Виктор Иванов о повышении эффективности действующего уголовно-правового инструментария по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики

Выступление на заседании ГАК, Москва 15 апреля 2015

Бывший СССР  Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
406
Время на чтение 7 минут

Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на заседании ГАК по теме "Повышение эффективности действующего уголовно-правового инструментария по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики", Москва, ФСКН России, Зал Коллегии ФСКН России, 15 апреля 2015 года

Основные направления стратегической реформы уголовно-правовой базы реализации
Стратегии государственной антинаркотической политике РФ до 2020 года

Уважаемые коллеги!

Пять лет назад начал действовать высший политический документ, определяющий подходы, цели, задачи и направления снижения уровня наркомании и борьбы с наркопреступностью - Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года.

За эти пять лет накопился колоссальный новый опыт, позволяющий нам сегодня поставить вопрос о необходимости серьёзного пересмотра действующего уголовно-правового инструментария в сфере борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков.

К этому надо приплюсовать 12-летний опыт деятельности ФСКН - спецслужбы, созданной Президентом России в 2003 году, в ситуации, когда молодёжная смертность в возрасте от 15 до 34 лет достигла своего исторического апогея - 140 тысяч умерших - и вопрос повышения эффективности борьбы с наркотиками стоял исключительно остро.

Совместными усилиями этот уровень смертности нашей молодёжи удалось уменьшить на 50 тысяч человек в год.

Слаженная работа всего пула правоохранительных органов совместно с судебной системой, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти, юридической общественностью и экспертным сообществом позволяет нам приступить к масштабной стратегической реформе всей правовой базы по эффективной реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года, поскольку сегодня по сути реализуется уголовная политика в стиле перевёрнутого сознания, когда силовая компонента государства вынуждена азартно крошить рядовых наркоманов и наркопотребителей, в массовом порядке отправляя их в места лишения свободы.

Статистика неумолимо свидетельствует, что из почти 600 тысяч осужденных по уголовным делам, связанным с наркотиками, лишь четверть привлечена за сбыт наркотиков. А три четверти, то есть 400 тысяч самих наркопотребителей, государство уголовило за хранение наркотиков без цели их сбыта.

Такое положение вещей весьма устраивает наркомафию, поскольку внимание силовиков отвлечено по сути на негодный объект, но абсолютно не устраивает общество - и в первую очередь родных и близких наркопотребителей, которые ждут от государства именно помощи, а не просто формального наказания.

Такой перекос, с одной стороны, ведёт к просто фатальному умножению искалеченных судеб, росту социальной напряжённости в семьях и близких наркопотребителей, а с другой стороны, к переполненности тюрем, следственных изоляторов и неоправданным колоссальным бюджетным затратам - за минувшие пять лет посадки 400-х тысяч рядовых наркоманов обошлись следствию, судам и пенитенциарной системе в 500 миллиардов рублей.

Эту ситуацию нужно немедленно и кардинально менять.

Пора освободить тюрьмы от армии бедолаг, сократить государственные расходы, и высвободившиеся средства и ресурсы сконцентрировать на борьбе с организованной наркопреступностью.

Соответствующая реформа требует изменения уголовно-правового инструментария по трём основным направлениям.

Первое направление реформы.

Необходимо осуществить максимальную концентрацию усилий государства и общества на ликвидации крупной организованной преступности, подрыве её глобальной транснациональной и межрегиональной инфраструктуры.

ФСКН в прошлом 2014 году системно решала данную задачу по четырём направлениям:

- Уничтожение инфраструктуры организованной наркопреступности (ОПС), обеспечивающей все поставки наркотиков в регионы России и в большинстве своём связанной с транснациональной наркомафией. Это 718 раскрытыхтаких преступлений ФСКН и 50 МВД.

- Отслеживание и разрушение связей крупных международных ОПС и ОПГ с региональными внутрироссийскими преступными группами, продвигающими оптовые партии на наркорынок, подрывая тем самым технологические схемы дистрибутивных наркосетей. 10 тысяч таких преступлений пресечено ФСКН и 1,5 тысячи - МВД.

- Через преследование ОПГ обеспечение целевого опережающего перехвата крупных оптовых партий наркотиков именно до момента их поступления на потребительский рынок. Именно такой маневр бьёт непосредственно по активам наркомафии и предотвращает тем самым розничный оборот этих наркотиков на улицах российских городов на сумму в 130 млрд рублей ежегодно.

Служба абсолютно доминирует в выявлении и аресте скрытых активов наркопреступности. Из 371 всех уголовных дел в стране по легализации - 366 таких дел за ФСКН России. Таким образом, блокируя практически все активы российской наркомафии, ФСКН демонстрирует существенный потенциал для целевых ударов по оргпреступности.

Второе направление реформы.

Адаптировать систему уголовного наказания к реальным уровням общественной опасности принципиально разных преступных деяний.

Прежде всего, имеется в виду хранение наркотиков без цели сбыта, розничный сбыт, оптовый сбыт и сбыт наркотиков в организованных формах.

Сегодня все эти абсолютно разные преступные деяния практически в одной категории - тяжкие или особо тяжкие. То есть всё свалено в одну правовую кучу. По сути законодательно установлено, что хранящий без цели сбыта для личного потребления три грамма героина наркоман Сидоров приравнивается по степени общественной опасности к какому-нибудь отечественному наркобарону Пабло Эскобару.

Зато такое законодательство весьма комфортно для "палочной" отчётности и парадной статистики.

Так, коллеги, педалируемый экспертами и широко воспроизводимый в печати вывод о доминирующей роли МВД в борьбе с наркопреступностью базируется исключительно на валовом и парадном показателе в 64 % расследуемых ведомством преступлений по наркотикам.

Это, безусловно, дезориентирует и вводит в заблуждение и общество и руководство страны, поскольку из 83 тысяч лиц, привлеченных МВД к ответственности в прошлом году, абсолютное большинство - 70 тысяч (или 85 %) - это обычные наркоманы, хранившие при себе одну-две дозы для личного потребления без цели сбыта.

При этом понятно, что хранение без предшествующего сбыта невозможно. А в пресечении сбыта наркотиков ФСКН лидирует с показателем 17 тысяч арестованных преступников против 13 тысяч в МВД.

И если сбыт - это, действительно, тяжкие и особо тяжкие преступления, то хранение наркотиков без цели сбыта явно не имеет той степени общественной опасности, чтобы относить их к тяжким и особо тяжким преступлениям, как это сегодня законодательно фиксируется в статистике.

Это, безусловно, требует коррекции. На этом акцентировал внимание и Президент России на недавней Коллегии МВД, указывая на переполненность тюрем.

Неразличение совершенно разных по содержанию и объективной стороне преступных деяний затрудняет криминологический анализ, статистическое наблюдение за состоянием и тенденциями преступности и, главное, затрудняет судебно-следственную практику с точки зрения её методологии и целевых показателей.

Для этого предлагаю произвести переоценку степени общественной опасности подобных действий, распределив диспозиции 228-й статьи на отдельные составы преступлений.

Необходимо отнести ряд деяний (в первую очередь, связанных с хранением наркотиков) в разряд менее серьезных преступлений путем изменения предусмотренных Постановлением правительства размеров, что позволит более активно применять уже имеющиеся механизмы правового побуждения к отказу от нарокопотребления. Не говоря уже о том, что в таком случае правоохранительная и судебная системы смогут сосредоточиться на раскрытии и судебном рассмотрении серьезных организованных форм наркопреступности, а не заниматься статистическим подсчетом количества наркоманов, задержанных за хранение разовых доз.

Третье направление реформы.

Ни в коем случае не отвергая базовый принцип неотвратимости наказания, вместе с тем, мы обязаны использовать уголовные наказания, прежде всего, для целей исправления преступивших закон, их реабилитации и возвращения в общество. Напомню, что таких за пять лет набралось 400 тысяч! Не говоря о полумиллионе таких же наркопотребителей, привлеченных к административной ответственности. Итого - почти миллион за пять лет!

В этих целях необходимо повысить профилактическую, воспитательную и социальную роль уголовного наказания и судебного решения.

При этом огромное значение приобретает более широкое внедрение принципиально нового для нашей правовой системы института альтернативной ответственности наркопотребителей через использование уголовного и административного законодательства для юридического закрепления процедур направления на комплексную реабилитацию.

По сути это должно стать нормативно-правовым обеспечением подрограммы комплексной реабилитации государственной программы Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 299.

Поэтому наряду с уже действующими статьями Уголовного кодекса - 82.1, 72-1 и 73 - представляется целесообразным организовать отдельное принципиально новое направление - это, с одной стороны, снижение степени наказания за хранение без цели сбыта, а с другой стороны, ввести в качестве такого более мягкого и социально-ориентированного наказания за хранение без цели сбыта исправительные работы, сопряжённые с реабилитационными программами.

При этом, вероятно, необходимо задействовать весь арсенал подобных наказаний: обязательные работы, исправительные работы и принудительные работы.

Это позволит нам не только кардинально устранить перекос в тяжести уголовного наказания, но и, вместе с тем, институализировать принципиально новый фундаментальный фактор успешной ресоциализации, возвращения молодого человека в общество через реабилитационный труд.

Практика трудовой реабилитации была успешно реализована в СССР в коммунах А.С. Макаренко и позднее в лечебно-трудовых профилакториях. Сегодня данные меры эффективно применяются в большинстве стран мира. Мы же, уничтожив систему лечебно-трудовых профилакториев - так называемых ЛТП, ничего нового в этом плане не создали и, соответственно, за четверть века не смогли эффективно ответить на катастрофический рост незаконного оборота наркотиков и наркотизации населения.

Таким образом, предлагаемая реформа обеспечит полноценное выполнение социальных обязательств государства с использованием уголовной политики и нацелена на достижение следующих целевых показателей:

Первое. Предоставление реальной возможности наркопотребителям и их семьям освобождаться от наркозависимости и криминальной среды, недопустив рецидивов;

Второе. Существенная экономия средств с повышением бюджетной эффективности по каждому обвиняемому в 10 раз;

Третье. Весомая разгрузка пенитенциарной системы - как минимум на 140 тысяч осужденных;

Четвёртое. Сосредоточение б ольших средств и усилий на борьбе с организованными формами наркопреступности.

Коллеги, надеюсь на Вашу поддержку и активное участие в формировании и проведении предлагаемой нами реформы.

Спасибо за внимание.

По материалам источников: ФСКН России

http://narkotiki.ru/5_77540.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Иванов
Победа, начинавшаяся в Китае
Об определяющей роли пакта Мусякодзи—Риббентропа в истории Второй мировой войны
03.09.2020
«Наркотики следуют за геополитической нестабильностью»
Директор ФСКН Виктор Иванов об антинаркотической дипломатии и геополитике России в Латинской Америке
21.12.2015
Все статьи Виктор Иванов
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Готовим законопроект о серьёзном увеличении наказания за продажу вейпов несовершеннолетним
23.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48