itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковь и Евхаристия

Новости Москвы 
0
286
Время на чтение 5 минут

2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви, на котором был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», подготовленный Межсоборным присутствием. Работа над ним велась несколько лет, но почему-то многие критики начали высказывать свое мнение только после принятия документа. И мнения эти свидетельствуют иногда о не вполне здоровой обстановке в Церкви.

Церковь "рукопожатных" христиан, или пара слов о Святом Причастии

Почти десять лет назад на выставке «Православная Русь» я собирал подписи под документом. Одни посетители отказывались это делать, другие соглашались, но нашелся человек, который сказал: «Я бы подписал этот текст, но...». В течение пяти минут мой собеседник рассказывал о своих взглядах на авторов текста, политику, Православную Церковь. Наконец он отошел от моего стенда. Я уже не помню, подписал он то обращение или нет. Меня поразило другое - он тратил мое и свое время на то, чтобы высказать свои замечания и поправки в ситуации, когда его никто об этом не просил.

Эту историю я вспомнил пару дней назад, после того как прочитал некоторые комментарии к документу «Об участии верных в Евхаристии» в социальных сетях. Оказалось, что я окружен специалистами по литургике, каноническому праву, библеистике, истории Церкви, гинекологии, специалистами по предсказанию будущего и путей развития Церкви. Проблема состояла лишь в том, что все эти несколько человек не были особо заметны, когда документ выносился на публичное обсуждение, не пытались повлиять на участников Межсоборного присутствия или как-то еще донести свою точку зрения до членов Церкви. Или пытались, но вскоре опустили руки и решили, что «наверху» их все равно никто не услышит.

«Всё не так, ребята»

Зато сейчас настал их звездный час. Они могут поджать губы, налить себе виртуальную или реальную чашечку чая, откинуться на спинку стула и удовлетворенно процитировать Высоцкого: «Да и в Церкви все не так, все не так, ребята».

Своих оппонентов они заранее заклеймили фразой о том, что те не решаются критиковать священноначалие. Похвалили друг друга за смелость и разошлись до новых встреч клуба «Как раскритиковать Церковь по любому поводу».

Обидно, что на этот раз жертвой их претензий стал важный документ о современной практике причащения мирян в Православной Церкви.

Сразу скажу, что мне в нем тоже показался не очень удачным один пункт, касающийся женщин и возможности их причащения в определенных ситуациях. Он отражает давнюю традицию Церкви и имеет под собой канонические основания, но.... Впрочем, мои претензии относятся к нескольким экстремальным случаям, которые мирянин может решить со своим духовником или священником, у которого исповедуется.

Но в целом документ мне понравился. Он отражает современную практику причащения верующих, дает конкретные рекомендации для мирян в зависимости от частоты их участия в таинстве Евхаристии, помогает молодым родителям с детьми, больным хроническими заболеваниями и людям с ограниченными возможностями.

Это хороший документ, свидетельствующий о том, что члены Русской Православной Церкви способны обсуждать важные проблемы и принимать решения, близкие к оптимальным. Но некоторые участники виртуальных дискуссий читали какой-то другой текст. Кто-то предлагает обязать мирян причащаться на каждой Литургии, на которую они пришли.

«Требовать от мирян причащаться за каждой Литургией - значит сделать так, чтобы люди ходили в храм еще реже, поскольку не у каждого хватит сил еженедельно готовиться к этому таинству»

Они сравнивают Евхаристию с праздничным угощением, забывая при этом, что гости перед этим должны попоститься, вычитать немаленькое правило, исповедаться и только после этого приступать к Чаше.

Требовать от мирян причащаться за каждой Литургией - значит сделать так, чтобы люди ходили в храм еще реже, поскольку не у каждого хватит сил еженедельно готовиться к этому таинству.

Другие критики сокрушаются, что слишком многое должен решать священник, а не сам мирянин. Видимо, их идеал - это частое причастие без подготовки, без поста и без исповеди, а функция священника сводится лишь к обслуживанию массы желающих. Тогда нужно сделать следующий шаг, и на большие праздники в городских соборах батюшка должен давать возглас: «Свободная Чаша».

«На наших глазах создается какая-то новая, неизвестная миру церковь»

А вообще все эти дискуссии вызывают у меня грустное впечатление. На наших глазах создается какая-то новая, неизвестная миру «церковь». Ей не нужны епископы, в ней нужно читать одни книги и не читать другие, в ней священники и епископы оцениваются мирянами по своим политическим симпатиям и антипатиям.

В ней уже пишется новый «символ веры», где главными догматами будут отношение к конфликту на Украине, некоторым политическим фигурам, любовь к определенной форме государственного устройства и рукопожатность вместо десяти заповедей.

Нет, конечно, все делается тоньше и мягче. Пока ее адепты говорят о том, что Русская Православная Церковь - это всего лишь юрисдикция, пока они признают за другими право быть «ветхозаветными» христианами (себя они, разумеется, называют христианами «новозаветными»).

Пока они не отрицают таинства, совершаемые клириками «этой Церкви», но уже ставят под сомнение право епископов запрещать или отлучать от Церкви клириков или мирян за нарушение церковных канонов. Пока они не готовы честно выйти из «юрисдикции» Русской Православной Церкви и основать какую-нибудь «свободную православную церковь», но с каждым новым общецерковным документом растет трещина между христианами внутри Церкви. Я опасаюсь, что рано или поздно все-таки «рукопожатные» христиане сделают последний шаг и отделят себя от «нерукопожатных». Пока они делают это в социальных сетях, но рано или поздно раскол в головах может стать реальностью и на уровне дел.

http://pravoslavie.fm/articles/3081/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Зайцев
Все статьи Андрей Зайцев
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии