itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Главные вопросы - заданы

В издательстве «Никея» вышла книга игумена Нектария (Морозова) «Что мешает нам быть с Богом»

0
249
Время на чтение 5 минут
Мы часто и много говорим о том, что христианам полагается делать. Полагается молиться, поститься, исповедоваться, причащаться. Но зачем мы это должны делать? Для того, чтобы быть хорошими, для успокоения своей совести? Нет, конечно. Мы должны стремиться жить с Богом, не забывать о Нем. Только это и является целью наших молитв, постов и участия в Таинствах. Вот об этом главном - и новая книга игумена Нектария (Морозова). Она представляет собой сборник приходских бесед, которые священник вел, будучи настоятелем саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Пересказывать содержание любой книги (а уж тем более перечислять названия глав) - занятие неблагодарное, любой пересказ будет бледнее и скучнее оригинала. Очень хочется написать кратко: «Читайте, сами поймете». Но все же - а зачем читать?

Расскажу о личном прочтении. Так получилось, что эта книга оказалась у меня в руках уже после того, как я с некоторыми главами успела ознакомиться. Выдержки из нее в разных местах публиковались. Решила, что читать можно с любого места, поэтому открыла наугад и попала на главу «О внимании к себе». Можно, конечно, тут сразу же начать рассуждать о другой главе - «О Промысле Божием» - и рассказать о том, насколько вовремя мне довелось открыть именно тот текст. Это все будет правдой - никаких случайностей в нашей жизни нет, и ничего «просто так» мы не читаем.

Однако дело не в личных обстоятельствах, а в том, что когда я начала ее читать, у меня был некий скепсис: неужели можно передать настроение живого разговора на бумаге? Ведь главное в беседах - это сами беседы, живой разговор. Оказалось, что можно.

Очень простой язык подкупает сразу же: ты и правда будто бы оказываешься на самой приходской беседе, и кажется, что автор обращается именно к тебе. Откуда он все знает про меня?..

Ничего, конечно, автор «про меня» конкретно не знает. Просто вопросы и состояния у большинства, видимо, общие. Но благодаря этому узнаванию себя в том, о чем пишет автор, и получается разговор, а не просто монолог священника.

Но все же... Неужели мы не читали про исповедь и Причастие, ничего не знаем про духовное руководство и христианское чтение, не задумывались о посте и действии лукавых духов? Читали, знаем, слушали и спрашивали не раз у священников и более опытных мирян. Наверно, даже кому-то и сами объясняли. Зачем нам еще раз об этом читать?

Может быть, эта книга для тех, кто только-только входит в церковную жизнь? Для них, конечно, тоже. В ней новоначальные смогут найти ответы на самые основные вопросы, которые кажутся неразрешимыми в самом начале. Например, в главе «Почему Бог не отвечает на наши молитвы». Почему? А вот в книге и прочитаете.

Но не только для тех, кто стоит на пороге Церкви, эта книга. У автора есть замечательная способность раскладывать по полочкам сложные понятия, давать простые и логичные ответы.

Удивительно, но многим из нас, тем, кто в Церкви вроде уже далеко не первый год, не все ясно. В наших представлениях о самых важных вещах в нашей жизни часто все так намешано, что мы не можем отделить главное от второстепенного. Многое знаем о частностях, но совсем не видим сути. Эти бесконечные детали нас отдаляют от смысла все дальше и дальше.

Почему мы вообще так много разговариваем и читаем, например, об исповеди? Неужели люди, которые регулярно на протяжении длительного времени приступают к Таинству Покаяния, для себя не решили уже основные общие вопросы? Когда общие вопросы для тебя понятны, ведь остальные надо задавать уже священнику, у которого ты исповедуешься, духовнику? Но нет, и мы это видим по православной прессе: тема исповеди неизменно вызывает дискуссию. Почему так?

Мне кажется, оттого, что мы, обсуждая эти вопросы, начинаем разговоры с деталей. Причем деталей, возможно, важных. В случае с исповедью долгое время в разных СМИ шел спор о том, как часто надо исповедоваться. Это, несомненно, важный вопрос, и решать его можно по-разному. Но суть в разговоре об исповеди не в том, как часто необходимо каяться. К сожалению, из большинства дискуссий можно сделать вывод, что это и есть самый главный вопрос о покаянии - раз в неделю или четыре раза в год. Месяцами спорить о том, как будет правильно. Только никакой истины о Таинстве Исповеди в этом споре не рождается потому, что вопрос не главный. Не научимся мы исповедоваться правильно и глубоко, если будем концентрироваться на вопросах частоты или даже на вопросе, всегда ли следует исповедоваться перед Причастием.

Главным тут является вопрос о том, что такое покаяние вообще. Именно с этого и начинает игумен Нектарий беседу о покаянном делании. Сразу по прочтении как-то отпадают все многочисленные второстепенные вопросы, поскольку становится ясно основное.

Очень важно еще, что эта глава, как и книга в целом, построена не только на рассуждениях автора на заданную тему - в ней содержатся еще и практические рекомендации, как готовиться к исповеди.

Говорит отец Нектарий и о самых распространенных ошибках, которые мы совершаем. Причем ошибках как «тактических» (например, когда называем очень общими словами свои грехи), так и принципиальных - когда каемся в одном и том же грехе потому, что ощущаем его очень тяжким и нам до сих пор за него стыдно. Но так делать нельзя. Почему? А потому, что мы должны верить Богу и в Его милость к нам, кающимся.

Есть у автора еще одна замечательная способность - давать советы, приглашая к рассуждению того, кому советы даются. Это не указания: «Сделайте так, а не иначе», а скорее рассказ о своем опыте решения тех или иных вопросов. Так и возникает ощущение разговора: ты читаешь мнение автора, а дальше уже сам сравниваешь со своим опытом.

Мне бы хотелось закончить этот текст цитатой из книги: «...вспомню эпизод из когда-то очень любимого мной романа американского писателя Торнтона Уайлдера "День восьмой". К некому проповеднику приходит молодой человек, в жизни семьи которого случилось много странных, непонятных обстоятельств. Он вопрошает об этих обстоятельствах и получает такой образный ответ: его собеседник просит перевернуть коврик, который лежит на полу, и посмотреть на него с изнанки. И спрашивает его: "Что ты видишь?". Молодой человек отвечает, что видит беспорядочное сплетение разноцветных нитей и узелков. Тогда проповедник просит перевернуть коврик обратно и говорит: "А что ты видишь сейчас?". Юноша говорит: "Я вижу узор". И тогда проповедник произносит поразительные слова: "Вот такова и наша жизнь. Мы видим ее изнанку - беспорядочное, непонятное нам сплетение каких-то нитей, нитей судьбы. А узор знает и видит только лишь Господь". Порой нам отчасти раскрывается какая-то крошечная, микроскопическая часть этого узора. Но целиком мы не можем его увидеть, и опять-таки нужна вера и нужно доверие Богу, чтобы понять: Он все видит, Его любовь и Его премудрость позаботятся обо всем».

Эта книга, конечно, не откроет нам весь узор. Это не в человеческих силах - его увидеть. Но мы должны стремиться к познанию жизни, к познанию этого узора и его Создателя. Вот в этом и может помочь книга «Что мешает нам быть с Богом» - увидеть небольшую часть его и сделать небольшой шажок в познании Того, Кто этот узор создал. Увидеть, задавая себе главные вопросы.

Газета «Православная вера» № 21 (521)

Ирина Кислина

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/glavnye-voprosy-zadany
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Кислина
Все статьи Ирина Кислина
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04