В старину говорили: «Филиппово заговенье - начало «холодного» Рождественского поста». Заговенье или заговены (мясоед) - последний день перед постом, когда разрешается есть скоромную пищу. Нередко на Руси сей пост называли Филипповым. Отчего так? А оттого, что заговенье на пост приходится в аккурат на день памяти св.апостола Филиппа, который праздновался широко и щедро. Филипповки - последний срок свадьбы справлять, конец свадебным неделям, ибо в посты свадеб уже не играли. Куделица - первая неделя прядения в Филиппов пост. Женщины по вечерам и ночью при лучине чесали, дёргали, сучили, наматывали пряжу, ибо, как говорили на Руси: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи»; «Прялка не Бог, а рубаху даёт»; «Не напрядёшь зимою, нечего будет ткать летом»; «Не ленись прясть, хорошо оденешься». Народ приметил: «Если иней в Филипповку - будет урожай овса, если дождь - пшеницы, если облачно или снежно - к ненастному маю, вороньё чёрное каркает - к оттепели». Но кто же такой этот ап.Филипп, о котором идёт речь?
НЕЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ:
Об ап.Филиппе, уроженце г.Вифсаиды (Галилея), несколько раз упоминается в Святом Евангелии. Это он привёл ко Христу ап.Нафанаила (Ин.1,46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба пяти тысячам человек (Ин.6,7); он привёл эллинов, желавших увидеть Христа (Ин.12,21-22); именно он во время Тайной вечери расспрашивал Христа о Боге Отце (Ин.14,8). После Вознесения Господа ап.Филипп проповедовал Слово Божие сначала в Галилее, затем в Греции - среди переселившихся туда иудеев. Он обличил ложь иудейского первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа. Когда же первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на ап.Филиппа, они внезапно ослепли, но по молитве апостола вновь прозрели. Ап.Филипп побывал в Парфе, Азоте, прошёл Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и творя чудеса. Его побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений. В Иераполе Фригийском, где был храм, посвящённый змеям, он исцелил многих укушенных змеями, в том числе жену правителя Анфипата, которая после этого уверовала и крестилась. За это ап.Филипп был схвачен и распят на кресте.
Однако как и кем был установлен Рождественский пост? Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с IV века св.Амвросий Медиоланский, Филастрий и блж.Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. По сути, Рождественский пост вырос из поста кануна праздника Богоявления, отмечавшегося в Церкви с III века и в IV веке разделившегося на праздники Рождества Христова и Крещения Господня. Кстати, первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - чуть больше. Но на соборе 1166 года, бывшем при константинопольском Патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, христианам было предписано хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Поэтому Рождественский пост именуется Четыредесятницей, как и Великий пост.
Зачем был установлен Рождественский пост, ведь ожидается радостное событие - приход в мiр Спасителя, зачем же изнурять себя постом? Чувство благоговения перед тайной Рождества Спасителя в Вифлееме заставляет задуматься о том, как достойно подготовить себя к этому великому празднику. В молитвенной жизни Церкви тайна воплощения равняется тайне воскресения из мёртвых. И пост был установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Богомладенца Иисуса очистили сердце, душу и тело покаянием, молитвою и постом. Кроме того, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет свт.Лев Великий, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». По словам свт.Симеона Фессалоникийского, архиепископа Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Как питаться в Рождественский пост? Раскроем Церковный устав, читаем: «Все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (пищи) не как от скверных, а как от неприличных посту и запрещённых Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба». В Рождественский пост по средам и пятницам можно есть сырые овощи и фрукты, мёд, орехи, сухофрукты. В понедельник, среду и пятницу запрещены рыба и вино, принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные дни - вторник, четверг, субботу и воскресенье - растительное масло разрешено. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботы, воскресенья и праздники (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, храмовые праздники и дни великих святых), если они приходятся на вторник и четверг.
Но пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, отвращением от увеселений и просмотра телевизора. Пост - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Сущность поста выражена в церковной песни: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесёт тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».
Подготовила Варвара АКИМОВА