Любовь, доходящая до Креста

0
149
Время на чтение 4 минуты

Огромное значение в богослужебной жизни Церкви и в жизни каждого христианина имеет последняя неделя перед Пасхой. Хотя христианская жизнь в целом неотделима от богослужения, от Литургии, за которой верующие причащаются Тела и Крови Христовых, но богослужения именно этих дней особенно важны и непохожи ни на какие другие богослужения церковного года.

Символ радости и торжества

Вход Господень в Иерусалим. Василий Нестеренко. Западный тимпан Храма Христа Спасителя г. <a href=Москвы, 1999 год" title="Вход Господень в Иерусалим. Василий Нестеренко. Западный тимпан Храма Христа Спасителя г. Москвы, 1999 год" width="350" height="202" align="left" />Все начинается в последнее предпасхальное воскресенье, когда Церковь вспоминает вход Господень в Иерусалим. Есть у этого дня и еще одно название - Вербное воскресенье. Оно связано с совершаемым во время богослужения освещением вербы в память о том, что люди, приветствовавшие Иисуса Христа у входа в город, держали в руках пальмовые ветви - символ радости и торжества. В России первым растением, расцветающим при наступлении весны, является верба, по-этому возникла традиция использовать ее.

Для чего Господь отправился в Иерусалим и почему именно в этот раз (ведь Иисус Христос приходил сюда и ранее) Его посещение для нас, христиан, приобрело такое огромное значение? Иисуса из Назарета встречало множество людей необычайным ликованием, со всех сторон раздавались приветственные возгласы: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). Словосочетание «Сын Давидов» использовалось иудеями как одно из имен обещанного Богом Спасителя народа Божиего. То есть, ученики и многочисленные паломники, шествовавшие в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи, который установлен в память о чудесном избавлении евреев от египетского рабства, приветствовали Иисуса Христа как Мессию, встречали Его как своего царя, несмотря на то, что Сам Христос не являл Своим видом никаких признаков царственного достоинства, и даже въезжал в Иерусалим не на лошади, а на молодом ослике.

Одна из причин такого ликования - чудо, совершенное Господом незадолго до этого - воскрешение Лазаря, находившегося в гробу уже четыре дня, так что ни у кого не было сомнений в его смерти (см. Ин. 11, 38-45). Об этом говорит евангелист Иоанн: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12, 17-18). Никто и никогда не возвращал к жизни четверодневного мертвеца. Многие радовались столь явному явлению Божественной силы, другие - испугались: «первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47-48). Поэтому «С этого дня положили убить Его» (Ин. 11, 53). Воскрешение Лазаря стало прообразом скорого Воскресения Христа. Именно об этом можно услышать в храме во время праздничного богослужения.

Весть о чуде с Лазарем зажгла в людях веру в то, что наконец-то должны начаться изменения. Тот, перед Кем отступает сама смерть, должен сделать что-то такое, что перевернет жизнь людей. И на самом деле именно для того, чтобы раз и навсегда в корне изменить жизнь всех, живших когда-либо на земле от Адама, и всех, кто когда-либо родится, Христос стал Человеком. И для того чтобы завершить Свою миссию, Он и отправился в Иерусалим.

От «Осанна!» к «Распни!»

Но «Осанна сыну Давидову!» сменилась криком: «Распни, распни Его!», радость - злобой. Почему так произошло? Люди ждали Мессию, но видели в нем земного царя, который вернет процветание и благополучие, освободит от плена. Они ошиблись только в одном: Христос действительно - Царь, только другой. Он царствовует не во дворцах и вершит власть не силой армии и оружия. Царство Христово не земное - Небесное, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Пилат, осудивший Господа на смерть, несколько раз спрашивает: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33, 37), но в ответ слышит: «Ныне Царство Мое не отсюда... Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36-37). Царство Христа - в истине. Истина же в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос царствует на Кресте. Простирая Свои руки на древе Креста, Он зовет всех к Себе, раскрывает Свои объятия, чтобы принять каждого «труждающегося и обременного», чтобы «успокоить» его (Мф. 11, 28). Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Господь спасает нас не силой оружия, не гениальными реформами общественного устройства или экономики. Господь спасает силой Любви, дошедшей до Креста.

Для верующих Страстная седмица, которая следует после праздника Входа Господня в Иерусалим, становится воспоминанием спасительных страданий Господа Иисуса Христа (церковно-славянское слово «страсть» переводится в данном случае как страдание). Каждый день седмицы посвящен определенным событиям из жизни Спасителя. Господь очень много проповедовал перед Своими страданиями. Поэтому в первые три дня Страстной седмицы в храмах звучат пространные Евангельские чтения, в которых мы слышим притчи и последние наставления Спасителя ученикам и народу. В Великую среду вспоминается предательство одного из учеников - Иуды Искариота, решившего помочь врагам Господа Иисуса безопасно взять его под стражу. Четверг - день Тайной вечери (ужина), когда Господь в последний раз собирается вместе с учениками для совершения пасхальной традиционной трапезы. Во время этой вечери Господь устанавливает главное таинство Церкви Евхаристию, совершая причащение учеников Хлебом и Вином, как Своими Телом и Кровью (см. Мф. 26, 26-29; Мк. 14, 22-25; Лк. 22, 19-20). Великая Пятница - день крестных страданий и смерти Господа Иисуса Христа. В каждом храме совершается вынос из алтаря плащаницы - изображения Христа, лежащего во гробе. Это день особенно строгого поста, ведь Сам Господь принес Себя в жертву за нас.

Последний день перед Пасхой - Великая Суббота. Уже начинают звучать в храмах воскресные песнопения. Темные облачения сменяются белыми. Мы чувствуем приближение пасхальной радости. Христос еще в гробу, но спасение наше уже совершилось. Грядет победа над последним врагом - смертью.

«Саратовская областная газета» № 50 (3609)

Священник Василий Куценко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyubov-dokhodyashhaya-do-kresta
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06