В древнем Полоцке состоялись очередные, XIII-е Свято-Евфросиньевские Чтения, в центре внимания которых оказалось патриотическое воспитание молодежи и белорусских граждан в целом, а также духовно-нравственные начала в жизни нашего народа. И сегодня, по прошествии месяца после этого прекрасного праздника нашей общерусской духовности, нам впору серьезно задуматься, в чем же именно состоит краеугольный камень нашего народного единства.
С чего начинается Родина? Этот известный вопрос можно поставить и иным способом: где она начинается? В советские времена нас учили, что Родина начинается в поле возле березки и у проселочной дороги. В нынешние времена гораздо чаще учат по-новому - что исток ее находится там, где предлагают наиболее высокие заработные платы и низкие налоговые ставки. В действительности, Родина начинается в человеческом сердце и в человеческом уме, который либо обращен всецело к этому сердцу, либо порывает с ним и черпает свою пищу из самых сомнительных источников. Родина начинается, во-первых, с развитой способности к широкому чувствованию как таковому, со способности, далее, ощущать само бытие Родины и, наконец, с потребности вообще в таком ощущении и таком бытии. Соответственно, во-вторых, источник Родины берет начало в складывании в уме целостного образа Родины: ее истории, ее границ, ее иерархических степеней (малой и большой, земной и небесной), ее символов и ценностей, святынь и героев.
Но есть еще и третья составляющая истока Родины в человеческой душе - помимо чувств и ума - человеческая воля. Родина начинается там, где человек стремится и готов служить своей Родине, заботиться о ней, достойно прославлять, защищать и, наконец, жертвовать своим благом ради блага Отечества, начиная хотя бы с самых малых жертв, и заканчивая самым дорогим и ценным - собственной жизнью.
Как видим, Родина - явление и понятие во многом душевное, ибо коренится в душе. И, более того, духовное - ибо рождается и составляется такими силами, свойствами и качествами души, которые являются высшими, внеземными по происхождению, превышающими естественные душевные качества, необходимые просто для обустройства и поддержания физического существования. Именно здоровый и развитый дух человека способен воспринимать такое отвлеченное от непосредственного восприятия понятие Родины как нечто конкретное, безусловно действительное и значимое - то, что можно любить, и без чего любовь невозможна, а любовь к Родине превращается в бутафорию, сводясь к пафосным изречениям на официальных торжествах, научных конференциях, совещаниях чиновников и застольях. И такая способность духа воспринимать и любить Отечество, притом делать это правильно, осмысленно и благочестиво, - хотя и заложена в человеческой природе свыше, требует от общества как непрестанной борьбы за здоровое и возвышенное состояние человеческого духа в целом, так и целенаправленного образования патриотизма как особенной духовной способности души - донесения необходимых знаний, воспитания соответствующих чувств и правил жизни. Здесь перед нами и раскрывается безграничное поле для сотрудничества таких реальных олицетворений общества, как Церковь, для которой, как божественного союза людей, исцеление и возвышение человеческого духа является главным предназначением, государственная система образования, во власти и профессиональной обязанности которой находится образование личности, и семья, в которой протекает цельная жизнь личности. В которой воздействие на нее Церкви, государства и учебных заведений связываются в один непрерывный, полноценный и органичный порядок, который по самому естеству семьи подчинен любви и исключительному желанию добра ближнему.
В последние столетия это поле всячески пытается затоптать, а связь - разорвать, западная цивилизация, основанная на ложных догматах либерально-индивидуалистического и натуралистического гуманизма. С каждым десятилетием она все больше устремлялась к уничтожению Церкви, государства и семьи как таковых - якобы насилующих и закрепощающих человеческую душу и ее свободу, а на самом деле - охраняющих и утверждающих ее, направляющих ее к выбору добра и благому созиданию. Революционные события XX века на нашей русской земле вначале оторвали систему образования от Церкви, а в наши дни стремятся уже оторвать от нее семью, поставив в зависимость развивающуюся душу от отчужденных по естеству и, более того, зачастую далеких от христианских понятий учителей и чиновников, а вслед за тем - международных структур с внушительными фондами и их национальных агентов, внедряемых в государственные учреждения. В образовательных стандартах и программах, насаждаемых новыми «данайцами», мы едва ли найдем идеалы и цели привития благочестия, любви к Отечеству, уважения к родителям и почитания предков. Вспахивание сего заросшего бурьяном поля и восстановление утраченных связей - не просто гражданский долг, а священная обязанность родителей, учителей и церковных служителей в лице священников и мирян.
Такова онтологическая почва созданного уже около четырнадцати лет назад Республиканского общественного объединения «Родители и учителя за возрождение православного образования», и проводимых уже в тринадцатый раз ежегодных Свято-Евфросиньевских Чтений как его ключевого мероприятия. Вернувшись в этом году на свою малую родину, под покров самой знаменитой святой Белой Руси преподобной Евфросинии Полоцкой, Чтения как раз и поставили в центр своего внимания проблему возвращения народа к своим отеческим истокам - патриотическое воспитание молодежи и белорусских граждан в целом и, что особенно важно, духовно-нравственные начала такого воспитания.
Атмосферу напряженности и сосредоточенности Чтениям придавала внешнеполитическая обстановка, которая самым наглядным образом показала, к чему ведет, с одной стороны, забрасывание и отказ от правдивого исторического образования и здорового патриотического воспитания в условиях пренебрежительного отношения к нему государства и общественности и, с другой стороны, мгновенное возрастание на опустевшем святом месте дикого, замешанного на самых низких страстях и пороках, разрушительного псевдопатриотического национализма. А общей и еще более глубокой причиной затухания и извращения патриотического духа, что было отмечено на Чтениях, служило и служит выведение патриотического просвещения и воспитания в учреждениях образования и за их пределами из-под окормления православной Церкви. Последнее означает одновременную передачу их целиком в ведение светских организаций и лиц, как минимум, всегда склонных к весьма пристрастному и поверхностному взгляду на историю и духовные корни народа (как это показали даже лучшие образцы советского исторического образования), а как максимум, подчиненных стоящим за ними разрушительными религиозно-идеологическим силам и организациям (чаще всего иностранного происхождения), ставящим перед собой задачи насаждения лжи и раздора. В свою очередь, для православной Церкви священным заветом от Бога служит как раз бескопромиссное отстаивание исторической правды и привитие истинной любви к Родине, от которой будет произрастать не ненависть или пренебрежение, но та же любовь к другим народам, к своим соотечественникам и иностранцам.
Раскрытию этой истины и указанию на самые болевые точки нынешнего состояния дел в деле патриотического образования на духовно-нравственных началах и было посвящено большинство выступлений, тон которым с самого начала задал блестящий доклад многолетнего духовника Чтений архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия. В основу доклада владыка положил теоретические исследования и заключения выдающего русского политолога А.Фурсова о духовных источниках глобальных сдвигов (благотворных и ужасающих) в современном человечестве, дополнив выступление рядом примеров проявлений христианского духа в условиях патриотического служения нашего воинства в критических условиях. Такое сочетание важных теоретических положений, развеивающих беспечную картину нашей жизни и расслабленное отношение к ней, указывающих на необходимость критического пересмотра направлений, по которым мы движемся, и одновременно ярких жизненных случаев и примеров - проходило сквозь все Чтения и на протяжении долгих часов двухдневного собрания держало во внимании слушателей - чиновников, учителей, священнослужителей и учащихся, заполнивших собой актовый зал городской средней школы № 18 имени св. Евфросинии Полоцкой. Результаты совместного двухдневного труда были обобщены в Резолюции Чтений, положения которой, на наш взгляд, имеют общенародную государственную значимость. Среди них следует особенно выделить предложение от лица православно-патриотической педагогической общественности рассмотреть учение и идеологию Святой Руси и основанного на них уклада общественной жизни в качестве той искомой государственной идеологии, о насущной востребованности которой говорят многие наши соотечественники, и прежде всего - Глава белорусского государства.
Резолюция XIII-х Свято-Евфросиньевских Чтений
XIII-е Свято-Евфросиньевские педагогические чтения прошли под тематическим названием «Духовно-нравственные основы» и позволили поднять и обсудить ряд вопросов по одной из важнейших сторон образования и одновременно наиболее острой проблеме, встающей перед белорусским народом и государством. Значение правильного патриотического воспитания граждан приобретает особую силу в условиях, когда при помощи агрессивного насаждения либеральных псевдоценностей, сводящихся к проповеди гордыни, эгоизма, равнодушия и бунтарства, и одновременно национализма, который извращает любовь к своему Отечеству и народу и выражается в той же самой превозносящейся гордыне - только национальной - и враждебности к другим народам, в том числе к братским и части своего собственного, как это произошло на Украине.
В этих условиях воспитание у белорусских граждан, особенно у подрастающего поколения, здорового патриотического духа - чувств и мировоззрения - становится не только важнейшей задачей образования личности, но и вопросом государственной безопасности, вопросом жизни и смерти белорусского народа.
Кроме того, участники чтений на основе богословского и научного наследия пришли к выводу, что воспитание истинного патриотизма является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания и самого воцерковления личности и подготовки ее к вечной жизни. Научение любви к Отечеству земному суть неотъемлемая часть научения любви к небесному, Царству Небесному. И здесь перед нами встают образ и понятие исторической Святой Руси, в которой сходятся эти два Отечества, и неотъемлемой частью которой является Белая Русь.
Таким образом, участники форума выражают убеждение в следующем:
- церковная проповедь должна обратить усиленное внимание на привитие патриотического духа и свидетельство об истинной истории нашего народа в духовном свете православия, а патриотическое образование и воспитание в учреждениях образования должно наполниться духовно-православным содержанием с опорой на отечественную школу западнорусистов;
- предложить от лица православно-патриотической педагогической общественности учение и идеологию Святой Руси и основанного на них уклада общественной жизни в качестве искомой государственной идеологии;
- настоящим гражданином может стать только духовно развитая и нравственно зрелая личность, чувствующая свою ответственность не только за себя и своих ближних, но и за судьбы и благо своего Отечества;
- для системы образования недостаточно дать определенный набор знаний, но, в первую очередь, необходимо воспитать духовно-нравственные качества личности, среди которых особое место занимает любовь к Отечеству;
- в работе учреждений образования по воспитанию патриотизма необходимо использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы военно-патриотического воспитания (походы по памятным местам боевой славы, заботу о памятниках и местах захоронения павших воинов), но и богатейшего православного потенциала в виде знакомства и научения почитанию святынь Отечества и отечественных святых - подвижников веры и благочестия - как идеальный образ для героизации и подражания;
- необходимо активно привлекать к патриотическому воспитанию и сотрудничеству с подростками (и учителями) воинов-интернационалистов, представителей казачества, священнослужителей.