Где расположен пуп земли?

0
395
Время на чтение 7 минут

В храме, который и по духу своему, и по расположению весьма близок редакции «Православного Санкт-Петербурга», - новый настоятель. Архимандрит Исидор (Минаев) назначен настоятелем храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Отец Исидор - священник, известный современным православным русским людям. В его послужном списке есть такие славные строки, как настоятельство в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре, настоятельство в Свято-Николаевском подворье РПЦ в Софии (Болгария)... И наконец, 31 марта 2009 года отец Исидор был назначен начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Об этом его послушании мы и хотим сегодня побеседовать. Надеемся, что рассказ архим.Исидора будет полезен всем, кто этим летом собирается в паломничество на Святую Землю.

- Какой главный духовный опыт вынесли вы из Святой Земли?

- Главное то, что я воочию увидел: мы не одни. Знаете, как это бывает? Живут православные люди в своей деревеньке или даже в большом городе, замкнувшись в своём маленьком приходе, и думают невольно, что, кроме них, и верующих-то на земле нет. И когда попадают они в чужой приход, то малейшее несоответствие с прежней жизнью пугает их до дрожи. «Нет, только у нас служат правильно, - а вы здесь все еретики!»

А вы приезжайте в Иерусалим, помолитесь хоть раз у Гроба Господня, - вот тогда вы поймёте, насколько разнообразны бывают христиане! Не говоря о католиках и армянах-григорианах, - сколько там есть представителей древних церквей: эфиопы, сирийцы, копты... И все они приезжают в Иерусалим с горячей верой, с надеждой обрести Бога, и все они находят в Святой Земле свидетельства присутствия Божия, находят радость и утешение своим душам. Вот главное, что понимаешь, живя в Иерусалиме: православный мир велик и разнообразен, и нельзя всех стричь под одну гребёнку.

- Мне не раз приходилось слушать рассказы паломников в Святую Землю. Их суждения об Иерусалиме различны: для кого-то это Святой град, полный радости духовной, а кто-то чувствует в нём в первую очередь нечто трагическое, даже страшное, горькое: здесь Господь был предан, здесь Его судили, над Ним насмехались, бичевали, и, наконец, здесь Он был распят и умер.

- Это так... Но вы обратите внимание: ведь для первых христиан и сам крест был в первую очередь символом страдания и смерти. Апостолы крестиков на шее не носили, крестным знамением себя не осеняли, а когда молились, то просто воздымали руки к небу. Лишь значительно позже, когда царица Елена нашла Крест Господень, люди воочию увидели его животворящую сущность. Мы радуемся Кресту и при всём том не забываем, что именно на Кресте Господь принял смертные муки. Вот и наше отношение к Иерусалиму, оно несколько сродни отношению ко Кресту. Помните, как сказал об Иерусалиме апостол Иоанн? Это город, «который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр.11,8.) Вот и получается: с одной стороны, «Содом и Египет», а с другой стороны - Святая Земля, и всё это об одном и том же городе. Такая двойственность ощущалась глубоко чувствующими людьми во все века. Вот, например, Н.В. Гоголь: он, будучи уже зрелым христианином, побывал в Иерусалиме и писал потом о своём разочаровании - Святой град показался ему огромным, шумным восточным базаром, где всё подчинено алчности и наживе.

И мне самому не раз приходило в голову это сравнение с восточным базаром - главным образом из-за пестроты религиозной жизни на Святой Земле. Христиане разных стран совершенно по-разному понимают благочестие. Кто-то из них кажется нам чрезмерно холодным, кто-то - излишне горячим. Я никогда не забуду моего первого посещения храма Гроба Господня в Великую Субботу: эти оглушительные крики, шум, суета... Разве так мы, русские, привыкли молиться в Великую Субботу, о которой говорится: «Да молчит всяка плоть человечья», - и богослужение в русских церквах становится особенно печальным, призывающим к самоуглублённости. А там, в Иерусалиме, грохочет торжественная музыка, движется шествие с фанфарами - это бойскауты православные идут... Гремят барабаны, визжат волынки... Подобный образ благочестия, скажем так, очень непривычен для нас...

Вспоминаю, как я, прослужив в Иерусалиме уже три года, впервые побывал в Киево-Печерской лавре и попал в тамошние пещеры... Как там всё тихо, спокойно!.. Мерцают огоньки лампад за чисто вымытыми стёклами, и сами лампады висят ровно, красиво... Святые мощи киевских угодников лежат, облачённые в соответствующие сану одежды, стены пещер побелены, никто из посетителей не шумит, не бегает, люди стоят с открытыми молитвословами и сосредоточенно, чуть слышно молятся. И у меня, приехавшего из Святой Земли, слёзы к горлу подступили: «Вот поистине святая земля!»

- Часто слышишь о нападках, которым подвергаются христиане в Иерусалиме от местных иудеев и мусульман...

- С нами ничего подобного не было. Я вам скажу так: Иерусалим - совершенно особое место, он не похож ни на один город в мире. Поначалу я этого не понимал. Помню, как, попав впервые ко Гробу Господню и увидев там постамент, называемый «Пуп земли», я невольно усмехнулся: «Конечно, всяк кулик своё болото хвалит, каждый народ считает, что его столица - пуп земли!..» Но, поживши немного на Святой Земле, я понял, что смеялся зря. Иерусалим связывает в себе три основные мировые религии, здесь переплетаются многочисленные политические и национальные вопросы, здесь рождаются мировые геополитические концепции... Иерусалим - это город-котёл, в котором всё бурлит, всё крутится... И разумеется, без столкновений тут невозможно. Но люди там живут умные, наученные горьким опытом, и если где-либо возникает конфликт - на религиозной или национальной почве - виновного тут же призовут к ответу, и сделают это достаточно жёстко. В этом отношении израильтяне молодцы: они, в отличие от иных народов, не оглядываются на Европу. «Пусть европейцы говорят, что хотят, а мы будем блюсти свой национальный интерес, свою национальную безопасность. А постановления Страсбургского суда - пусть европейцы сами их принимают, сами их читают, сами исполняют. Мы в эти игры не играем». Возможно, когда-нибудь и мы будем в этом отношении брать пример с Израиля.

На моей памяти в Иерусалиме произошёл такой случай: некий иудей на улице плюнул в юношу-христианина из армянской церкви. А тот, горячий парень, взял да побил обидчика, оттаскал его за пейсы. Это было записано на камеру видеонаблюдения - там в центре города повсюду такие камеры. Был суд, и армянина оправдали, потому что все видели, что первым напал иудей. Иудеи были очень возмущены, ходили по улицам с лозунгами: «В каком государстве мы живём?»; «Израиль для евреев!» и т.д. Однако суд есть суд, и его решение осталось в силе.

Но, конечно, есть на Святой Земле и такие места, где люди живут спокойно. Да и нашей Миссии приходилось решать некоторые вопросы совместно с иудеями и мусульманами - и мы работали вполне мирно и плодотворно. Помню, как однажды к нам в Миссию пришли муфтий Восточного Иерусалима и православный палестинский архиепископ Феодосий, араб по национальности, чтобы совместно решить судьбу некоего арабского студента-мусульманина, который учился в России, но ввязался в какое-то правонарушение и был арестован. Мы совместно с гостями составили письмо в Отдел внешнецерковных связей Московского Патриархата, чтобы походатайствовать за юношу.

- Каково самое сильное духовное впечатление, оставшееся у вас от Святой Земли?

- Это, наверное, первое богослужение на Голгофе. В храме на Гробе Господнем всегда очень шумно и многолюдно, а на Голгофе, когда идёт служба со Страстного Четверга на Страстную Пятницу, всё очень тихо, сосредоточенно, благоговейно... В это время даже архиереи служат там очень смиренно и митры не надевают. Впрочем, Святая Земля весьма многообразна: есть Галилея, есть палестинские монастыри, и повсюду, куда ни придёшь, ты получаешь очень яркое впечатление.

- Что представляла собой служба в храме Русской Духовной Миссии?

- Много трудов приходилось мне прилагать, чтобы она проходила на высочайшем уровне - не хуже, чем в русских кафедральных соборах. Ведь там у нас каждый день служили по два, по три архиерея - нередко даже члены Святейшего Синода, - огромное количество русского духовенства, провинциальные и деревенские батюшки, которые в первый раз приехали на Святую Землю... Попробуйте всё это организовать!

- Вернувшись из-за границы и свежими глазами взглянув на нашу церковную жизнь, что вы можете сказать о нашей современной духовности?

- Я служил в Болгарии, видел греков в Иерусалиме... И ни разу не замечал, чтобы болгарские или греческие священники вели исповедь во время службы! Там это не принято! Исповедь там - это частное дело, его совершают втайне и уж ни в коем случае не относятся к ней как к церковному действу! Верующие сами договариваются со своими духовниками о встрече: общаются, исповедуются, получают советы. А как же иначе? Батюшке надо на всенощную или на полиелей бежать, а у него целая очередь исповедующихся. Болгарские, сербские и греческие священники весьма резко возражают русским паломникам, если те требуют исповеди на службе. Литургию надо служить истово, а не устраивать беготню из алтаря к аналою. Я считаю, что в этом отношении у нас в России есть определённый перегиб. Стоят сотни людей в ожидании исповеди, а подойди к любому и спроси: «Кто ваш духовник?» - «Нет духовника...» Человек 20, 30, 40 лет ходит в храм, каждую неделю исповедуется, а духовника при этом не имеет! В наших храмах на каждой литургии выстраиваются эти легионы грешников, и создаётся впечатление, что служба существует только для исповеди и чтения записок. А в храме на Гробе Господнем, когда наши паломники спрашивают: «Куда подавать записки?» - им указывают на мусорное ведро: «Вон туда!» - уж никак не в алтарь. Хочешь читать свои записки сам - читай, если тебя не волнуют песнопения Литургии, если ты не хочешь проникаться словом Божиим... Это просто безкультурье наше - точнее сказать, советское безкультурье, - что записки у нас читают и на славлении, и на ектенье... Вот на проскомидии - это понятно, это законно. Что же касается остальных сторон современной русской духовной жизни, то, как я уже говорил, наше благочестие - особое, и после иерусалимского «базара» оно согревает душу верующего. Я с радостью возвращаюсь в Санкт-Петербург, с радостью принимаю настоятельство над славным храмом Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Надеюсь, что это новое послушание принесёт пользу не только мне, но и храму и городу.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Архимандрит Исидор (Минаев)
Все статьи Архимандрит Исидор (Минаев)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59