Прислушаться к звуку камертона

О Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского

Великий пост 
0
187
Время на чтение 5 минут
Великий пост - важнейший период в жизни каждого православного христианина. Это время особого духовного внимания к самому себе. Не случайно святые отцы называли Великой пост, или Четыредесятницу,- десятиной года, которую верующие посвящают Богу. Это не означает того, что во все остальные дни можно не задумываться и не заботиться о своем духовном состоянии. Просто Церковь выделяет особое покаянное время, когда нужно отодвинуть все остальное на второй план и всем сердцем и мыслями обратиться к Богу.

Объемное, но любимое произведение

Но еще Великий пост - это совершенно особенный период богослужебной жизни Церкви. Некоторые песнопения и богослужебные последования можно услышать и увидеть только во время Четыредесятницы. Но даже среди великопостных песнопений и чинопоследований есть настолько полюбившиеся верующим, что без них прохождение постного подвига просто немыслимо.

Одним из таких любимых последований является Великий покаянный канон преподобного Андрея, архиепископа Критского (660-750). Творение критского архипастыря - очень объемное произведение. В его составе более 200 тропарей, не считая ирмосов (краткое песнопение, с которого начинаются песни, то есть отдельные части канона), а также дополнительные тропари, посвященные самому автору (имеющие, конечно, более позднее происхождение). Интересно то, что Великий покаянный канон не связан непосредственно с богослужением Великого поста. Вероятно, и сам автор канона не предполагал его общецерковного распространения.

Некоторые тропари канона позволяют предположить, что преподобный Андрей составил это поистине великое церковное произведение на исходе своей земной жизни. Канон стал выражением духовного опыта преподобного Андрея: опыта молитвы, аскетических упражнений, размышлений над текстами Священного Писания. Но почему Церковь восприняла личные размышления и опыт критского архипастыря как опыт общецерковный и полезный для каждого верующего?

Призыв к покаянию

Ответ на этот вопрос кроется в названии - Великий покаянный канон. Текст канона лучше всего выражает покаянные переживания, молитвенные обращения к Богу о прощении грехов и исправлении жизни, к которым нас и призывает Церковь во время поста. Церковь через слова Великого канона обращается ко всем верующим с призывом - вот пример покаяния, плача о своих согрешениях, стремления к возрастанию в добродетели.

Что такое покаяние? Покаяние - это изменение. По-гречески это слово звучит как «метанойя», дословно - «перемена ума». Что это означает? А означает это, что наше раскаяние должно состоять не только в осознании и признании своих грехов, но в изменении образа мыслей и образа жизни. Именно к этому через множество сравнений и призывает нас Великий покаянный канон. В этом его ценность. Великий покаянный канон был написан почти тринадцать столетий назад, но продолжает звучать в храмах и сегодня. Это не просто дань традиции. Это дань непреходящей актуальности Великого покаянного канона.

Тема греха и покаяния становится своего рода запретной для современного мира. Понятие греха мешает человеческой свободе, которая все чаще понимается как свобода делать то, что мне хочется. «Мы - это наши желания», - такова «проповедь» современного мира, обращенная к современному человеку.

Преподобный Андрей Критский обращается ко всем нам с совершенно другим призывом: «Откуду начну плакати/окаяннаго моего жития деяний?/Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?/Но яко благоутробен,/даждь ми прегрешений оставление» (русский перевод: С чего начну оплакивать/злосчастной моей жизни деяния?/Какое положу начало, Христе,/нынешней песни плачевной?/Но Ты, как Милосердный,/даруй мне согрешений прощение). Это призыв к оплакиванию своих грехов. Но чтобы оплакать свои грехи, необходимо увидеть их, осознать свое недостоинство перед Богом. Осознание своей греховности становится шагом к осознанию ненормальности своего состояния. Если я грешен, значит, я далеко не так хорош, как может показаться на первый взгляд. А если все не так уж и хорошо, то мне необходима помощь. Помочь может только сам Господь Бог.

Но помощь Божия заключается не в том, чтобы каждый из нас стал просто хорошим человеком. А в том, чтобы каждый из нас смог очистить тот образ Божий, который вложен в каждого из нас. С самых первых страниц Священного Писания мы слышим эту богооткровенную истину: сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И насколько трагично звучат слова Великого покаянного канона: «Оскверних плоти моея ризу/и окалях/еже по образу, Спасе,/и по подобию» (русский перевод: Осквернил я плоти моей одежду/и запятнал то,/в чем образ Твой, Спаситель,/и подобие) и «Омрачих душевную красоту/страстей сластьми,/и всячески весь ум/персть сотворих» (русский перевод: Омрачил я души красоту/страстей услаждениями/и совершенно весь ум/в прах превратил). Грех искажает образ Божий в нас. Покаяние - это средство, которое помогает нам восстановить образ Божий, исправить все то, что искажено и изуродовано грехом. Это - основной мотив Великого покаянного канона.

Похожие картины

Преподобный Андрей Критский использует великое множество образов греха и покаяния, взятых из Священного Писания. Большая их часть - из Ветхого Завета. Ветхий Завет - время ожидания прихода Спасителя. Перед верующими проплывают образы Адама и Евы, Каина и Авеля, праведного Авраама, израильского народа в египетском рабстве... Преподобный Андрей говорит нам: все мы подобны ветхозаветным людям, ждавшим времени избавления, ведь и мы ждем целительного прикосновения руки Христовой к нашей душе. Этим еще раз показано все значение Священного Писания для духовной жизни. Это не просто древний текст, литературное наследие прошлого. Это история человеческих отношений с Богом, которая так или иначе повторяется в жизни каждого человека. Поэтому мы можем найти в Священном Писании те картины человеческого падения, которые будут вполне походить на наши собственные. Но тем более мы сможем увидеть в Писании и образы искреннего покаяния и изменения жизни.

Во время Великого поста Великий покаянный канон исполняется несколько раз. С понедельника по четверг первой седмицы Великого поста чтение канона совершается по частям, а вечером в среду пятой седмицы Великого поста он вновь прочитывается, но уже полностью. Это бого­служение получило название «Стояние преподобной Марии Египетской» (или «Мариино стояние»). Преподобная Мария Египетская явила в своей жизни один из ярчайших образцов покаяния как изменения жизни: блудница, ежедневно предававшаяся разврату, по внушению Божию вдруг меняет свою жизнь, уходит в палестинскую пустыню, где проводит время в посте, молитве и плаче о грехах. Покаянные строки Великого канона становятся здесь покаянной молитвой преподобной Марии. Первоначально Великий покаянный канон совершался именно на пятой седмице Четыредесятницы, как бы подводя итог великопостного пути, звуча как вопрос: стяжали ли мы, все те, кто встал на путь поста, покаянные чувства и мысли, описанные преподобным Андреем Критским? Но впоследствии чтение Великого канона стало совершаться и на первой седмице Великого поста. И вот с понедельника по четверг первой седмицы верующие слышат Великий покаянный канон - словно камертон, задающий тон всей Четыредесятнице. Нам нужно внимательно прислушаться к звуку камертона, чтобы сохранить его звучание и не выбиваться из общего хора.

* * *

Великий покаянный канон может быть сложен для понимания, особенно в первый раз. Но сейчас не составляет труда приобрести текст Великого покаянного канона с объяснениями и комментариями, с указанием библейских цитат. Никто не запрещает каждому из нас прочитать эти тексты заранее, попытаться вникнуть в их смысл, чтобы во время первой седмицы Великого поста эти тексты звучали для нас осмысленно, касаясь глубин нашей души.

Газета «Православная вера» № 3 (527)

Священник Василий Куценко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/prislushatsya-k-zvuku-kamertona
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Великий пост
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07