Андрей Ковальчук: «Постараемся не ошибиться ни с формой, ни с оружием»

1 августа на Поклонной горе появится памятник героям Первой мировой войны. Победитель всероссийского конкурса проектов был определен осенью прошлого года - им стал авторский коллектив под  руководством народного художника России Андрея Ковальчука. Работа над монументом идет полным ходом: слеплено почти девяносто процентов, отлито в бронзе - около семидесяти. «Культура» встретилась со скульптором и побеседовала о госзаказе, современном искусстве и о возглавляемом им Союзе художников России.

культура: В нашей стране Первую мировую называют «забытой войной»...

Ковальчук: Действительно, эта тема в России недосказана. В советское время отношение к «империалистической войне» было отрицательным. Политические изменения 1917 года отодвинули ее на второй план. Погибшие - а с нашей стороны их оказалось около двух миллионов - забыты. За это время не было поставлено ни одного памятника, посвященного героям «Великой войны». В том числе и потому, что часть из них осталась приверженцами царской России. Для европейских же государств Первая мировая значит не меньше Второй.

Последние двадцать лет ходили разговоры о том, что нужно восполнить пробел - создать произведения, рассказывающие о подвигах русских солдат и офицеров.

В 2014-м мир отмечает столетие начала Первой мировой войны. Было решено установить в России несколько памятников, главный - на Поклонной горе. Место идеологически правильное: там находится мемориальный комплекс Победы в Великой Отечественной войне, рядом - Триумфальная арка, посвященная победе над Наполеоном. И между ними, на своеобразной оси, будет установлен монумент героям Первой мировой, который усилит историческую и духовную связь ратных подвигов русского народа.

культура: Один из его элементов - большой развевающийся флаг - на макете раскрашен. Останется ли он таким в оригинале?

Ковальчук: Да. Хотим ввести бело-сине-красный цвет в бронзу. И показать триколор как знамя, связывающее историю России нескольких столетий. Его первое изображение появилось в конце XVII века. Потом он уступил место другим флагам, но всегда возвращался. Мы знаем, что с ним не шли в бой в 1914-м, хотя он был утвержден как государственный флаг России в 1896 году. Для нас триколор - один из символов страны, связывающий различные этапы ее истории. Эта сложная, пространственная скульптурная композиция изображает знамя в движении: Россия проходит через испытания и трагедии XX века, совершая прорыв в будущее.

культура: У скульптур, окруживших флаг, есть реальные прототипы?

Ковальчук: Конечно. Скажем, композиция «Пьета» посвящена подвигу сестер милосердия. Одной из фигур придано портретное сходство с великой княгиней Елизаветой Федоровной, основательницей московской Марфо-Мариинской обители, много сделавшей для помощи раненым. Или композиция на обратной стороне знамени - «Атака кавалерии». Нижняя скульптура - казак, прототипом которого является легендарный в то время Козьма Крючков, первый георгиевский кавалер войны 1914 года. Будет изображен и генерал Брусилов, без которого нельзя представить Первую мировую войну.

Впрочем, некоторые образы - собирательные. Доминантой памятника является фигура русского солдата XX века. Нам хотелось, чтобы на Поклонной горе появился символ простого человека, ставшего воином в тяжелое для страны время. Обычный солдат - главное действующее лицо любой войны. В данном случае - это герой, георгиевский кавалер, прошедший через суровые военные испытания, с честью выполнивший свой долг. Изображение не парадное - он устал, но держится с достоинством.

Третий элемент - гранитная скамья, на которой со стороны Кутузовского проспекта будет видна надпись: «Героям Первой мировой войны». В этом проекте мы хотим совместить традицию классического памятника и реалистической скульптуры с современным средовым дизайном. Зритель должен почувствовать время создания монумента.

культура: Не боитесь исторических ошибок?

Ковальчук: Этот проект мы делаем по заказу Российского военно-исторического общества, представители которого следят за соответствием элементов памятника. Вообще художественным произведениям свойственны обобщения - не всегда нужно лепить с той точностью, которая требуется, например, для восковых фигур. И все же постараемся верно передать одежду, оружие...

 

 

культура: Значит, история, как с «Прощанием славянки», не повторится?

Ковальчук: Там, видимо, произошло какое-то недоразумение, и оно технически исправимо. Будем стремиться к тому, чтобы искажений не было. Вот, скажем, солдатские сапоги - обувь, мало подверженная влиянию моды. За 25 лет, которые прошли между мировыми войнами, они почти не изменились. И все же, когда я лепил, попросил фотографии. И понял: нужно кое-что подкорректировать.

культура: С 2009 года Вы председатель правления Союза художников России. Стремятся ли нынешние художники попасть в Союз?

Ковальчук: Да, потому что не все могут сами решать проблемы, связанные с организацией творческого процесса. В первую очередь, помогаем с мастерскими: пытаемся договориться с властями о льготной аренде или безвозмездном пользовании творческими студиями. Это один из самых важных вопросов. Сегодня у нас около ста отделений во всех регионах страны, некоторым уже 80 лет. В Союзе состоят более 12 тысяч художников. В минувшем году осуществили большой проект «Россия XII», который проходит раз в пять лет и начинается со смотров во всех федеральных округах. Главная выставка была в Москве, на ней показали около двух тысяч работ. Основная задача - представить изобразительное искусство современной России из всех регионов.

культура: Планируете работать с крымскими художниками?

Ковальчук: В настоящее время обсуждаем вопрос создания отделений СХ в Симферополе и Севастополе. Крым был любимым местом многих мастеров - Айвазовского, Коровина, Волошина, наших современников, работавших в доме творчества в Гурзуфе или на студенческих базах Суриковского и Репинского институтов. Надеемся, что будущая совместная деятельность окажется полезной как крымским художникам, так и мастерам, живущим по всей России.

культура: Что Вы думаете о проекте Основ государственной культурной политики, опубликованном в предыдущем номере «Культуры»?

Ковальчук: Деятели культуры ждали его много лет. Ведь последний принятый закон - Основы законодательства РФ о культуре - датируется 1992 годом. Затем последовали неудачные попытки принятия других документов... Видимо, не было единого понимания проблем этой сферы. Хотя его не существует и сегодня. Но есть уверенность в необходимости изменить отношение к культуре. Причем не только в творческом сообществе, но и у большинства граждан. Очевидно, что без глубокого анализа и выработки нового подхода к пониманию миссии культуры для современной России невозможно гармоничное развитие общества. А наша культура, которая внесла огромный вклад в общемировой процесс, не должна восприниматься только через достижения XIX-XX веков. Объявленный президентом Год культуры должен стать началом многолетнего пути реализации Основ государственной культурной политики. После общественного обсуждения и принятия окончательной редакции документа нужно разрабатывать Закон о культуре, другие законы и подзаконные акты. Ведь осуществление Основ потребует серьезной реформы в структурах управления, создания условий для выработки принципов общественно-государственного партнерства.

культура: Как относитесь к госзаказу?

Ковальчук: В монументальном искусстве он сохранился. Российские скульпторы и художники-монументалисты создают памятники, мемориальные композиции, мозаики, витражи. Но в этой системе работают лишь пять - десять процентов мастеров. Существует термин - «большая картина». Для таких произведений госзаказ необходим - мало кто из художников потянет создание серьезного полотна. Очень трудно год работать над исторической картиной, углубляться в литературу, а потом думать, куда ее пристроить и как прокормить семью. Проще написать небольшой натюрморт и продать его. В следующем году будет отмечаться 70-летие Победы. Нынешние художники редко обращаются к подобным темам. А ведь свежий взгляд на события 1941-1945 годов интересен. Появляются же новые фильмы, книги... Союз художников собирается организовать творческую группу из художников молодого поколения с выездом на пленэр на Академическую дачу, где сформировалось большое количество известных современных художников. Бесплатно. Чтобы месяц работать над картинами на военную тему. Глядишь, кто-нибудь замахнется на создание масштабного полотна.

культура: Российские вузы лихорадит - реформы одна за другой. Затронули они художественные институты?

Ковальчук: Да, это коснулось и нас. Для сохранения профессиональной школы много делает Российская академия художеств. Лицеи и вузы в Москве и Петербурге реализуют принципы, заложенные в основе российской системы художественного образования, существующей более 250 лет. Преемственность, неразрывность процесса обучения, высокий профессионализм педагогов-академиков РАХ дают прекрасный результат. Это признано во всем мире. Те, кто хочет получить классическое художественное образование, едут к нам. Яркий пример - студенты из Китая. Наша школа конкурентноспособна, и ее нельзя разрушать, хотя время вносит свои коррективы. Пытаются выстроить новые подходы ведущие художественно-промышленные вузы - имени Строганова и Штиглица.

культура: Галереи как институции могут конкурировать с Союзом художников?

Ковальчук: У нас разные задачи. Галерея в основном коммерческое предприятие. Некоторые проводят свою политику: ищут художников, работающих в нужном формате. Но большинство - просто зарабатывают. Конечно, это помогает выживать отдельным художникам. Но о социальной поддержке в целом речь не идет. К нам же приходят люди, окончившие профессиональные вузы. Которым близки традиционные выставки и такие понятия, как образность и духовность, традиция и мастерство. Они бесплатно участвуют в коллективных выставках, проходящих во всех регионах страны. Приветствую новую форму создания частных музеев, где инвестор становится меценатом. Один из ярких примеров - Институт русского реалистического искусства. Есть и другие...

культура: В Европе обучение на актуального художника часто не предполагает привычных предметов - живописи, рисунка...

Ковальчук: К сожалению, да. Многие считают, что профессия не нужна. Не соглашусь. Сначала необходимо получить базу, а потом уже экспериментировать - но не через хулиганство или эпатаж. Профессионал многое может себе позволить - если делает это осмысленно. Например, Пикассо. Гениальный художник с прекрасной школой, и я восхищаюсь многими его вещами. Но не нужно выдавать опусы любителей, не овладевших мастерством, за откровение мастера.

культура: И все-таки - в нынешней ситуации у классического искусства есть перспективы?

Ковальчук: В двадцатом веке произошли глобальные изменения. «Черный квадрат» Малевича, о котором столько спорят, стал манифестом - отрицанием старого и провозглашением нового отношения к искусству. В итоге существует два направления. В Советском Союзе, в силу ряда причин, хорошо развивалось классическое искусство. А на Западе стала важна идея и формальная сторона произведения. У нас это появилось лишь в конце 80-х - начале 90-х. И сегодня в России соседствуют традиционное и актуальное искусство, причем 80-90 процентов художников создают классические произведения. На Западе наоборот - лишь 10-20. И в России представители двух разных направлений часто не воспринимают друг друга, что не совсем нормально. Мы, художники, живущие сегодня, создаем современное искусство, а время и эксперты нас рассудят. Хотя, мне кажется, чем дальше будем отдаляться от классической традиции, тем больше будут цениться школа и мастерство.

культура: Вы автор более полусотни памятников. Не мешает работе высокая должность?

Ковальчук: Эта проблема любого активного человека - времени на все не хватает. Но одновременно учишься концентрироваться. И когда у тебя есть только два или три часа, стремишься использовать их плодотворно. Творческий процесс идет постоянно. Находясь в автомобиле или на не очень важном мероприятии, обдумываешь многое. И когда, наконец, добираешься до мастерской, работаешь быстро.

культура: Российскую академию художеств тоже возглавляет скульптор-монументалист - Зураб Церетели. Чем объясните?

Ковальчук: Дело не в профессии. Важно, что Зураб Константинович очень много делает для академии. А его опыт в решении сложных вопросов при создании монументальных произведений помогает справляться и с общественными делами.

культура: Небольшие скульптуры Вас не привлекают?

Ковальчук: Раньше, в конце 80-х и в 90-е, когда почти не было заказов, делал в основном станковые вещи и с удовольствием занимался мелкой пластикой. Но вообще я художник-монументалист по образованию. Вырос в семье архитектора. Поэтому мне интересно создавать скульптуру для городского пространства или парковой зоны. Она должна быть органично вписана в ландшафт, где ее увидит много людей. Выставочные, станковые произведения, в которых можно экспериментировать, бывают интересными, острыми и даже спорными. В монументальной работе больше ответственности - она ставится на десятилетия или даже на века. И здесь лучше не ошибаться.

http://portal-kultura.ru/articles/person/43902-andrey-kovalchuk-postaraemsya-ne-oshibitsya-ni-s-formoy-ni-s-oruzhiem/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Ковальчук:
Все статьи автора
Ксения Воротынцева:
Заветный вензель ПВТ
Благотворительный фонд им. П. М. Третьякова назвал имена лауреатов ежегодной премии «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству»
26.12.2017
Все статьи автора
"100-летие Первой мировой войны"
Белое пятно истории
На какой войне погибли наши деды - Отечественной или мировой?
15.10.2019
«Великобритания, Франция, США умеют отжимать у должника по максимуму»
История германских репараций по итогам Первой мировой войны весьма поучительна
24.09.2019
«На Россию пришлась основная тяжесть всех потерь стран Антанты»
Однако при подготовке в рамках Версальского мирного договора репарационных требований к Германии ущерб нашей страны в расчёт не принимался
16.09.2019
Книга жизни генерала В.И.Селивачева
К столетию гибели русского героя издаются его дневники и 17 сентября 2019 г. в с.Костомарово Воронежской области открывается памятный знак
08.09.2019
Все статьи темы