Спасённое фото

Новости Москвы 
0
282
Время на чтение 11 минут

Юбилей


Тамара Григорьевна Гурмизова у памятника Патриарху Мар Беньямину Шимуну, открытому в Москве

С весны не видел давнюю нашу знакомую Тамару Григорьевну, ассирийку по национальности (о Т. М. Гурмизовой мы рассказывали в очерке На этом языке говорил Христос в № 625 «Веры», декабрь 2010 г.). Знал, что она куда-то уезжала, потом у нас начались отпуска. И вот заглянула в редакцию, гостинцы к чаю принесла.

- С городского кладбища возвращаюсь, устала, - присела гостья отдохнуть.

- Слышал, вы там заброшенную могилу участника войны восстанавливаете?

- Почему я? - не согласилась Тамара Григорьевна. - «Молодая гвардия» нам помогает, двое парнишек сегодня десять носилок песка натаскали. А мы с подругой по краям плитку укладывали, перенесли её с участка моих родителей.

- Родителей?

- А я решила бабушке крест поставить вместо памятника, заодно сделала и перепланировку. И смотрю: почему бы не объединить оградой два участка, где родственники лежат? Большой такой пантеон получился - и плитка оказалась лишней.

- Как вам только сил хватает, - удивляюсь. - Вам ведь семьдесят седьмой годок пошёл?

- Да, силы не те, что прежде. На кладбище мы уже пятый год часовню строим, под крышу подняли - дело к завершению идёт. И вот скоро разнесётся колокольный звон над родными могилами - тогда душа и будет на месте. И родственники покойные порадуются. Тем более в такой юбилейный год. Сто лет прошло, как бабушка, дедушка и папа вместе с тысячами беженцев покинули родину, Иран. Тогда в Османской империи христиан истребляли, и своё спасение они нашли здесь.

- Ваши родственники о родине никогда не забывали?

- Конечно!

- Что-то рассказывали о геноциде?

- Об этом не любили вспоминать. Но знаю, что мой дедушка хранил фотографию ассирийского Патриарха Мар Беньямина Шимуна, которого тогда убили в Иране. Ассирийцы очень его почитают, о нём сложены песни и баллады. Во время войны, когда немцы наступали, дедушка в землю закопал эту фотокарточку вместе с семейными снимками, чтобы не потерялись при эвакуации. А в начале лета я показала её нынешнему Патриарху Ассирийской Церкви, и он мне сказал...

- Подождите, а когда вы с Патриархом встречались?

...Так, слово за слово, получился целый рассказ.

Мар Шимун


Страница Библии на ассирийском языке

Первым делом надо сказать об Ассирийской Церкви Востока. Она очень древняя, основана в Месопотамии, в Багдаде, в I веке. Первым её главой считается Шимун Кифа (апостол Пётр), вторым стал Мар Шимун Тума Шликха примерно в 35 году от Рождества Христова. «Мар Шимун» переводится как «Святой Симон», и это звание ассирийские патриархи носят в память об апостоле Петре (Симон - его имя от рождения, а Петром ученика назвал Иисус Христос). Что интересно, на протяжении веков титул ассирийского первоиерарха был наследственным. Он передавался сыну брата главы Церкви - при условии, что мать будущего первоиерарха строго постилась во время беременности. И вот такая доля в начале прошлого века выпала Беньямину.

В ту пору резиденция ассирийских патриархов находилась в селении Кочанис, на юго-востоке современной Турции. Когда Мар Шимун XVIII Рувель почувствовал приближение смерти, он решил подготовить себе замену. И 2 марта 1903 года, за 14 дней до смерти, состоялось рукоположение его племянника Беньямина в архиепископы. А 30 марта, в Вербное воскресенье, юношу поставили в Патриархи. Было ему 16 лет. На плечи Мар Шимуна XIX Беньямина сразу же свалилось множество дел - не только духовных, но и светских, поскольку традиционно ассирийские патриархи были вождями народа, приходилось заниматься и политикой. Например, под владычеством турок Патриарх собирал налоги со своего народа.


Фото Патриарха Мар Беньямина Шимуна, закопанное в землю во время войны

Когда началась Первая мировая война, Мар Шимуну исполнилось уже 27 лет. К этому времени он прошёл много испытаний, когда приходилось защищать свою паству от гонений. Ведь геноцид против ассирийцев и армян в Османской империи начался не в 1915 году, а намного раньше. Спасение Патриарх видел в православной России, с которой Турция вступила в войну. Поэтому ассирийцы избегали мобилизации в турецкую армию, создавая свои отряды самообороны. Чтобы надавить на Патриарха, власти арестовали его родного брата Хормизда, который обучался в Константинополе. При этом поставили ультиматум: юношу повесят, если ассирийцы немедленно не сдадут оружие. Мар Шимун ответил, что после всех ужасов, творимых турками над ассирийцами, это невозможно, и добавил: «Поскольку брат мой один, а народа моего много, я вынужден предпочесть потерять брата, но сохранить свой народ!»

После того как Хормизда казнили, турецкие войска и курдские отряды начали массированное наступление на ассирийский анклав в горах Хеккиари. Ассирийцы сражались с многократно превосходящими силами до последнего патрона. Рискуя жизнью, Мар Шимун дважды тайно пробирался в соседний Иран, надеясь добиться помощи от вступивших туда в 1915 году русских войск. Не получив оружия, ассирийцы вынуждены были пробиваться в Северо-Западный Иран, где стояли русские и проживали местные ассирийцы, уже пережившие страшный геноцид от турок. Как пишет историк, «героический переход всем народом в Иран, совершившийся осенью 1915 г. в условиях постоянного нападения неприятеля, стоил ассирийцам огромных жертв».

В Иране Мар Шимун стал сотрудничать с русскими, рассчитывая, что братья-христиане помогут спасти его народ. Приехав в Тифлис, он встречался с Наместником Кавказа, Великим князем Николаем Николаевичем. Государь Николай II тогда написал ему: «Прошу... передать Патриарху... Мар Шимуну Беньямину, что Я глубоко тронут его молитвами, верю, что Господь поможет нам закончить дело освобождения турецких христиан от векового ига. Искренне благодарю Патриарха за его нравственную поддержку и готовность оказывать нам содействие». Патриарху было обещано, что в случае победы России на Востоке ассирийцам будет гарантирована автономия в пределах Мосульского вилайета в Иране.

Но в 1917 году в России случилась революция, и надежды на лучший исход стали рушиться. В 1917-1918 годах единственной силой, вставшей на пути полного уничтожения христиан в Иране, оказались ассирийские отряды. В течение полугода им удавалось оборонять от турецких войск и курдов древний город Урмия, который считается одним из очагов возникновения ассирийской цивилизации. И Патриарх Мар Беньямин Шимун продолжал оставаться для защитников символом единства, борьбы и спасения. Уже тогда стал складываться героический фольклор об этом народном герое.

Роль Патриарха в ассирийском сопротивлении понимали и его враги. Для убийства Мар Шимуна они подкупили одного курдского вождя - Исмаила ага Симко, шейха племени Шеккак. Тот предложил ассирийцам мир и пригласил Патриарха в своё селение Конашар, где бы можно было договориться о совместной борьбе с турками. Армяне, проживавшие в Конашаре, отговаривали Патриарха, мол, нельзя верить курдам. Но Мар Шимун положился на совесть хозяина и традиционное восточное гостеприимство. К Симко он прибыл не один, в числе сопровождавших были русские офицеры - полковник Кондратьев и поручик Зайцев. Очевидец Малик Яку Исмаил так вспоминал:

«В комнату вошёл слуга с чаем. Он раздал всем чай, кроме русских. Я спросил его, почему тем не разносят. Ответил мне один из тех курдов, что сидел в собрании: "Они пусть полынь пьют!" Я сразу понял, что эти собаки не на совет собрались. Вся беседа заняла чуть больше часа. Когда все вышли из дома во двор, Симко по-прежнему сопровождал Мар Шимуна. Они попрощались, и Патриарх направился к коляске. Не успел он занести ногу на ступеньку, как внезапно грянули выстрелы с крыш домов». В спины отъезжавшим стреляли из пулемёта и винтовок. Мар Шимун Беньямин и часть сопровождавших, в том числе поручик Зайцев, были убиты. Позднее его тело было отбито ассирийцами у курдов и предано земле в армянском селе Хосробад, во дворе армянской церкви Св. Георгия.

Патриарх стал мучеником в 31 год, не дожив до возраста Христа. Но свой путь он прошёл, явив твёрдость в вере и христолюбие. Таким его народ и запомнил.

Беженцы

Позже Тамара Григорьевна принесла фотографию убиенного Патриарха - ту самую, которую её дедушка в земле прятал. Поразительно, сколь печален и добр его взгляд, не поблёкший на старом пожелтевшем снимке.

- Этот снимок ваш дедушка из Ирана привёз? - спрашиваю.

- Нет, в отличие от дедушки по отцовской линии, он эмигрировал не из Урмии, а из Турции. И беженцами их семья стала ещё до того, как Беньямин стал Патриархом. Знаю, что уже в 1902 году дедушка работал в Новороссийске на цементном заводе. А снимок Патриарха ему, наверное, передали другие беженцы. То есть вживую дедушка Патриарха не видел, но дорожил его образом - ведь тогда вся надежда была на Бога и Патриарха. Очень они хотели перемен на родине, чтобы обратно вернуться.

- А к вам фото прямо от дедушки перешло?

- Через маму.

- Они вместе жили?


Ассирийский Патриарх-Католикос Мар Дынха IV в Москве на освящении храма

- Это долгая история... Когда моему отцу было три годика, его родители в 1914-м из Урмии бежали в Россию. Сначала они были на юге, затем переехали в Архангельск. Оттуда в 1935-м папа отправился на юг подбирать себе невесту из ассирийских беженок. Там, в Новороссийске, встретил мою маму, которой тогда было 16 с половиной лет. Отец её, мой дедушка, был против брака, но папе удалось уговорить, и он увёз её в Архангельск. Началась война, немцы наступали, и дедушка, закопав личные вещи в землю, эвакуировался из Новороссийска куда-то на Украину. Мама не знала об этом, переживала, ведь Новороссийск оказался под оккупацией. К тому времени родителей моих как иностранных граждан с иранскими паспортами отправили вглубь страны - в Яренск, затем они оказались в Сыктывкаре. О дедушке ничего не знали, жив ли. А он после войны вернулся в Новороссийск и устроился работать на железнодорожном вокзале. У пассажиров, прибывавших с Севера, он спрашивал, видел ли кто его дочь. И вот в 1946 году одна женщина, приехавшая на юг отдыхать, ответила: «Конечно, знаю, мы рядом живём». Вернувшись в Сыктывкар, она сказала маме: «Отец твой жив-здоров, он в Новороссийске». И мама отправилась за ним... Ехать в Сыктывкар он отказался. А потом, когда дедушка умер, его фотографии и перешли к маме.

- Вы сказали, что с ассирийским Патриархом разговаривали. Как это получилось?

- В начале лета он приезжал в Россию. Освящал ассирийские храмы в Москве и Краснодаре, а в Ростове-на-Дону - закладной камень для будущего строительства. В Москве были большие торжества, посвящённые 100-летию исхода ассирийцев в Россию. Также должны были открыть памятник Патриарху-мученику Мар Шимуну Беньямину рядом с новопостроенным храмом Деве Марии. И мне позвонил московский священник: «Тётя Тамара, приезжайте».

Благословение


Храм Мат Марьям (Девы Марии) в Москве

- Этот храм в Москве, что близ метро «Дубровка», за сквером, строился на моих глазах. И многих прихожан его я знаю, - продолжает Тамара Григорьевна. - Усадили меня под большим красивым шатром... В первом ряду сидели Святейший Патриарх-Католикос Мар Дынха IV с ассирийскими и русскими епископами, за ним - дипломаты из разных стран, приехавшие на машинах с флажками, профессора и учёные, а дальше мы. Было очень торжественно, и я жалела, что не все российские ассирийцы это видят. Патриарх говорил очень добрые слова о России, благодарил нашу диаспору, что сохранили культуру и древние обычаи, обещал, что поможет обучению ассирийских священников на второй родине.

К нему под благословение я подошла после освящения памятника мученику Мар Шимуну Беньямину. Переводчик-семинарист, который прислуживает при храме и чисто говорит по-ассирийски, представляет меня Патриарху: «Это женщина с Севера. Она часто приезжает сюда, всегда бывает в нашем храме, мы её знаем». А у меня фотокарточка убиенного Мар Шимуна была с собой. Показываю, говоря, что её мой дедушка в земле прятал. Святейший Патриарх взял фотокарточку, посмотрел и на открытке, в которую фото было вставлено, написал: «С молитвой и благословением, хакатья Дынха IV, милостью Божией Католикос Ассирийской Церкви Востока».

- С кем ещё там довелось пообщаться? - спрашиваю Тамару Григорьевну.


Епископ Северного Ирака и России Мар Исхак Иосиф

- Со многими, кого знаю и кто не занят был. Подошла к епископу Мар Исхаку Иосифу, который этот храм построил, а его обступили со всех сторон, каждый хочет сфотографироваться с ним. И племянница моя рядом с ним, и невестка. Думаю: «Господи, все уже давно на трапезе, а он с народом разговаривает». Владыка уже двадцать лет живёт в Москве, понимает по-русски, и для нас он уже как родной человек. Он епископ Северного Ирака и России, недавно отправился в Ирак к своей пастве.

- Там же сейчас война, исламисты христиан убивают!

- Вот поэтому и поехал, чтобы быть с народом. Ещё я подходила под благословение к Мар Апрему Мукену - Митрополиту Индии. Он с такой большой окладистой бородой. В Индии ассирийцы-христиане с древних времён живут, оттуда и в Китай часть переехала, в VI веке в столице Китая действовал ассирийский монастырь, а всего там одно время было три тысячи монахов. И в Корее, и в Японии они миссионерствовали. И вот индийский Митрополит меня благословляет, читает надо мной молитвы по-ассирийски. А мне так жаль, что языка своих предков я не знаю.


Линда Джордж: «Очень жаль, что народ не знает родного языка»

А перед этим я была в Краснодаре, и меня пригласили на празднование Кха б'Ниссан - ассирийского Нового года. 1 апреля наступал 6764 год по древнему календарю. «Приходите обязательно, будет Линда Джорж выступать». Это ассирийская певица, ей 50 лет, но такая красавица! В детстве она пела в церковном хоре в Багдаде, а сейчас живёт в США. Подошла я к ней, и матушка, жена священника Петра, перевела ей: «Это женщина с Севера, она не знает ассирийского языка, но всё понимает». Линда стала со мной говорить, а я и ответить не могу. Она обняла меня: «Очень жаль, что народ не знает родного языка, очень жаль». А на следующий день, в воскресенье, она пела на богослужении в храме. Все слушали и плакали. И я тоже.

Отца Петра из Краснодара и священников из Москвы я пригласила к нам в Коми Республику. Они говорят, мол, у вас, наверное, очень холодно. А я им: «Ничего не холодно, у нас край гостеприимный, нам никакие морозы не страшны». Отец Филипп, секретарь Сыктывкарской епархии, звонил, официально приглашал. Но мало у них священников, всё время заняты...

На прощание Тамара Григорьевна заметила:

- А у нас народ и вправду отзывчивый. Начиная с Главы республики - это ведь он нам помог часовню на городском кладбище построить. Дважды была у него на приёме, и одна, и с отцом Филиппом. А могилу фронтовика обустроить помогли председатель сыктывкарского совета ветеранов Владимир Пыстин и депутат горсовета Галина Лапшина. А сколько ещё людей там по своей доброй воле работало... Всё-таки люди понимают, что без почитания памяти предков у мира нет будущего.

Михаил СИЗОВ


Строящаяся часовня на сыктывкарском городском погосте

http://www.rusvera.mrezha.ru/714/10.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Сизов
Все статьи Михаил Сизов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:13
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 20:06
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56