Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 5. В монастыре Зограф

...С такими мыслями иду, вспоминая теплый уютный номерок в Зографе... Может назад рвануть, а там как-нибудь все решится, ну, допустим, опоздаем мы на самолет, придется ждать еще три дня до понедельника, кажется, следующий рейс на Москву только тогда. Сзади гудит мотор, поднимаю руку, может повезет...

Часть 1. Монастырь Святого Пантелеимона

Часть 2. Великая Лавра и Иверский монастырь

Часть 3. В монастыре Ватопед

Часть 4. В обители Эсфигмен

Сделали привал у креста на бетонном основании, с направлением в пещеру подвижника Космы. Мы попили кофе из термоса, который нацедили в кофемашине еще в Ватопеде, а Митя с Димой пошли на разведку искать пещеру. Через минут пятнадцать услышали призывные крики. Отец Сергий остался отдыхать у креста, а я поскакал на крики. Через десять минут я был у отвесной лесной скалы, своей вершиной упирающейся в небо. В саму пещеру ведут крутые узкие ступени по отвесной скале, и, чтобы не упасть, надо держаться за узкий железный прут, натянутый вдоль стены. Поднялся. Внутри пещеры уютно, есть стол и стул, и шкафчик с лампадками. Я фотографировал, а Дмитрий писал что-то в книгу посетителей. Она там лежит с 2010 года судя по датам записей. А еще с пещеры открывается шикарный вид на горы, окружающие белеющий своими стенами монастырь Зограф. Значит, мы уже недалеко.

    

Все, спускаемся вниз, забираем нашу поклажу и продолжаем путь. Деревья создают густую крону над головой и полумрак окутывает нас, лишь изредка расступаясь, чтобы заманить видом красивейших отвесных утесов, появляющихся из глубины леса на противоположной стороне ущелья. Лес кончается и мы выходим на поляну и теряем дар речи: действительно, как в сказке, в лесу будто в воздухе висит монастырь, и к нему тянется каменистая тропа, уходящая за поворот. Мы мокрые, уставшие и счастливые поднимаемся к монастырю.

    

Монастырь Зограф - болгарский. Здесь большинство монахов так или иначе связаны с Болгарией. Поэтому русский язык понимают все и добродушно улыбаются. Монахи вообще доброй души люди. Любят здесь русских. Вечерняя служба проходит на русском языке, понятно и просто, как и в Москве. Храм необычайно красив. После службы скромная трапеза, правда со стаканом красного сухого. А чай вообще не подают. Всю пищу запивают водой. Кто-то из паломников сказал мне, что греки чай пьют только когда болеют. Как же быстро пролетели эти четыре дня...

В восемь началось всенощное бдение и длилось оно до часу ночи. Утром в 7 Литургия. Затем трапеза, после которой выбегаем из Зографа, нагруженные своей поклажей. Митя с отцом и Дмитрий Минский остаются в Зографе, чтобы потом идти в Хиландар, это сербский монастырь. Мы с отцом Сергием выходим в компании послушника Ивана - он из Латвии, но в Болгарском монастыре собирается остаться. Погода портится, идет дождь, а мы спешим по горной дороге вниз к пристани, где примерно в час дня идет паром на Уранополис. Опаздывать нельзя - паром уйдет, и кораблей больше не будет.

    

Дождь лил все сильней. Я уже весь мокрый, хорошо что есть запасная кофта. Навстречу едет полицейский джип, и Иван, простившись с отцом Сергием и со мной садится к полицейским по направлению обратно в монастырь. Мы торопимся. Когда спускаемся ближе к морю, становится понятно, что наши планы рухнули. Штормовой ветер и дождь. В такую погоду паром не причалит к пирсу, если даже и выйдет в море. Сидим и чего-то ждем. Пытаюсь найти людей, чтобы спросить: что делать и куда бежать. Перспектива тянуть рюкзаки на гору обратно в Зограф по дождю и мокрой глине не радует. Нашел какого-то монаха, но он по-английски не говорит. Все, что я понял, это парома и ждать не стоит: "ноу ферибот".

    

Отец Сергий идет на разведку, а я изучаю карту пытаясь понять, как пешком дойти до Уранополиса по горам. По карте вроде часов на пять, если с дороги не сбиться. Ладно, думаю, что это мы все на свои силы полагаемся, нужно обратиться к Богородице, она хозяйка здесь, и все решится. Открываю акафист, только начал читать, бежит отец Сергий. Берем вещи и бегом на площадь к пристани. Там стоит бежевый Лендровер Дефендер, за рулем батюшка какой-то. Кидаем вещи и едем назад в горы. По дороге он объясняет, довольно неплохо говоря по-русски, как нам пешком дойти до Уранополиса. Сверяюсь с навигатором, вроде все верно.

    

Высаживаемся на горе, прощаемся, батюшка говорит, что если идти по дороге, то может нас кто и подберет. Рюкзаки на плечи и вперед. Идем, значит, вдвоем. Дорога то вверх, то вниз. Но в основном вверх. После часа такой ходьбы я уже тяжело дышу, говорить вообще сил нет. Поменялись поклажей: я взял спортивную сумку отца Сергия, он мой рюкзачок. Идти стало совсем невесело. Развилка с пасекой и какой-то будкой, смотрю на прибор, показывает что мы прошли примерно 10 процентов от необходимого пути. А здоровья осталось минимум. Но все равно идем, а что делать-то? Едет грузовик "Унимог", в кабине знакомые грузины, но места нет. Причем проехали, будто и не знают нас. В кузове не повезут, такие правила, упрашивать бесполезно. Идем дальше, даже не идем, а ползем. Дважды проезжали внедорожники с людьми, но в другую сторону. Таким шагом мы и к ночи не дойдем. Прикидываю самый худший вариант с ночевкой в лесу (как было с Митей и его отцом четыре дня назад) и мне становится как-то совсем невесело: воды бутылка на двоих, вина бутылка, еды, спичек и теплой одежды нет. Есть только вкусные ягоды, на кустах растут. На вид как конфеты, как называются не знаю.

    

С такими мыслями иду, вспоминая теплый уютный номерок в Зографе... Может назад рвануть, а там как-нибудь все решится, ну, допустим, опоздаем мы на самолет, придется ждать еще три дня до понедельника, кажется, следующий рейс на Москву только тогда. Сзади гудит мотор, поднимаю руку, может повезет. Останавливается серебристая "тойота хайлюкс", внедорожный пикап. В кабине сидят какие-то ребята, кузов пустой. Не наш вариант, понятно, занято. Все равно спрашиваю у водителя, туда мы идем или нет. Водитель, кстати, русский. Когда он услышал, что мы идем пешком в Уранополис, его глаза округлились от удивления. Я объясняю ему, что паром из-за шторма не идет, а завтра самолет. Прошу хоть на гору поднять нас, до поворота на тропинку. Сжалился водитель: залезайте, говорит, в кузов. Покидали мы поклажу, сами запрыгнули в кузов, сев на пластиковый ящик.

    

Машина тронулась, пришлось вцепиться в хромированные дуги на бортах и крыше. Хорошо-то как, Господи! Едем, мотор журчит, колеса мотают сырую глину и джип довольно резво с шестью людьми и поклажей гребет в гору, разбрызгивая грязь вдоль обочины. Дождик почти прекратился, но холодно и руки мерзнут. Я пытаюсь фотографировать, но тряска жуткая и приходится держаться за дуги, чтобы не выпасть из джипа на подъеме. Достал навигатор, слежу за нашим перемещением по карте. Не пропустить бы поворот на тропку до Уранополиса. Пока едем думаю, как мы с нашей поклажей будем по горам карабкаться. Едем уже минут двадцать в гору. Это нам пешком три или четыре часа. Смотрю снова на навигатор, ужас, или водитель забыл, или мы не напомнили, короче, поворот проехали и дальше дорога пошла вниз. То есть мы с одного берега полуострова едем к другому. По карте монастырь Хиландар. Надо постучать по кабине, думаю, может остановится и мы пошли бы. С другой стороны будь оно как будет, не нам решать. Едем дальше. Тряска такая, что можно соскочить с борта, если не держаться. И замерз, вон у отца Сергия куртка непромокаемая, а я в тоненькой футболке и толстовке с капюшоном, и мокрый весь. Между тем пейзажи за бортом уникальные, горы, поросшие хвойником, сменяются лиственными лощинами, между которыми проглядываются острые скалы. В одной из таких скал я заметил что-то похожее на пещеры, и как будто даже домик. Наверное отшельник или скит, таких здесь масса, но добраться до них невозможно, не имея соответствующего опыта и снаряжения. Ух ты, внизу показалась голубенькая полоска моря и башенный кран. А за краном уже белые стены монастыря Хиландар.

    
http://www.agionoros.ru/docs/1190.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий