itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Жизнь Святого Макария Египетского

Рассказ

0
365
Время на чтение 17 минут
Чтение наставлений и поучений святых людей издавна почиталось в нашем народе делом благочестивым. И хорошая книжка о добродетелях, рассказанная из жизни самих подвижников, бережно хранилась и передавалась от одного поколения к другому. К такому роду назидательных рассказов относится и повествование Евгении Тур о жизни святого Макария Египетского. Написано оно слогом полноценным, изящным, потому-то и теперь читается легко как молодыми, так и людьми пожилыми. Ведь добрая книжка с годами не утрачивает интереса, всё так же она воспринимается душой, жаждущей чистого источника.

Впервые этот рассказ напечатан в журнале «Детский Отдых» за 1885 год. Подготовлен к публикации заново библиографами Маргаритой Бирюковой и Александром Стрижевым.

В Египте жили муж и жена, муж назывался Авраамом и был священник, а жена его называлась Саррою. Жили они дружно, друг друга любили, вели жизнь воздержную, помогали бедным, принимали гостеприимно в дом свой странников, были богобоязливы и богомольны и богаты многими добродетелями. Состояние их было большое, но не дал им Бог детей, и много они о том печалились, хотя покорялись со смирением Божией воле. Жили они тихо и мирно, в большом согласии, когда беда нашла на Египет. В него вторгнулись вооруженные соседи и опустошили его, и все, что было по пути, разграбили. Имение Авраама и Сарры было расхищено, сделались они бедняками, ничего не имущими, и решились они оставить свое отечество и уехать в страны чуждые. Однажды ночью приснился Аврааму чудный сон. Явился ему соименник его, патриарх Авраам, одетый в сияющую, как солнце, одежду, с лицом красивым и светлым, и стал он утешать его. Он увещевал его надеяться на одного Бога, советовал не уходить из Египта, а поселиться в ближнем городе, и сказал, что Господь пошлет ему сына, утеху и радость его в старости. Проснувшись, священник Авраам рассказал сон свой жене и оба они встали на молитву, благодарили Бога и, как было им приказано, поселились в ближайшем от них городе. Вскоре Авраам заболел тяжкою болезнью и видел новый сон. Ему привиделось, что из церковного алтаря выходит ангел, приближается к нему и говорит:

- Авраам, встань с постели.

- Я болен, - отвечал ему священник, - и встать не могу.

Ангел взял его за руку и кротким, сердобольным голосом сказал ему:

- Бог милует тебя и отнимает болезнь твою. Он дарует тебе свое благословение. Жена твоя, Сарра, родит тебе сына, и сын тот поживет на земле праведно и многих направит на путь истинный и обратит ко Господу Богу.

Больной проснулся и почувствовал, что он совсем здоров, и опять оба, и муж и жена, в умилении сердечном благодарили Милосердного Бога. Через некоторое время у Сарры родился сын, которого назвали Макарием.

Когда он вырос, отец и мать желали, чтоб он женился, но он всячески оттого отговаривался, ибо любил одиночество и чтение священных книг. Но отец и мать настаивали, и он, исполняя сыновний долг, покорился их приказанию и женился. Однажды родители послали своих домашних с поручением в нагорную область. Макарий, по приказанию родителей, пошел с ними и дошел до большого озера, на берегу которого сели уснул. Он увидел во сне дивного человека, всего облитого светом, который сказал ему:

- Макарий! Эти места пустынные, рассмотри их: тебе следует поселиться в этих пустынях.

Макарий проснулся и недоумевал, что бы значил сон тот и видение то. Он воротился домой и нашел свою молодую жену тяжко больною и при смерти. Вскоре она скончалась. С той минуты он стал еще пристальнее читать священные книги и думать о душе своей и о том, чтобы примерною и благочестивою жизнью очистить ее все больше и больше и возвыситься духом. Он часто ходил в церковь, горячо молился Богу, повиновался во всем отцу и матери, любил их и ходил за ними, успокаивая их старость. Родители его, видя его благочестивую жизнь, радовались. Время шло, отец его совсем состарился, лежал больной и ослеп. Макарий усердно и с любовью ухаживал за отцом и служил ему. Старик жил долго, дожил до глубокой старости и скончался. Через шесть месяцев скончалась и жена его, и Макарий остался один, свободный от всякого житейского долга. Он роздал все оставшееся после родителей своих имение неимущим и печалился, что не имеет к кому обратиться и у кого попросить совета, как устроить свою жизнь и молился Богу, прося Его указать ему путь спасения. Когда наступило годичное поминовение по родителям, Макарий, по обычаю, приказал приготовить обед, но не для одних только знакомых и соседей, а и для нищих и убогих. Будучи в этот день в церкви, он увидел инока, лицом бледного, уже старого, исхудавшего, с длинными волосами и длинною бородой. На лице его изображалась чистая душа и печать добродетелей лежала на нем. Инок этот жил невдалеке от города, один в маленькой келье, в пустынном месте и никогда не приходил в город; но в этот день он пришел в церковь, чтобы причаститься Св. Таин. Когда обедня кончилась, Макарий подошел к иноку и упросил его прийти к нему в дом и принять участие в обеде. Когда же обед кончился, и Макарий проводил всех гостей своих, и бедных и богатых, с равным почетом, то удержал инока и, оставшись с ним вдвоем, упал к его старческим ногам.

- Позволь мне, отец мой, - сказал он ему, - прийти к тебе завтра; хочу я попросить твоего совета, как мне устроить жизнь мою.

- Приходи, сын мой, когда хочешь, - отвечал ему инок.

На другое утро отправился Макарий к иноку и поверил ему все тайные мысли свои, открыл ему свое сердце. Старик провел с ним в разговоре целый день, и, когда солнце село, взял кусок хлеба с солью, съел его и приказал Макарию ложиться спать; сам же стал на молитву, и ум его, и душа его, и сердце его вознеслись, и он пришел в восторг и радость, снисходящие на горячо молящихся и горячо верующих. На другой день он, отпуская Макария, сказал ему:

- Сын мой, если хочешь служить Богу, не откладывай, если доброе дело хочешь делать, делай. Бог призывает тебя для спасения многих; не ленись и начинай богоугодное дело.

Макарий возвратился в дом свой и все, что еще оставалось у него, роздал до последней вещи нищим и, освободившись от всех житейских забот и хлопот, не имея ничего, сам нищий, возвратился к иноку. Старец принял его с любовью, устроил ему недалеко от себя келью, научил его разным работам, увещевал его трудиться и молиться Богу и оставил его одного, ибо сам любил жить в одиночестве. Макарий начал свою отшельническую жизнь, неустанно трудясь над разными рукоделиями и молясь всечастно Богу. Весть об его отшельнической жизни в столь юных летах разнеслась повсюду и дошла до епископа той страны. Он призвал Макария и сделал его причетником во храме. Макарий повиновался, но не мог вынести новую жизнь и скорбел о безмолвии и одиночестве, которыми наслаждался в пустыне. Не будучи в состоянии привыкнуть к людскому шуму и суете, он опять ушел в пустыню и поселился невдалеке от другого города. К нему присоединился добрый человек, который брал его рукоделия, главным образом плетеные корзины, и продавал их в городе, а ему приносили хлеба. Не надо думать, чтобы житие в пустыне, в одиночестве, посреди лишений всякого рода, не сопровождалось упадком духа. Часто тоска, утомление и страх нападали на Макария, и он с великим усилием боролся с собою, возбуждая в себе бодрость и падающие силы. Борьба с собою тяжела, и только предаваясь горячей молитве, мог Макарий преодолеть все эти духовные мучения и следующее за ними духовное бессилие. Он читал для ободрения себя духовные псалмы, исполненные такой силы и такого высокого чувства и красноречия, и псалмы наполняли душу его новой силой, которая, по-видимому, готова была оставить его.

Так жил он тихо, в одиночестве, в молитве, когда вдруг случилось в ближнем городе большое несогласие и ссора в одном зажиточном семействе. Молодая девушка, не внимая увещаниям и советам родителей, непременно хотела выйти замуж; они же, разгневавшись на нее, допрашивали её, откуда у ней взялась такая непокорность и ослушание. Она поддалась дурным внушениям и отвечала им:

- Вы думаете, что отшельник, живущий здесь неподалеку в пустыне, человек хороший и добрый, а он-то и смутил меня своим советом.

Как стрелою, были поражены ее родители такими словами и поверили ей. Собрав соседей, они с криками гнева бросились к келье Макария и, взяв его, били жестоко, и схватили его, и повели в город. За ним шел приставший к нему добрый человек и, видя, как безмолвно и безвинно страдает Макарий, плакал горько и говорил им:

- За что бьете вы невинного? Я знаю, что он оклеветан, а вы, не разбирая, правда ли это или ложь, кинулись на него, как лютые звери и терзаете его.

Но гневом распаленные люди не слушают милосердных и справедливых. Избив Макария до полусмерти, бросили они его на дороге. Тогда ходивший за ним добрый человек поднял его и с великим трудом довел его до кельи. Когда Макарий от таких побоев оправился, он узнал, что девица, его оклеветавшая, рассорилась с отцом и матерью, что они выгнали ее из своего дома, и она живет в большой бедности. Он принялся работать без устали, а добрый человек продавал его рукоделия в городе и, по приказанию Макария, относил деньги этой злой женщине. Так Макарий исполнял завет Спасителя, делая добро поносящей и оклеветавшей его. Но суд Божий постиг грешницу. Она заболела и много страдала; родители, узнав о ее болезни, сжалились над ней и, забыв ее непослушание и дурное поведение, по родительскому чувству простили ей и опять взяли ее к себе. Она же, страдая много и чувствуя приближение смерти, собрала вокруг себя родных и соседей и сказала:

- Горе мне, я достойна смерти, ибо праведного оклеветала и на него налгала, он не виноват ни в едином слове и никогда дурных советов не подавал мне.

Услышав слова эти, ее родители и ближние изумились и устыдились, и нашел на них страх, как бы Господь не наказал их за их жестокость и за то, что так нещадно избили они ни в чем неповинного пустынника. Они, так же, как и все их соседи, решились отправиться к Макарию и просить его со слезами о прощении.

Узнав это, добрый человек побежал к Макарию и с радостью поспешил сказать ему:

- Радуйся Макарий, нынешний день счастливый, ты являешься безвинным страдальцем, и мне не надо уже будет всякий день помогать той, которая тебя оболгала и ввела в напасть. Суд Божий совершился над ней, она умирает и, умирая, свидетельствует о твоей невинности. В городе все от мала до велика, боясь гнева Божия за то, что так зло поступили с тобою, идут сюда, чтоб испросить твоего прощения и почтить тебя за твое смирение и кротость, когда ты переносил так безропотно жестокие побои.

Услышав слова эти, Макарий смутился.

- Не хочу я, - подумал он, - почитания людского. Смирения хочу я, а не величия.

И встал он ночью и тайно ушел в горы и, прожив некоторое время в пещере, отправился отыскивать св. Антония, который жил в горах, соблюдая великий пост; подвиги его разнеслись по всей стране, и давно уже Макарий слышал о нем и горячо желал увидеть его. Св. Антоний принял Макария ласково, оставил его у себя, и жили они вместе некоторое время в большой приязни. Св. Антоний поучал Макария, наставлял его на все христианские добродетели, на подвиги труда, поста и молитвы и, наконец, отпустил его от себя. Макарий поселился один и жил в совершенном одиночестве, не видя образа людского. Опять зачастую одолевала его тоска и страх, но тогда он восклицал не устами только, но от избытка чувств: «Христос! Помоги мне! Избави меня от мыслей, меня обуревающих!», и тишина и мир сходили на него, ибо искренняя молитва и горячее, сердечное упование достигают до неба.

Неустанно трудился Макарий, ходил резать тростник, плел корзины, занимался и другими рукоделиями, питался одним хлебом и хранил в душе своей смирение, как начало всех добрых чувств. Без смирения нет добродетели, ибо кто возгордится и о себе возмечтает много, тот добрые дела свои помрачит и их умалит. Кто сам себя высоко ценит, того Бог не ценит. Бог любит смиренных сердцем, и пророк Давид сказал: сердце смиренное и дух сокрушенный Бог не уничижит. Помнил слова эти Макарий и жил в смирении, бедности, труде. Когда ему исполнилось сорок лет, Господь послал ему дар исцелений, дар пророчества и власть великую. Он принял сан священника и сделался главою над другими пустынниками, спасавшимися в той же пустыне. Он соединил их, и построили они кельи близ его кельи и, таким образом, основали скит, настоятелем которого сделался Макарий. Он продолжал посещать св. Антония, беседовал с ним и во всем подражал ему. Когда пришел час смерти Антония, Макарий присутствовал при ней, и св. Антоний, умирая, оставил ему жезл свой, а с жезлом и дух великий и сильный.

Скоро молва о добродетелях Макария разошлась, и стали приходить к нему отовсюду всякого рода люди: кто за советом, кто за благословением, а кто для исцеления от болезни. Но множество приходящих тяготили Макария, он под своею кельей выкопал себе пещеру и в ней скрывался от посетителей, приходивших к нему безвременно.

Однажды, рассказывает Сысой, один из иноков скита, основанного Макарием, пришло время жатвы, мы вышли на работу и Макарий с нами. За нами шла старая женщина вдова и, горько плача, собирала колосья, которые оставались. Макарий заметил ее, призвал хозяина поля того и спросил у него, о чем плачет так безутешно женщина, собиравшая колосья. Он отвечал Макарию, что муж той старухи взял деньги взаймы, умер внезапно, не сказав, где спрятал взятые деньги. Так как она отдать их не могла, то заимодавец взял ее и детей ее в рабство и поставил их на тяжкие работы. Макарий приказал старуху прислать к нему. Когда же она пришла, он помолился и сказал:

- Поди в дом свой, под кроватью твоего умершего мужа зарыты деньги, ты найдешь их там все сполна. Возьми и отдай их, и тем освободи себя и детей от тяжелого рабства.

Старуха нашла все, как было ей сказано Макарием, и братия скита удивилась и поразилась такою прозорливостью святого настоятеля. Он же сказал им:

- Не от меня было сие. Я ничто, но Бог дозволил это ради вдовы старухи и сирот. Знайте, что Господь принимает молитву чистую и, чего у Него просят, дарует.

Однажды скорбящая мать привела к нему своего сына, одержимого лютою болезнью. Он бился так, что двое сильных людей не могли удержать его, и не мог он насытиться, сколько бы не ел; когда же ему есть не давали, то он бросался и ел, что попало. Мать его горько плакала и молила Макария, чтоб он сжалился над ее сыном и исцелил его. Макарий обратился к Богу с горячею молитвой и, по прошествии двух дней, юноше полегчало; он стал меньше есть и сделался спокойнее. Семь дней постился Макарий и семь дней молился о бедном юноше, которому становилось все лучше и лучше. Через семь дней юноша совсем выздоровел, и Макарий отпустил его, приказав отнюдь не жить в праздности, но трудиться и от трудов своих помогать бедным.

Двое молодых людей, один постарше и другой совсем молодой, у которого едва пробивались усы, пришли к Макарию и спросили: «Где келья отца Макария?» Он отвечал им: «Чего вы от него хотите?» Они сказали: «Мы слышали о нем и о жизни отцов, поселившихся с ним и пришли посмотреть на него и на них». Тогда Макарий сказал им: «Я самый тот Макарий и есть». Они поклонились ему даже до земли и сказали: «Мы желаем здесь остаться». Старец Макарий, видя их молодость, и что они из богатой семьи, отвечал им: «Вы остаться здесь не можете».

- Если ты не позволишь нам здесь остаться, - сказал тот, который был моложе, - мы пойдем в другое место.

И подумал старец: зачем отгоню их? Лучше принять их, а тяжелая жизнь в пустыне и тяжкий труд отвратят их, и они сами уйдут отсюда. Тогда он сказал им:

- Хорошо, оставайтесь и постройте себе хижину, если можете.

И дал он им топор, корзину печеного хлеба, немного соли, повел их далеко от себя, указал им место каменистое и бесплодное, и сказал им:

- Сюда принесите лесу и выстройте себе хижину и тут живите.

И сам в себе думал старец, убегут они от труда такого.

- А чем занимаются монахи? - спросили юноши.

- Плетут корзины, работают в поле на других и исполняют всякие работы в монастырском скиту.

И Макарий, взяв тростник, начал сам плести корзину и сказал: «Принесите тростнику и вот так плетите корзины, и когда будут готовы, отдавайте их церковному сторожу, а он вам будет давать хлеба».

Сказав эти слова, он ушел от них, а они принялись с великим терпением трудиться и делать, как он приказал, и три года не показывались к нему. Но отец Макарий вспомнил о них и сказал себе: «Что с ними сталось? Многие приходят ко мне за советом и беседою издалека, а эти живут ближе и ни разу не были в церкви и не причащались св. Таин ни разу». И старец стал молиться о них и поститься и постился семь дней, а потом пошел сам проведать их, посмотреть, как живут они.

Он постучался в дверь их, и они ему отворили и, увидя его, поклонились ему земным поклоном, а старец, помолившись, сел. Старший приказал младшему выйти из хижины, а сам остался наедине с Макарием, но не говорил ни слова и плел корзину. Когда наступил час обеда, младший вошел, принес три куска хлеба, воды и варево из овощей и стоял в безмолвии. Старец сотворил молитву и сказал:

- Придите, поедим и поблагодарим Господа.

И в молчании сели они, утолили голод и напились воды.

Когда же настал вечер, один из братьев спросил старца: ты пойдешь домой или здесь ночуешь.

- Переночую, - сказал старец.

И младший постлал рогожу в одном углу хижины, а на другой в другом углу лег сам с братом своим. Ночью святый Макарий молился Богу, и было ему видение. Кровля хижины внезапно открылась, и свет великий озарил его, два же брата ничего этого не видали и думали, что св. Макарий спит, и потому тихо встали и начали молиться, воздевая руки к небу. Видя их горячую к Богу молитву, Макарий встал, тоже будто пробужденный, и старший сказал ему: «Хочешь ли, мы прочтем вместе псалмы».

- Да, хочу, и пусть старший из вас пропоет псалом, - отвечал старец.

И св. Макарию опять было видение; он узрел ангела, который стоял подле младшего брата с оружием огненным в руке и отгонял от него все дурное и злое, и видел он, как из уст молящегося юноши исходил свет и бежал к небу. А когда запел псалмы старший брат, то столб огненный поднялся из уст его и дошел до самого неба. Когда же братья окончили пение псалмов, св. Макарий сказал им: «Помолитесь обо мне». А они поклонились ему до земли и молчали. И ушел от них св. Макарий, уверившись, что старший достиг совершенства добродетелей, а меньшой борется еще со своими дурными мыслями, почему его ангел-хранитель оружием огненным охраняет его всечасно ото всякого зла. Вскоре старший брат скончался, а на третий день после него умер и меньшой, и когда странники посещали св. Макария, он провожал их до хижины усопших братьев и, показывая ее, говорил:

- Придите, смотрите на место, где подвизались великие рабы Христовы, в молитве, в посте и в труде жизнь свою проводившие.

Однажды, когда молился св. Макарий, услышал он голос, говоривший ему:

- Посети двух женщин, которые живут вместе в ближнем городе, и угодили Господу.

Услышав слова эти, взял старец посох свой, пошел в город и, по своей прозорливости, пришел прямо к одному дому и постучался в дверь; то был дом, где жили эти две женщины, и одна из них отворила ему и приняла его с радостью. Он призвал их обеих и сказал им:

- Ради вас я принял большой труд, пришел из далекой пустыни, чтобы поучиться от вас жизни, Господу угодной; не таитесь меня, скажите мне, чем вы служите Господу.

Обе они отвечали:

- Верь нам, отец святой, мы не знаем, каких дел ты у нас ищешь?

Но старец усердно просил их не скрывать от него, чем угодили они Богу.

Они же недоумевали и стали говорить ему искренно в простоте своей. «Мы ничего не делаем, живем вместе, но не родня одна другой, а только жены родных братьев. Мы пятнадцать лет живем в этом доме, и никогда не только ссоры не произошло между нами, но никогда ни одного досадного слова не сказали мы друг другу. Мы живем в совершенном мире и дружбе и желали бы идти в монастырь, служить одному Богу, поститься и молиться, но мужья наши на то не согласны и, как мы не плакали, как не просили их, они нас не отпускают от себя, а не получив их позволения, мы положили между собою покориться воле мужей наших, но жить по-Божьему, слов мирских не говорить, дело свое исполнять, мужьям повиноваться, странных принимать, посещать больных и бедных, оделять их, чем можем, и все это исполнять строго до самой смерти. Так и живем мы с мирянами, но своею особенною жизнью, и никаких особенных дивных подвигов не делаем. Мы простые, грешные рабы Божии, служим Ему, как можем и как умеем.

Выслушав это, св. Макарий уразумел, что всякий человек различно искать может благодати Божией, кто постом и молитвой в пустыне или ските монастырском, а кто в мире, исполняя долг супружеский и светский и творя дела добрые всегда и везде, где только есть к тому случай, а случай этот представляется нам каждодневно, только мы или не видим его, по слепоте своей, или по легкомыслию презираем. Всякий хотящий спасения души своей обретает его везде, исполняя заповеди Божии.

В это же самое время славился другой Макарий, Александрийский, который был священником в монастыре, основанном в пустыне; он часто посещал Макария Египетского, с которым находился в теснейшей дружбе. Часто вдвоем уходили они в пустыню и беседовали долго и делили труды и молитву. Когда воцарился император Валентин, принадлежавший к Арианскому расколу, на правоверных христиан объявилось гонение. Арианской епископ со многочисленным войском приехал в Египет, послал войско в пустыню разорить монастыри, изгнать всю братию и св. отцов и взять обоих Макариев. Воины ночью схватили их, посадили на корабль и завезли в дальний остров, где не ведомо было учение Христово, и где жители поклонялись идолам. Там они их обоих оставили. Дочь главного жреца, одержимая бешенством, почуяла приезд свв. Макариев, выбежала им навстречу и кричала:

- Зачем вы сюда пришли? Что вам здесь надо? Остров наш, это наше древнее жилище!

Говоря сие, она впала в припадки бешенства. Преподобные же отцы воздели руки свои и молились. И девица, до тех пор неукротимо бившаяся, стихла и получила исцеление. Увидев то, отец ее, жрец языческого капища, умилился, и сошла на него благодать Господня - он уверовал и крестился. Все жители того острова, поучаемые свв. Макариями, окрестились и свое языческое капище превратили в храм Божий и освятили его. Узнав об этом, Арианский епископ устыдился, что таких святых отцов изгнал, и приказал возвратить их на места прежнего их жилища. Так возвратился Макарий Египетский в свой скит, а Макарий Александрийский в свой монастырь, куда и сошлись к ним их братия и отцы. К св. Макарию Египетскому стечение народа было так велико, что он принужден был построить гостиницу, в которой помещались странники. Одни приходили просить совета, другие благословения и многие исцеления от болезней и никому он не отказывал и просящим давал. И когда исцелял он болящих, не все они уходили, но оставались слушать его поучения и, таким образом, не одно тело свое исцеляли, но врачевали душу свою. Св. Макарий приставил в этой гостинице одного из братий своего скита, который, одержимый страстью приобретения и хищения, стал обирать для себя часть денег странников. Св. Макарий узнал об этом, наказал его и сказал ему:

- Брат Иоанн, прими мое наказание смиренно. Оно тебе на пользу. Искушению поддался ты. И из сребролюбия совершил дело злое. Отступись, покайся, говорю я тебе, ибо знаю, что ты можешь преуспеть в делах добрых, и раны не коснутся тела твоего, и в тишине и покое отдашь Богу сокрушенный дух. Если же не послушаешь слов моих, погубишь тело свое и душу свою.

Но Иоанн не внял словам св. Макария и продолжал лихоимствовать, обирал больных и бедных, и не в пользу пошли ему беззаконно и жестоко нажитые деньги. Он впал в тяжкую болезнь, все тело его покрылось ранами, и он умер, и отошла душа его отдать отчет Богу в совершении злого дела.

Однажды, когда св. Макарий посетил один монастырь, старцы монастыря того приступили к нему, чтобы он, пользы всех их ради, сказал бы им слово поучения. Он отвечал им:

- Простите меня, я сам не монах, но видал монахов. Один раз сидел я в моей келье, когда пришла мне мысль уйти в пустыню дальнюю, где не была нога человеческая, и там жить одному, молясь Богу, претерпевая все лишения и всякие напасти, под зноем и в холоде, со зверьми дикими и мыслями темными, которые побороть надлежало, и тою борьбою Богу работать. И пять лет боролся я с желанием уйти и со страхом остаться одному в пустыне. Наконец я решился, оставил город и достиг до дальней пустыни и до большого озера, посреди которого находился остров. Рано утром звери пустыни пришли напиться воды, а посреди их я увидел двух нагих людей. Задрожало тело мое, убоялся я их. Они же, увидя, что я испугался, сказали:

- Не бойся нас. Мы такие же люди, как и ты.

Тогда я спросил их, откуда они, и они отвечали, что из монастыря, пришли вместе в пустыню, и вот уже тридцать лет не видали лица и жилища человеческого, и спросили они у меня:

- Как стоит теперь свет? Реки текут ли, полные вод, и земля дает ли плоды свои изобильные?

И отвечал я им на все их вопросы и, наконец, спросил: «А как мне сделаться монахом?». Они отвечали мне:

- Если человек не откажется ото всего, что есть на свете, монахом быть не может.

Отвечал я им: «Я слаб, не могу быть, как вы». Они отвечали мне: «А если не можешь жить, как мы, оставайся в келье или в дому своем, работай над собою, старайся о добре, сокрушайся и плачь о грехах своих». И опять, дивясь, сказал я им: «Когда бывает зима, не замерзаете ли вы? А когда солнечный жар, не спаляется ли тело ваше?» И отвечали они: «Бог силы посылает. Бог сохраняет и от мороза лютого, и от зноя знойного».

- Вот от чего я сказал вам, братия, что я не монах, но видал монахов.

И многие мудрые советы подавал св. Макарий просившим их у него.

- Как надо молиться? - спросила однажды у него братия скита его.

- Не нужно многословия, - отвечал св. Макарий, а только сказать с горячим чувством: «Господи, помилуй меня, как тебе угодно, и как ты ведаешь - ты знаешь, что нам на пользу, и сотвори над нами милость свою». Тогда один из его братии сказал: «Скажи мне слово на пользу». И сказал ему старец: «Никого не обижай, ни на кого не лги и, сохраняя сие, спасешься. Когда злословят умерших или когда ублажают их похвалами, они безмолвствуют одинаково. Будь как мертвец, если хочешь спастись, не гневайся, когда тебя бесчестят и унижают, не возносись и не мечтай о себе, когда тебя почитают и превозносят».

Посланные из города пришли в скит к Макарию с просьбой прийти к ним в город и сказать им слово поучения прежде, чем придет смерть его. Он согласился, пришел в город, и собрались вокруг него все жители. Он заплакал и сказал:

- Поплачем, братия, и пусть очи наши прольют слезы, очищающие нас, прежде, чем мы отойдем туда, где должны будем дать отчет о делах наших.

И столь велико было чувство св. Макария, что все его окружавшие в слезах упали на землю и воскликнули:

- Отец! Молись за нас!

И он молился за них и с ними и плакал слезами умиления и любви, приятными Господу.

Преподобному Макарию было уже 97 лет, и пришло время ему окончить праведную жизнь. Ему была не безызвестна его скорая кончина, ибо св. Антоний, наставлявший его на жизнь пустынническую, и св. Пахомий однажды явились ему и сказали: «Мы посланы возвестить тебе радостное скончание жизни твоей; в девятый от сего дня день ты от сей жизни перейдешь в другую вечную жизнь. Мы с радостью возьмем тебя с собою наслаждаться бессмертными благами. Мир с тобою! И сказав слова сии, оба сделались невидимы глазам Макария. Тогда св. Макарий созвал братию своего скита и сказал:

- Дети мои, настало время исхода моего. Соблюдайте уставы скита и предания, мною оставляемые.

Тогда молодых и новоприбывших поручил он старшим и лучшим по жизни и поучал их, а потом стал на молитву, готовясь к кончине. Когда настал девятый день, явился его ангел-хранитель и сказал ему:

- Встань и пойди в жизнь вечную: посмотри, вокруг тебя святые, мученики и праведники, посланные к тебе. Отдай мне сою душу, которую Богом мне хранить повелено было, когда она заключена была в теле твоем; теперь же исторгну я ее из него и унесу к престолу Божию, да веселится она со всеми святыми.

Выслушав слова сии, св. Макарий всех присутствовавших целовал и о них молился, потом поднял взор свой, и сказал: «Господи, в руки Твои предаю дух мой!» И блаженная душа его отлетела.

Неутешно оплакивали его ученики и братия. Таково было житие и смерть св. Макария, память которого церковь наша празднует 19 января.

Евгения Тур

http://www.voskres.ru/podvizhniki/tur2.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгения Тур
Крымские письма. Продолжение 2
Из литературного наследия Евгении Тур
11.05.2014
Крымские письма
Из литературного наследия
30.04.2014
Крымские письма. Продолжение
Из литературного наследия Евгении Тур
11.04.2014
Все статьи Евгения Тур
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59