itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Воскрешение Лазаря». История картины

Караваджо - евангелист от живописи

0
939
Время на чтение 8 минут

Настенная живопись римских катакомб, византийские фрески, иконы, а еще Джотто, Лукас Кранах Младший, Рембрандт, Нестеров, Ван Гог... Список художников, обращавшихся к истории воскрешения Лазаря, друга Христа, брата Марфы и Марии, можно продолжать почти до бесконечности. Один из знаковых сюжетов Священного Писания, история чуда, описанная евангелистом Иоанном, стала важной темой в истории мировой живописи. Писали ее по-разному: боговдохновенно, тонко, эмоционально или отстраненно, строго или торжественно, детализировано, современно, в соответствии вкусам или стилю. Но среди прочих был один художник. Прообраз Воскрешения Христа, событие воскрешения мертвого он изобразил так, будто сам был очевидцем этих реальных событий.

Гениальный бродяга

Портрет Караваджо работы Оттавио Леони (1621)

Микеланджело Меризи да Караваджо - выходец из Ломбардии. Он осиротел в 1576 году в возрасте четырех лет. Его отец архитектор Фермо Меризи умер от чумы, которая обрушилась на Ломбардию.

Мальчик рано начал заниматься живописью, с одиннадцати лет учился у миланского художника Симоне Петерцано. Тогда же научился игре на лютне, овладел искусством фехтования и стал великолепным наездником.

Когда умерла мать, братья разделили достаточно большое наследство и стали жить самостоятельно. Караваджо, которому было уже двадцать лет, отправился искать счастья в Рим. На первое время денег хватало, но потом пришла нужда, в том числе из-за разгульного образа жизни, который вел юноша.

Микеле (так называли его друзья) жил среди оборванцев великого города, скитался, бродяжничал. Случай привел его в мастерскую известного тогда Джузеппе Чезари. Чезари скупал работы молодых художников и перепродавал их. Нанимал художников в свою мастерскую и вообще поставил на поток производство картин. Обратив внимание на талантливого юношу, он взял его в свою мастерскую, где поручал Караваджо писать только натюрморты, пользовавшиеся большим спросом среди покупателей. Правда отношения между Караваджо и Чезари сразу не заладились, поэтому Караваджо незаметно писал еще и для себя. В основном это были портреты уличных мальчишек и бедноты. И хотя эти картины не пользовались спросом у перекупщиков, Караваджо продолжал писать. Тогда то он и написал «Юношу с корзиной фруктов», на которой изобразил своего друга. Картина заинтересовала многих заходивших в мастерскую Чезари и определила будущее художника.

Однажды Караваджо заметил и пригласил работать к себе во дворец кардинал Франческо Мария Борбоне дель Монте. Он поселил его в своем дворце, выделил мастерскую и обеспечил заказами. Это напрямую было связано с деятельностью папы Климента VIII, который уделял большое внимание украшению церквей. Многие меценаты, желая отметиться и получить расположение понтифика, активно содействовали этому начинанию папы. Заказы так и сыпались на художников.

Караваджо - человек, рисовавший жизнь

«Положение во гроб» (1603)

Отличительной особенностью Караваджо была его откровенность. И прежде всего откровенность в передаче натуры. Он не признавал авторитетов, был непредвзят, принципиально ничего не выдумывал, не создавал отвлеченных романтизированных образов. Он писал как есть, скрупулезно выписывая предметы, которые в момент написания и были главными на картине. Если изображал мифологическое существо, а натурщиком выступал юноша с грязными жилистыми руками, то у античного бога были жилистые, рабочие руки. Если натурщик держал в руках виноград со сгнившими ягодами и пожухлыми листьями, то художник выписывал их такими, как они есть.

Многие биографы Караваджо пишут о нем как о человеке, который «не делал ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью», как о «перевернувшем все представление о том, что украшает живопись».

Караваджо писал то, что знал лучше всего. Воспевал красоту земной жизни, как ее видел. Он и верил лишь в то, что видели его глаза. Может быть, поэтому его картины имеют такую силу воздействия. Зритель чувствует себя вовлеченным участником события

Многие критиковали Караваджо за натурализм, вульгарность, за профанированность его святых. Ведь на полотнах это были простые смертные люди. Еще больше заказчиков возмущало то, что ради этой своей «с натуры» в качестве моделей Караваджо приглашал бродяг, нищих и проституток. Но как иначе мог поступать человек, который жил бок о бок с римской нищетой, знал, что это такое, был частью этого мира? «Вы не просто смотрите на мои картины, вы видите, вы верите в них, вы их чувствует», - говорил он. Да, он действительно по-своему интерпретировал сюжеты священного Писания, нарушая сложившиеся каноны и пренебрегая авторитетами. Бывали случаи, что от его картин отказывались заказчики. Но Караваджо воспринимал Евангельскую весть самым серьезным образом, как то, что касается его самого, является его частью. «Успение», «Мадонна пилигримов» (1603), «Ужин в Эммаусе» (1606), «Положение во гроб» (1602) «Уверение Фомы» (1601), «Мученичество святого Матфея» (1600) и многие другие работы демонстрируют Караваджо как евангелиста от живописи и заставляют содрогнуться от того, насколько близки могут быть события Писания.

Вспыльчивый, грубый, эмоциональный, страстный, неуживчивый, экстравагантный, нетерпимый, наживающий всюду и всегда себе врагов, гениальный... Караваджо всегда носил при себе оружие и часто его применял. Однажды он повздорил с неким Томаззони. Из-за девушки, известной в Риме куртизанки, которая, как говорили, позировала ему для картины «Святая Екатерина». Скрестили шпаги, дуэль была жестокой и кровопролитной. Раненый Томаззони умер от потери крови. О стычке быстро стало известно властям, и Караваджо кинулся в бега, ведь его не просто разыскивали за убийство, за его голову объявили награду.

Скрываясь от наказания, он добрался до Неаполя. Здесь его прятали и опекали покровители, которые обеспечивали ему свободу, но взамен требовали писать картины. Потом художник перебрался на Мальту. Несмотря на причастность к убийству (это было непреодолимым обстоятельством), Караваджо приняли в орден мальтийских рыцарей-ионитов. И он вновь стал писать. Мучимый чувством вины, жаждущий прощения и помилования, на Мальте Караваджо создал серию работ настолько откровенных, беспощадных и драматичных в своей подаче, картин без намека на утешение, что его прямо стали называть величайшим художником современности. Всех особенно потрясло огромное полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608), где Караваджо впервые поставил свою подпись. Он подписал картину в центре, кровью Крестителя, будто желая, чтобы это смыло с него совершенное преступление.

«Лазаре, гряди вон»

Страх, ужас неизбежности, негодование из-за несправедливости законов природы, - вот что испытывает человек, соприкасаясь со смертью. Но вот мы читаем евангелиста Иоанна.

В одиннадцатой главе святой Иоанн рассказывает историю жителя Вифании, небольшого поселения вблизи Иерусалима. Праведный Лазарь, тот, что принимал в своем доме вместе с сестрами Марфой и Марией Иисуса Христа, заболел. Мария через знакомых просила передать Христу: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен». «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий», - такой она получила ответ. Лазарь все-таки умер. Плачут сестры, плачут друзья. Не верят в смерть соседи, но хоронят праведника, как подобает обычаю, запеленав в саван, кладут в пещеру, в гроб и задвигают каменной плитой. Продолжают плакать, тосковать, утешать друг друга в печали о Лазаре. А в это время в Вифанию спешит с учениками Христос: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». «Господи! если уснул, то выздоровеет», - говорят ученики и слышат прямой ответ: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». (Ин 11:14-15)

Уже подходя к городу, Христос встречает Марфу и, видя ее слезы, говорит: «Воскреснет брат твой!» И она, кивая и плача, говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». В словах убитой горем женщины слышны и вера, и сомнение, и потому Христос говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин 11:25-26)

Уже там, недалеко от гроба, Христос встретил другую сестру Лазаря, Марию и расплакался вместе с нею. Тут же шепот прошел по толпе: «неужели Он, открывавший глаза слепым, не мог сделать, чтобы и этот не умер?» Дальше события происходят стремительно, чудо происходит без промедления у всех на глазах.

«... То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший... Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет...» (Ин 11:38-44)

И вот уже горе сменяется радостью, слезы - ликованием. Смерти больше нет, страх смерти изжит. И мы через рассказ евангелиста становиться свидетелями Малой Пасхи, прообраза Воскресения Христова.

«Воскрешение Лазаря». Караваджо

В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Его приютил в Сиракузах старый друг и ученик, который и помог осуществить побег с острова рыцарей. Тут же новость облетела Сицилию, и на прославленного художника обрушились заказы. Он получил заказ для церкви святой Лючии. Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите. Поэтому, как только Караваджо получил гонорар, он отправился в Мессину, тем более, что мальтийские рыцари напали на его след.

В Мессине Караваджо познакомился с успешным и состоятельным купцом Джовани Баттиста де Ладзари, который предложил художнику что-нибудь для него написать. Караваджо, как было тогда принято, написал образ святого покровителя заказчика - обратился к теме воскрешения Лазаря.

Мрачные катакомбы, два человека держат тело Лазаря, умершего четыре дня назад. Караваджо обычно писал с натуры, поэтому и здесь он нанял людей, чтобы те позировали ему. Он даже велел принести ему выкопанное тело недавно убитого юноши. И хотя натурщики категорически отказывались держать в руках тело, Караваджо настоял на своем. Говорят, он даже пригрозил им клинком.

"Воскрешение Лазаря" (1609)

Мощная и огромна пустота. Луч света, который прорезает пространство. Свет, который, как прожектор, высвечивает действующих персонажей, который противопоставлен тьме и пустоте и сам является действующим лицом полотна - отличительная особенность Караваджо. Свет скользит по фигурам Христа, Лазаря, его друга, Марии и прямо сейчас, в эту секунду этот неземной свет воскресит к жизни оплаканного брата. Могильщики ухватились и едва удерживают плиту, которую только что отвалили от гроба. Они отвернулись, не желая смотреть смерти в глаза. На землю выкатились кости, череп, спали погребальные пелены с Лазаря. И вот его рука, будто отозвавшись на слова: «Лазарь, выйди» - уже тянется к свету. Смятение, горе, любопытство, недоумение на лицах присутствующих. Нет ликования, нет понимания, что чудо уже случилось, так неожиданно и вопреки законам природы оно вошло в их жизнь.

А зритель вновь участник реальных событий, такой же недоумевающий и растерянный, сопричастный и неравнодушный. Одни биографы говорят, что, увидев недоумение на лице заказчика и его знакомых, пришедших взглянуть на картину, раздосадованный реакцией Караваджо выхватил кинжал и полоснул им по холсту.

Другие утверждают, что заказчик был очень недоволен, и Караваджо в отчаянии снял изображение и написал картину заново.

В 1609 году картина была подарена мессианскому братству крестоносцев. Она пострадала во время землетрясений на Сицилии в 1693, 1783, 1908 годах, но ее удалось отреставрировать. В дошедшей до наших дней картине, которую художник написал за год до смерти, Караваджо предстает человеком, жаждущем истины и доказательств, миссионером и проповедником, искренне верящим в Воскресение из мертвых.

Фото ru.wikipedia.org


http://www.foma.ru/voskreshenie-lazarya-istoriya-kartinyi.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Рощеня
Стояние Марии Египетской
Как преодолеть "грешной жизни пустоту"?
25.03.2015
Имя Акакий
Герой повести "Шинель" и православные святые
12.12.2014
Имя Анна: единожды княгиня, но дважды святая
15 октября Русская Православная Церковь вспоминает Анну Кашинскую - благоверную княгиню, которую дважды объявляли святой
15.10.2014
Русский хор, которого не слышала Россия
Почему венские аристократы ломали стулья на концертах?
23.09.2014
Все статьи Дарья Рощеня
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09