Святая гора Афон и ее современное состояние

Доклад Собору РПЦЗ 1962 г.

0
779
Время на чтение 15 минут


В последние годы все большее и большее к себе внимание всех искренно-верующих православных русских людей привлекает Святая Гора Афон, современное состояние которой внушает большую тревогу за ее судьбу, а, в частности и в особенности, - за судьбу находящихся на ней наших русских обителей.

И это вполне понятно, ибо Св. Гора Афон испокон веков пользовалась у нас глубоким почитанием, как "земной жребий Божией Матери". По церковному преданию, запечатленному Св. Димитрием Ростовским в его Четьих-Минеях под 15 августа: "Когда св. Апостолы в Иерусалиме с Матерью Господа кинули жребий, кому какая страна достанется для проповеди Евангельской, Божией Матери досталась Иверская земля (Грузия), но Ангел Господень возвестил Ей, что страна та просветится в последующее время, а Тебя, сказал Ей Ангел, ожидают попечения о иной земле, в которую Сам Бог приведет Тебя. Между тем, четырехдневный Лазарь, бывший епископом на Кипрском острове, усердно желал видеть Божию Матерь, но боялся прибыть в Иерусалим, по бывшему тогда гонению от иудеев, и по Ее соизволению, прислал за Нею корабль, на котором Она отправилась в Кипр, но вдруг подул противный ветер и прибил корабль в пристань горы Афона, которая была тогда наполнена идолами: на ней находился храм Аполлона, множество народа стекалось туда на поклонение, и всякий получал там от прорицалища ответы на свои вопросы. Как только приблизилась к берегу Пресвятая Богородица, все идолы с воплем восклицали: люди, обольщенные Аполлоном, ступайте в Климентову пристань и приимите Марию, Матерь великого Бога Иисуса, - бесы, обитавшие в идолах, принуждены были силою Божиею против своей воли сказать истину. Услышав слова идолов, народ изумился и все поспешили на берег моря к пристани; увидя корабль и Божию Матерь, они приняли Ее с почтением и спрашивали, как Она родила Бога, и как Его имя ; Она возвестила народу об Иисусе Христе, и все пали и поклонились Богу, от Нее рожденному, а Ей оказывали все почести, и потом, уверовав, крестились. Многие чудеса совершила там Матерь Божия. По крещении новопросвещенных, Она поставила учителем их одного из бывших с Нею Апостольских мужей и, возрадовавшись духом, сказала: "Сие место буди Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего", и благослови люди и рече паки: "благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих зде с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего; потребная же к житию на земли благая будут им, с малым трудом изобильна, и жизнь небесная им уготовится, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века; Аз же буду заступница месту сему и Богу о нем теплая ходатаица". Сказавши это, Она вторично благословила народ, и отправилась в Кипр для посещения Лазаря.

По истечении восьми веков Пречистая Матерь Божия вновь удостоила Св. Афон Своего посещения в чудесном явлении Своем афонскому пустынножителю преп. Петру. В житии сего преподобного рассказывается, как он в тонком сне сподобился увидеть в неизреченном свете Владычицу мира и св. Николая, рабски Ей предстоящего и указывающего на св. Петра, прося назначить ему место для иноческого подвига. Пресвятая Богородица отвечала на это: "Во Афонстей Горе будет покой его, та бо есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, да отлучающиися мирских молв, и емлющиися духовных, по силе своей, подвигов, верою же и любовию от души призывающии имя Мое, тамо временное свое житие проводят без печали, и богоугодных ради дел своих, жизнь вечную получат; зело бо люблю то место, и хощу на том умножити чин иноческий, и милость Моего Сына и Бога имущим тамо иночествовати не разорится во веки, аще и они соблюдут спасительные заповеди, и распространю их на Горе той на юг и север, и возобладают ею от моря до моря, и имя их во всей подсолнечней хвально сотворю, и защищу тех, иже тамо терпеливо в постничестве подвизатися будут".

Изумительно исполнилось это двукратное предречение Пречистой Матери Божией. Св. Афонская гора начала населяться иноками, особенно в большом числе со второй половины X-го столетия, когда была основана Лавра Св. Афанасия - первенствующей монастырь на Святой Горе, что и дает повод к намеченному на будущий год (1963) юбилейному празднованию 1000-летия Св. Афонской Горы, к каковому торжеству уже идут приготовления.

Но не радостным будет это празднование! Ибо Св. Афонская Гора переживает теперь такой упадок, какого не переживала она за всю свою прошлую историю, даже очутившись под властью мусульман-турок, завоевавших в XV столетии Балканский полу-остров. Несмотря на все политические перевороты и четырехвековое мусульманское владычество, жизнь иноческая на св. Афоне почти беспрепятственно развивалась, число иноков и обителей все увеличивалось, и св. Афон на протяжении целого тысячелетия был подлинным оплотом св. православной веры и образцом строгой иноческой жизни для всех православных иноков. Это было совершенно своеобразное, единственное в своем роде на всем земном шаре "иноческое государство", куда, по завещанию Самой Пречистой Матери Божией, не смела ступать нога женщины, и где вообще никто не жил, кроме одних иноков. Само географическое расположение св. Афона, под ясно-голубым небом древней Греции, в благораствореннейшем климате, среди необыкновенно-живописной, вечно-зеленеющей природы, на полуострове длиной в 80, а шириной не более 20 километров, с трех сторон омываемом водами Эгейского моря, уже располагает к благоговейным размышлениям о Творце этой дивной природы и к безмолвной молитвенно-созерцательной жизни. Все попытки населить Афон и построить там обычные города и села как-то не удавались, что одно уже свидетельствовало об особом назначении этого дивного уголка природы - о том, что он самим Промыслом Божиим предназначен для иной - высшей, духовной жизни.

И вот эта духовно-иноческая жизнь на св. Афоне действительно в течение целого тысячелетия, вплоть до наших страшных и губительных для подлинной духовной жизни времен, процветала. А тесная духовная связь с Св. Афоном нашей Родины-России ведет свое начало едва ли не от самого почти крещения Руси. Из жития отца русского иночества преп. Антония Киево-Печерского мы знаем, что он был пострижеником св. Афонской горы и получил повеление от своего старца идти обратно на русскую землю, дабы насадить там иночество, что тот и исполнил, сделавшись основателем прославленной Киево-Печерской лавры, которая была подлинным духовным оплотом и главным средоточием духовного просвещения для всей Киевской Руси и не утратила, благодаря почивавшим в ней многочисленным мощам преподобных, своего значения для верующего русского народа до самого последнего времени.

Множество паломников-богомольцев из всех православных стран постоянно посещали св. Афон и некоторые из них оставались там навсегда и становились иноками. Естественно, что более всего на Афоне было монастырей греческих, но вслед за греческими появились там обители, населенные русскими, сербами, болгарами, румынами, молдаванами и грузинами.

Ко времени русской революции 1917 года на св. Афоне было всего 20 монастырей, 12 скитов и около 900 малых обителей, так наз. "келлий" и "калив", а общее число всех иноков достигало 10.000 человек. Из русских обителей только одна большая, самая многолюдная на св. Афоне общежительная обитель, число иноков которой достигало почти 2000, имела ранг монастыря - это Русский Монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона; две также весьма многолюдных обители, в которых число иноков достигало 1000 душ и больше, имели только ранг "скитов" - это Русский Св. Андреевский Скит и Русский Скит св. пророка Илии. В 1917 году, как раз когда произошла революция, св. Пантелеимоновским русским монастырем был издан "Афонский листок", в котором греческой цензурой с помощью краски фиолетового цвета были замазаны несколько строчек. Это было сделано недостаточно искусно, и можно было прочитать эти замазанные строчки. Там говорилось дословно следующее: "В последнее время русских монахов на Афоне было большинство (5800 из 10000): прошло бы еще немного времени, и Афон сделался бы совсем русским".

Вскоре после русской революции официальный въезд русским на Афон и прием их в русские обители, под предлогом опасения, что туда могут проникнуть коммунисты, был воспрещен государственными властями Греции, на территории которой к тому времени оказалась св. Афонская гора, и с тех пор началось "вымирание" русских обителей, принявшее в последнее время катастрофический характер, как мы это увидим дальше.

Как известно, до Балканской войны 1912 года Св. Афон в течение целых 460 лет, со времени падения Византии, находился под властью Турции, подчиняясь в духовном отношении Константинопольскому патриарху. Турки поступали весьма благородно, не делая никакой разницы между монахами различных национальностей. И хотя они всех монахов называли "гяурами", т.е., с их мусульманской точки зрения, "неверными", они ко всем относились одинаково терпимо, и поэтому никакой разницы в положении монахов разных национальностей на Афоне за все время владычества турок не было.

Но вот в 1912 году вспыхнула Балканская война, которая в 1913 году окончилась Бухарестским миром. При заключении этого мира был поднят вопрос о международном положении Афона. Последнее должно было быть установлено путем переговоров между заинтересованными странами и Константинопольской Вселенской Патриархией. В 1914 году одно решение было принято вполне определенно: монахи каждой национальности, становились подданными своей страны, в то время как раньше они все были турецкими подданными.

Возникшая в 1914 году первая мировая война не позволила окончить начатые об Афоне переговоры. Такое нерешенное положение оставалось до августа 1920 года, когда по Севрскому договору, заключенному союзниками (без России и без Советского Союза, занявшего место России) с Турцией, по настоянию Греции, св. Афон был косвенно признан присоединенным к Греции, в виду того, что он расположен к западу от намеченной тогда демаркационной линии греко-турецкой границы. Это же положение было подтверждено по Лозанскому договору в августе 1923 года, после войны, возникшей между Грецией и Турцией (хотя Афон уже не касался Турции с 1912 года). Сделано это было для того, чтобы ясно формулировать в международном масштабе покровительство Греции и сохранение ею в силе прежних прав не-греческих монастырей, т.е. прав меньшинств на Афоне. С этой целью был добавлен к Лозаннскому мирному договору весьма важный для афонского иночества § 13-ый, который гласит: "... Греция обязуется признать и сохранять в силе традиционные (прежние) права и ту свободу, которой пользуются (теперь) не-греческие монастырские общины святой горы Афонской, согласно постановлению § 62-го Берлинского мирного договора ...".

Таким образом, Греция, по Лозаннскому договору, признала полное равенство в правах за афонскими монахами не-греками, по происхождению, и обязалась давать им то же покровительство и поддержку, коей пользовались монахи-греки. Обо всем этом мы читаем в вышедшей недавно в Афинах в 1960 году книге Никифора Милонаку, служащего греческого Министерства Внутренних Дел, под заглавием: "Святая Гора и Славяне" (см. стр. 117).

Вслед затем, в 1924 году в Греции, был выработан новый "Устав Святой Горы", подписанный представителями 19-ти монастырей Афона, кроме одного 20-го монастыря Русского Пантелеимонова. Греческим правительством этот новый устав был утвержден. Кроме того, греческое правительство само 10 сентября 1926 г. приняло и объявило "Новое Положение об Афоне", в котором начальная статья "А" гласит: "Полуостров Афонский от горы Мегала Вигла (на границе с материком) до оконечности является самоуправляемой частью Греческого Государства, под духовным управлением Вселенского Патриарха. Все монашествующие на Афоне являются отныне греческими подданными, а также все вновь поступающие послушники, становятся таковыми без дополнительных каких-либо прошений" и т. д.

Это "Положение" было принято, как закон Греческого Государства. Благодаря этому закону все наши русские обители на Афоне из русских, каковыми они были всегда под властью Византии, а затем и под властью турок, превратились в греческие, и все русские люди на всем свете сделались теперь для прежних своих русских обителей на Афоне иностранцами, чего не было при турках, хотя все постриженные в монашество (но не послушники) тогда тоже считались формально турецкими подданными.

Одновременно с этим, Греческим Правительством были даны своим заграничным представительствам негласные указания - не пропускать на Афон из-за границы никого, кто желал бы остаться там навсегда с принятием монашества. Это видно из того, как о том ясно свидетельствует переписка в наших русских обителях, что с 1926-го года до 1958-го года не был пропущен ни один из тех, кто просились (Последними были приняты в 1926 году в Пантелеимоновский Монастырь карпатороссы), а желающих тогда поступить на Афон было немало.
Где же обещанное равенство?

В то же время греческие монастыри на Афоне продолжали жить по-прежнему, нормально пополняя ряды своей братии, как это было и прежде, по праву, предоставленному игуменам обителей принимать желающих монашествовать, без всяких осложнений и затруднений.
Что получилось, благодаря этому?

Число русских иноков на Афоне стало катастрофически быстро уменьшаться, оставаясь без пополнения. Возьмем для примера самый многолюдный Св. Пантелеимоновский монастырь: в 1926 году в нем было еще 650 монахов, а в 1955 году осталось только 90 стариков, т.е. лишь 14 % этого числа, а 86 % ушло в вечность без замены их новыми. Таков же процент уменьшения иноков и в других наших обителях. И если в 1914 году ко времени первой мировой войны на всем Афоне было всего 5800 русских монахов, то к 1959 году, по сведениям вышеупомянутой книги Никифора Милонаку, русских монахов на Афоне осталось всего 120 стариков в обителях: одном монастыре, 2-х скитах и 13 келлиях, т.е. за 45 лет убыло русских монахов 5680, и совсем исчезло с Афона 70 малых русских обителей (келлий), которые, за вымиранием своих насельников, по здешним законам, перешли в руки греков.

В конце 1954 года Министерством Иностранных Дел Греции - Дирекцией церквей - было издано распоряжение за № 39126 ЕК(18а)1954, которое было опубликовано и разослано всем представительствам заграницей в 1955 году;

1) Правила для поступления в монахи иностранцев в обители на Афоне, и 2) Правила для посещения иностранцами Афона в качестве туристов на короткое время (теперь на неделю).
Эти правила имеют в виду также русских, которых с 1926 года начали рассматривать в Греции, как иностранцев, для своих же русских обителей на Афоне, чего не было при турках. Согласно этим новым правилам, от желающего поступить в монахи требуется представление 5-ти труднодоставаемых удостоверений: 1) О рождении 2) о крещении в православную веру при рождении, т.е. перешедшие в Православие позже из инославия или иной веры на Афон уже не допускаются (?), 3) о несудимости, 4) канонический отпуск для лиц в духовном сане и 5) подписка желающего о том, что ему известен закон об автоматическом приеме его в греческое подданство. Эти пять удостоверений, если они найдены будут удовлетворительными, посылаются еще на утверждение Вселенскому Патриарху, что длится весьма долго, и чего никогда раньше на практике не было и чего не требуется и теперь для греческих обителей, куда все желающие принимаются просто самим игуменом, одним или с собором старцев обители.

За все время обнародования этих новых правил принято в Пантелеимоновский монастырь в 1958 году двое новых братий, в 1959 г. - один и в 1960 г. тоже один. Кроме того - в Сербский Хилендарский монастырь - 8 сербов, а в остальные обители меньшинств - ни одного.

Если бы соблюдение этих правил требовалось и для приема в греческие монастыри, то можно было бы говорить о справедливости, но - увы! - этого нет, как сказано выше. В то же время, если бы наши русские обители продолжали пользоваться прежними правилами приема новых иноков самим игуменом, то они, конечно не пришли бы в такое плачевное состояние, в каком они находятся теперь. К сожалению, греческие власти словно и не сознают, какую несправедливость они создали, и считают даже, что своим новым законом о приеме "иностранцев" они нас облагодетельствовали.
В настоящее время - к 1 октября 1962 года - на Афоне существуют еще нижеследующие русские обители: 1) Монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, 2) Св. Андреевский Скит, 3) Св. Ильинский Скит и 4) 14 келлий, а также - 16 одиноких пустынников.

В Русском некогда громадном и многолюдном Монастыре Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона в настоящее время подвизается всего 36 братий: Настоятель - Архимандрит Илиан, 2 иеромонаха по 80 лет каждому, 3 иеромонаха в возрасте от 60 до 70 лет и 30 монахов в возрасте от 60 до 80 лет и выше.

В следующем по величине Св. Андреевском Скиту осталось всего б монахов: Настоятель - Архимандрит Михаил 72 лет, который сам совершает все богослужения, потому что имеющиеся в скиту еще два иеромонаха по 80 лет каждому из-за старости совсем не в состоянии служить; и еще 3 монаха такого же престарелого возраста.

В третьем по размеру и многолюдству Св. Ильинском Скиту осталось в живых всего 10 братий: Настоятель - Архимандрит Николай 83 лет, страдающий от ревматизма ног и потому редко служащий, два иеромонаха, из коих одному 81 год, а другому 75 лет, причем у одного был недавно легкий паралич, 2 монаха, бывшие хорошие певцы, а теперь слепые, из коих одному 81 год, который еще поет, а другому 83 года, который лежит прикованный к постели, 1 иеродиакон и певчий 81 года еще бодрый, один певчий 75 лет, один эконом 71 года.

В остальных 14-ти малых обителях, или "келлиах", как их называют, число братий насчитывается единицами. Так -

В Обители Св. Николая (Белозерка) 4 человека: один иеромонах 84 лет еще служит, другой иеромонах не служит по болезни, 1 иеродиакон полуслепой и тоже не служащий по болезни.
В Обители Св. Саввы Освященного 2 иеромонаха служащие: одному 75 лет, а другому 72 года, третий собрат - иеродиакон 74 лет. Один из этих иеромонахов Серафим уже 6 лет служит в Св. Ильинском Скиту за малую плату.
В Крестовоздвиженской Обители 3 человека: иеромонах Афанасий, который еще служит, и 2 монаха, которым обоим по 80 лет.
В Обители Св. Артемия 2 собрата: иеромонах еще служащий и 1 монах 79 лет.
В Обители Св. Троицы 2 иеромонаха и оба не служащие: одному 79 лет, а другому 73 года.
В Обители Св. Иоанна Богослова 1 иеромонах парализованный 75 лет, нанимает себе прислужника.
В Обители Св. Игнатия Богоносца 1 иеромонах совершенно глухой, который может служить только участвуя в соборных служениях.
В Обители Св. 12 Апостолов 1 иеромонах 77 лет, служащий по приглашениям в других обителях.
В Обители Св. Николая Чудотворца 1 иеромонах 60 лет, не могущий служить, из первых эмигрантов.
В Обители Св. Иоанна Златоуста 1 иеромонах 72 лет, еще могущий служить.
В Обители Св. Архангела Михаила один Архимандрит Евгений, всем известный, 78 лет, служит очень редко.
В Обители Св. Николая 1 монах 75 лет.
В Обители Сретения Господня 1 монах 65 лет из эмигрантов.
В Обители Рождества Богородицы 1 монах 76 лет. Кроме этого проживают на Св. Афоне еще нижеследующие одинокие пустынники:
Иеромонах Тихон 78 лет,
Монах Макарий 60 лет,
Монах Владимир 62 лет,
Монах Сисой 81 года,
Монах Василий 72 лет,
Монах Василий 62 лет,
Монах Михаил 75 лет,
Монах Вениамин 68 лет и
Монах Ивети 74 лет.

Сверх этого на Каруле - отвесной гигантской скале, господствующей над бездною Архипелага с южной стороны Святой Горы, куда лишь с великим трудом можно взобраться, где русскими построено 3 церкви, до сих пор еще подвизаются семеро русских иноков: 2 иеромонаха, из которых одному 79 лет, а другому 62, оба служащие, 1 монах 78 лет, 1 монах 80 лет, 1 монах 58 лет, 1 монах 60 лет и еще один иеромонах самый молодой 48 лет.

Всего, в общей сложности, на всей Афонской Горе 91 (девяносто один) русский инок. Так обстояло дело к 1 октября 1962 года.

Какие средства к жизни у всех этих русских иноков? Лучше всего обеспечен Монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеимона, благодаря имеющемуся у него лесу и притом в большом количестве. Св. Андреевский Скит, хотя леса своего не имеет, но имеет метох, конфискованный правительством, и теперь правительство, взамен конфискованного метоха, что-то ему выплачивает регулярно, а кроме того скит имеет какие-то материальные средства, сохранившиеся еще от прежних до-революционных времен. Ничего этого нет у иноков Св. Ильинского Скита, которые как раз перед первой мировой войной истощили все свои средства на сооружение нового храма, строившегося целых 9 лет; эти иноки, как и все келлиоты живут исключительно на подаяния добрых людей, продажей книг и других предметов, а кроме того есть у них огороды и виноградники, правда, весьма небольшие - только на территории своей усадьбы. Заграницей у нас и некоторые церковные учреждения, и разные организации, и отдельные лица стараются, как могут, помочь нашим бедствующим и уже столь престарелым инокам, из которых большинство не в силах даже сами себя обслуживать, путем сбора и посылки им денег, но такая помощь, конечно, недостаточна, а имея в виду печальное будущее всех этих наших обителей, когда последние насельники их вымрут, даже малосущественна. Существенной помощью нашим иноческим обителям на Афоне была бы лишь отправка им известного числа молодых или хотя бы не столь старых людей, которые бы посвятили себя иноческой жизни и, таким образом, послужили бы сменой нашему вымирающему иночеству.

А иначе не только мы потеряем все наши иноческие обители на Афоне, вместе с веками скопившимся в них нашим богатым достоянием, которое попадет в руки греков, но и сам "жребий Божией Матери" будет поставлен под угрозу прекращения его существования, ибо и греческие и все остальные обители тоже оскудели иноками и постепенно вымирают.

Еще в 20-х годах была уже намечена попытка уничтожить монастыри на Афоне. Об этом своем намерении заявил, как было объявлено в печати, тогдашний греческий президент, который вскоре после сделанного им заявления скоропостижно скончался от разрыва сердца, и злое намерение его поэтому не осуществилось. В настоящее время также промелькнули в печати слухи, будто нынешнее греческое правительство только ожидает, пока все афонские монахи вымрут, дабы ликвидировать на Афоне монастыри и устроить там курортное место. В этом нет ровно ничего невероятного, если принять во внимание, из каких лиц состоят современные правительственные органы во всех странах, не исключая и православной Греции, и как заинтересованы они в уничтожении христианской веры вообще, а тем более - такого мощного оплота Св. Православия и строгой иноческой жизни, каким был Св. Афон на протяжении веков.

Такое столь печальное современное состояние нашей многовековой святыни не может не вызывать у нас чувства самой глубокой скорби и естественного желания что-то предпринять, чем можно было бы помочь нашим вымирающим иноческим обителям на Св. Горе. Но оно говорит нам и еще о чем-то - весьма знаменательном и судьбоносном. Ведь Св. Афон, как мы говорили об этом в самом начале, есть "земной жребий Божией Матери", о котором Она Сама благоизволила изречь, что он будет существовать "до скончания века". Следовательно, если Св. Афону придет конец, то это - явный признак, что наступает кончина века.

Единственное средство отсрочить эту явно приближающуюся кончину века сего это - оказать какую-то существенную поддержку нашим монастырям на Афоне, дабы они не вымерли окончательно, но могли бы и далее, с Божией помощью, и под Покровом Царицы Небесной, продолжать свое существование, неся свое высокое служение всему христианскому миру.

Архиепископ Аверкий (Таушев) Сиракузский и Троицкий

8/21 октября 1962 г.
Нью-Йорк

http://www.afonit.info/index.php/biblioteka/istoricheskie-dokumenty/3222-arkhiv-svyataya-gora-afon

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архиепископ Аверкий (Таушев)
Духовная слепота и большевизм наших дней
Актуальное слово архиепископа Аверкия (Таушева) в Рождество Христово 1957 года
19.01.2023
Дух антихристов и предтечи антихриста
К 45-летию со дня кончины
13.04.2021
С каждым новым годом…
Слово 1969 года
30.12.2020
Мiр безумствует
Ко дню памяти
13.04.2020
Все статьи Архиепископ Аверкий (Таушев)
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 19:23
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14