие, распад семей, разрушение демографического потенциала, деформация личности и прочие негативные явления, систематически наносящие непоправимый ущерб обществу.

Пропаганда легализации наркотических веществ не только умалчивает о подобном варианте развития событий, но и упускает из виду намного более высокую аддиктивность наркотических веществ. По утверждениям врачей, психика наркомана необратимо меняется и риск рецидива наркопотребления остается навсегда, хотя и значительно снижается при прохождении специальных программ реабилитации и ресоциализации.

Экономическая эффективность легализации оборота каких-либо наркотических веществ также является достаточно спорным показателем. Среднесрочные и долгосрочные последствия данного решения, которые предположительно повлекут за собой расходы на здравоохранение и социальное обеспечение, как минимум пятикратно превышающие полученные доходы, на данный момент во внимание не принимаются.

Российская Федерация неуклонно выступает за развитие борьбы с незаконным оборотом наркотиков в рамках, установленных антинаркотическими конвенциями ООН. При этом акценты ставятся не на обеспечении безболезненного существования наркозависимых, а на праве человека жить в свободном от наркотиков окружении. Наилучшим способом достижения данной цели полагается устранение наркопроизводства как первопричины незаконного оборота наркотиков и компенсация доходов населения от выращивания наркосодержащих препаратов посредством реализации программ альтернативного развития.

Специальная сессия Генассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков в 2016 году, вероятно, станет местом первого серьезного открытого противостояния двух концептуально различных подходов к противодействию незаконному обороту наркотиков: традиционного и нарколиберального. Принятые ею решения могут на длительный временной период определить международные стратегические подходы к борьбе с наркотиками.

На данный момент аргументация нарколибералов кажется особенно привлекательной из-за кризисных явлений в мировой экономике, так как обещает быстрое получение крупных доходов для решения сиюминутных проблем.

Однако, государства ШОС, которые не понаслышке знакомы с потенциальными последствиями отказа от жесткого контроля за распространением наркотиков на примере Китая, где в свое время бесконтрольное потребление опиума вызвало быструю деградацию и вымирание населения в угоду прибылей Ост-Индской компании, понимают всю значимость сохранения международной антинаркотической системы.

Коллеги, предлагаю от имени ШОС выступить на спецсессии с единой позицией в поддержку инициативы ликвидации наркопроизводства, альтернативного развития наркопроизводящих государств и укрепления традиционного режима контроля за наркотиками.

Соответствующие инициативы подготовлены, обсуждены на уровне экспертов и старших должностных лиц наших ведомств. Предлагаю их одобрить и направить главам наших государств для отражения антинаркотической тематики в итоговом документе предстоящего в июле Уфимского саммита.

Прошу поддержать.

Также предлагаю уже в ближайшее время приступить к разработке и согласовании новой Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2017-2022 годы, чтобы через год, в 2016 году, когда закончит своё действие Антинаркотическая стратегия государств-членов ШОС на 2011-2016 годы, мы имели новый полноценный вариант с учётом принятых решений.

Для этого считаю целесообразным создать рабочую группу по разработке новой стратегии.

Спасибо за внимание.

По материалам источников: ФСКН России

http://narkotiki.ru/5_77637.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Иванов
Победа, начинавшаяся в Китае
Об определяющей роли пакта Мусякодзи—Риббентропа в истории Второй мировой войны
03.09.2020
«Наркотики следуют за геополитической нестабильностью»
Директор ФСКН Виктор Иванов об антинаркотической дипломатии и геополитике России в Латинской Америке
21.12.2015
Все статьи Виктор Иванов
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Нужно ввести более эффективное наказание для безответственных предпринимателей, а также увеличить штрафы за нарушение закона до размеров, которые побудят не продавать вейпы несовершеннолетним
09.04.2024
«Сколько сил положил он для России!»
В Красноярске состоялась VI Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
09.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 13:51
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40