itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Ребенок всегда крайний»

Почему ЕГЭ по литературе оказался в центре скандала

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  ЕГЭ 
0
414
Время на чтение 7 минут
Фото: Дмитрий Лекай / «Коммерсантъ»

Московские выпускники, сдававшие 26 мая ЕГЭ по литературе, в массовом порядке подали апелляции на результаты экзамена. Их оценки оказались заметно ниже прошлогодних и даже ниже тех, что были получены в ходе пробных ЕГЭ. Теперь их жалобы, похоже, готовы рассмотреть в вышестоящих инстанциях. На 25 июня намечена встреча в столичном департаменте образования, куда приглашены представители Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), московской предметной комиссии по литературе, ученики, их родители и учителя.

О том, чем именно недовольны учителя и школьники и почему именно ЕГЭ по литературе оказался в центре скандала, «Ленте.ру» рассказал учитель русского языка и литературы московской школы номер 57, член общественного совета Минобразования и председатель предметной комиссии Всероссийской олимпиады по литературе Сергей Волков - один из людей, которые помогают выпускникам добиться справедливости.

«Лента.ру»: Что произошло в Москве на ЕГЭ по литературе?

Волков: Создалось такое впечатление, что оценки экспертов в этом году были неоправданно жестки и очень формальны. По сравнению с прошлым годом результаты оказались ниже. А еще есть ощущение, что ребята с сопоставимым уровнем подготовки из регионов получили более высокие оценки. Мы видели всех этих ребят на всероссийских олимпиадах, и теперь оказывается, что ученики, которые выглядели там лучше всех остальных, показывают результаты ниже своего уровня. Есть уже статистика Рособрнадзора, которая показывает ощутимую разницу в результатах, например между Москвой и Питером. В Москве отмечается снижение количества высокобалльников. Даже среди призеров олимпиад встречаются те, кто не набрал больше 65-70 баллов.

Сергей Волков Сергей Волков Фото: личная страница Сергея Волкова в Facebook

Возможно, изменились критерии оценки?

Тогда они должны были измениться для всех. Уж я не знаю, то ли в Питере эксперты более либеральны, то ли в Москве более строгие, но есть примеры совершенно начетнического подхода к делу. Ребята, которые ходили на апелляцию, говорили о каких-то мелких и порой странных придирках. Одна девочка, например, в сочинении отвечала на вопрос, какие песни поют герои произведений русской литературы и зачем эти песни там нужны. Она написала, что в романе «Обломов» поют Casta diva, и объяснила, почему именно это значимо. А ей говорят, что Casta divа это не песня, а ария из оперы, поэтому такой пример засчитан быть не может. Это очень странно, потому что непонятно, что мы вообще тут проверяем. То, как ученик разбирается в музыкальных жанрах, или то, как внимательно он прочел литературное произведение и что в нем понял?

Но формально они правы. В вопросе написано «песни», а в романе это произведение упоминается как ария.

Именно, что формально! Такое впечатление, что эксперты подходили к оценке работ механически, даже не пытаясь анализировать, насколько хорошо выпускник знаком с материалом. Другая ученица, отвечая на вопрос, называет роман «Герой нашего времени» без упоминания автора. Замечу, что автор при этом указан в формулировке самого вопроса. Более того, развернутое сочинение девочка пишет как раз по «Герою нашего времени», и там Лермонтов несколько раз упоминается именно в качестве автора. Ей в апелляционной комиссии говорят, что она не знает автора и поэтому с нее снимают баллы. Она показывает, что автор этого произведения неоднократно указан в следующем пункте. На что ей отвечают, что каждый пункт оценивается отдельно и в этом она автора не указала. Но вы же видите, что ребенок знает автора. Он пять раз его указал на соседней странице.

В апелляционной комиссии дают такие объяснения?

Да, но не всем. В этом году апелляции проходят заочно. Дети приходят, им говорят, что работа проверена и оснований для повышения баллов нет. Распишитесь и до свидания. И только самые активные выясняли, что можно, оказывается, пойти на прием к председателю и с ней обсудить работу уже в очной форме. Вот оттуда эти объяснения. Родители теперь присылают сообщения и приводят примеры того, как им объясняли снятые баллы. Одному мальчику сказали, что героя Шолохова из «Судьбы человека» нельзя называть «шофером»... В другом случае сказали, что формулировка «немецкие офицеры» - это штамп и канцеляризм. Надо говорить «немцы». Очень часто ставят речевую ошибку там, где ее на самом деле нет. Это, кстати, происходит и при проверке ЕГЭ по русскому. Только что на почту мне пришло такое письмо: ученик пишет «Возьмем, к примеру, Базарова. Его поведение говорит о том, что...» Ему ставят две речевые ошибки! Возьмем Базарова - за руку, что ли? И его поведение - поведение примера? И все это говорят ребенку с умным видом эксперты.

Фото: Дмитрий Лекай / «Коммерсантъ»

Председателя комиссии удавалось переубедить?

Удавалось, но немногим. И никому из учеников не говорили, что у них есть возможность обжаловать эти решения в федеральной комиссии. Напротив. Им говорили, что больше трех баллов добавить вообще невозможно, но если они так уж настаивают, то федеральные эксперты внимательно изучат их работы и наверняка найдут в соседних строчках еще столько же ошибок. То есть прилагают все усилия к тому, чтобы апелляции не пошли выше. Почему? В Оренбурге на апелляцию было подано 11 работ. Так вот, шесть из них отправили на проверку в Москву, в Федеральную предметную комиссию.

Литература, из всех ЕГЭ, пожалуй, самый субъективный в плане оценки. Это же не математика с точными ответами. Насколько велика тут роль эксперта?

Мнение эксперта действительно имеет здесь большое значение. Ведь эксперт оценивает работу исходя, в том числе, и из собственного понимания материала. Человек пишет в сочинении, что Раскольников выразил свое сочувствие семье Мармеладовых. Ошибка. Эксперт посчитал, что Раскольников должен выражать сострадание. А сочувствие и сострадание, в его понимании, - это разные вещи.

Но не настолько, чтобы снимать за это баллы?

Нет, конечно! И я согласен с экспертами, когда они приводят примеры вопиющего незнания, где Тургеневу приписывается авторство «Войны и мира». Но сейчас мы говорим не о таких грубых ошибках. Есть сильные дети, у которых явно сильные работы и которым понизили баллы неадекватно.

Но хоть как-то эксперты свою позицию аргументируют?

Нет. В том-то и проблема. Я удивлен, почему апелляция в этом году построена таким образом, что она не становится еще одним хорошим уроком литературы. Почему рядом с ребенком не может сесть эксперт и прочитать его работу, указав на ошибки и чему-то научив его? Почему-то экспертная группа заняла круговую оборону. Почему Оренбургским экспертам не зазорно признаться, что они могут быть не правы? Что они могут в чем-то не разобраться. Почему этого не происходит в московской комиссии, я не понимаю. Мне кажется, что такой формальный, такой начетнический подход несовместим с современным литературным образованием. Это какая-то оптика прошлого.

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Вашу точку зрения разделяет кто-то, кроме родителей и учителей?

Представители ФИПИ, которые разрабатывали критерии оценки и обучали экспертов, в беседе со мной говорили, что все эти примеры выглядят абсурдными и такой формально-механический подход неприемлем. Они понимают, что оценка по литературе всегда будет субъективна, но призывают не заниматься ловлей блох. Иначе получается очень обидная вещь. Мы потратили огромные силы и средства, чтобы провести экзамен чисто и честно, но все это нивелируется какой-то странной, не вполне объективной, на мой взгляд, проверкой. Вот передо мной лежит заявление, мы их сейчас собираем, чтобы передать руководству Росорнадзора. Девочка отвечает на вопрос, в каких произведениях русской поэзии встречаются звезды. Она приводит пример стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: «Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья...» Ей говорят, что эта звезда не считается, потому что это не та звезда, что имелась в виду в вопросе. Постойте. Уж если подходить формально, как в случае с песнями, то эта звезда вполне соответствует формулировке. Ее не просили найти упоминания звезд именно как «астрономических объектов». И вот девочка пишет в заявлении, что ей так и не объяснили на апелляции, какие звезды правильные, а какие - нет.

Каковы ваши прогнозы? Возможен ли компромисс между экспертами и учениками с их учителями?

Я бы хотел в это верить. Надеюсь, что вмешательство столичного департамента образования и Рособрнадзора, которые уже заинтересовались этой ситуацией, позволит нам найти из нее выход. Но меня настораживает крайне негативная, даже агрессивная реакция экспертной комиссии. Руководство комиссии считает, что они во всем правы, просто на них хотят свалить все беды современного образования, а дети плохо сдали ЕГЭ потому, что они мало читают и их плохо учат. В общем, в соцсетях нам уже пообещали, что на совместное заседание в департаменте образования придут сторонники комиссии и мало не покажется тем, кто из своих личных выгод хочет расшатать ситуацию. Видимо, речь обо мне, так как именно я активно занимаюсь сбором заявления и свидетельств. Такая позиция отчасти понятна. Эксперты не хотят подставлять своих коллег, которые проверяли работы. Но, увы, очень часто корпоративная солидарность работает против ребенка. Ему говорят: да, мы можем поднять тебе на два балла, но посмотри, тут рядом у тебя не заметили еще две ошибки, и два балла мы за это снимем. Они стараются не выносить сор из избы, но ребенок в этой ситуации все равно всегда остается крайним.

Беседовал Роман Уколов

http://lenta.ru/articles/2014/06/24/literatureege/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Волков
Все статьи Сергей Волков
Роман Уколов
Хадж-миссия выполнима
За возвращение паломников из Мекки бюджет заплатит 50 миллионов рублей
17.01.2006
Вандализм от безделья
Мусульманское кладбище на юге Москвы осквернили скучающие подростки
25.01.2005
Подвиг комбата
Ветеран Чечни погиб на учениях, спасая солдата
12.03.2003
В божий храм с ножовкой
Прихожанин церкви в Рождествено поймал вора, похитившего из храма семь икон
08.04.2002
Все статьи Роман Уколов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«…Стать с веком наравне»
Обзор журнала «Берега» № 6 (58) 2023
16.03.2024
День памяти сподвижника Ломоносова Степана Крашенинникова
Сегодня мы также вспоминаем дипломата М.П.Бестужева-Рюмина, фельдмаршала кн. А.И.Барятинского, профессора Н.Ф.Катанова, разведчика Н.И.Кузнецова и академика О.Н.Трубачева
09.03.2024
Для кадровой революции в России нужен институт комиссаров
Ветераны СВО должны занять должность не прямого начальника над учёными, а «комиссара», надзирателя, задачей которого будет не допустить принятия откровенно враждебных решений, исключить явную ложь и подлог
02.03.2024
День памяти митрополита Макария
Также сегодня мы вспоминаем генерала П.С.Ванновского, публициста В.В.Оловеникова, филолога Ф.Е.Корша и подвиг псковских десантников
29.02.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
ЕГЭ
Незаконнорожденные и наследники
Пути «мыслящего сословия» в XXI-м веке
19.12.2023
«Нам нужно качество развития»
Необходимо стимулировать людей идти на рабочие профессии в тех отраслях, которые дадут качественное развитие экономики страны
21.10.2023
Социология или давление на общественное мнение?
Как изгоняют Пушкина и Гоголя из старшей школы при поддержке сомнительных опросов
01.09.2023
Все статьи темы
Последние комментарии