Единственное, что может нас объединить - Православие

Мы привыкли к стереотипу: архиерей - пожилой и заметно усталый человек. Много хлопот, масса проблем, колоссальная ответственность... Однако моему собеседнику - Епископу Воскресенскому Савве (Михееву), викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, первому заместителю управляющего делами Московской Патриархии - только в мае исполнится 34 года. Нет у него опыта многолетнего служения, зато есть другое - искренняя устремленность, желание послужить людям, принести пользу Церкви.

- Владыка Савва, как получилось, что Вы выбрали путь не только священства, но и монашества?

- Определение - быть мне священником или не быть - произошло в тот момент, когда я впервые посетил храм. Мне было 11 или 12 лет. Тогда только-только начали храмы открываться повсеместно. И в нашем селе Телебукино Касимовского района Рязанской области открылась церковь - в честь Преображения Господня. Священник Александр Паршин, настоятель, сразу позвал меня пономарить. И я для себя решил, что буду в храм ходить каждое воскресенье, так мне понравилось на службе. А когда вошел в алтарь, стал помогать батюшке - возникло желание стать таким же, как он.

Мне все было интересно: как устроен храм, из чего делается ладан, из каких частей состоит кадило... Почему кадило? Потому что это первый предмет из церковной утвари, с которым пономарю приходится быть в тесном контакте. Именно пономарь кадило подает, разжигает, чистит. Я кадило до сих пор больше всего люблю - из всех церковных принадлежностей... И до сих пор учу своих иподиаконов, пономарей, как правильно его чистить. Есть много способов, но это наши профессиональные тайны...

Когда я заканчивал школу, мне было спокойно - мои сверстники метались, не зная, в какой вуз податься, а я уже не сомневался: только в Московскую духовную семинарию, в Лавру преподобного Сергия, о которой узнал из книг. Предварительно, конечно, я туда поехал, чтобы заявить о себе, узнать, каковы правила поступления в семинарию. Когда я вошел в Лавру, для меня это было потрясением. Я не знал, что там так хорошо, так красиво! Я даже не знал, нужно снимать шапку или не нужно, когда ходишь по монастырю, и чтобы не обидеть Преподобного и всех остальных святых, ходил без шапки, хотя была холодная, промозглая осенняя погода, лил дождь... А еще я накупил себе там книг - на скопленные деньги, которые перепадали мне иногда за труды на приходе. Как сейчас помню, это были «Настольная книга священно­церковно-служителя» протоиерея Сергия Булгакова в двух томах и «История Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), первые три тома. Больше моих средств ни на что не хватило.

Троице­Сергиева Лавра оставила в моем сердце такой след, что захотелось еще туда приехать. Основная моя молитва в 11‑м классе была такая: «Боже, дай мне сил хорошо окончить школу, поступить в духовную семинарию и стать священником». Вот такие три прошения, которые были Господом исполнены.

- А как Вы приняли монашеский постриг, как это случилось?

- Постриг я принял в 21 год. Хотя еще раньше, в семинарии, порывался стать монахом. Но когда понес прошение ректору и вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил с этим повременить. После выпуска по распределению меня отправили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанском духовном училище и одновременно секретарем-референтом владыки. Он-то и сподвиг меня принять окончательное решение о постриге.

Произошло это неожиданно. Я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он вдруг спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?». И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Тот ответил: неделя. И вот, ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно­Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного.

- Неужели вот так просто все произошло? Но ведь на самом деле совсем не случайно?

- Да, бывает, что случай определяет всю твою жизнь. Но то, что произошло со мной, случайностью, конечно, не было. Я думал о монашестве, только у меня было некое раздвоение, сомнение. А тут вдруг проявилась воля архиерея. Воля архиерея - воля Божия. Митрополит Симон спросил меня о монашестве - это Сам Господь спросил. Это в такт сердцу моему произошло...

Сегодня у молодых людей нет решимости принимать монашество. К тому же часто у меня возникает мысль, что в монашестве ищут некие благоприятные условия для «карьеры», выгоду какую-то. А это же в корне неверно!..

- Решиться действительно трудно. Это ведь очень тяжелый путь...

- Нет таких трудностей, которые с Божией помощью невозможно было бы преодолеть - кем бы ты ни был. К проблемам можно привыкать, с ними можно жить, их можно решать: главное - задаться целью. Трудности есть и в монашестве, и в семейной жизни. Поэтому, собираясь принимать монашество, нужно, помимо всего прочего, подумать, к трудностям какого рода ты больше готов. И не надо размышлять десятилетиями - так можно никогда ничего не решить. Когда в холодную речку заходишь, хочется выбежать на берег, но потом привыкаешь, и уже на сушу совсем нет желания выбираться...

- Вернусь чуть назад. Вы рассказывали о том, что особенно почитаете святого Сергия Радонежского. Преподобный Сергий - он для Вас какой?

- На момент воцерковления и поступления в МДС он для меня был отроком Варфоломеем с картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Помните, у него были трудности с учебой? Вот и мне тяжело давалось обучение в семинарии, особенно в первом классе (тогда еще были классы - не курсы). У моего соседа по парте было высшее образование и навык самостоятельной работы: он знал, что и как читать, как пользоваться материалами. А меня этому никто не учил - в школе же все совсем иначе. И приходилось многое запоминать, учить наизусть, долго сидеть за учебниками. При этом послушаний семинарских никто не отменял: я пел в хоре, дежурил в храме, был садовником... И вот, возможно, по молитвам моим преподобному Сергию, мне стало легче, видимо, навык к познанию развился.

В утешение современным семинаристам могу сказать, что мне в моей дальнейшей жизни очень пригодился катехизис, который я учил на первом курсе, - и для проповедей, и в спорах. Безусловно, и Священное Писание надо изучать постоянно.

- Тогда, в юности, Вам помог отрок Варфоломей, а что для Вас преподобный Сергий сегодня? Он по-прежнему помогает Вам?

- Сейчас преподобный Сергий представляется мне примирителем, объединителем людей вокруг Христа. Помните, он же ходил по земле Русской и объединял князей, которые в то время были страшно разобщены, клочка земли друг другу не уступали, ссорились. Игумен Радонежский был собирателем Руси. Именно эта черта святого мне близка. После епископской хиротонии я стал ездить по Московской епархии. И мне иногда приходится примирять людей. Когда-то - священника и благочинного, священника и прихожан, когда-то и прихожане не могут между собой что-то поделить. Нужно понять каждого, для каждого найти слова, чтобы к миру призвать, и здесь Преподобный - первый помощник.

- В этом году празднуется 700‑летие Преподобного, день его памяти станет, возможно, национальным праздником. Как Вы думаете, может ли сегодня каждый русский человек, в том числе и нецерковный, найти что-то для себя важное в фигуре этого святого?

- Думаю, что несчастны те люди, которые полагают святого Сергия несовременным. Многие люди сейчас не умеют пользоваться компьютером - может быть, это умение как раз является критерием современности человека? Преподобный объединял Русскую землю. Сегодня разрозненность в обществе очень сильная. Не знаю, как в Саратове, а в Москве - чувствуется. Мы не знаем соседей - людей, которые отделены от нас двадцати сантиметрами каменной стены. Какие же мы после этого православные христиане, если мы не знаем своих соседей?! У нас нет единства, мы наплевательски относимся друг к другу.

При советской власти была генеральная линия партии, и хотя бы вокруг нее объединялись. Если нужно было строить БАМ - все шли на БАМ, нужны были траншеи - все копали, нужна была целина - ехали и поднимали. Сейчас единственное, что у нас осталось, что нас может объединить, - Православие. Мы вокруг Христа должны объединиться. Это наша «генеральная линия» - ее на Руси уже более тысячи лет «развивают»... Православие - единственное наше сокровище, которое не расхищено, которое нужно сохранять.

За всенощным бдением в Покровском храме Новоспасского ставропигиального мужского монастыря- Владыка, Вы уже около трех лет возглавляете Новоспасский мужской монастырь в Москве. Что самое трудное в Вашем служении?

- Трудностей много, но все эти трудности Богом даются по силам человеческим. Самое, наверное, трудное - везде успеть. Кроме монастырских дел, у меня есть послушания, связанные с окормлением викариальных округов. Именно эти послушания не дают сидеть на месте, заставляют постоянно передвигаться. Как наместнику монастыря («наместник» - это все же значит «тот, кто на месте») хотелось бы чаще находиться среди братии, общаться со своей монастырской семьей, больше присутствовать на богослужениях, на молитве. Господь же судит и благословляет по-другому...

Вдобавок к этому послушанию у меня есть еще архиерейские обязанности, которые я исполняю по благословению Святейшего Патриарха. Я - викарный архиерей, помогаю Святейшему в несении его архипастырского труда. Для меня это почетно, конечно, но еще больший плюс - это то, что я постоянно знакомлюсь с новыми людьми, вижу новые приходы, узнаю, чем один храм отличается от другого. По поведению прихожан можно судить, как священник служит, как он работает с людьми (есть такая пословица: «Каков поп, таков и приход»). Могу сказать, что все приходы Новой Москвы и Юго-Восточного округа, которые я уже посетил, меня умиляют и радуют. Конечно, есть и проблемы, которые необходимо решать, но все эти трудности благодатные, мне интересно их преодолевать, помогая священникам нести их пастырское служение.

- Главная приходская проблема сегодня - что это?

- Отсутствие необходимого количества храмов. В Юго-Восточном округе у нас всего 15 приходов, а людей тут живет около миллиона четырехсот тысяч. Это только зарегистрированные жители, а так - и все два миллиона наберется... Хотя приходы - полноценные, конечно: есть воскресные школы, ведется социальная, миссионерская и молодежная работа, происходит оглашение перед Крещением, подготовка перед Венчанием.

Решение проблемы недостатка церквей в столице - это программа «200 храмов», наша единственная возможность. К примеру, церковь в Жулебино рассчитана на 300 человек, но во время праздничного богослужения половина прихода стоит на улице - трансляция ведется через динамики. Летом - еще ничего, а зимой как быть? Холодно, а люди приводят детей! Приходится несколько Литургий в день служить. И в этом районе сейчас достраивается храм в честь Сретения Господня. В Люблино жителей - около 200-300 тысяч, а храм один, во имя святителя Московского Тихона, вместимостью в 200 человек. И еще один временный - на месте строительства храма во имя мученицы Татианы Римской, тоже для 200 прихожан... Вот и получается, что когда МВД дает свою статистику посещений храмов по праздникам, выходит всего 0,01 % от всего населения столицы. На самом же деле народу просто некуда собраться. А в центре Москвы храмов много, но народу мало. На территории Новой Москвы вроде бы пока храмов хватает - на 200 тысяч человек приходится 64 церкви, однако со временем ведь начнется масштабное строительство, переселение сюда людей... Вот и получается, что насущная проблема - это строительство храмов, где бы христиане могли собираться, объединяться.

Перед Божественной литургией в храме Казанской иконы Божией Матери с. Пучково г. Москвы. Владыку встречает настоятель протоиерей Леонид Царевский с учащимся воскресной школы- Вы много ездите по епархии. В Москве сейчас больше становится бабушек в храмах или меньше? Молодеет Церковь или все-таки чаще церковный порог переступают люди уже пожившие?

- Знаете, все молодые люди со временем становятся дедушками и бабушками. А на вопрос отвечу так: бабушки - скорее самые постоянные из прихожан во всех приходах, не только в Москве. Молодежи тоже много ходит, но не так много, как хотелось бы. Думаю, что только одно богослужение юных в храм не привлечет. Необходим, во-первых, личный пример, во-вторых, заинтересованность молодежи какими-то полезными делами. Если молодые люди поймут, что им интересно на приходе, они туда пойдут. Я и сам не такой уж пожилой и понимаю, что когда есть занятость, то есть когда ты ощущаешь свою нужность, это важно. Например, во время больших церковных праздников мы в нашем монастыре поручаем молодым людям распространять информационные листовки, Священное Писание, раздавать еду малоимущим и бездомным. Около 5000 экземпляров Евангелия на прошлую Пасху раздали...

В Юго-Восточном округе 14 молодежных организаций, то есть практически при каждом храме такая есть. В Новоспасском монастыре есть молодежный клуб «Молодая Русь». «Молодая Русь» уже довольно-таки древняя - ей лет двадцать, наверное. Самые первые члены клуба уже своих детей туда приводят...

В общем, современная Церковь - это Церковь людей всех поколений, всех возрастов. А почему бабушки самые постоянные? Потому что у них есть возможность прийти в храм в любое время. Бабушка и рано с утра прийти может, и в воскресенье, и в субботу, и в будни, а у тех, кто трудится, забот гораздо больше: работа, семья...

- В одном из Ваших интервью Вы очень трепетно говорили о бабушках, которые были прихожанками храма, где Вы пономарили в детстве... А сейчас есть у Вас любимые бабушки в монастыре?

- Есть. Надежда Ивановна - моя любимая бабушка в Новоспасском монастыре. Она приходит на богослужения вместе с подругой Галиной Гавриловной. Надежда Ивановна недавно долго болела, но, слава Богу, выздоровела. На приходе все ласково зовут ее Наденькой, несмотря на то что ей уже 80 с копейками. Солнышко, а не бабушка.

 

 

Епископ Воскресенский Савва (Михеев Александр Евгеньевич) родился 10 мая 1980 года в Перми.

В 2001 году окончил Московскую духовную семинарию.

27 ноября 2001 года митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 года рукоположен во иеродиакона, 4 декабря - во иеромонаха.

В 2007 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

19 апреля 2009 года возведен в сан игумена. С 10 октября 2009 года - наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого.

С 22 марта 2011 года является наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы.

11 июля 2011 года - хиротония во епископа Воскресенского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

С 2011 года окормляет приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа Москвы и викариатство в пределах территорий, включенных в административные границы Москвы.

Решением Священного Синода от 19 марта 2014 года назначен первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии.

 

Журнал «Православие и современность» № 29 (45)

Беседовала Наталья Волкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/edinstvennoe-chto-mozhet-nas-obedinit-pravoslavie
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Наталья Волкова:
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи автора
Савва (Михеев):
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Наталия 2016
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019