К визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Сербию

    

14-16 ноября Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит визит в Сербскую Православную Церковь - первый официальный визит после его избрания на Московский Патриарший престол в 2009 году. С подобным визитом летом прошлого года в Русской Православной Церкви находился Патриарх Сербский Ириней. Такие визиты касаются не только отношений между сестринскими Церквами, но и отношений между окормляемыми ими народами, вписываясь в глубокое русло связывающих их родственных связей и многовековых разносторонних уз дружбы. Развивающееся столетиями духовное общение двух Православных Церквей и их живое участие в делах общества ставят это сотрудничество в положение особой сферы взаимодействия России и Сербии.


Символично, что первое упоминание о контактах русских и сербов связано с именем святого Саввы Сербского (1169-1236) - основателя и первого Предстоятеля Сербской Православной Церкви. Избрание подвижнической жизненной стези самым почитаемым сербским святым приписывают влиянию русского монаха-странника из монастыря святого великомученика Пантелеимона на Афоне, где от руки русского игумена будущий Архиепископ Сербский и принял монашеский постриг. Интересно, что начало международных связей России и сербских земель также связано с Церковью - с приездом в Москву в начале ХVI века представителей сербских монастырей с целью упрочения союзных отношений.

В те далекие времена почти все славянские народности находились под владычеством турок. Сама Русь только выходила из мрака монгольского лихолетья и разорения. Тем не менее, именно она воспринималась как твердыня Православия, несшая сострадание, милосердие и благорасположение своим соплеменникам. В отсутствие национальной государственности сербские монастыри и церкви взяли на себя миссию хранителей истории, традиций, веры сербского народа, сберегателей сербства. Подвергавшиеся систематическим опустошениям со стороны турок, они от имени сербского народа, «под турецким игом стенящия», обращались в Москву к государю всея Руси за духовным покровительством и материальной поддержкой.

Русские государи, Русская Православная Церковь взяли на себя великодушное бремя благотворительной помощи единоверцам. Отвечая на ходатайства о милостыне многочисленных делегаций сербских посланцев-церковников, из Москвы текли полноводные ручьи вспомоществования в виде материальных средств на восстановление и ремонт, денежной помощи, «сороков соболей», богослужебных книг, предметов церковных одеяний, утвари, икон, иных вещей «церковной красоты». В ответ в меру своих возможностей сербские иерархи и богомольцы везли духовные реликвии, святые мощи и дары. Такие обмены способствовали единению веры, формированию духовной общности и взаимному обогащению в сферах культуры, книжности, письменности, языка. Кроме того, с учетом неспокойной обстановки в этой части Европы сербские путешественники делились с русскими воеводами и приказными людьми своими наблюдениями об обстановке в соседних государствах, намерениях противников России, передвижениях войск крымских ханов и турецких султанов и т.д. Через иерархов Сербской Церкви Москва искала специалистов разных отраслей ремесла и промышленности. Проявлением родственных связей двух народов было то, что сербские монастыри выкупали русских пленников из турецкой неволи.

В ХVII веке, реагируя на обращение Сербского Патриарха в связи с попытками австрийских властей обратить сербов к католичеству, принудить их к «проклятой унии», Россия предприняла энергичные шаги, чтобы отвести эту опасность. В результате необходимые гарантии свободы вероисповедания австрийской монархией были даны.

Отдельно следует отметить российскую помощь разоренным сербским монастырским и церковным школам в сохранении славянского языка. Откликнувшись на просьбы СПЦ, из России были направлены учителя, буквари, книги, по которым учились сербские дети вплоть до реформы сербского языка, предпринятой в ХIX веке просветителем Вуком Караджичем. Такое взаимодействие Русской и Сербской Православных Церквей между собой и со светскими властями России сформировали атмосферу особой близости и доверительности между нами. Во время реформы Русской Православной Церкви в ХVII веке сербы привозили по просьбе Патриарха Никона греческие книги для исправления служебных книг и церковных обрядов. В XVII веке святой Патриарх Печский Гавриил I на протяжении многих лет проживал в Москве, активно участвуя в русской церковной жизни.

Русские храмы, в частности Архангельский собор - усыпальница русских царей в Московском Кремле, носят лики сербских святых. На фресках сербских храмов запечатлены русские святые и мученики, среди которых особенно почитаются святой благоверный князь Александр Невский и император-страстотерпец Николай II. Эта традиция сохранилась до сих пор: русские художники и сегодня расписывают сербские церкви. Ведутся переговоры о благоукрашении одного из самых крупных православных храмов - собора святого Саввы в Белграде. Интересен и такой факт: в городке недалеко от Белграда между двумя мировыми войнами беженцы из России построили небольшую приходскую церковь. После того как эмигрантов не стало, церковь перешла к СПЦ, где и сейчас проходят службы в окружении изображений русских святых. В центре Белграда имеется русский храм Святой Троицы, являющийся подворьем Русской Православной Церкви. Его посещают как русские, так и сербы. Нередко службу в нем проводит Патриарх Ириней. В Москве имеется подворье Сербского Патриарха.

 

    
После Октябрьской революции и гражданской войны в России сербы отдали дань признательности русским за их неравнодушие к судьбе этого балканского народа. Они приняли десятки тысяч эмигрантов, волею судеб покинувших свое Отечество. Не оказалась в стороне и Сербская Православная Церковь. Патриарх Сербский Димитрий пригласил гонимых русских архипастырей в Сербию и передал им в пользование свою резиденцию в Сремских Карловцах. Сотни лиц духовного звания - иерархи Русской Церкви, священники, монахи - нашли приют на сербской земле. Многие из них служили в местных приходах, монастырях, преподавали в сербских духовных учебных заведениях, оставив о себе добрую благодарную память.

Связи Русской и Сербской Церквей активно развиваются и в наши дни. Все помнят, как Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в пасхальные дни 1999 года, в разгар натовских бомбардировок Югославии, прилетел в Белград, чтобы поддержать братский сербский народ.

Целый ряд иерархов и клириков Сербского Патриархата получили образование в семинариях и академиях Русской Православной Церкви. Традиции сотрудничества в сфере духовного образования и студенческих обменов поддерживаются и развиваются.

    

Между архипастырями двух Церквей имеют место регулярные контакты. Они бывают в гостях друг у друга, предпринимают паломнические поездки к святыням Русской и Сербской Церквей, вместе молятся и совершают богослужения, участвуют во встречах и конференциях, позволяющих согласовать позиции по важнейшим вопросам нашего времени. Отрадно отметить, что перед лицом современных вызовов со стороны воинствующего либерализма и господства потребительской идеологии Русская и Сербская Церкви придерживаются схожих подходов к защите традиционных христианских нравственных ценностей. У них одинаковые взгляды на просветительскую, миссионерскую, благотворительную деятельность. Русская Православная Церковь оказывает поддержку православным верующим в Косово и Метохии, в частности возрождению семинарии в Призрене, закрытой после беспорядков, устроенных албанскими экстремистами. Когда в мае этого года на Западных Балканах случилось катастрофическое наводнение, Русская Православная Церковь собрала и передала своей сербской сестре 27 миллионов рублей для оказания помощи пострадавшим.

 

    

В ходе визита Святейший Патриарх Кирилл совершит чин освящения отреставрированного в этом году Русского некрополя в Белграде, где упокоены тысячи наших соотечественников, в том числе воины, погибшие на полях Первой мировой войны. Состоится открытие и освящение памятника царю Николаю II, который пользуется среди сербов особым почитанием за то, что заступился за единоверную Сербию в трагические для нее годы Великой войны. В соборе святителя Саввы на Врачаре Предстоятели Русской и Сербской Православных Церквей совершат совместное богослужение. Можно с уверенностью сказать, что предстоящий визит в Сербию Патриарха Московского и всея Руси станет важной исторической вехой в российско-сербских отношениях.

Александр Конузин

http://www.pravoslavie.ru/put/75101.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий