Репортажи и фильмы Аркадия Мамонтова всегда вызывают громкий резонанс. Он рассказывал о гибели подлодки «Курск», «шпионском камне», деле Pussy Riot, войне на Украине. А еще Аркадий Мамонтов снимает документальные картины о православной вере и русских святынях. Но разговор мы начали с его последнего фильма-расследования «Олигарх», недавно прошедшего на экранах ТВ, - о крупнейшем украинском бизнесмене и владельце собственной армии Игоре Коломойском.
культура: Ваше расследование нарисовало зловещий
портрет Коломойского. И в то же время возникло ощущение, что
в Днепропетровске у него есть народная поддержка. Как это объяснить?
Мамонтов: Не думаю, что его поддерживают. Народу там на самом
деле все равно. У нас в фильм не вошел один синхрон с таксистом. Он
говорит, что Коломойский просто всех купил. Это правильная оценка.
Таксисты всегда все знают. В начале украинской войны люди действительно
испытывали благодарность к Коломойскому за то, что в Днепропетровске не
было стрельбы. И в то же время те, кто выступал против киевской хунты,
пострадали. Людей кидали в ямы, утаскивали на тренировочные базы
батальонов националистического «Правого сектора», там пытали
и расстреливали. Преступления, которые совершил Коломойский и его
команда с Корбаном (Геннадий Корбан - руководитель аппарата
Коломойского, на Украине его называют рейдером № 1. - «Культура»), еще требует большого расследования. Вы не представляете, какие там нарушения прав человека происходили.
культура: То есть Коломойский не будет собирать народное вече, как предсказывают некоторые эксперты?
Мамонтов: Какое вече! Он не пассионарий, который готов что-то
делать для народа. Волнуется только о своих деньгах и личном
благополучии. Человек просто боится за свои бабки. А деньги у него
в Америке и в Европе, в том числе в Швейцарии. Американцы всегда могут
эти деньги конфисковать - он это понимает.
культура: Из Вашего фильма следует, что Украину погубили олигархи. Что это за тип людей?
Мамонтов: В данном случае - дети перестройки, спекулянты,
которые благодаря неумной политике встали во главе Украины, обломка
великого государства - Советского Союза. Коломойский, Порошенко,
Яценюк - это пигмеи политики. Спекулянты у власти. Раньше они шли по
статье «расхищение соцсобственности», ими занимался ОБХСС. А сейчас
руководят несчастной Украиной. Разворовывают остатки, грабят народ.
культура: Поражает, что украинцы все это терпят...
Мамонтов: Идет агрессивная и циничная промывка мозгов.
Американцы снабжают деньгами олигархов. Те щедро платят за пропаганду.
Все дело в телевизоре и интернете.
культура: То есть, пока мы не вернем сознание украинцев в нормальную реальность, там не будет перемен к лучшему?
Мамонтов: Абсолютно верно. Украина - это наша общая родина,
потому что Киев - «мать городов русских». Трагедия в том, что сейчас там
узурпировали власть фашисты и националисты, компрадоры - люди, которые
не являются патриотами своей земли. Там всем заправляют американцы. Это
страшно. Украина - это наше Большое Косово. Я не знаю, что будет дальше,
как будут развиваться события. Я не пророк, делаю, что умею. Снимаю
фильмы, чтобы рассказать людям правду.
культура: Давайте поговорим о Ваших фильмах.
Например, о гибели подводной лодки «Курск». Прошло 15 лет, а тайна этой
трагедии не раскрыта. Не собираетесь вернуться к этой теме? В народной
памяти боль жива до сих пор...
Мамонтов: Волей судьбы наша съемочная группа оказалась в августе
2000-го в том районе, где случилась трагедия. Мы освещали сначала
спасательную, а потом поисковую операции. Сделали все, что смогли. После
этого выпустили фильм, и его показали по телевидению. А в 2010 году по
просьбе родственников моряков, геройски погибших на лодке «Курск», мы
сделали фильм «Курск». Десять лет спустя». И рассказали историю
некоторых членов экипажа. Показали их родственников, подросших детей,
поговорили. Получился фильм-воспоминание. Вернуться к этой теме? Не
знаю.
культура: Гибель «Курска» выявила, в каком
плачевном состоянии находилась тогда наша армия. Прошло 14 лет, мы
пережили Крымскую весну и теперь гордимся своими вооруженными силами. Вы
согласны, что ситуация изменилась в лучшую сторону?
Мамонтов: Конец ХХ века стал для нас страшным испытанием.
Российская армия была надломлена. А это хребет государства. И если бы не
президент Владимир Путин, который пришел на смену Борису Ельцину,
думаю, мы бы уже давно не жили в единой стране. У нас была бы Украина,
только в десять раз хуже и страшнее. Это был бы кровавый кошмар. Но нам
повезло. Верховная власть сумела собрать страну буквально по кусочкам.
И начала заниматься реорганизацией армии. Да, с ошибками, метаниями из
крайности в крайность. Если вспомним Сердюкова, то можно сказать, что он
сыграл и положительную, и отрицательную роль. Сейчас русская армия
переживает настоящий ренессанс. Надеюсь, что и дальше так будет,
несмотря на экономический кризис. Безопасность и вооруженные силы - это
самое главное.
культура: В 90‑е годы Вы работали на НТВ Владимира
Гусинского. Что бы о нем ни говорили, но при нем была создана
замечательная репортерская школа и лучшая на тот момент телекомпания.
Которая, правда, во многом обслуживала и становление олигархического
капитализма в России. Как Вы сейчас оцениваете феномен НТВ?
Мамонтов: Я бы не стал посыпать голову пеплом, что вот, мол,
работал на НТВ. Это была классная компания. Гусинский собрал настоящих
профессионалов. Начинал с нуля. Когда к нему пришли и сказали, что есть
предложение создать независимую компанию, он взялся за это дело. «Лихие
90-е» - это эпоха и разрушения, и созидания. НТВ был первым опытом
негосударственного телевидения в нашей стране. Нужно ценить то
положительное, что было в том десятилетии. В прошлом всегда присутствует
и плохое, и хорошее. Я с гордостью и пиететом вспоминаю людей, которые
там работали. У меня нет к ним профессиональных претензий. Есть
человеческие - к одному персонажу, но это не имеет отношения к нашему
разговору. НТВ - это было нечто новое в медиасреде, там было престижно
работать. Приобретенный опыт много дал для профессионального роста.
культура: Если честно, Вам жаль, что Гусинскому не нашлось места в новой России?
Мамонтов: А почему в новой России не нашлось места Березовскому
и Ходорковскому? Это политический вопрос. Владимир Гусинский приезжал
в Россию, потом уезжал. Я к тому времени уже не работал на НТВ и не
следил за этим. Считал и считаю, что политика должна быть отделена от
профессиональных, журналистских вопросов. Я не любитель смешивать
в одном стакане две эти разные жидкости.
культура: В Ваших фильмах Вы всегда касаетесь
болевых точек нашей жизни. Одна из них - российская оппозиция, которая
ведет себя как «пятая колонна». Может ли наша оппозиция играть
конструктивную, а не разрушающую роль?
Мамонтов: Я снимал про оппозицию, но не делал таких фильмов, как
«Анатомия протеста». Почему-то все время говорят, что этот фильм снял
я - это неправда. Теперь, собственно, к вашему вопросу. Если оппозиция
патриотичная, существует на деньги, которые ищет внутри России, выражает
интересы части народа, который в чем-то недоволен властью, - это
настоящая оппозиция. А те, кто поет с чужого голоса на американские
деньги, получает инструкции в посольстве США или выезжает на
американские же деньги в Прибалтику, Польшу, где их тренируют завзятые
русофобы, - для меня это не оппозиция. Это противник.
культура: А что Вы думаете о гибели Бориса Немцова?
Мамонтов: Пока рано делать какие-то выводы. Идет следствие. Все
очень неоднозначно. Я бы не хотел пока комментировать - это было бы
несолидно, неоправданно и провокационно.
культура: Сегодня на слуху еще одно громкое дело -
губернатора Хорошавина. Возникает ощущение, что не все благополучно
с главами регионов. С одной стороны, есть настоящие народные
губернаторы, такие, как, например, Евгений Савченко, с другой -
личности, подобные Хорошавину. Вы не планируете снять
фильм-расследование о коррупционерах?
Мамонтов: Хороший вопрос. Но зачем же мы сейчас будем раскрывать все наши тайны? Ведь Вашу газету читают разные люди. Вы согласны?
культура: Конечно.
Мамонтов: Ну вот, я ответил на ваш вопрос.
культура: А о каких «несекретных» новых проектах Вы можете рассказать нашим читателям?
Мамонтов: Сейчас мы делаем фильм «Одесса. Новая Хатынь. Часть
2». О том, что произошло год назад в этом городе. Мы пытаемся
разобраться - что это было? Продуманная провокация с убийством людей, их
сожжением? Или трагическая случайность? И еще делаем фильм, посвященный
Дню Победы, - про святого Георгия Победоносца.
культура: Ваша душа отдыхает на фильмах, рассказывающих о православной вере?
Мамонтов: Вы правы...
культура: Как возникает замысел таких картин?
Мамонтов: (Долгая пауза.) Всякое дыхание да хвалит Господа. Всем надо молиться и хвалить Господа. Это самое главное для человека.
культура: Мир русских святых и святынь неисчерпаем. Как Вы выбираете тему?
Мамонтов: Я не могу ответить. Мною движет интуиция. Возникает
импульс. Это могут быть слова священника или монаха в разговоре, книга
или молитва. Это происходит само собой и это невозможно объяснить.
культура: Очень сильное впечатление произвел Ваш
фильм, посвященный Иоанну Кронштадтскому. Будете и дальше рассказывать
о христианских подвижниках?
Мамонтов: Хотелось бы сделать фильм о наших святых ХХ века. О Соловецком монастыре, Соловецких островах, о русской Голгофе. Как Бог даст.
культура: О подвиге новомучеников люди знают еще недостаточно. Не могут назвать их имена...
Мамонтов: Да, эта тема не исследованная. И неисчерпаемая. Я
считаю, что об этом надо снимать фильмы. Нашелся бы спонсор - человек,
который дал бы деньги на серию фильмов о новомучениках России, было бы
замечательно. Новомученики и исповедники ХХ века - это очень важный
и сильный пример для нашего и будущих поколений. Потому что очень часто
людям навязываются неправильные модели поведения, антикумиры и даже
антиобщественные явления. Люди клюют на это. И сгорают от ложного
авторитета, который им показывают: «Вы так себя должны вести». Внушается
мысль, что главное - потребление и развлечения: «Живите здесь
и сейчас». А жизнь - она по-другому выглядит. Душа, как говорил
Тертуллиан, всегда христианка. И наш путь к Богу идет через молитву,
философские размышления и осмысление судеб людей, которые отдали жизнь
за веру, были исповедниками в ХХ веке, в самый страшный период
официального атеизма и репрессий. Фильмы на эту тему очень нужны. Это
можно красиво сделать, используя современные телевизионные технические
средства. Но дорогое удовольствие, конечно.
культура: Некоторые считают, что Русская
православная церковь стала играть слишком большую роль в нашей жизни. Вы
снимали фильм, обличающий Pussy Riot. Поразительно, но их дело живет.
Постоянно возникают «мастера культуры», которые используют кощунство
и провокацию как художественный метод. И что удивительно, часть
творческой интеллигенции это поддерживает...
Мамонтов: Если кто-то поддерживает - это их выбор. Кощунницы из
Pussy Riot совершили нападение на сакральный символ нашей веры. Каждый
нормальный православный человек должен защищать свои святыни. Да
и верующий любой другой религии будет защищать свои храмы, будь то
мусульманин, иудей или буддист. Вера дана от Бога. Бог поругаем не
бывает. И мы не можем отойти в сторону и смотреть, как гадят в наших
храмах. Это все равно, что отойти в сторону и смотреть, как вломились
в твой дом чужаки в день рождения вашей матери и устроили безобразие на
столе - перед ней. Я это терпеть не могу. Церковь - наша мать
в сакральном смысле этого слова. Вот и все.
культура: А за коллизией вокруг «Тангейзера» в Новосибирске Вы следите?
Мамонтов: Этот режиссер просто пигмей. И те, кто его
поддерживают, пигмеи. Они ничего не могут сочинить сами, а просто берут
сакральный символ и в чужом произведении начинают грязной ложкой
возиться. Или возьмите того же «Левиафана». Режиссер выбрал самый
простой путь, чтобы выслужиться и получить деньги. По принципу: чем
скандальнее, тем лучше. Хочется спросить: что же вы делаете со своей
психикой, со своей душой? Топчете ее, издеваетесь над ней. Это не
в традициях русской культуры и русского народа. И правильно делают люди,
что выступают против этого ужаса. Больше надо митингов, больше
протестов. Больше писать и говорить про это. Нельзя отдавать на
поругание псам свою веру. Иначе эти псы потом разорвут вас и ваших
детей. И все будет, как на Украине.