Сердечная память о Пасхе

0
262
Время на чтение 9 минут

В преддверии Светлого Христова Воскресения мы решили спросить разных людей, наших знакомых и коллег, об особенной Пасхе в их жизни. Получился своего рода лоскутный ковер воспоминаний - добрых, радостных, счастливых.

Три Литургии на Пасху

Диакон Илья Кокин, автор и редактор телеканала «Радость моя», кандидат богословия и культурологии, член Союза писателей Москвы:

- Самая запоминающаяся Пасха была у меня в 2001 году. Я впервые встречал светлый праздник в качестве диакона - прошло всего несколько месяцев, как меня назначили на приход. Это был старый московский храм, один из тех, что не закрывался в советские годы. На Пасху здесь служат три Литургии - одну ночью и две утром (раннюю и позднюю).

Я был в храме вторым диаконом, возглавлял диаконский чин опытный протодиакон. Накануне праздничной службы он мне говорит: «Смотри, согласно расписанию, я должен служить ночную службу, а ты раннюю и позднюю Литургии. Давай лучше так: мы вместе послужим ночью, потом посидим, разговеемся, утром ты послужишь раннюю, а я позднюю». Мне показалось, что это замечательная идея.

Мы вместе отслужили ночную службу. Было радостно и торжест­венно: пел огромный правый хор, потом был грандиозный праздничный обед... К концу трапезы стало очевидно, что протодиакон не сможет мне помочь с поздней Литургией...

В тот год я в первый и, наверное, в последний раз в жизни служил три пасхальные Литургии подряд. Пожалуй, это была самая трудная Пасха в моей жизни, но и самая радостная. А утром Светлого вторника у меня родился сын!

Будто ты долго-долго шел...

Надежда Попова, прихожанка саратовского храма в честь Сретения Господня:

- Из детства о Пасхе остались незначительные воспоминания: вот мама печет куличи, красит яйца, но есть всю эту красоту можно только завтра. «Мам, ну пожалуйста, можно хоть кусочек кулича съесть?» - канючим мы с сестрой. «Нет! Можно только завтра!» - мама категорична, однако не может объяснить, для чего красят яйца. Сейчас понимаю - потому, что сама ничего толком не знала. Годы вытравливания веры в памяти нашего народа сделали свое дело. На тот момент в сознании многих людей остались лишь обрывки православных традиций, смешанные с языческими обрядами и суевериями. На Пасху шли на кладбище, но несмотря на это моя душа радовалась непонятному дню.

В 2009 году Пасха была совершенно другая - понятная, потому что я пришла наконец-то после долгих исканий к вере. В мой первый Великий пост я все свое внимание сосредоточила на питании. Казалось, в этом основная суть - было очень сложно устоять перед различными гастрономическими соблазнами. Помню, жарила я мясо своим непостящимся сыновьям - сама не заметила, как ароматный кусок у меня во рту оказался! Стою, жую, а в голове мысли одна на другую - вот, весь пост насмарку! Да ладно, всего лишь один маленький кусочек... Помню то невероятное усилие воли, которое пришлось применить, чтобы не проглотить этот кусок, а выплюнуть. Сейчас смешно от этих воспоминаний. Удивительно, насколько меняется человек с Божьей помощью! Ведь на сегодняшний день я совершенно спокойно, с радостью и легкостью переношу отказ от скоромной пищи в пост, а внимание, конечно, сосредотачивается совсем на других вещах...

Самой запоминающейся Пасхой для меня и стала та, понятная. Думала, что знаю и понимаю уже очень много, оказалось - нет! Все на службе было совершенно неожиданное, сказочное - залитый светом от множества свечей храм, радостные люди вокруг, чувство всеобъемлющей радости, необычные праздничные песнопения, волшебством казалось переоблачение священника во время службы... В какой-то момент на короткое время возникло ощущение потери реальности, будто все происходящее - сон, а после пришло понимание, что это и есть самая настоящая, правильная реальность, а жизнь без Бога и была сном.

После службы меня и мою семью пригласили в трапезную. Как говорится - в тесноте, да не в обиде - за длинными праздничными столами уместились все прихожане храма! И навсегда запомнилось это теплое застолье, которое еще раз подтверждало, что тебя приняли в огромную, радостную семью. Будто ты долго-долго шел - и пришел домой...

Счастье родом из детства

Татьяна Онищенко-­Загород­няя, автор и ведущая телепрограммы «Где ты, мама?», президент Саратовской региональной общественной организации помощи детям «Где ты, мама?»:

- Я не могу назвать праздник Пасхи какого-то конкретного года, который мне запомнился. Дело в том, что особенными для меня были все пасхальные дни моего детства. Особенным было настроение светлого вне зависимости от погоды дня. Особенным было и состояние абсолютного счастья.

Мы жили в частном секторе города Саратова - это словно маленькая деревня. Я помню, что в этот день все соседи, знакомые и даже незнакомые люди приветствовали меня: «Христос воскрес!» Я отвечала: «Воистину воскрес!» И становилось очень радостно!

Я запомнила именно особенную, необыкновенную радость, даже ликование, переполнявшее меня в этот день. Наверно, эти эмоции и покрывали неизбежно возникающий диссонанс, ведь в школе учили совсем другому, да и дома были бабушка и дедушка - ярые коммунисты, а в противовес им - верующая мама. Она тайно крестила меня, когда мне было 12 лет. Позже, когда я уже сознательно пришла к вере и Пасху стала встречать в церкви, снова ощутила именно то самое чувство счастья, испытанное в детстве.

Пасхальное счастье

Виктория Китаева, ассистент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, кандидат медицинских наук:

- Я пришла на свою первую пасхальную службу в тридцатилетнем возрасте. Тогда еще я не понимала ни хода богослужения, ни значения молитв. Очень боялась от своего незнания, боялась пропустить что-то важное. Стояла в напряжении и ждала, когда же произойдет это главное и как бы мне об этом узнать?

Когда начался крестный ход, и я вместе со всеми вышла на улицу, у меня захватило дух от количества людей, пришедших разделить ту радость, ту общность, которая связывала всех нас. Именно во время пасхального крестного хода я поняла, что это и есть кульминация счастья, что истинное счастье человек может пережить только в общении с Богом. Стало очевидно, что в эту ночь не важны никакие проблемы, что стираются все звания и условности, объединяя всех. Важным остается только одно - Христос воскресе! Прошло уже десять лет, но я каждый год, как маленький ребенок, жду этой ночи, пасхальной службы и переживания «пасхального счастья».

Простые радости

Валентина Александровна Скокова, прихожанка храма во имя великомученика Георгия Победоносца г. Саратова:

- Мне особенно запомнилась Пасха в тот год, когда еще не был построен просторный храм во имя святого Георгия Победоносца, и люди молились в маленькой церкви в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Мы пришли туда на ночную пасхальную службу - народу тут было видимо-невидимо, ступить негде. Богослужение началось, окна храма были открыты, и из них на улицу лились звуки песнопений.

Я предложила своим остаться снаружи. Мы встали вдоль окошек, зажгли свечи. Это была бесподобная Пасха: на улице тепло, над головой - звездное небо. Когда Литургия закончилась, священник вышел на улицу, освятил нам куличи. Помню, как спускались потом с церковной горки. До дома идти совсем недалеко, но нам так не терпелось отведать куличей, что мы достали их и как дети стали есть прямо на ходу.

С чистым сердцем Бога славить

Андрей Гутынин, воспитанник Саратовской православной духовной семинарии:

- Когда я только начал пономарить, мне было 13 лет. Оказавшись по другую сторону алтаря, я стал иначе видеть богослужение, иначе в нем участвовать. Страстную неделю в первый год своего пономарского служения я перенес тяжело: накопилась физическая усталость, напряжение от переживаний в личной жизни. Я шел на пасхальную службу и уже ничего не хотел, кроме того, чтобы вернуться домой и лечь спать. Читая Деяния апостолов, наблюдал, как люди потихоньку наполняют храм. Минуты до начала полунощницы показались мне минутами забвения, будто я спал, будто время остановилось. Но вот погас свет, и тихо-тихо из алтаря началось пение пасхальной стихиры «Воскресение твое, Христе спасе», на второй раз оно донеслось громче, и на третий раз - уже торжественно, пасхально - пение стихиры подхватил весь храм.

Мы вышли на крестный ход, усталость исчезла, все тяготы остались позади, ничто больше не тревожило. И я наконец понял, для чего постился, для чего себя в чем­то ограничивал, ощутил, что Пасха - не только в моем сердце, но и в сердцах окружающих. И кажется, что все трудности поста были нужны для того, чтобы прийти к его итогу с чистым сердцем, как поется в тропаре: «С чистым сердцем Бога славить». А пасхальную радость ведь ничем не нарушить, с неподдельной радостью до самой Пятидесятницы поешь: «Христос воскресе!».

С особыми переживаниями связана Пасха в семинарии. Когда Владыка Лонгин обращается к народу: «Христос воскресе!», и народ отвечает: «Воистину воскресе»», чувствуешь, насколько общая это радость о Христе, понимаешь мысль святителя Иоанна Златоуста, что возрадуется всякий постящийся и непостящийся. Радость ведь, действительно, у всех одинаковая, все люди - вокруг Христа. И радость эта во всех: и в тех, кто служит, и в тех, кто молится, и в тех, кто ходил на богослужения в Великий пост, и в тех, кто на них не был. Ощущаешь, как в пасхальные дни объединяется семинарская братия, и те богослужения, которые в Великий пост были тяжелы и физически, и духовно, на Светлой седмице приносят радость.

На Литургии - всей семьей

Марина Александровна Шилова, директор детской воскресной школы Серафимовского храма г. Саратова:

- Мой супруг служил в армии - нашей семье пришлось много поездить по стране. Какое-то время мы жили в Красноярске. Там я устроилась на работу в школу, и незадолго до Пасхи меня как представителя школы пригласили на открытие храма-памятника, посвященного всем жертвам репрессий. Оказалось, что новый Свято-Никольский храм был построен на месте, где высаживали сосланных в Сибирь. Это событие меня очень тронуло, захотелось, чтобы и дети увидели памятник. Так и случилось, на первое пасхальное богослужение в моей жизни в этот храм я пришла со своими четырьмя детьми. Все было для нас ново, необычно, торжественно и красиво: крестный ход, горящие свечи. Чувство единения и радость, что мы все вместе, что поем «Христос воскресе!»...

Одна из массы мелочей

Наталия Каххарова, студентка факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, прихожанка храма в честь Покрова Божией Матери г. Саратова:

- Пасха для меня - самый светлый и семейный праздник. Утро Пасхи всякий год начинается одинаково, не важно, вернулась ли я из храма или ночевала дома. Вся моя семья: мама, папа, бабушка, сестра и я - собираемся за завтраком. Мы усаживаемся за столом, кто-то из нас берет в руку освященное пасхальное яйцо, кто-то неосвященное - и мы бьем одним яйцом о другое. Разбившееся мы делим и едим, а яйцо, оставшееся целым, мы сохраняем и съедаем самым последним. Это забавная традиция, или, по правде сказать, просто одна из массы мелочей, которые стали для нас традиционными на Пасху. Но именно так праздничное утро Христова Воскресения начинается у меня с самого детства. Совместный завтрак, который так редко бывает в нашей семье, в этот день - это наша традиция, которая и творит пасхальное настроение.

На Пасху - всем селом

Священник Иоанн Ковач, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы р. п. Новые Бурасы:

- Я вырос в селе Иза Закарпатской области Украины. В храм на Пасху в нашем селе ходили все - оставить в пасхальную ночь ребенка дома было бы для него самым большим наказанием.

Мои первые и самые теплые воспоминания Пасхи связаны с детством, когда я вместе с родителями и двумя сестрами отправлялся а храм: у взрослых в руках - большие корзинки, наполненные куличами и пасхами, а у нас на троих - маленькая корзинка с одним куличиком, и мы по очереди несем ее. Перед храмом у нас в селе - длинная и широкая улица, почти как площадь, на ней в несколько рядов полукругом становились люди, ставили перед собой корзинки с куличами, причем в каждом горела большая свеча. И все это было так ярко, так светло, что уже издалека, с другого конца села было видно это сияние.

Тайком удрал из дома

Протодиакон Михаил Беликов, клирик храма в честь Сошествия Святого Духа г. Саратова:

- В церковь я начал ходить в 1975 году, когда мне было тринадцать лет, пел на клиросе. Страшно хотелось попасть на ночную пасхальную Литургию, но знал - родители меня не пустили бы. Они были категорическими противниками Церкви.

В 17 лет я наконец оказался на первой в своей жизни ночной пасхальной Литургии. Для этого все же пришлось тайком удрать из дома. Первый раз очень запомнился: все было в новинку, а ночное богослужение особенно красивое, торжественное.

Газета «Православная вера» № 7 (531)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/serdechnaya-pamyat-o-paskhe
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 14:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40