itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Очень хочется надеяться, что в будущем Казанская семинария будет создавать для СМИ исключительно позитивные информационные поводы

Проблемы церковной жизни 
0
597
Время на чтение 10 минут
Игумен Евфимий (Моисеев): Очень хочется надеяться, что в будущем Казанская семинария будет создавать для СМИ исключительно позитивные информационные поводы

19 июня 2014 года исполняется ровно три месяца с момента назначения ректором Казанской духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева). В интервью сайту Учебного комитета Русской Православной Церкви отец Евфимий рассказывает о современном состоянии семинарии, планах на будущее и перспективах развития этой духовной школы.

- Отец Евфимий, в декабре 2013 года Казанская семинария оказалась на пике скандала. Было много информации и комментариев в интернете, к сожалению, тема оказалась очень актуальной. Можно спросить Вас об этих событиях?

- К счастью, сам я не был ни участником, ни свидетелем этих событий, поэтому знаю о ситуации не больше, чем любой другой пользователь интернета. Наблюдая за развитием ситуации по публикациям в СМИ, я, конечно, и представить себе не мог, что именно мне придется исправлять ошибки воспитательной работы, которые были допущены в Казанской семинарии. Но Господь направил мои стопы в Казань, куда я прибыл не как следователь или прокурор, а как ректор, который должен начать работу с чистого листа.

По-пастырски я сопереживаю всем нашим учащимся и не хотел быть делить их на хороших и плохих. Нынешний учебный год дался им нелегко. Но сейчас мы перевернули эту страницу и смотрим в будущее, делая акцент на развитие школы и на возрождение лучших традиций Казанской академии.

- Вы несете ректорское послушание уже три месяца. Что в работе ректора самое основное, а что можно назвать особенно трудным?

- Согласно уставу, ректор несет всю полноту ответственности за жизнь духовной школы, ее развитие. Это очень широкий круг вопросов - начиная от учебных и воспитательных, заканчивая материальными и хозяйственными. Ректор отвечает в том числе и за внешнюю деятельность семинарии - за контакты со священноначалием, представителями государственной власти, иных конфессий, журналистами. И хотя, слава Богу, есть помощники, приходится самостоятельно вникать во все стороны жизни семинарии. Конечно, после известных резонансных событий школа находилась в несколько возбужденном состоянии, взбудоражена была и общественность - это создавало дополнительные сложности при вхождении в должность. За прошедшие три месяца удалось в основных чертах сформировать новую администрацию, наладить контакт с большинством педагогов, познакомиться со студентами. Очень хочется надеяться, что в будущем Казанская семинария будет создавать для СМИ исключительно позитивные информационные поводы.

- В нашей системе духовного образования развиваются две новые линии - дистанционные трансляции лекций и экзаменов и формирование штата индивидуальных наставников при каждой семинарии. Как с этим обстоят дела в Казанской духовной семинарии?

- С видеотрансляциями у нас все в полном порядке, в чем имели возможность убедиться представители Учебного комитета во время защиты магистерских работ в начале июня.

Что касается института индивидуальных наставников, или тьюторов, то здесь у нас остаются некоторые вопросы. Положение об индивидуальных наставниках было составлено в Московской духовной академии и, естественно, ориентировано на эту школу, в которой учатся несколько сотен студентов. Наша же семинария, как и подавляющее большинство семинарий Русской Православной Церкви, - почти камерное учебное заведение, где и наставники, и учащиеся знают друг друга, что называется, как облупленные. В нашей семинарии на 66 учащихся 56 преподавателей! В ситуации, когда практически на каждого студента приходится отдельный преподаватель, создавать дополнительный институт индивидуальных наставников, на мой взгляд, не вполне целесообразно.

В положении, к сожалению, никак не прописано взаимодействие тьюторов с дежурными помощниками. Непонятно, например, что делать, если у дежурного помощника и тьютора будут расходиться мнения по поводу того или иного студента. При этом сказано, что тьютор не имеет права использовать в отношении студента какие-либо меры принудительного воздействия - получается, что вся черновая работа остается дежурному помощнику. Понятно, что составители хотели подчеркнуть неформальный характер отношений тьютора и учащегося, но у студента может возникнуть впечатление, что его воспитанием будут заниматься «добрый следователь» и «злой следователь». В положении сказано и о том, что труд тьютора должен оплачиваться наравне с трудом преподавателя. При этом всем известно, что труд дежурных помощников оплачивается зачастую по остаточному принципу. Все это, на мой взгляд, ставит дежурных помощников в заведомо неудобную ситуацию, принижает их авторитет в глазах студентов.

Впрочем, сказанное не означает, что мы принципиально отказываемся от индивидуальных наставников - будем изучать этот опыт, внимательно наблюдать за развитием института индивидуальных наставников в других духовных школах, особенно региональных.

- Вы собираетесь что-то менять в структуре семинарии?

- Конечно, какие-то изменения неизбежны, но это не значит, что они должны перечеркнуть то, что здесь было сделано. В Казанской духовной семинарии существует неплохой задел, и следует отдать должное тем людям, которые в достаточно нелегкие годы трудились над ее воссозданием. Но то, что школа нуждается в развитии, очевидно. Все должно развиваться - и последнее решение Синода (от 30 мая 2014 г., журнал № 48) прямо предписывает мне как ректору заниматься вопросами развития семинарии.

- Каковы ближайшие планы по развитию?

- Одним из первых шагов, как подчеркивает синодальное постановление, должно стать открытие регентского отделения. Изучив имеющийся опыт духовных учебных заведений, мы приняли решение открыть регентско-катехизаторское отделение, поскольку перед нашей Церковью сегодня стоит задача готовить не только регентов, но еще и катехизаторов, и миссионеров, и специалистов по социальной и молодежной работе, а также по другим направлениям церковного служения. У священника часто не хватает времени, чтобы заниматься всеми этими видами деятельности, ему нужны квалифицированные помощники. На необходимость подготовки церковных работников обратил особое внимание Святейший Патриарх на последнем заседании Высшего Церковного Совета. Поэтому наряду с музыкальными предметами мы планируем ввести в учебный план регентско-катехизаторского отделения достаточно серьезный блок богословских дисциплин.

- Нередко семинаристы выбирают в супруги девушек, обучающихся на регентском отделении. Это тоже одна из причин его появления в семинарии?

- Не секрет, что одна из задач подобных отделений - помочь студентам в вопросе создания христианской семьи, ведь духовные семинарии - это учебные заведения закрытого типа. Конечно, наши студенты выходят в город, но где и с кем им можно познакомиться? Далеко не каждая девушка, с которой они встретятся в городе, сможет и захочет стать женой священника. Между тем, опыт общения с женским полом в рамках христианской нравственности - хочу это подчеркнуть - будущему священнику просто необходим. Нельзя забывать, что именно женщины составляют большую часть нашей паствы. Именно полноценное общение со сверстниками и сверстницами поможет определиться молодому человеку - студенту духовной школы - в выборе жизненного пути.

- Сегодня Казанская семинария обладает достаточно большим потенциалом. Действительно ли планируется возрождение Казанской духовной академии?

- По крайней мере, есть благословение Патриарха всесторонне изучить вопрос о возможности открытия Академии. Сам я в Казани всего только три месяца, но мне кажется, что предпосылки для ее возрождения существуют.

Казань - это университетский город с очень мощной образовательной традицией, одной из старейших в России. Исторически специфика образования в Казанской академии заключалась в изучении востоковедческих дисциплин, исламоведения, этнографии, восточных языков, языков и культуры народов Поволжья. Академия имела миссионерскую направленность.

Думаю, что мы не должны изобретать велосипед, ведь, как известно, новое - это хорошо забытое старое. Конечно, мы не собираемся возрождать «Противомусульманский вестник» - было такое издание до революции в Казанской академии, а вот сделать в Казанской духовной школе крупнейший в России центр исламоведения - вполне реальная задача.

Миссионерское действие Церкви должно быть направлено сейчас в первую очередь на людей православных, скорее, по происхождению, нежели по образу жизни. Если они станут добрыми христианами, тогда и последователи других религий, и неверующие скорее обратятся к христианству.

- Одним из первых шагов, которые Вы сделали, появившись в Казани, было установление дружеских связей с Российским исламским университетом, почему это так важно?

- В последнее время мы много слышим о том, что Россия - многоконфессиональная страна, но в разных регионах эту многоконфессиональность понимают по-разному.

В Российской Федерации преобладают регионы с традиционно православным или традиционно мусульманским населением. Уникальность Татарстана как раз в том, что это традиционно многоконфессиональная республика в том смысле, что опыт добрососедского и мирного проживания православных и мусульман в этом крае, наверное, самый большой в стране. Как ректор я вижу свою задачу в том, чтобы по мере сил способствовать развитию конструктивного диалога между православными и мусульманами и в первую очередь, конечно, между будущими священнослужителями и богословами. Потому что они, как вы понимаете, в соответствующем ключе будут наставлять и свою паству. Если они сами будут дружить, сотрудничать, так будут делать и их прихожане.

Главная задача нашего соглашения с Российским исламским университетом - содействовать развитию сотрудничества в научной и образовательной сфере между последователями ислама и Православия. В этом, кстати, мы рассчитываем и на содействие светских специалистов - к соглашению уже изъявили желание присоединиться Институт востоковедения Российской академии наук и кафедра религиоведения философского факультета Казанского федерального университета.

- А кто обычно хочет стать священнослужителем в Казани?

- Не думаю, что в этом плане ситуация в Казани чем-то принципиально отличается от других городов России. Наши студенты - это ребята, уже получившие некоторый опыт церковной жизни, направленные с приходов или из монастырей, чтобы стать священнослужителями, то есть молодые люди из самых разных социальных групп. Дети священнослужителей к нам, конечно, тоже поступают, но не сказал бы, что они преобладают среди учащихся.

Мы разъясняем нашим абитуриентам, что семинария - это пастырская школа, ее главная задача - подготовить кандидатов для рукоположения в священный сан. Исторически под духовной школой понималась школа для выходцев из духовного сословия. И кстати, как только в результате реформы духовного образования 1869 года у выпускников духовных учебных заведений появилась возможность идти на гражданскую службу, очень многие этой возможностью воспользовались.

По меркам светских вузов конкурс у нас небольшой, но нужно иметь в виду, что у нас есть ограничения по приему: в семинарию мы не берем девушек, а молодых людей мы не берем с улицы - нужна рекомендация архиерея или настоятеля храма. Образование у нас бесплатное, поэтому мы должны понимать, куда вернется студент, отучившийся за церковный счет. В идеале он должен вернуться на тот приход, с которого прибыл.

- На какие средства существует семинария, кто ее финансирует - государство или частные лица? По закону ведь Церковь от государства в Российской федерации отделена...

- Если быть более точным, в Конституции сказано, что от государства отделены религиозные объединения и организации. Церковь - гораздо более емкое понятие, своей деятельностью она помогает решать в том числе и задачи государственной важности. Поэтому более корректно трактовать конституционную норму отделенности религиозных организаций от государства как их невмешательство в сферу ответственности государства, в первую очередь в вопросы государственного управления. Соответственно, и государство придерживается принципа невмешательства в деятельность религиозных организаций.

Но есть множество сфер, в которых, очевидно, государство и Церковь являются союзниками, могут и должны сотрудничать, и в первую очередь это сфера воспитания и образования. В семинарии мы воспитываем законопослушных граждан, патриотов своего отечества - разве государство не должно быть в этом заинтересовано? Но к сожалению, не во всех регионах у Церкви и государства есть взаимопонимание в этом вопросе.

Вступив в должность, я с приятным удивлением обнаружил, что власти Республики Татарстан принимают участие в финансировании семинарии. На форуме православной общественности Республики Татарстан в мае этого года президент республики Рустам Минниханов передал нашей духовной школе сертификат на 30 миллионов рублей для строительства спортивного зала. Надеюсь, что такое сотрудничество будет продолжаться и в будущем, ведь для Татарстана Казанская духовная семинария - это единственное православное высшее учебное заведение.

Впрочем, такие щедрые подарки - это все-таки пока редкость, а основное бремя финансирования семинарии и обеспечения ее продуктами питания несет, конечно же, Татарстанская митрополия, поскольку семинария является ее структурным подразделением. Наш семинарский храм в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, одновременно являющийся и приходским, также является для нас источником дохода. Есть и пожертвования от некоторых частных лиц.

- Мы делаем интервью в конце учебного года. Сколько человек выпустила Казанская семинария в этом году, куда они будут распределены, какие перспективы перед ними открываются?

- 14 июня, в день церковного прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского - небесного покровителя нашего храма, состоялся 13-й выпуск Казанской семинарии. В этом году диплом специалиста получили 14 студентов очного отделения, 9 студентов сектора заочного обучения, 7 человек защитили магистеркую работу и получили квалификацию магистра богословия - это был первый выпуск магистерской программы. Большинство из них будут нести свое служение на приходах и в монастырях Татарстанской митрополии и епархий, сопредельных с Татарстаном регионов. По результатам защиты квалификационных дипломных работ 11 выпускников семинарии получили рекомендацию для продолжения богословского образования в магистратуре, причем, в каком учебном заведении они будут продолжать обучение, они будут решать сами. Наряду с магистратурой родной для них Казанской семинарии, они смогут поступить также в магистратуру Московской и Санкт-Петербургской духовных академий.

- Какой Вы бы хотели видеть семинарию через 5 лет?

- Хотел бы видеть ее среди лучших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, имеющей сильный педагогический состав и большое количество мотивированных студентов. Важно, чтобы Казанская семинария стала также ключевым звеном в системе православного образования республики. Очень хотелось бы надеяться, что на базе семинарии со временем будет возрождена Казанская духовная академия, а под эгидой семинарии и академии была бы создана православная гимназия, в которой так нуждаются сегодня православные дети Татарстана.

Беседовала О. Богданова

Патриархия.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Евфимий (Моисеев)
Общероссийский Крестный ход: миссия исполнена
Глава Миссионерского синодального отдела епископ Луховицкий Евфимий о шествии по России с копией Годеновского Креста
20.11.2023
«Идеология социального традиционализма».
Обсуждение доклада А.В. Щипкова. Часть 2
13.07.2023
Духовное послание святых Кирилла и Мефодия
По прошествии 1160 лет со времени Моравской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Россия вновь ищет ключ к расшифровке их духовного послания
24.05.2023
Все статьи Епископ Евфимий (Моисеев)
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:02
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44