7 недель после Пасхи
В первые века христианства в воскресенье, следующее за Пасхой, неофиты (т. е. недавно крестившиеся), наконец, меняли свои праздничные белые одежды, в которых ходили всю неделю после своего крещения (оно первоначально совершалось в Церкви лишь в особые дни, в первую очередь, на Пасху). В этот день уже в наше время в белые одежды, точнее, белые подвенечные платья, стремятся облачиться многие невесты: всем знакомая сегодня Красная горка - это первый день после длинного Великого поста, когда разрешается венчаться.
Но все это, конечно же, второстепенно!
Что же празднует Церковь на
исходе Светлой седмицы? Антипасху! В этом странном, на первый взгляд,
многих смущающем названии нет никакого противопоставления Пасхе. В
переводе с греческого «Антипасха» значит «вместо Пасхи». Так называется
следующая после Светлой неделя, по Уставу она еще именуется Новой
неделей.
Почему же Новая, почему «вместо»? Дело в том, что в
воскресенье Новой недели Церковь вспоминает человека, для которого в
каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов: это
апостол Фома.
В день Своего Воскресения, войдя дверьми затворенными и
представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди
них Фому: по каким-то причинам того не было с десятью апостолами. А
придя позже, он не мог до конца поверить (да и кто бы смог!) услышанной
от своих собратьев небывалой, неслыханной вести о том, что Учитель жив:
Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в
раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20:25).
И увидел - через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня
именуем Фоминым. Господь мой и Бог мой! - это восклицание Фомы и есть
как бы обновление пасхальной радости, новая радость. Оттого и неделя
называлась Новой.
Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны
невидевшие и уверовавшие (Ин 20:29), - отвечает апостолу Спаситель.
«Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем! Не
забыты Господом и мы, воспоминающие событие, от которого отделены
восемнадцатью столетиями», - комментирует эти слова Христа святитель
Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867). А значит, и мы, живущие двадцать
веков спустя, тоже не забыты...
Праздник уверения апостола Фомы
отмечался точно уже в IV веке (упоминание о нем содержится
в «Апостольских постановлениях», датируемых приблизительно 380-м годом).
Им оканчиваются самые торжественные, ликующие дни празднования Пасхи.
Хотя до самого Отдания Пасхи (а Отдание - это последний день
воспоминания о празднике) все службы по-прежнему будут начинаться с
пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ
и сущим во гробех живот даровав!» И, как писал о неофитах блаженный
Августин († 430), так и обо всех христианах в эти дни можно сказать:
«Белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».
Поминовение умерших. 29 апреля
Вопреки распространившемуся в советское время обычаю ходить на кладбище на Светлой неделе в эти дни не совершается даже панихид (служб об упокоении умерших). Почему? Потому что это время радости, отчего даже выпавшие на этот период отпевания священники совершают, облаченные в самые праздничные - красного цвета - одежды, с пением радостных песнопений Пасхи. Более того!... «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» - это обычное печальное пение, под которое гроб с телом умершего несут, чтобы предать земле, заменяется ликующим пасхальным тропарем. Все дышит Воскресением Христовым - окончательной победой над смертью.
Но особенный день поминовения усопших в период празднования Пасхи все-таки есть: это вторник Фоминой (Новой) недели. Радоница - плод сложившейся традиции, а не строгого предписания богослужебного Устава. Но само название свидетельствует о настроении этого дня: хоть он и связан с печалью об оставивших наш мир, но печаль эта светлая, растворенная возгласом: «Христос воскресе!»
Автор: ПОСАШКО Валерияhttp://www.foma.ru/nedellja-vtoraja.html