itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Харьковский дворик Зинаиды Серебряковой

К 130-летию со дня рождения знаменитой художницы

Новости Москвы 
0
230
Время на чтение 11 минут
Харьковский дворик Зинаиды Серебряковой

Зинаиду Евгеньевну Серебрякову не назовёшь забытым художником, хотя её персональных выставок на родине действительно было мало. Между мирискуснической выставкой в Москве 1910 г. и выставками 1965-1966 гг., когда её картины вернулись на родину (и более 20 полотен приобрёл Русский музей), - огромный промежуток.

10 декабря по новому стилю, а именно эту дату указала сама художница в автобиографии, исполняется 130 лет со дня рождения художницы, скончавшейся в 1967 г. в Париже.

З.Е. Серебрякова - одно из ярких имён, представляющих Харьковщину в мире - как биографически, так и своим творчеством, его уровнем и содержанием. Ведь здешняя земля, а именно имение Нескучное, его людские образы и пейзажи, изобильно представлены в творчестве Серебряковой.

В Харькове есть старый дворик, хранящий память о знаменитой землячке; цела и деревянная терраска, на которой Серебрякова провела несколько лет жизни со своей семьёй. Ее художница арендовала для жилья в 1919-1920 гг. Это дом по улице Краснооктябрьской, 25. В дореволюционные времена улица называлась Конторской.

Из имения Нескучного, из-под Харькова, которое сожгла какая-то банда, - в «скучный» и, кажется, уже тогда готовый развалиться дом на улице Конторской, Серебрякова переехала, остановившись в трёх комнатах, вместе с матерью, Екатериной Николаевной Лансере, и четырьмя детьми.

Муж художницы, инженер-путеец Борис Серебряков, отбыл искать работу, вроде бы в Оренбург. (С Борисом Зина Лансере познакомилась в имении Нескучном. Детская дружба выросла в большое чувство. Несмотря на кровное родство - он был её двоюродным братом, на разницу вероисповедания - он был православный, она - лютеранка, в 1905 г. они всё-таки поженились.) Б. Серебряков, возвращаясь в Харьков, заразился в поезде сыпным тифом и, по возвращении, «сгорел» за четыре дня. Был похоронен близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери на Лысой горе в Харькове. Прожив по кончине супруга в Харькове ещё два нищих года, Зинаида уехала в Петербург, а затем в 1924-м - в Париж, до конца дней сохранив верность покойному супругу.

З. Серебрякову, родившуюся в знаменитой творческой семье Бенуа-Лансере, сравнивали с Боттичелли и Ренуаром. Дед, Николай Бенуа, был архитектором, дядя, Александр Бенуа - выдающимся художником, мать Екатерина Николаевна - художником-графиком, отец Евгений Лансере - скульптором, мастером малой пластики. Зинаида родилась в 1884-м, отец умер от туберкулеза в 1886 г., потому воспитывалась в семье деда. Она была одной из первых российских женщин-художниц, получившей известность еще в молодости своими работами, написанными в семейном имении Нескучное под Харьковом.

Серебрякова едва не стала академиком Императорской академии художеств - впервые за 160 лет существования к этому титулу представили женщину. Однако присвоить не успели - помешала революция.

Авторитетный критик и художник А. Бенуа писал о своей племяннице: «Ныне она поразила русскую публику таким прекрасным даром, такой „улыбкой во весь рот", что нельзя не благодарить её... Автопортрет Серебряковой, несомненно, самая... радостная вещь... Здесь полная непосредственность и простота, истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное...».

* * *

В Харькове есть доброхоты, всячески поддерживающие в городской культурной среде память о Серебряковой, устанавливающие памятные доски, разрабатывающие проект виртуального музея «Зинаида Серебрякова на Харьковщине», проводящие музыкальные вечера в дворике на Конторской, приглашающие потомков художницы на встречи с харьковчанами или, говоря по-русски, харьковцами.

Нынешние харьковские доброхоты, собравшиеся в «Неформальное общество друзей З. Серебряковой» (инициатор - культуролог Михаил Красиков), не только всячески популяризируют творчество землячки, но и составляют коллективные обращения к городской топонимической комиссии с обоснованной просьбой-предложением о присвоении улице Краснооктябрьской имени Зинаиды Серебряковой. Несколько десятков подписей были собраны также под письмом, ходатайствующим об установлении на старом доме (принадлежавшем в ту пору художнику Костенко, впоследствии уехавшему в Петербург) серебряковской мемориальной доски.

Но мемориальная доска - дело долгоиграющее, «программа-максимум», а для начала на углу дома со стороны улицы энтузиасты открыли доску, даже две, выполненные в современных материалах. Это баннеры, один (дизайнерская работа Инны Акмен) - с фрагментом знаменитого автопортрета «За туалетом», принесшего известность художнице и купленный с выставки П. Третьяковым. Второй - большая репродукция картины «На террасе в Харькове» (1919), созданной в этом доме.

Харьковский дом оказался увековеченным. В первую очередь повезло старенькой веранде, сохранившейся и теперь почти такой, какой и была сто лет назад. Живы и три комнатушки, и деревянная лестница, ведущая к ним. На знаменитой террасе написано несколько картин Серебряковой.

Терраса запечатлена также в работе того же года «Карточный домик». Есть все основания для создания в этом доме мемориального музея, картинной галереи и художественной студии имени З. Серебряковой, и было даже получено согласие властей рассмотреть этот вопрос. Однако в ближайшее время средства на новый музей город выделить не сможет, а меценаты пока руку помощи не протягивают.

В Харькове такой мемориальный постер появился впервые. Хоть постеры и не столь долговечны, как доски из гранита или металла, но они подвижней, активней, современней, в них можно отразить больше информации. Если так вообще можно сказать о мемориальных досках, эти - живей.

Что касается красно-кирпичного старого дома, то сегодня его угол, граничащий со двором, безвкусно и неуважительно обложен современным кирпичом, навешена пластиковая дверь: тут открыта некая таинственная конторка. Мы ленивы и нелюбопытны, если не сказать манкуртизированы: ни в конторке, ни в смежном доме ничего ни о какой Серебряковой до проведения памятных вечеров слыхом не слыхивали. Но теперь жители этой старой-престарой улочки Харькова именно что «выползают» послушать продолжительные сентябрьские серебряковские вечера, посмотреть на большом экране сотни репродукций картин художницы и фотографии семьи Серебряковой-Лансере-Бенуа.

На вечере «На террасе в Харькове 100 лет спустя», который состоялся 19 сентября 2011 г., в день смерти художницы, здесь, во дворике, осененном мягким сентябрьским серебряковским светом, можно было услышать певческий ансамбль Трёхсвятительского храма (руководитель Марина Михайлова), исполнивший гимн Божией Матери «Достойно есть» картолино-кахетинского распева. А внук известного императорского фотографа Алексея Иваницкого, заснявшего последствия известного крушения Царского поезда под Харьковом, у посёлка Борки, где теперь возобновлен Спасов Скит и поставлен памятник императору Александру III, Алексей Александрович Иваницкий рассказал о знакомстве его известного деда с художницей (как известно, Серебрякова бывала на хуторе Заячьем в Змиевском уезде Харьковской губернии, где располагалась дача Иваницких).

Звучали и русские песни (в частности, про «бел-горюч камЕнь»), по всей вероятности, певшиеся в Нескучном, в ХІХ - начале ХХ веков входившем в Белгородский уезд Курской губернии, а ныне числящемся в Харьковском районе Харьковской области.

Студенты театрального факультета (кафедра мастерства актера) Харьковской государственной академии культуры подарили слушателям литературную композицию по письмам Зинаиды Серебряковой и ее матери Екатерины Лансере, написанным в доме на Конторской, 25, а также по воспоминаниям Галины Тесленко, работавшей вместе с художницей в Археологическом музее Харьковского университета и часто бывавшей в её квартире. Звучат тут и композиции по произведениям Чехова, Ахматовой, Гумилева, Блока, Цветаевой.

* * *

Новый виток интереса к Серебряковой среди харьковчан обозначился в 2011 г. Прошли выставка и вечер в выставочном зале Художественного музея, посвящённый художнице, на котором выступили Илья Лучковский (известный коллекционер и искусствовед, в чьём собрании хранятся работы Серебряковой, человек, с помощью Татьяны Борисовны Серебряковой, дочери художницы, нашедший тот самый дом на бывшей Конторской), Валерий Берлин (краевед, разыскавший в Нескучном некоторых крестьянок, увековеченных художницей) и фотограф Владимир Оглоблин, который, к слову, к 120-летию со дня рождения художницы представил 120 своих нескучанских снимков, сопроводив их стихами, а также баннерами с репродукциями работ З. Серебряковой, фотографиями Нескучного начала XX в., цитатами из писем обитателей усадьбы.

На вечере в центре внимания был женский портрет работы З. Серебряковой, а также картина «Дворик по ул. Конторской, 25», много говорилось о харьковском следе в жизни и творчестве Серебряковой.

* * *

Создавший и возглавивший «Неформальное общество друзей Серебряковой» М. Красиков в своём сообщении к выставочному проекту «"Мы жили искусством". К юбилеям З.Е. Серебряковой и Н.Е. Лансере»; ГМЗ «Петергоф», Музей семьи Бенуа в Петергофе) заметил: «Страшные социальные катаклизмы - Гражданская война и Вторая мировая - кажется, постарались, чтоб от пребывания в Нескучном Лансере-Бенуа-Серебряковых не осталось и следа. Большой усадебный дом в Нескучном, где родилась Зинаида Серебрякова, как и более скромный домик на хуторе Серебряковых, где был создан шедевр "За туалетом" (1909), были разграблены и сожжены заезжими бандитами и местными "активистами" ещё в 1919-1920-х. Нескучанскую Петропавловскую церковь взорвали и до половины разобрали фашисты, чтоб вымостить дорогу для танков. Остальную часть здания местные жители растащили уже после освобождения села. Захоронения возле храма были уничтожены тогда же. Склеп, в котором покоился Евгений Александрович Лансере, отец Зинаиды Серебряковой, прекрасный скульптор, был сломан, а гроб просто выброшен. Говорят, пацаны тогда в футбол играли чьим-то черепом... Единственное, что осталось из усадебных сооружений, - колодец, в нижней части которого просматривается сруб столетней давности; вода из источника, что течёт рядом, необычайно вкусна и известна и за пределами Нескучного. Наверное, не случайность то, что она богата ионами серебра.

Сохранились очертания бывшей купальни семьи Лансере на реке Муромке. Недалеко от того места, где находился хутор, нами обнаружена липовая аллея, с двух сторон окаймлявшая серебряковский сад. Весьма живописен мостик (бревно и ветхие перильца) через речку, соединявший усадьбу Лансере и хутор Серебряковых. По подобному мостику Зина бегала к Боре, своему двоюродному братцу, еще девчушкой. Вот, пожалуй, и все следы человеческой деятельности здесь 100 лет назад».

Однако природа этих мест, запечатленная Серебряковой во многих полотнах, практически не изменилась. Гуляя с альбомом репродукций картин художницы и всматриваясь в окрестности, можно с точностью до метра определить место, где век тому назад стоял её этюдник...

Поэтому ещё в 1990-е началась борьба за то, чтобы территории вокруг Нескучного были объявлены заповедными. Удалось пока (главным образом усилиями Ирины Слеты, руководителя объединения творческой интеллигенции «Круг») взять под охрану государства лишь саму усадьбу, о чем свидетельствует установленный в 1996 г. памятный знак. К 110-летию со дня смерти Е.А. Лансере, 4 апреля 1996 г. примерно в том месте, где находился склеп, был установлен кенотаф - железный крест и ограда (автор - В.Я. Курило, сотрудник «Харьковреставрации»).

В том же году был проведен конкурс проектов возрождения усадьбы. В Нескучанском клубе и сейчас можно ознакомиться с проектом создания в округе села историко-культурного и природного заповедника (предусматривающего и рекреационную зону), автором которого является архитектор и ландшафтный дизайнер Марина Крячко.

Как сказал о Нескучном В. Оглоблин, «...неожиданно ловлю себя на мысли, что где-то я это уже видел. Живописные пологие холмы, покрытые разнотравьем, искрящаяся на солнце небольшая речушка с кустами боярышника или краснотала по едва уловимым в траве берегам, лошадь, пасущаяся среди свежескошенного сена. Живопись Серебряковой! ...Именно здесь бродила с мольбертом юная Зинаида Лансере, и ей почти ничего не приходилось искать или придумывать - всё было на поверхности. Вот разноцветное стадо коров "плывёт" в утреннем розовом тумане, и я снимаю его прямо против солнца; легкая паутина, летающая и тающая в зарослях золотистого камыша...».

19 апреля 1997 г. в клубе Нескучного была создана экспозиция, посвящённая пребыванию Лансере-Бенуа-Серебряковых на Харьковщине, дополненная и обновленная в сентябре 2014 г. Это здание-мазанка, построенное в 1930-е годы для школы, в эпоху «расцвета застоя» обложенное кирпичом, десять лет назад украсила мемориальная доска, посвященная З. Серебряковой.

В школе соседнего села Веселое, где учатся нескучанские дети, а также в библиотеке Веселого тоже были оформлены памятные уголки, посвящённые знаменитым землякам.

В новейшее время в Нескучном дважды проводились пленэры. Первый состоялся в 2012 г. Участниками его были 30 художников и фотографов, главным образом - студенты и выпускники Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Результаты пленэра были показаны в залах Харьковского художественного музея, Пархомовского художественного музея им. А.Ф. Лунева, Музея знаменитых харьковчан им. К.И. Шульженко, харьковского Дома актёра и в ряде других учреждений культуры.

Летом с.г. в три этапа прошёл второй - уже международный - «Нескучный пленэр» (три однодневных выезда групп по 40, 60 и 80 человек и недельное пребывание в Нескучном 15 человек). В пленэре приняли участие художники и фотографы не только Харькова, но и Москвы, Сум, Запорожья, Николаева и других городов.

19 сентября с.г. в клубе с. Нескучного и в школе с. Веселого были открыты выставки «Нескучный пленэр - 2014». С 20 ноября по 11 декабря экспозиция демонстрируется в харьковской галерее «Искусство Слобожанщины».

* * *

На один из памятных серебряковских вечеров в Харьковский художественный музей, в 2011 г., в день рождения знаменитой художницы, прибыли московские гости - внучатая племянница З. Серебряковой Екатерина Евгеньевна Лансере и ее сын Павел Сергеевич Павлинов, рассказавший переполненному залу о судьбах и творчестве своих знаменитых родственников и их потомков.

Теперь памятные вечера стали уже традицией: в 2013 г. прошли в Художественном музее вечера памяти Екатерины Николаевны Лансере, матери художницы, и Евгения Александровича Лансере, отца Зинаиды. 165-летию со дня рождения Е.А. Лансере была посвящена и первая международная научная конференция «Серебряковские чтения» в сентябре 2013 г. Её участниками стали потомок рода по линии Бенуа Владимир Фролов (С.-Петербург) и П. Павлинов, известные искусствоведы, в частности, Тамара Рыбакова (Москва) и профессор Александр Шило (Харьков).

В конце 2013 г. Общество выпустило, благодаря Инне Акмен, два изящных мини-альбома «Харьков Зинаиды Серебряковой». В первый выпуск вошли репродукции работ художницы, хранящиеся в Харьковском художественном музее и в Харьковском музее частных коллекций (ещё раньше вышел подготовленный доброхотами комплект открыток, включавший работы художницы, находящиеся только в Харьковском художественном музее). Второй выпуск составили репродукции хранящихся в харьковских музеях произведений Николая Леонтьевича Бенуа, Альберта Николаевича Бенуа, Александра Николаевича Бенуа, Евгения Александровича Лансере, Екатерины Николаевны Лансере и Евгения Евгеньевича Лансере, причём значительная часть работ ранее никогда не репродуцировалась. В третий выпуск должны войти произведения, созданные З. Серебряковой в Харькове, и портреты харьковчан (Г. Тесленко, Е. Никольской, В. Дукельского, Г. Петникова, Р. Басковой и других).

В нынешнем августе в Нескучном энтузиастами общества друзей Серебряковой были обнаружены фотографии людей, знавших художницу и побывавших в молодости её моделями; поиск родственников нескучан, работавших у Лансере - Серебряковых, продолжается.

К 10 декабря подводятся итоги конкурса плакатов (отдельно - среди студентов и школьников) к 130-му юбилею художницы, лучшие работы увидят посетители Харьковского художественного музея, Пархомовского художественного музея им. А.Ф. Лунева и других музеев и выставочных залов Харьковщины, а возможно, и за её пределами.

В музыкально-театральной библиотеке им. К.С. Станиславского подготовлены вечера «Моя Зинаида Серебрякова» и «Зинаида Серебрякова на Харьковщине».

http://www.stoletie.ru/kultura/harkovskij_dvorik_zinaidy_serebrakovoj_523.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Русский Харьков
К выходу книги
14.02.2024
Все статьи Станислав Минаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25