Каждый шаг - как поклон

0
215
Время на чтение 6 минут

17 июля, в день памяти святых царственных страстотерпцев, завершился многодневный крестный ход из Саратова в Вавилов Дол. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Церкви Русской и насельников пещерного монастыря Вавилова Дола, убиенных в годы советской власти. Этому крестному ходу - уже 14 лет, протяженность его - более 500 километров. Наш корреспондент Светлана Попенко присоединилась к крестоходцам за несколько дней до конечного пункта и выяснила, кто сопровождал паломников в их пути...

Многодневный и протяженный крестный ход - это чудо и огромный труд. На время крестного хода все его участники становятся единой семьей, сообща претерпевают трудности, сообща радуются победам. В каждом человеке происходит борьба - и с самим собой, и с внешними трудностями. Поэтому крестный ход обязательно всегда сопровождает священник.

«Горсточка» молитвы

Крестный ход из Саратова в Вавилов Дол в этом году сопровождали три батюшки. От Саратовской епархии шел священник Александр Степовик, клирик саратовского Свято-Троицкого собора. Он выходит с паломниками из Саратова уже третий год подряд. Высокий, широкоплечий, русоволосый - настоящий русич. В светло-сером подряснике, шагающий по степям впереди колонны паломников, он смотрелся очень гармонично, и даже фамилия его как нельзя удачно вплеталась в образ. С ним шли сыновья - семилетний Филипп и восьмилетный Георгий. У мальчишек, как и у отца, - побелевшие на солнце пшеничного цвета волосы и загорелые лица. Вообще, в крестном ходе было много детей разных возрастов, так что маленькие Степовики не скучали. Да и разве можно скучать, когда энергия бьет ключом и ты участвуешь в необычном походе?..

Я, в отличие от мальчишек, немного унывала. За первые пять часов пути очень устала и поняла со всей ясностью, что даже минимальный труд во славу Божию перенести не могу. Но после общения с отцом Александром немного воспряла духом.

- Очень важно молиться во время пути, - сказал мне батюшка. - Суть крестного хода - молитва, нужно идти и просить у Господа прощения и милости. Когда многие километры пути непрестанно твердишь Иисусову молитву, не замечаешь всех тягот, ни усталости, ни «вара дневного». Конечно, правильная и крепкая молитва - это наука, которой надо учиться всю жизнь. Может быть, сейчас у вас мысли рассеиваются, но отчаиваться не нужно!..

Отец Александр рассказал такую историю. Однажды во время одного перехода крестный ход набрел на поляну земляники. Сделали привал - каждый крестоходец за время отдыха набрал по горсточке на общую трапезу, а когда все ягоды соединили - получилось два огромных пакета.

- Меня, да и не только меня, очень удивил объем, - делится батюшка. - Мы решили, что так же происходит с молитвой в крестном ходе: не у всех и не всегда получается молиться искренне, всем сердцем, но хоть какую-то «горсточку» молитвы ко Господу надо принести. И когда молитвы всех молящихся соединяются вместе, то получается совсем не так уж и мало. В этом - большая сила крестного хода: в его общности.

От отца Александра я узнала, что сугубой молитвой, постом, трудностями пути отличается крестный ход от обычной паломнической поездки. Крестоходец прибывает в пункт назначения, духовно к этому подготовленный. В старину так и было - люди собирались и шли пешком, не было автобусов, экскурсоводов и комфорта. Самое важное - путь, а не точка прибытия. Современные крестоходцы идут налегке, их вещи везут машины, к местам отдыха подвозят воду, готовят пищу, путников сопровождает карета скорой помощи.

- Ошибочно полагать, что ты, став крестоходцем, совершаешь подвиг, - предостерегает батюшка. - От такого внутреннего настроя недалеко и до прелести, которая случается от гордости, а наша задача - смирить сердце. Мы идем в крестный ход не для того, чтобы доказать себе и другим - вот, мол, как я могу!.. Я еще в семинарии услышал замечательные слова: у христианина нет добрых дел, потому как все добрые дела естественны для православного человека. Все хорошее, что мы делаем, - это наша обязанность. Мы делаем это во имя Господа, ради спасения - своего и ближних, за которых молимся.

...Оставшуюся часть пути в тот день я старалась собирать свои расползающиеся как тараканы мысли и молиться, не переставая. И быстро дошла... до Большой Таволожки.

Как узнать, что носишь в сердце

Лагерь разбили возле местного Дома культуры. Со стороны полевой кухни доносились ароматы, от которых, несмотря на усталость, нестерпимо захотелось есть. Но нужно было еще забрать из машины сумку со спальником, приготовить себе место ночлега, умыться, побывать на службе в походном храме, исповедаться.

Когда я расправилась со своими делами и подошла к походному храму, служба уже шла. Храм был заполнен, и у входа на улице стояли, сидели и даже лежали люди, кто как мог - по силам. Службу было прекрасно слышно и за брезентовыми стенами палатки. Заняв очередь на исповедь, я недолго думая тоже растянулась на травке и стала стараться внимать словам богослужения. Однако на ум пришла одна история, рассказанная митрополитом Питиримом (Нечаевым) и опубликованная в книге его воспоминаний «Русь уходящая». Он как-то поздно вечером зашел в храм, где был настоятелем, а там, на пороге, спал пьяный сторож. Владыка тихонько хотел его обойти, но тот проснулся и завопил: «Владыко, прости меня, грешного, зде лежащего и повсюду православного!»... Вот и я, лежу тут, «повсюду православная» - с какой стороны ни глянь, а ведь в крестном ходе - первый день, могла бы и постоять. Увы, голос совести не поднял меня на ноги. А священники стояли и исповедовали - даже после окончания службы...

Второй день пути показался мне тяжелее первого. Болела каждая клеточка тела, ныла каждая косточка. Крестоходцы идут довольно быстро - у меня сбивалось дыхание, кололо под ребрами и двоилось в глазах. Периодически накатывало отчаяние. Хотелось рухнуть в придорожную траву, замереть, как ящерка на солнце, не двигаться и не думать ни о чем. Спасала только молитва, причем сама я произносила ее через раз - больше воспринимала внешним и внутренним слухом. Молитва, как плотный кокон, окутывала весь строй крестного хода - опытные паломники поют ее не останавливаясь. Каждый свой шаг крестоходец обращает к Иисусу Христу, к Божией Матери, ко святым. Каждый шаг - как поклон...

Клирик Свято-Троицкого храма села Ивантеевки (Покровская и Николаевская епархия) священник Алексий Мушников, также сопровождающий крестный ход, рассказал мне, что один его знакомый, впервые съездивший на заработки на север страны, был удивлен, как в экстремальных условиях люди раскрываются. Все дурные качества характера, которые раньше были не видны, вдруг проявляются.

- В крестном ходе так же, - говорит отец Алексий, - все страсти обостряются и становятся заметны. Порой и сам человек не подозревает, что он носит в сердце. Одна из задач крестного хода - увидеть в себе эти страсти и попросить у Господа сил на борьбу с ними. Люди молятся о разном, и Господь скоро откликается на молитвы. Смотришь, те, кто молятся о том, чтобы обрести вторую половину, - обретают ее и на следующий год участвуют в крестном ходе вдвоем. Бездетным посылает Бог ребенка, кто-то - исцеление от болезней получает. Чудес много происходит... А еще крестный ход - это горячая проповедь нашей веры, проповедь не на словах, а в действии.

И хочется бежать назад

До Вавилова Дола от Ивантеевки - двенадцать километров. Мы шли очень скорым шагом, почти не останавливаясь. Для меня этот отрезок пути прошел как в тумане, и то, что я вдруг оказалась в Вавиловом Доле, что дошла, стало каким-то чудом.

Священник Павел Усов, клирик вольского кафедрального Свято-Троицкого собора, присоединился к крестному ходу там же, где и я, - в селе Монастырское Пугачевского района. Он поделился своими впечатлениями:

- Только уже в конце пути понимаешь, что дошел не своими силами, - говорит отец Павел. - Я, хоть и шел всего два дня, но понял, что крестный ход - это большая битва за молитву, за общение с Богом. Раньше я всегда думал, что для хорошей молитвы нужно подготовиться внешне, свечку зажечь, удобную одежду надеть, чтобы температура комфортная была... А теперь понимаю, что Господь лучше слышит тех, кто молится, невзирая на внешние обстоятельства.

...Когда я вернулась в Саратов, мне сразу вспомнились слова отца Александра Степовика о контрасте, который возникает между обычной жизнью и атмосферой крестного хода:

- Тут, в крестном ходе, мы находимся в постоянной молитве, слышим пение птиц, вдыхаем ароматы трав и обращаем свои сердца только к Богу. А когда возвращаешься в город, на тебя обрушивается целая какофония забытых звуков: гудящие клаксоны машин, музыка, играющая в киосках, разговоры прохожих. Ты задыхаешься от городской обстановки и бытовых проблем, скопившихся за время твоего отсутствия. И хочется - бежать. Вернуться туда, откуда только что пришел...

Фото Ольги Сигаревой

Газета «Православная вера», № 14 (514)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/kazhdyjj-shag-kak-poklon

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Попенко
Все статьи Светлана Попенко
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 16:49
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41