Самые последние новости с «санкционного фронта» Европы выглядят следующим образом. Премьер-министр Сербии Александр Вучич заявил в Белграде, что Сербия никакие санкции против России не вводила и вводить не собирается. И, более того, намерена начать строительство своей части трубопровода «Южный поток». Даже не дожидаясь его прокладки через участок Черного моря.
Сербия - кандидат на вступление в ЕС и, в принципе, уже должна следовать курсу Брюсселя. Но А. Вучич, накануне визита российского президента Владимира Путина на празднование 70-летия освобождения Югославии, настаивает, что с Москвой Белград никакие связи рвать не собирается. Это не ахти какой, но все же бунт кандидата. Он, впрочем, отражает нарастающие в бизнесе Евросоюза настроения: санкции против России деловым людям уже надоели. Пора от них отказываться.
В конце октября Европа проведет «ревизию» пакета антироссийских санкций, введенных против Москвы под давлением Вашингтона. Скорее всего, начнется это на полях традиционного осеннего саммита ЕС в Брюсселе 23 октября. Но, несмотря на настойчивые требования европейского бизнеса, ждать полной отмены санкций не стоит. Все-таки они были введены после вхождения Крыма в состав России, а Москва изменять свою позицию по Крыму, естественно, не собирается. Но кое-какие послабления режима ограничений все-таки могут быть.
С антироссийскими мерами Брюссель, с подачи все-того же Вашингтона загнал себя в тупик.
Отменять санкции - значит, автоматически признать статус Крыма как части России, и зачем тогда, вообще, были нужны были «карательные меры»? Не отменять - значит продолжать нести многомиллиардные убытки, которые растут день ото дня.
В этом году потери ЕС составят примерно 40 миллиардов евро. В следующем - возрастут до 50 миллиардов. А общий объем торговли России с ЕС оценивается в 420 миллиардов евро. Получается, что как бы ни поступил Брюссель, он в любом случае окажется в проигрыше: экономически или политически.
Позицию Москвы по проблеме санкций обозначил 15 октября в интервью американскому телеканалу «Си-Эн-Би-Си» Дмитрий Медведев: пока «колоссальных проблем» от санкций он не видит, и ситуацию с ними «еще можно развернуть». Но при этом председатель правительства обратил внимание на то, что сейчас Китай - первый торговый партнер России, хотя некоторое время назад им еще была Германия.
Санкции имеют тенденцию накапливать потенциал ущерба и в этом их главная опасность, добавил он. Россия эти санкции переживет, как их переживал в свое время и Советский Союз, но вот Европа может понести непоправимые потери, так выглядит резюме, которое сделал Д. Медведев.
Первый пакет санкций ЕС и США ввели против России в середине марта, всего этих «пакетов» образовалось 9 штук, и санкции постоянно ужесточались. Москва сначала ответила на меры Брюсселя и Вашингтона «зеркальным» запретом на въезд в страну некоторых чиновников и депутатов из ЕС, США и Канады. А 7 августа ввела собственный «стоп-лист» на импорт сырья, сельхозпродукции и продовольствия из ЕС. И объявила, что готова перекрыть импорт в страну автомобилей, химической продукции и прочего, если Брюссель «не успокоится».
В Италии, Испании, Греции объединения бизнеса и муниципалитеты сейчас пытаются заключить «сепаратные сделки» с Россией в попытках освободить свой экспорт от цепей общих санкций ЕС. Но как заявил Сергей Лавров, Москва ни на какие «исключения» для отдельных компаний или регионов ЕС не пойдет. Санкции вводил весь Евросоюз - вот весь Евросоюз эти санкции пусть и отменяет, сказал он.
Если евробизнесу душно жить с санкциями, то он должен «лоббировать собственные правительства», добавил российский министр иностранных дел.
«Мы рассматриваем введенные ЕС рестрикции как неправомерные действия, не способствующие ни деэскалации конфликта на Украине, ни защите прав населения Украины, - отметил С. Лавров. - И мы, само собой, не собираемся обсуждать некие критерии снятия санкций. Кто их ввел - тот их и должен отменять. А выполнять чьи-то, притянутые за уши требования, мы не собираемся». Может, кто-то может обвинить министра в отсутствии дипломатичности. Но никак не в твердости и принципиальности. А еще он добавил, что отношения России и ЕС сейчас, по сути, подошли к «моменту истины», когда стоило бы определиться с дальнейшим вектором их развития.
Москва уже начала наращивать импорт продовольствия из стран Африки и Латинской Америки. Импорт одной только говядины из Бразилии вырос сразу на 80 процентов. Аргентина, Эквадор, Чили, ЮАР, Египет, Израиль уже увеличили на 40-70 процентов поставки мяса, овощей, фруктов, пищевых полуфабрикатов и прочей продукции. Так что, даже если Брюссель отменит 23 октября санкции полностью, то европейским производителям придется фактически заново бороться за свое место на российском рынке.
Конкретные рекомендации по режиму санкций должен выработать комитет постоянных представителей ЕС. Его заседание состоится уже после осеннего саммита Евросоюза 23 октября, на котором, вероятно, комитету будут даны «общие инструкции» действий по санкциям.
Новый министр иностранных дел ЕС Федерика Могерини на слушаниях в Европарламенте признала, что влияние санкций «на политику России остается под вопросом». В переводе с дипломатического языка на нормальный такие заявления, как правило, означают, что санкции с треском провалились.
Зато ущерб от них европейским производителям, и, главное, отношениям ЕС с Россией может быть непоправимым.
Европа всматривается в «зеркало санкций». И очень себе не нравится.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/jevrosojuz_zadumalsa_236.htm