itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Любовь нарисовал, открыв нам чудо на земле

Памяти саратовского художника Павла Маскаева

0
291
Время на чтение 5 минут

Когда я пришла на выставку, посвященную памяти Павла Маскаева, мне вспомнилось известное английское выражение - «зримое воплощение предельного совершенства». Оно, конечно, подходит ко всем талантливым людям искусства, но именно Павел Маскаев сполна одарил нас счастьем от созерцания своих произведений - картин, побуждающих к мыслям о любви, самоопределении, смысле жизни. С уходом таких людей, как он, становится безродно и пусто...

Экспозиция «Цветы, уходящие в вечность», открывшаяся 6 ноября в зале регионального отделения Союза художников (ул. Рахова, 137), стала данью уважения Павлу Маскаеву. Кроме этого, выставка посвящена и дню рождения художника (Павел Александрович родился 4 ноября 1951 года). Более семидесяти работ, ее составивших, - произведения живописи, графики, станковые панно, созданные им с начала 1990‑х по 2013‑й, - и стали отражением всех этапов рождения большого художника. Трудно определить жанр, наиболее близкий Маскаеву. Он писал великолепные натюрморты, обращался к философско-жанровой картине, тонко чувствовал красоту пейзажа...

Выставка начинается с фотопортрета мастера, который пишет на стекле свое имя. Изящный, кружевной почерк. Рядом - его удивительный триптих «Благословен день и час» с Ангелами Божиими в соседстве с цветами - ангелами земли. Это самое большое полотно Маскаева, за которое живописец был награжден серебряной медалью Национальной премии «Русская галерея-XXI век». Картина - словно исчерпывающий апофеоз исканий художника.

* * *

Говоря сегодня о творчестве Павла Александровича, искусствоведы отмечают его тяготение к монументализму, щедрый размах кисти, которой он словно хотел объять необозримые пейзажи родины. И в первую очередь - Хвалынска, покорившего его навсегда и ставшего дорогой к вере.

На заре творчества Павел Александрович и его друг Владимир Мошников ездили на Север, пробовали себя графиками. Хвалынск в их судьбе появился внезапно. Дача в центре Саратова, служившая художникам творческой базой, прекратила свое существование. Тогда в их биографии и возник Хвалынск с красивейшими уголками природы, сферичностью пространства. И начиная с 1980‑х годов именно в Хвалынске в общении с художниками и искусствоведами со всей России, в созерцании уникальной природы Павел всегда находил источник вдохновения.

Так, уже на второй год существования маскаевских пленэров к творческому дуэту примкнула целая группа художников. С годами поездки в царство меловых гор выросли в грандиозное движение «Хвалынские пленэры», на которые приезжают живописцы со всех уголков России. Созидательной, объединяющей атмосфере этой вдохновенной коммуны может позавидовать любой творческий союз. Днем художники пишут, вечерами обсуждают только что созданные работы. Стоит ли удивляться, что пленэр-2014 был посвящен 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и памяти Павла Маскаева?

Павел Александрович всячески препятствовал энтропии, понимая ее опасность. Он был уверен, что художники должны оставаться индивидуумами в общности, сродни электронам в атоме. И это особенно важно в наше время, когда сильно давление внешних разъединяющих сил.

* * *

Стремление взяться за руки в искусстве Павла Маскаева привело к эпичности. По итогам «Хвалынских пленэров» его кисть рождала масштабные диптихи и триптихи... Когда всматриваешься в произведение Маскаева, ты словно уходишь в этот манящий мир. Все потому, что Павел Александрович был мастером композиции, в которой было все уравновешено. Пластика, два-три цвета - и рождаются «Цветы, уходящие в вечность». К слову, Павел Маскаев любил писать цветы, что нетипично для художников-мужчин. Это роднит нашего легендарного земляка с живописцами начала прошлого века. Ваза с синими цветами, каждый из которых выполнен несколькими мазками. Казалось бы, всего лишь кругообразное движение кистью - и перед тобой кусочек луга, перенесенный в свое последнее стеклянное «жилище».

-  Что касается синего цвета, пожалуй, это единственный яркий цвет, который Паша использовал в своих работах, - вспоминает известный саратовский писатель и журналист Ирина Крайнова. - Он так восхищался художниками, которые пишут только одно небо! Но и в его картинах небо занимало до двух третей пространства. В основном Маскаев работал с теплыми красками. Отсюда их светлая глубина... Красивая форма у Павла наполнена серьезным содержанием. Он развивался, находился в постоянном поиске новых форм. Пробовал работать пятном, когда на палитре есть еще краска, экспериментировал с песком. При этом его почерк оставался узнаваемым. Все его творчество - это поиски ответов на вопросы о времени, жизни и смерти.

Настоящим размышлением о вечности является его картина... о вечности. Бегут небесной рекой облака, взбиваются ветром кроны деревьев, гнутся травы. Стремительные потоки воздуха прогонят все. Время расчистит небо, сорвет с ветвей листву. И только горы, безмолвные собратья вечности, навсегда останутся на своем месте. Изображенные на горизонте, они и есть вечность - картина так и названа. Эти же меловые горы изображены на полотне, подаренном художником Хвалынской православной гимназии. Здесь они стали фоном для Богородицы и Ангелов - вот оно, молчаливое осмысление своих хвалынских поездок, а на самом деле - обращение к Богу.

-  К сожалению, с Павлом Маскаевым нас связывало недолгое общение, - рассказывает протоиерей Виталий Колпаченко, настоятель Крестовоздвиженского храма города Хвалынска. - Мы встречались, беседовали во время хвалынских пленэров. Но даже из этих коротких бесед было понятно, какого грандиозного масштаба эта личность, какое огромное у него сердце. Накануне своего ухода Павел Александрович звонил мне с просьбой молитвы. Картины, навсегда обретшие свое место в холле нашей православной гимназии, в свою очередь - рукотворная молитва художника.

* * *

В последнее десятилетие масштабные диптихи и триптихи заслуженного художника России были представлены на региональных и всероссийских выставках, многие из них отмечены призами и дипломами. Масштабным и всеобъемлющим Павел Маскаев был во всем. С 1996 по 2013 год он был председателем правления Саратовского отделения Союза художников России, множество сил отдавал общественной работе, ратовал за высокий уровень представления изобразительного искусства Саратовской области в Поволжье и всей России. Бесценен его большой вклад в возрождение традиционных художественных проектов «Большая Волга», «Красные ворота».

За 35 лет насыщенной творческой жизни талантливым художником были созданы сотни произведений, многие из которых вошли в коллекции музеев России. Это коллекции Радищевского музея, Вольской, Хвалынской, Пензенской картинных галерей, Энгельсского краеведческого музея, Музея изобразительных искусств Комсомольска-на-Амуре. Данью любви и памяти художнику будет издание каталога с репродукциями его произведений и воспоминаниями и откликами о нем - об этом говорилось на открытии выставки в СХР. Но конечно, имя Павла Маскаева увековечено теми мгновениями счастья, которые посылают нам его наполненные светом полотна. Каждый из нас, почитателей его творчества, может смело сказать: «Мой друг, художник и поэт, в дождливый вечер на стекле мою любовь нарисовал, открыв мне чудо на земле». Чудо обретения себя.

Фото Ирины Крайновой

Газета «Православная вера» № 22 (522)

Елена Маркелова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/lyubov-narisoval-otkryv-nam-chudo-na-zemle
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54