Валентин
Распутин умер практически в самом начале объявленного Года литературы в России.
Многие мрачно и даже с некоторым торжеством усмехнулись: вот вам, бабушки, и
Юрьев день. В смысле, дедушки, и - Год литературы... Некоторые усмехнулись
печатно.
Тем не менее, ничего случайного не бывает. В это - многие веруют. В России -
так подавляющее большинство. Веруют по-разному, но все - в неслучайность.
Страшно произнести, но без смерти Валентина Григорьевича - и сам Год литературы
свёлся бы к нескольким серьёзным (или курьёзным, почин положен был, как мы
помним) мероприятиям и распилу бюджетов разных уровней, тем более судорожному,
что - кризис.
Но был в этой смерти, видимо, перст свыше. И мы услышали (и увидели) не только
воспоминания о Распутине. Но и вообще разговор - о русской литературе, о месте
писателя в обществе, и не каком-нибудь там былинном обществе времён Александра
Николаевича или Иосифа Виссарионовича, а в нашу эпоху «духовных скреп». Был ли
Распутин «духовной скрепой»? Если верить телевизору - у нас «духовная скрепа»
Ургант. И ещё немножечко, по четвергам, Соловьёв. Распутина за последние лет
двадцать и показали-то в телевизоре раз двадцать - и то со страхом, снимут
поскорее и давай от греха подальше, пока не наговорил правды какой.
И вдруг... первые лица государства, все телеканалы, всенародное (без иронии)
прощание с великим писателем. Но ведь всенародное-то надо уметь организовать...
Валентин Григорьевич всегда умел приковывать внимание общества к самым важным
темам: разрушению русской деревни («Прощание с Матёрой»), экологическому
безумию самонадеянного человечества (поворот северных рек и загрязнение
Байкала), нравственному и этническому насилию над русской жизнью («Дочь Ивана,
мать Ивана»).
И даже самой своей смертью он сумел привлечь внимание. И, видимо, опять-таки к
самой важной теме. Теме русской культуры (одним из самых известных брендов
которой является русская литература).
...Я глубоко уверен, что место отпевания писателя было выбрано не случайно.
Именно храм Христа Спасителя. Именно то место, где совсем недавно срамные девки
отплясывали: мы здесь культура, мы здесь закон! И именно Распутин настаивал на
справедливом наказании за надругательство над святыней.
Его бездыханное тело как освящённое русское слово лежало там, где выкрикивали
похабщину гальванизированные мертвяки «современной культуры».
Это и подчеркнул в надгробном слове совершавший отпевание предстоятель Русской
Православной Церкви, патриарх Кирилл. Он сказал просто. Что есть религия и
антирелигия, есть культура и антикультура, и часто бывает, когда во времена
антирелигии подлинную духовность людям даёт именно культура.
Распутин всей своей жизнью и всем своим творчеством противостоял и антирелигии,
и антикультуре. И если мы хотим выжить в современном мире - и то, и другое зло
должно изгоняться. Не только из храма, но и из официальной, государственной
жизни. Об этом нам напомнил уже самой своей смертью Валентин Григорьевич
Распутин. И в самом начале празднования Года литературы в России.
Фото: во время отпевания писателя Валентина Распутина в храме Христа Спасителя/
Валерий Шарифулин/ ТАСС