«Давать счастье и радость»

170 лет назад родился великий русский художник Василий Поленов

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
222
Время на чтение 8 минут

Мало кто знает, что в 1912 году работы В.Д. Поленова, которые он сам считал главными в своем творчестве, должны были выставлять в США. И тут произошло чудо. Ящики с упакованными полотнами должны были погрузить на борт «Титаника», который готовился отправиться в роковой рейс. Однако опоздали к погрузке, и картины с библейскими сюжетами были чудесным образом спасены, не оказались на дне океана...

Детство Василия Поленова было счастливым. Родился он в многодетной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Его отец слыл известным археологом и библиографом. Мать писала книги для детей, занималась живописью. Своим собственным детям, которые рано обнаружили самые разнообразные дарования, они наняли педагогов из Академии художеств. Знаменитый позже, а тогда студент академии Павел Чистяков обучал рисунку и основам живописи Василия и его сестру Елену. Кстати: она стала потом первой в России профессиональной женщиной-художником.

Как отмечали биографы, детские годы будущего живописца были неразрывно связаны с неброской, но пронзительной русской природой. Особенно сильное впечатление производили на мальчика дни, проведенные на даче в Царском Селе, в имении бабушки в Тамбовской губернии и в северном Олонецком краю, где было имение отца. Жизнь среди природы, знакомство с жизнью крестьян и народными промыслами сказалось на характере, творчестве и всей дальнейшей судьбе В. Поленова.

В 1863 году, окончив гимназию, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, следуя настоянию отца, который полагал, что сыну следует получить серьезную профессию. Однако по вечерам, в качестве вольноприходящего ученика, посещал Академию художеств. Увлекался еще и музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре академии. Вскоре Василий оставил университет, полностью отдавшись занятиям живописью.

В 1867 году он окончил курс в Академии художеств с серебряными медалями за рисунки и этюд. За картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую.

Василий Дмитриевич часто бывал за границей. Посещал Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию, Неаполь, долго жил в Париже. Позднее, под впечатлением своих европейских поездок, он написал оперу «Призраки Эллады», которая была исполнена в Московской консерватории.

Возвратившись в Россию, отправился на русско-турецкую войну в качестве официального художника при главной квартире наследника-цесаревича.

Но на фронте он не только держал в руках мольберт: В. Поленов был награжден черногорской медалью «За храбрость» и сербским золотым орденом «Таковский крест».

Свои военные впечатления художник передал в рисунках для журнала «Пчела». Однако батальным живописцем, как его тезка Верещагин, не стал. Как он потом сказал, «сюжеты же человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне»

В 1877 году В. Поленов поселился в Москве. Здесь он становится родоначальником нового жанра - «интимного пейзажа», участником Товарищества передвижных художественных выставок. Входившие в него единомышленники, вопреки официальным академическим сюжетам, изображали эпизоды из жизни простых людей, русские пейзажи и жанровые сценки. Его чудесная картина «Московский дворик» имела оглушительный успех на выставке передвижников и стала его визитной карточкой художника. На этом полотне воспроизведен типичный уголок старой Москвы - с ее уютными особнячками, церквами, заросшими зеленой травой двориками, с ее почти провинциальным стилем жизни. В разработке этих тем сыграли свою роль детские впечатления, когда В. Поленов жил в имении своей бабушки в Тамбовской губернии.

Но отношения между живописцами в то время, когда в России уже вовсю орудовали «бесы», готовя кровавую революцию, были сложные. Константин Коровин, сам замечательный художник, в своих воспоминаниях отмечал:

«К Поленову проявлялась враждебность, а кстати, и к нам: к Левитану, Головину, ко мне и другим пейзажистам. Чудесные картины Поленова - «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Старая мельница», «Зима» - обходили молчанием».

По свидетельству К. Коровина, «прогрессивные» художники того времени вообще весьма избирательно показывали в своем творчестве Россию: «Если изображался священник на заданных эскизах, то обязательно толстый, а дьякон - пьяный. Дьякон сидит у окошка и пьет водку. Картина называлась «Не дело». Другое полотно: художник, писавший картину зимой, упал и замерз, палитра вывалилась у него из рук. Это полотно написал Яковлев. И назвал «Вот до чего дошло!». Человек с достатком изображался в непривлекательном виде. Купец почитался мошенником, чиновник взяточником, писатель - умнейшим, а арестант - страдальцем за правду».

Однако самого В. Поленова такие идеи революционеров от живописи, которые потом вместе с большевиками разрушили историческую Россию, не увлекали. Главным для него стала религиозная тема. Заметное влияние на творчество художника оказало путешествие на Ближний Восток, в Константинополь и по библейским местам. Поздней осенью 1881 года В. Поленов в компании с известным искусствоведом А. Праховым и князем С. Лазаревым отправился в путешествие. Путь странников из России лежал через Турцию, Египет, Сирию, Палестину и Грецию, поездка продлилась до весны 1882 года. Краски Востока, пестрые одежды, залитые солнцем пейзажи, невероятные контрасты восхитили и поразили художника.

Художник создал грандиозную евангельскую серию «Из жизни Христа». Выставка этих картин, особенно «Христос и грешница», имела большой успех. Сам Василий Дмитриевич называл эти полотна главным трудом своей жизни. Появился альбом с фототипиями картин, высоко оцененный Львом Толстым: «Альбом ваш произвел на меня сильное впечатление. Воображаю, как подействовала бы сама выставка». Так восторженно писал он художнику. В 1914 году на выставке этого цикла собирали средства для раненых Первой мировой войны.

На картине «Христос и грешница» изображена злобная толпа, желающая расправиться с испуганной юной девушкой, уличенной в блуде. Перед ними стоит Христос, готовясь произнести великую фразу: «Кто из вас без греха, пусть бросит в нее камень», тем самым спасая несчастную. Христос спокойно смотрит на толпу ханжей и лицемеров, жаждущих расправы. Как считают критики, изображение В. Поленовым Христа в исторически реальной обстановке и одежде было новаторским для своего времени.

Но не всем это понравилось. Тогдашний президент Академии художеств, князь Владимир, сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна». Илья Репин считал, что В. Поленов снял все божественное и церковное с Христа, «сделав его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником».

Однако такова была философия художника, его убеждения. «Христос, - считал он, - есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности». «Кто из вас не без греха?» - так и назвал В. Поленов поначалу эту картину. Но позднее цензоры ее переименовали.

Василий Дмитриевич вел переговоры о продаже картины с меценатом Саввой Мамонтовым. Но тут на выставку пришел Александр III, сам купил полотно и велел изготовить авторскую копию, чтобы использовать для показов по России.

Император вообще живо заинтересовался творчеством В. Поленова, каталог его личного собрания, который был опубликован, содержал в себе огромное количество работ художника. Увы, многие из них были утрачены после тридцатых годов.

В Зимнем дворце вместо авторского названия «Кто из вас не без греха?» под картиной повесили табличку «Блудная жена». Василий Дмитриевич негодовал: «Да нет же! С ней случилось несчастье, она впала в грех, как грешили и те, что не решились бросить в нее камень». Позднее картина приобрела еще и третье название: «Христос и грешница».

Говорят, что на замысел этой картины повлиял художник Александр Иванов и его знаменитое полотно «Явление Христа народу». В семье Поленовых существовал настоящий культ А. Иванова, с которым отец Василия Дмитриевича познакомился в Италии, и восторженно потом о нем рассказывал. Было даже приобретено большое кресло-качалка, в котором мог бы отдыхать А. Иванов, когда вернется на родину и остановится в их доме, как мечтали родители. Но через шесть недель после приезда в Россию художник заболел холерой и умер.

- А помнишь, - спросила тогда брата сестра Поленова, - ты мечтал продолжить дело, начатое Ивановым. Иванов создал Предтечу и показал Христа, грядущего народу, а ты хотел создать Христа пришедшего и совершающего Свой путь среди народа? Дай мне слово, что ты начнешь серьезно работать и писать большую картину, о которой мы давно говорили.

- Какую?

- Христос и грешница.

Родившись в столичном Санкт-Петербурге, Поленов всегда мечтал поселиться в тишине, на лоне природы. Он приобрел небольшое имение Бехово на Оке в Тульской губернии - кстати, сделал это на деньги, которые ему заплатил Александр III за картину «Христос и грешница». Там, в густом сосновом бору, он построил большой деревянный дом по собственному проекту и художественные мастерские, назвав усадьбу Борок. По его замыслу, усадьба должна была стать «гнездом художников», а со временем превратиться в первый провинциальный общедоступный музей.

Поленов сам обучал крестьянских детей живописи, построил в Бехове народный театр для крестьян и церковь, сажал деревья в парке, помогал строить лодки, занимался проблемами народного образования.

Он построил две школы в окрестных деревнях, устроил для деревенских детей забавную диораму - кругосветное путешествие в картинках.

Перед войной Василий Дмитриевич опять много путешествовал по Европе, снова посетил Германию и Италию. В отличие от многих других деятелей искусства, после революции не покинул Россию, а остался жить в своем имении, которое у него большевики не отобрали. Мало того, ему одному из первых присвоили звание народного художника РСФСР, а в связи с 80-летием устроили в Третьяковской галерее пышную юбилейную выставку. Однако в атеистическом СССР его усиленно пропагандировали лишь как мастера пейзажей и жанровых сценок, а о его замечательных библейских полотнах не упоминали вообще.

На нью-йоркскую выставку русского искусства эти библейские полотна попали лишь в 1924 году и стали «гвоздем» экспозиции, которую большевики на деле превратили в распродажу русских сокровищ. В. Поленов оказался не только самым покупаемым, но и самым дорогим художником: из 12 его работ были проданы 9 на огромную по тем временам сумму в 21 тысячу 400 долларов. Однако Игорь Грабарь писал: «Тот, кто думает, что в Америке имеют успех художники типа Поленова, жестоко ошибается: покупка Поленова чистая случайность. Поленов своего чудака обрел. Дело случая и счастья. Просто лотерея». При этом непроданные картины так за океаном и исчезли.

Долгое время судьба картин была неизвестна. Много позже выяснилось, что полотна в Нью-Йорке приобрел промышленник, филантроп, дипломат и любитель русского искусства Чарльз Крейн. Потом он подарил их одному из американских университетов. Но зачем янки русские шедевры на религиозные темы?

В 2011 году университет решил продать работы В. Поленова на аукционе. Их неожиданное появление из небытия вызвало сенсацию. Но в России, как ни странно, не нашлось средств и желающих вернуть назад в музеи эти шедевры.

Василий Дмитриевич скончался в июле 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бехово на крутом берегу Оки, где он так любил рисовать этюды. Согласно завещанию, на могиле был поставлен деревянный олонецкий крест, сделанный по его эскизу. В своем художественном завещании Василий Дмитриевич писал: «Смерть человека, которому удалось исполнить кое-что из своих замыслов, есть событие естественное и не только не печальное, а скорее радостное, закономерное, это есть желанный отдых, покой, причем покой небытия, а бытие остается и переходит в то, что он сотворил».

Тем, кто изучает его творческое наследие, кажется, что оно не могло быть создано одним и тем же человеком. Автор тихого «Московского дворика» - это совсем другой художник, чем тот, кто написал грандиозного «Христа и грешницу». И, казалось бы, он никак не мог быть сотрудником В. Васнецова в создании Абрамцевской церкви. Однако В. Поленов сам объяснил в одном из писем, как такое могло произойти: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».

Его картины дают счастье и радость.

http://www.stoletie.ru/sozidateli/davat_schastje_i_radost_390.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Соколов
Оксана Пушкина: ЛГБТ – это социальный прогресс
Кто в Госдуме лоббирует чуждые России «европейский ценности»
01.04.2021
Загадки Николая Лескова
Ненавистник нигилистов, поэт русского характера
04.03.2021
Нюрнберг по ним плачет…
Как доморощенные либералы превращаются в банальных расистов
23.04.2020
Как «Эхо Москвы» само себя высекло
И блокаду Ленинграда устроил Сталин?
29.01.2020
Все статьи Андрей Соколов
Бывший СССР
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16