Когда Европа оставила Христа...

К 100-летию начала Первой мировой войны

1P20140730-VSN_0351-120030 июля 2014 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом.

Высокопреосвященнейший Владыко! Каково Ваше мнение  о ситуации, сложившейся в нашей стране, родине Ваших родителей?

 

Соборно мы сформулировали точку зрения о войнах в послании Архиерейского Собора РПЦЗ в Сан-Франциско. Да не попустит Господь, чтобы в 100-летнюю годовщину начала Первой мировой войны, которой явно означилось начало страшных бед не только для России, но и для всего мира, начались сегодня новые губительные страдания и убийства, в восточной части Европы.

 

Война всегда ведет за собой иную новую войну. «Куда же выпорхнула европейская душа?» - вопрошает подвижник 20 века, свидетель всех европейских войн нового времени, святитель Николай Сербский.  На этот вопрос ответила Первая мировая война. Цель этой войны - не разрушить мир, а обнажить нищету Европы и возвратить ей её душу. Война эта будет продолжаться до тех пор, пока существует Европа без души, без Бога, без Христа. Она прекратится, когда Европа вернет свою душу, своего единого Бога и единственное истинное богатство. Никто не был уверен в том, что переживет  катастрофы Европы в 20 веке, кроме христианской Церкви. И ни у кого, кто стремился к прочному и справедливому миру, не было идеи обновления мира. Только у Церкви.

 

Нищета европейской цивилизации обнаружилась в войнах. Отвратительная нагота Европы пристыдила всех, кто поклонялся её фальшивому величию. То была лишь личина блеска и глянца, скрывавшая её внутреннее противоборство и обнищание. Всё оказалось ложным: и культура, и цивилизация, и прогресс, и модернизация. Когда Европа потеряла душу, остались лишь пустота и разорение. Когда религия ослабла и изнемогла, болезнь распространилась на все области и сферы человеческой деятельности. Тщеславие маскировалось искусством, эгоизм - политикой, алчность - правами, неверие и сомнения - теологией, духовное опустошение - научно-техническими знаниями, бездарная журналистика - литературой, империализм - цивилизаторскими устремлениями, насилие - борьбой за права человека, самолюбие и гордость - индивидуализмом. И во всем этом мораль стала самым второстепенным делом на земле. Христос стал изгоняемым нищим, ищущим для Себя хоть какого-то пристанища, тогда как в королевских палатах жили и не тужили безбожники и фарисеи. Безбожник Макиавелли и безбожник Наполеон, безбожники Маркс и Ницше - по-императорски властвовали над европейскими народами. Дух был растлен. Дух любой цивилизации всегда воодушевляем религией; дух же современной Европы не был вдохновляем европейской религией.

 

Едва миновали два десятилетия от начала Первой мировой, в 1934 году, 80 лет тому назад, был злодейски убит благочестивый монарх, крестник Императора Александра ІІІ, Югославский король Александр - друг Православной Руси и защитник русских изгнанников, нашедших приют в его Королевстве. С этих-то дней и стала неизбежной Вторая мировая война.  Многие сообщества безбожников прилагали огромные усилия к тому, чтобы освободить Европу от духа её религии. Делали они это, забывая об одном: ни одна цивилизация, отрешившаяся от своей религии, не смогла выжить - оставался скабрезный материализм в городах и суеверия в селах. Произносилась  опасная формула: «По ту сторону добра и зла». Добро было заменено силой. Насилие и зло истолковывались как естественные биологические потребности. Христианскую Европу затмили новые учения: индивидуализм, национализм, либерализм, консерватизм, империализм и секуляризм (расцерковление - ред.). Когда Европа оставила Христа, начались поиски «нового бога». Каждый полагал и хотел стать этим «новым божеством». Так, лишившись истинного Бога, Европа вдруг стала переполнена богами ложными. Если ваша страна, бывшая некогда родиной моих родителей в составе Европы, а прежде - в составе России, сделает «европейский выбор», - она повторит тот путь, который прошла Европа полстолетия назад... У славян свой путь, отличный от европейского, и определяется он, прежде всего, культурой православия.

 

Но 2014 год не следует связывать исключительно с грозными предзнаменованиями. В этом году мы отметили 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое, промыслительное значение как для основанной преподобным Троице-Сергиевой Лавры, так и для судеб всей исторической России. По слову историка В.О. Ключевского, при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение государственное. Христианские монахи обыкновенно наказывали сами себя, когда мир посещали великие беды. Себя самих считали они подлинными виновниками несчастий и не обвиняли никого другого. По всей вероятности и церкви должны были бы прибегнуть ныне к этому крайнему методу покаяния - во благо самим себе и всему человечеству.

 

Проживший  жизнь в самом сердце Европы, Святитель Николай Сербский свидетельствует о том, что Церкви Франции, Италии, Сербии, Румынии, Бельгии и Болгарии находились в распоряжении военных правительств соответствующих стран. .. Ни одна церковь не воспротивилась позиции своего правительства. Церкви попросту согласились с позицией своих правительств. Судя по всему, у них не было собственной точки зрения на мировую войну. Словно она вспыхнула впервые и внезапно, как нечто новое в истории! А ведь еще в русско-японской войне имело место абсурдное явление: сначала - негодование на японцев за беззастенчивый цинизм в попрании международного права, но сразу же после того - изумление и рукоплескания самураям, одерживающим победы. Не это ли мы замечаем и сейчас в Восточной части Европы, именуемой Украиной?

 

Поэтому одна из главных задач Русской Православной Церкви, во Отечестве и в рассеянии сущей, является сегодня воцерковление русского народа, дабы через этот процесс мы могли бы вернуться к благочестию наших предков Святой Руси, ведущей всех ко спасению.

 

Копия avtМожно ли сказать, что главная святыня РПЦЗ - Курская Коренная икона Богородицы, именуемая «Знамение» - словно отражает судьбу Русской Православной Зарубежной Церкви?

 

Безусловно.  Начиная, по-видимому, 1608 годом, икона служит спасению Отечества. Тогда она знаменовала приближение к завершению смуты на Руси. Лжедимитрий I взял иконуизКурска в свой лагерь в Путивле, а затем и в Москву, где она пребывала в царських покоях. Когда икону установили в Успенском соборе Кремля, святитель Иов, первуй патріарх Московский, ощутил воздействие чудотворного образа и осознал, что не может венчать Лжедимитрия на царство. А первый правитель династии Романовых, избранный на царство на Руси государ Михаил Феодорович, по просьбе жителів Курска и в знак победы над воском польским, вернул им чудотворный образ.Позднее, корда икона вернулась в Курск и Курскую Коренную пустынь, где была обретена в 13 веке на корне дерева, крестные ходы из города в монастырь к концу 18 векав ыросли до невероятных масштабов. Крестьяне, купечество, духовенство, вельможи - все почитали своїм долгом сопровождать перенесение иконы в Коренную пустынь, где икона находилась всё лето: с пятницы 9 седмицы по Пасхе и до 12 сентября.

 

Революционная смута начала 20 века отразилась и на Курской иконе, корда террористы взорвали Знаменский монастырь, но Господь спас образ Богородицы. Это страшное событие спустя много  лет было отражено в книге архиепископа Чикагского и Детройтского Серафима (Иванова) «Одигитрия руського зарубежья». Последний российский царь - страстотерпец Николай II в 1914 году , 100 лет назад, по дороге в Галицкую Русь молился Курской-Кореннойиконе.

 

 В 1918г., святыня была украдена из Знаменского монастыря, но в день памяти Феодосия Печерского - святого, родившегося в Курске - образ был найден, вопреки отказу безбожной власти искать икону. К концу 1919 года стало понятным, что Белая Армия может не удержать Курск. Духовенство приняло тяжелое решение о вывезении иконы. Начался трудный путь в изгнании. В начале 1920г. на пароходе «Св.Николай» икона отправилась через Константинополь в Салоники, но в сентябре, по просьбе главнокомандующего генерала Врангеля, образ снова возвратился в Крым для поднятия духа горстки воинов-патриотов. А уже 29 октября вместе с остатками Белой армии и гражданским населением икона покинула Русскую землю и ознаменовала Православную Церковь Заграницей.

 

В США Курская-Коренная  прибыла 5 февраля 1951 года, где в городке Магопак под Нью-Йорком была основана годом ранее Ново-Коренная пустынь для принятия почитаемого образа. Стоит отметить, что князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский пожертвовал нашей Церкви имение Магопак, где по благословению священноначалия был основан дом для иконы Богородицы. За долгие годы строения Ново-Коренной пустыни пришли в упадок, но сейчас обитель реставрируется, с целью возрождения духовного центра нашей Церкви. Эта икона имеет большое значение для Зарубежья».

 

Среди почитаемых святынь Зарубежья Копия молебен_книга_18июля- мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Возможно ли выполнение духовного завещания Святой о погребении в созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве?

 

Мощи германской принцессы, своей мученической кровью освятившей нашу Церковь - почитаемая наша святыня в Гефсиманской обители на Святой Земле. Направляя свои стопы во Святой град Иерусалим, Великая княгиня посетила Киево-Печерскую Лавру, а через 3 года приняла Православие. Существует предание о том, что прибыв на Святую Землю, ЕлисаветаФеодоровна, воскликнула в умилении: «Как бы я желала быть погребенной здесь!» Но письменное Завещание свидетельствует о желании погребения в Москве, там где покоятся останки мужа Её Высочества - первого мученика дома Романовых Великого князя Сергея Александровича, нареченного в память преподобного Сергия Радонежского.

 

Как и наша Церковь, и как одигитрия русского зарубежья Курская Коренная икона, мощи Святой Елисаветы Феодоровны проделали длительный путь в изгнании. Существуют разные мнения прихожан и в России, и в Зарубежье. Профессор Киевской Духовной Академии Виктор Чернышев  высказал мысль о том, что с юридической и моральной точки зрения завещания следует выполнять... Великая княгиня Елисавета Феодоровна приняла мученический венец от рук безбожной «новой власти» в заброшенной шахте близ Алапаевска на Урале.

 

Незадолго до зверской расправы с благоверной княгиней, была она избрана и почетным членом Киевской Духовной академии. Поэтому издание книги австралийского автора Любови Петровны Миллер о житии Святой в переводе на украинский язык считаю своевременным. Промыслительно и то, что не имея потребности переходить в православие из протестантизма, германская принцесса Дармштадтская Элла, все-таки со временем принимает веру своего супруга Великого князя Сергея Александровича, считая православие Истиной.

 

Поскольку святая Великая княгиня Елисавета Феодоровна  является единственной святой, принявшей венец мученичества в шахте, шахтеры считают её своей Небесной покровительницей. Знаю о том, что на родине моих родителей на Волыни в день памяти святой 18 июля в прошлом году был отслужен молебен на глубине 350 м. на дне одной из шахт Львовско-Волынского угольного бассейна. Это промыслительно, поскольку сто лет назад во время Первой мировой войны святая благоверная княгиня, будучи уже в иночестве, посетила эти земли ...

 

Почему христианская церковь - просветитель Европы на протяжении 19 ст. - не протестовала против Первой мировой войны?

 

Святоотеческое предание оставило нам свидетельство об этом:  потому что она была слишком слабой во всем; ведь даже если бы она и возвысила голос протеста, никто бы ее не послушал. Но почему церковь оказалась столь немощной и безголосой в тот роковой исторический момент, что её попросту заставили выслушивать мнения чиновников министерства иностранных дел и министерства войны, формулирующих для неё истину? Она оказалась бессильной, потому что была расколота на части и походила на архипелаг малых островков в волнующейся безбрежной пучине. Церковь не была способна к протесту, потому что была готова уступить любой временной силе. И потому все церкви сдали себя огулом, без малейшего сопротивления подчинив себя патриотизму и империализму. На новом витке события европейской истории 100-летней давности сейчас повторяются в Восточной Европе.

 

В год окончания Сиракузского университета со степенью магистра славянских культур и русской литературы Вы приняли сан иеромонаха. Какое, на Ваш взгляд, место занимает религия в творчестве классиков русской литературы?

 

Благодарю за интересный вопрос. К русской культуре, называемой ещё славянской (от «славить Бога»), может принадлежать человек вне зависимости от происхождения, который исповедует русскую культурообразующую религию - Православие. К примеру, писатель Михаил Юрьевич Лермонтов, человек военный, в своём романе «Герой нашего времени» вывел персонажа - доктора с немецкой фамилией Вернер, который был глубоко русским человеком. И напротив, упоминает о некоем Иванове, который был сущий немец. Вопреки взгляду советского внерелигиозного литературоведения на творчество поэта и писателя Лермонтова, служившего на Кавказе в воинском чине прапорщика, существует мнение о богоискательстве поэта, на сколько это позволял ему военный мундир. Считалось, что погибший на дуэли Лермонтов был похоронен без отпевания. Это не так. В Пятигорске, где состоялась дуэль, покоится прах священника отпевавшего писателя и служившего 40 дней панихиды. Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова актуально в наши дни, как, быть может, никогда прежде.

 

Также и наследие Антона Павловича Чехова изучено не всесторонне в силу длительного «запрета на религию» в СССР. А ведь рассказ Чехова «Убийство» вскрывает не просто ограниченность сектантского сознания, но его преступность, что приводит к убийству не только души, но и к физическому насилию по отношению к православному человеку по причине его верности святоотеческой традиции. В свой рассказ «Студент» Чехов включил проповедь студента Духовной академии оТайной Вечери и троекратном отречении апостола Петра.

 

Что касается графа Льва Толстого, то, в отличие о Лермонтова, исповедовавшегося перед дуэлью, Толстой умер без покаяния, так и не примирившись с Церковью. Отлучение писателя от Православной церкви было не актом наказания, а констатацией отпадения человека от Православия. Фактически Лев Толстой стал основателем, по собственному своему признанию «новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле», т.е. оккультного учения. Писатель Горький в письме делился с Чеховым: «Я всё не верил, что он атеист, а теперь, когда слышал, как он говорит о Христе, и видел его глаза, знаю, что он именно атеист, и глубокий».

 

Величайшим проповедником Христа считали святые отцы Достоевского. Переосмыслить не только наше историческое Прошлое, но и литературное, нам ещё предстоит усилиями не столько государства, сколько, быть может, Церкви. 

 

Сердечно благодарю, Высокопреосвященнейший Владыко, за то, что в своем плотном графике Вы изыскали время и возможность поделиться с посетителями Галереи-ризницы «Чудотворные иконы Афона» своими мыслями.

 

Владыка ответил на вопросы Неониллы Пасичник. Полный текст интервью - а журнале «Берега»№6 http://www.dovydenko.ru/

http://troica.lviv.ua/kogda-evropa-ostavila-hrista-k-100-letiyu-nachala-pervoy-mirovoy-voynyi-pervoierarh-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-zagranitsey-vyisokopreosvyashhenneyshiy-mitropolit-vostochno-amerikanskiy-i-nyu-york/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Иларион (Капрал):
Право править
Беседа с Первоиерархом РПЦЗ о 30 годах его архиерейства
10.12.2014
«Узнайте Россию, и вы поймете, что она вам не враг, а друг...»
Предстоятель РПЦЗ посетил Пафнутьев-Боровский монастырь
17.09.2014
Когда Европа оставила Христа...
К 100-летию начала Первой мировой войны
10.08.2014
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.11.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019