«Какою мерой мерите...»

0
441
Время на чтение 8 минут

Как-то знакомый батюшка рассказал шутку: «После сильной и трогательной проповеди священника все присутствующие в храме, кроме одного мужчины, стояли с мокрыми глазами. На вопрос, почему он не плачет, мужчина ответил: «А я не из этого прихода...». А ведь мы, прихожане, порой ведём себя так, будто мы не только не из этого прихода, но и не принадлежим к Церкви Христовой. Сегодня о прихожанах, священнослужителях и их взаимоотношениях размышляет священник собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО.

- Нет, я не могу сказать, что у нас плохие прихожане, плохие верующие. Но... бывают моменты, когда они ведут себя глупо или сознательно неправильно. Например, сплетничают о священниках. Плохо это? Плохо. Вот недавно совершаю я панихиду, а рядом стоит корзинка для приношений. Делаю шаг вперёд, заглядываю в корзинку - знаю, что люди часто оставляют там записки с просьбой молитвенно помянуть кого-то. Я беру эти записки и поминаю имена людей. А через несколько дней пришла на исповедь бабушка, повинилась: «Я как увидела, что вы к корзинке шагнули, так шепнула соседке: «Ну и поп, сам с кадилом стоит, молится, а мысли-то об одном - что ему там в корзинку из еды накидали». Это у нас распространено: люди смотрят, как священник себя ведёт, как одет, что ест. Вот однажды во время Великого поста ко мне пришли друзья. У них была серьёзная личная проблема - они были на грани развода. Разговор предстоял долгий, и я предложил пойти в ближайшее от храма кафе. Взяли сок, сидим, беседуем. А спустя неделю пришла на исповедь женщина, кается: «Батюшка, я ведь от самого храма, прячась за деревьями, следила за вами, куда вы по­шли с друзьями. Когда вы зашли в кафе, я подумала: и что же они в Великий пост закажут? А когда увидела, что вы взяли сок, мне так стыдно стало...»

«Не суди΄те, да не судимы будете, ибо каким судом су΄дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», - говорит нам Иисус Христос (Мф.7,1-2). Святые Отцы Церкви указывают, что осуждаемые нами не наши рабы, а рабы Господни и имеют своим судьёй Самого Господа. Но мы вновь и вновь впадаем в этот грех. Вспоминается такой случай. Праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник». После окончания Литургии мы с о.Иосифом, нашим молодым диаконом, выходим на середину храма для освящения воды. Потом, как водится, - окропление прихожан святой водой, проповедь, целование креста... Прихожане расходятся, наполненные благодатью, и всей суете мiра сего не вымыть из душ радостное чувство, которое мы уносим с собой...

Можем ли мы знать, что один человек с нами не радуется, что на душе у него сумеречно? Вечером эта женщина подойдёт к настоятелю и спросит, почему о.Константин и о.Иосиф воду-то освящали, а вот крест в неё не опускали? Настоятель опешил и не знал, что ответить пытливой правдоискательнице... Но он, конечно, знает, что сказать отцам, устроившим такую провокацию: «Почему, я не могу понять, почему ты, о.Константин, крест в воду не опускал?.. Ты что, первый раз воду освящаешь?» Я, честно говоря, не знаю даже, как реагировать... Наш с о.Иосифом лепет, что такого быть не может, что мы не могли не опускать крест и почему бы мы не стали его опускать?.. и что мы помним, как опускали крест, и человек пятьдесят прихожан тоже это видели... кое-как сглаживает конфликт. Настоятель наставляет нас, как нашкодивших детей: «Относитесь к службе внимательно. Написано в книге - исполняйте. Сказано: «Крест опускаем в воду» - сие и творите». Обидно от этой выволочки и грустно...

- Есть люди, которые сознательно опаздывают на службы. Такие жмутся поближе к дверям, мешая входящим. Но зачем толпиться у входа? Ты же ничего не слышишь, не вникаешь в суть богослужения! Пройди на середину - под куполом и акустика лучше.

- Это всё незнание правил поведения в храме. Например, большая проблема, когда в храм привозят святыню: люди, подойдя к иконе или мощам, долго крестятся, трижды кланяются, потом чуть отходят, опять крестятся и кланяются, становятся на колени. А очередь человек в сто ждёт. Я всегда говорю в таких случаях: «Дорогие братья и сёстры, вы, несомненно, видели по телевизору, как прикладывается к святыням Святейший Патриарх, - вот вам пример. Стоя в очереди, ты можешь молиться и думать о чём хочешь, но когда подошёл - один раз крестишься, целуешь святыню и отходишь в сторону. Не тратьте чужое время! Нашему Святейшему Патриарху, может быть, тоже хочется перед какой-нибудь особо чтимой святыней помолиться, застыть, прижавшись к ней лбом. Но он, хотя и Патриарх, уважает желание других верующих подойти к святыне, показывает нам пример достойного поведения».

Что касается стояния людей во время богослужений, встать надо так, чтобы никому не мешать, не загораживать подход к иконе или подсвечнику. Ибо гораздо больший грех, чем не прийти в храм, - ввести в соблазн кого-то своим поведением. Я всегда говорю нашим уборщицам, свечницам: «Ваше «маленькое» служение на самом деле служение апостольское, потому что вы встречаетесь с теми, кто пришёл в храм. Не кричите: «Куда идёшь? Не видишь, я тут только что полы помыла». Ведь от того, как к ним отнесутся трудники храма, зависит, люди прилепятся к храму или уйдут обиженные, разочарованные. Лучше улыбнуться и сказать: «Как хорошо, что вы пришли». Даже если девушка в джинсах и с непокрытой головой, будьте терпимы. Она пришла, и это уже маленький шаг к Богу, это душа привела её сюда. Можно мягко посоветовать ей в следующий раз надеть юбку и косынку. Спросите, можете ли вы ей что-то подсказать, чем-то помочь? Добрый, доверительный разговор может стать мостиком, который приведёт человека к Богу. Какое счастье, если вы, представ пред Господом, сможете сказать, что благодаря вам десять человек нащупали дорожку к Богу. И как страшно, если даже один человек из-за вас отошёл от Церкви. Сказано: «...кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили...» (Мф.18,6).

- Батюшка, а вот случай: одна бабуленька всегда вставала в храме у иконы Архангела Михаила. Однажды её место занял незнакомый мужчина. Она погнала его прочь: «Ишь ты, на чужое место позарился. Да я тут уже полгода Ангела прикармливаю...»

- Это даже не суеверие, а глупость несусветная. Я не считаю, конечно, что Бердяев прав, когда сказал, что Россия крещена, но не просвещена. Но то, что порой встречается дремучая невежественность, - это, увы, правда. Некоторые действительно считают, что можно в храме застолбить «своё» место, или «скооперироваться» с каким-то святым... Что тут сказать? Даже если прихожанин, на которого бабушка цыкнула, пойдёт батюшке жаловаться, старушка скажет, что стояла тут ещё в 1949 году... И вот уже раздор в храме. Грустно, что мы не можем отделить главное от второстепенного. А главное - это мир в Церкви Христовой, и только потом - твоё личное благочестие. Уступайте друг другу.

Я много раз, как пастырь, сталкивался с ситуацией, когда мне, ради пользы ближнего, приходилось идти на какие-то уступки. За что порой приходится слышать: «У нас батюшка - либерал, он по канонам не действует». Но, дорогие мои, по канонам действовать проще всего: например, сделала аборт - семь лет отлучения от Причастия! Но станет ли отлучённая в храм ходить или разуверится во всём? Нет, священник должен побеседовать с человеком, чтобы понять, насколько душа повреждена, насколько она содрогается и кается в содеянном. Вот ведь и Святые Отцы, хотя они и озвучили жёсткие каноны - например, убийцы отлучаются от Причастия на 20 лет, - но не отталкивали этих людей, старались пробудить душу, привести к покаянию и допускали их потом к Причастию. Мы должны поступать так же.

Будучи семинаристом, я думал, что когда стану священником - буду проповедовать, трудиться, и люди потихоньку начнут тянуться ко Христу, к свету. Я недоумевал: почему наши батюшки такие неактивные, почему мiр так равнодушен к Богу? А став священником, увидел, как часто все мои усилия разбиваются о непонимание, нежелание, неготовность, чёрствость людей. Тогда я решил, что моя задача как священника - трудиться, не ослабевая, и создавать благоприятные условия для того, чтобы любой человек, который желает и готов, мог прийти к Богу, мог свободно развиваться. Но нельзя никого насильно тащить в Церковь, нельзя пользоваться сомнительными методами, дабы привлечь человека к Богу, как это делают сектанты. Они говорят: «Тебе плохо? Приходи к нам, и Бог решит все твои проблемы». Это же ложь, приманка! Ибо Господь не всё решает так, как нам бы хотелось. Поэтому моё дело - свидетельствовать о вечной Истине во Христе ярко, образно, пользуясь технологиями нашего века. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11,15).

- Батюшка, скоро Светлое Христово Воскресение. По традиции мы накануне приносим в храм для освящения корзинки с яйцами, куличами. И стоим рядом, зорко следим, чтобы ничего не пропало, а святой воды побольше попало. Освятив, уносим домой. А разве мы не Богу принесли этот дар? Тогда почему забираем? Ну, оставили бы хоть малую часть - батюшки раздадут малоимущим прихожанам...

- Видимо, люди не считают, что принесли это Богу... А многие просто не знают, не понимают традиции. Традиция же была такая: часть принесённого верующие жертвовали на нужды храма - клира, священнослужителей, общины и тех малоимущих прихожан, которым Церковь помогает. Например, наш храм опекает некоторые социальные учреждения, при храме есть детский приют. Кроме того, мы кормим бездомных. И все приношения идут на то, чтобы подарить маленькую радость людям, обделённым судьбой. Церковь пытается сделать жизнь этих людей светлее. Не все это понимают.

Давайте я просто скажу, как поступать правильно: собирая корзинку для себя, соберите маленькую - для храма. Обычно люди в корзинку для жертвований бросают яичко. Потому что яичко-то стоит недорого - его не жалко. Или невкусный магазинный куличик - ему тоже грош цена. Словом, «на Тебе, Боже, что нам негоже». А вот с любовью и молитвой сделанную маленькую пасху или своими руками испечённый куличик пожертвовать - тут жадность берёт над нами верх. А положите в маленькую корзинку пасху, кулич, яички, и её содержимое с удовольствием и благодарностью съедят наши воспитанники или батюшка, который исповедует вас, окормляет, возьмёт домой порадовать ребятишек.

Кстати, обычно родители именно детей посылают жертвовать на храм эти пасхальные корзиночки. И это очень важный воспитательный момент: ребёнок учится отдавать и получать от этого радость. А батюшка и по головке погладит, и поблагодарит, и благословит. Я обычно говорю: «Стой, не уходи». Иду в алтарь, у меня там всегда припасён какой-нибудь подарок - иконка, книжечка, брелочек, игрушка... выношу и дарю малышу. Ах, как вспыхивают его глаза от счастья! Такие моменты дорогого стоят.

Был ещё памятный случай в Духовной Семинарии. Пасха 1991 года, закончилась ночная служба. В четыре часа утра мы, семинаристы, легли спать. А в восемь утра зазвонили колокола - подъём. Почему? Надо же выспаться, а проснувшись - радоваться Христову Воскресению. Но наш ректор о.Владимир Сорокин тогда сказал: «У нас в семинарии традиция - в Пасхальный день мы едем в тюрьмы поздравлять узников». Мы загрузили в автобус большие коробки с яйцами, куличами, пасхами и целый день ездили, поздравляли и разговлялись с заключёнными. Устал я безмерно, но весь день у меня в душе радостно звенели колокола! А как заключённые плакали от радости, как бережно брали заскорузлыми пальцами праздничное яичко... Я понял тогда: это - правильное празднование Пасхи, когда ты делишься радостью своей с самыми обездоленными.

Записала Ирина РУБЦОВА

http://pravpiter.ru/pspb/n279/ta001.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Рубцова
Все статьи Ирина Рубцова
Протоиерей Константин Пархоменко
Все статьи Протоиерей Константин Пархоменко
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48