Заговены - преддверие Рождества

27 ноября - 6 января - Рождественский пост

0
310
Время на чтение 4 минуты

В старину говорили: «Филиппово заговенье - начало «холодного» Рождественского поста». Заговенье или заговены (мясоед) - последний день перед постом, когда разрешается есть скоромную пищу. Нередко на Руси сей пост называли Филипповым. Отчего так? А оттого, что заговенье на пост приходится в аккурат на день памяти св.апостола Филиппа, который праздновался широко и щедро. Филипповки - последний срок свадьбы справлять, конец свадебным неделям, ибо в посты свадеб уже не играли. Куделица - первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дёргали, сучили, наматывали пряжу, ибо, как говорили на Руси: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»; «Прялка не Бог, а рубаху даёт»; «Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом»; «Не ленись прясть, хорошо оденешься». Народ приметил: «Если иней в Филипповку - будет урожай овса, если дождь - пшеницы, если облачно или снежно - к ненастному маю, вороньё чёрное каркает - к оттепели». Но кто же такой этот ап.Филипп, о котором идёт речь?

НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:

Об ап.Филиппе, уроженце г.Вифсаиды (Галилея), несколько раз упоминается в Святом Евангелии. Это он привёл ко Христу ап.Нафанаила (Ин.1,46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба пяти тысячам человек (Ин.6,7); он привёл эллинов, желавших увидеть Христа (Ин.12,21-22); именно он во время Тайной вечери расспрашивал Христа о Боге Отце (Ин.14,8). После Вознесения Господа ап.Филипп проповедовал Слово Божие сначала в Галилее, затем в Греции - среди переселившихся туда иудеев. Он обличил ложь иудейского первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа. Когда же первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на ап.Филиппа, они внезапно ослепли, но по молитве апостола вновь прозрели. Ап.Филипп побывал в Парфе, Азоте, прошёл Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и творя чудеса. Его побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. В Иераполе Фригийском, где был храм, посвящённый змеям, он исцелил многих укушенных змеями, в том числе жену правителя Анфипата, которая после этого уверовала и крестилась. За это ап.Филипп был схвачен и распят на кресте.

Однако как и кем был установлен Рождественский пост? Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV века св.Амвросий Медиоланский, Филастрий и блж.Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. По сути, Рождественский пост вырос из поста кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня. Кстати, первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - чуть больше. Но на соборе 1166 года, бывшем при константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, христианам было предписано хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Поэтому Рождественский пост именуется Четыредесятницей, как и Великий пост.

Зачем был установлен Рождественский пост, ведь ожидается радостное событие - приход в мiр Спасителя, зачем же изнурять себя постом? Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет задуматься о том, как достойно подготовить себя к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мёртвых. И пост был установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Богомладенца Иисуса очистили сердце, душу и тело покаянием, молитвою и постом. Кроме того, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет свт.Лев Великий, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». По словам свт.Симеона Фессалоникийского, архиепископа Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Как питаться в Рождественский пост? Раскроем Церковный устав, читаем: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (пищи) не как от скверных, а как от неприличных посту и запрещённых Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба». В Рождественский пост по средам и пятницам можно есть сырые овощи и фрукты, мёд, орехи, сухофрукты. В понедельник, среду и пятницу запрещены рыба и вино, принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные дни - вторник, четверг, субботу и воскресенье - растительное масло разрешено. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботы, воскресенья и праздники (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, храмовые праздники и дни великих святых), если они приходятся на вторник и четверг.

Но пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, отвращением от увеселений и просмотра телевизора. Пост - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Сущность поста выражена в церковной песни: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесёт тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

Подготовила Варвара АКИМОВА

http://pravpiter.ru/pspb/n275/ta008.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Варвара Акимова
Все статьи Варвара Акимова
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00