Про «оккультизм» и «псевдоправославие»: как рождаются огульные обвинения, приводящие к подмене смысла

07.04.2014

Огульные обвинения Семейного Центра «Рождество», равно как и других родительских объединений, со стороны лиц, имеющих отношение к центру Иринея Лионского, звучат уже не первый раз[1]. По этому поводу сотрудники Центра, вместе с духовником Центра «Рождество», однажды уже беседовали с Владыкой Пантелеимоном весной 2013 года. В итоге, благодаря распоряжению Владыки, видеофрагмент с выступлением, в котором прозвучали предвзятые суждения о работе Центра «Рождество», был снят с сайта «Милосердие.ру».

Между тем, заслуживают пристального внимания приёмы, с помощью которых выносятся подобные суждения. Вызывает беспокойство, что эти приёмы, возможно,- не частный случай, применимый только к деятельности родительских центров.

Мы рассмотрим их на примере  ряда некоторых обвинений, выдвигаемых относительно Семейного центра «Рождество».

1.           СПА-процедура послеродового «пеленания» женщины - языческий ритуал?!

Цитата: «Одной из основных «визитных карточек» центра «Рождество» является так называемое «послеродовое пеленание», имеющее сакральный смысл «перехода в новое качество матери», на основе мексиканских языческих обрядов. Реализацией этой практики занимается ведущая акушерка центра Алена Лебедева, проходившая обучение у мексиканской акушерки Наоли Винавер, активно пропагандирующей мексиканский языческий обряд «темаскаль», при котором родившая женщина должна пролезть в небольшое отверстие в пещере, чтобы перейти в «новое качество матери»... Возможная опасность этой процедуры для организма человека не исследована»[2]

Предыстория обвинения. Ведущая группы по подготовке к родам в Центре «Рождество» непродуманно цитирует в своей статье акушерку из Мексики. В ходе международной конференции, мексиканка говорит о важности помощи женщине не только до, во время, но и после родов, о том, что акушерки издревле этим занимались. Показывает большой мексиканский платок-парео, с помощью которого женщину восстанавливали, перетягивая-пеленая определенным способом - вроде массажа, дренажа, СПА-процедуры.  И добавляет, что в других странах этого способа не встречала.

Дословно цитата из статьи по этому поводу выглядит так:

«В нашей стране до сих пор существует обряд пеленания женщин после родов. Я не слышала, чтобы где-либо, в какой-либо еще стране был такой ритуал. Но я его прошла и могу сказать, что это не просто ритуал, а сильное, продуманное физиологическое воздействие на роженицу в целях скорейшего ее восстановления!»

Под физиологическим воздействием имеется, естественно, ввиду работа с самыми распространенными жалобами родильниц: послеродовые боли в спине, опущения внутренних органов, нарушение пищеварения, головные боли, пупочные грыжи и диастазы прямых мышц живота и т.д. Понятно, что цитирующая это высказывание акушерка наивно подразумевает, что в данном контексте в слова «обряд» и «ритуал» не может быть читателем вложено магического смысла.

Но, увы, нет. Может. И возникает, по-сути, клевета: "В Центре "Рождество" практикуется языческий ритуал пеленания женщины после родов".

Подобная интерпретация метода, проходящего сейчас экспериментальную апробацию и научное обоснование под руководством высококвалифицированных медицинских работников, активно распространяется, доводится до сведения Епископа Пантелеимона, Митрополита Меркурия и др., преподносится как свидетельство тщательно скрываемого, оккультно-эзотерического характера истинной деятельности Центра «Рождество».

«Метод» вынесения суждений, применённый здесь, - домысливание, додумывание, неадекватное толкование, подмена смысла, основанная на «тождественности» форм.

Возникает ложное тождество: раз «послеродовое пеленание имеет место в языческом обряде «темаскаль»»  (что правда!) = значит, «в современную практику послеродового пеленания вкладывается сакральный, оккультно-языческий смысл» (что ложь!). 

Этот пример - частный случай крайне некорректного обобщения, когда в небрежную риторику вкладываются смыслы, не просто далёкие от того, что хотел выразить автор высказывания, а прямо тому противоположные. 

Настоящее положение дела. Никто никуда не пролезает, ни в какие пещеры или иные символические отверстия. Со страшным словом «темаскаль» упомянутая акушерка и, по совместительству, преподаватель кафедры Российского университета дружбы народов (РУДН),  ранее была не знакома.  Оздоровительная процедура послеродового восстановления женщины  представляет собой своеобразное «прессотерапевтическое» воздействие с помощью обычных полотен ткани, что несколько напоминает пеленание.

В настоящее время по методике процедуры послеродового «пеленания» проведены исследования на кафедре клинической физиологии и нелекарственных методов терапии ФПКМР РУДН. Разработана комплексная методика, результаты которой скоро будут опубликованы в «Вестнике РУДН». По материалам исследований профессорско-преподавательским составом сотрудников кафедры написана, в частности, статья и для научно-исследовательского журнала «Современные научные исследования и инновации» (ISSN 2223-4888 (on-line) ISSN 2307-776X (print)) КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИИ БОЛЕЙ В СПИНЕ В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ. Татаринцева Р.Я., Лебедева Е.Ю., Панов Г.А., Априамашвили Г.Г.
SN -4888 (online)
ISSN 2307-776X. Подтверждена эффективность и безопасность данного метода.

2.            Висцеральный массаж - псевдонаучная, оккультная процедура?!

Предыстория обвинения. В Центр «Рождество» была приглашена профессор РУДН, академик Академии медико-технических наук РФ и Международной академии авторов научных открытий и изобретений, руководитель Секции экологии и безопасности питания Экологической женской ассамблеи при ООН доктор медицинских наук Р.Я. Татаринцева. Она провела мастер-класс для ознакомления родителей с техникой висцерального массажа.  С учетом широкого спектра интерпретаций можно назвать это просто массажем живота.

Одно единственное объявление на сайте Центра об этом мастер-классе (одно, в море других материалов - о православных праздниках, современном кино, детской литературе, отношениях в семье) привлекло внимание известных лиц. Итог - новые подозрения и обвинения в «псевдонаучности», «оккультности», «нью-эйджевской» сориентированности. Сотрудникам Центра было показано Владыкой Пантелеимоном 10 страниц оккультных инвариантов понимания висцерального массажа, почерпнутых из интернета. Но, между тем, профессор Р.Я.Татаринцева, являясь известным ученым и православной христианкой,  далека от подобных, действительно псевдонаучных и духовно опасных инвариантов метода висцерального массажа и подразумевает под ним совершенно иное.

Настоящее положение дела. Висцеральная терапия (visceralis; лат.- внутренний) это лечение внутренних органов с помощью массажа. Она применяется, если нарушено взаиморасположение органов в силу травм, чрезмерных эмоций, предшествующих операций, родов и т.д., появляются спайки, воспаления, застойные явления (стазы), метаболлические нарушения в органах. Является частью мануальной терапии, преподается во всех медицинских институтах на курсах повышения квалификации врачей по специальности «мануальная терапия».

При этом, действительно, искусственное расширение области понимания и применения висцеральной терапии ведёт к её оккультно-окрашенным инвариантам. К сожалению, только эта область применения была показана в подборке материалов, представленной, в частности, на встрече сотрудников Центра «Рождество» с владыкой Пантелеимоном.

Специалисты медицинских центров, работающие с Центром «Рождество», под висцеральной терапией понимают исключительно  данное определение:  лечение внутренних органов с помощью приёмов массажа. К тому же, специалисты в этой области, сотрудничающие с Центром «Рождество», имеют сертификаты по "технике висцеральных дисфункций" государственного образца.

Иные интерпретации висцеральной терапии являются грубыми антинаучными измышлениями, не имеющими к медицинской деятельности никакого отношения.

«Методология» огульной интерпретации метода висцерального массажа  применительно к центру «Рождество», судя по всему, используется следующая:

В строке Поиск набирается нужное слово - например, «висцеральный массаж». Или «гомеопатия». Или просто «массаж». Или «домашние роды». Или - «семейное обучение». Или - что угодно, особенно - то, что является предметом споров и дискуссий в профессиональной и профанной среде. Вываливаются различные ссылки. Из них отбираются те, в которых сквозит явное антихристианское, дремуче-языческое, оккультное или криминальное или откровенно маргинальное содержание. Делается подборка только таких цитат. Цитаты противоположного характера игнорируются. Дальше над подборкой впечатывается: "В центре ... таком-то.... рекомендуется псевдонаучная оккультная практика висцерального массажа". И следуют бережно отобранные цитаты, не имеющие к Центру «Рождество» никакого отношения, но притянутые к нему словосочетанием «висцеральный массаж». Вывод напуганного православного читателя очевиден.

Здесь используется та же логика, что и в первом примере, - настойчивая попытка отождествить нетождественные явления, приводящая в итоге к подмене смысла.

3.           Домашние роды - оккультная практика и средство наживы Центра «Рождество»?!

 Предыстория обвинения. В рамках курса подготовки к родам (программа «Навстречу малышу») рассказывается о различных методах наблюдения беременности и ведения родов в нашей стране и за рубежом. Хорошо известно, что многих родителей сегодня интересуют домашние роды, кто-то нацелен именно на них, имеет многократный опыт родов дома  - это явление фиксируется в России с конца 80-х годов ХХ века. Зародилось оно в первых родительских объединениях прошлого века, по большей части (но не в целом!), имевших выраженный «нью-эйджевский» уклон. Исходя из этого факта, строится обвинение в подобной направленности всей деятельности Центра «Рождество».

Метод тот же:

отождествление сходства формы со сходством содержания (необоснованное отождествление истоков движения за домашние роды и современного, вариативного  к ним отношения).

Более того, программа подготовки к родам в Центре «Рождество» - лишь малая толика, одна из пятидесяти иных - педагогических, психологических, культурологических, творческих программ, направленных на поддержку семьи в русле культурно-исторических отечественных традиций и православного наследия.

Как через призму дискуссионной практики домашних родов можно строить отношение ко всей программной деятельности Центра «Рождество», остаётся на совести озабоченных критиков. 

Настоящее положение дел. Курс подготовки к родам «Навстречу малышу» разработан с учетом современных научных знаний о физиопсихопрофилактической подготовке к родам, данных доказательной медицины,  научных исследований о традициях родовспоможения в нашей стране. Над ним трудились медицинские работники, психологи и перинатальные психологи, культурологи и реабилитологи.

Курс имеет экспертные отзывы Марины Евгеньевны Ланцбург (психолога, кандидата биол.наук, доцент Московского государственного психолого-педидагогического университета /МГППУ/, руководителя курса профессиональной переподготовки по специальности «Перинатальная психология» на факультете «Психология образования» МГППУ), Наталии Робертовны Чертковой (кандидата мед.наук, акушера-гинеколога ЦКБ №2), Маргариты Кузнецовой (кандидата мед.наук, педиатра), Раисы Яковлевны Татаринцевой (доктора мед.наук, профессора кафедры клинической физиологии и нелекарственных методов терапии РУДН), Галины Вячеславовны Козловской (доктора психол.наук, профессора Института психического здоровья РАН).

Деятельность специалистов, работающих по программе «Навстречу малышу»,. регламентирована разработанным здесь Кодексом профессиональной этики. Согласно Кодексу категорически запрещена тенденциозная пропаганда домашнего способа родовспоможения, но при этом допустимо информирование женщин обо всех возможностях в родах, о мировой практике вариативного родовспоможения.  Нельзя игнорировать тот факт, что во многих странах домашние роды являются легальной практикой и дают статистику, которую, несомненно, нужно анализировать и изучать. При этом личная практика множества акушеров-помощников в домашних родах в России пока является нелегитимной, сугубо частной и не имеет отношения к программной деятельности Центра. У Центра нет и не может быть финансовой в том заинтересованности.

Между тем, также хорошо известно, что в ряде иных родительских клубов практика домашних родов действительно может окрашиваться оккультно-эзотерическим содержанием, псевдовосточными техниками и идеями. Этому направлению в современной культуре родительства посвящен, в частности, один из разделов статьи ведущего специалиста Центра «Рождество», кандидата культурологии А.А. Абрамовой «Культурные миры современного родительства».[3]

Объединение современных родителей происходит сегодня вокруг самых разных идей и проблем, порой очень далеких от Православия. Действительно, есть родительские сообщества, в среде которых популярными являются псевдомистические практики и идеи в духе «нью-эйдж». Однако сведение многообразия направлений родительского движения к оккультизму и язычеству - явная ошибка и заблуждение.

Это опасно, в частности, тем, что конструктивный опыт игнорируется и отрицается, а он сегодня, как никогда, нуждается в поддержке Церкви, общества, государства.

4.           Центр «Рождество» - активный участник движения за «естественное родительство»?!

Цитата: «В последнее время в России увеличивается число частных т.н. «Семейных центров»... Большинство из них объединено в «Движение за естественное рождение (естественное/сознательное родительство)»... К семейным центрам, разделяющим идеи "естественного (сознательного) родительства", относятся "Волшебный ребенок", "Стихиаль", "Возрождение", "Мастерская детства", "Наш аист", "Рождество" и др. Практически все они действуют в рамках идеологии Нью Эйдж с большей или меньшей степенью вовлеченности в оккультные методики..."{C}[4]{C}

О каком движении идет речь в этой цитате из Резолюции круглого стола Первого Миссионерского съезда Москвы «О сектантской направленности псевдомедицинских центров подготовки к родам»?  Такого движения не существует.

Реальное же положение дел таково, что для сотрудников Семейного центра «Рождество» остаётся загадкой, каким образом они оказались объединены с иными, не близкими по мировоззренческим основаниям программной деятельности родительскими центрами, в некое, неизвестное им движение. Объяснение может быть только одно - фантазия составителей резолюции, некорректные обобщения и явная подтасовка фактов.

Настоящее положение дел. Ни к каким подобным движениям, да ещё и с оккультной окраской, Центр «Рождество» отношения не имеет.

Программная деятельность и авторские разработки базируются здесь на идеях отечественных философов, психологов, педагогов  ХХ - XXI века - И.Ильина, Н.Пирогова, В.Зеньковского, С.Трубецкого, С.Куломзиной, Л.Суровой, О.Потаповской, В.Слободчикова, О.Янушкявичене, Т.Шишовой, М.Захарченко, игумена Георгия Шестуна и других, действующих в русле традиционных подходов к вопросам культуры семьи, родительства, развития и воспитания детей. В основание деятельности полагается православное представление о духовности, традиции, культуре.

Притом деятельность Центра открыто презентуется в ходе различных международных, всероссийских, городских мероприятий, публикаций, печатной продукции - по ним можно вести  открытое обсуждение, дискуссии, если на то есть повод.

Центр сотрудничает с православными гимназиями и воскресными школами, ежегодно участвует с докладами и мастер-классами в ходе Международных Рождественских чтений. Разработанную здесь программу студийных занятий с родителями и детьми "Введение в традицию" используют православные педагоги разных регионов России. Решением Экспертного совета Отдела образования и катехизации Московского Патриархата программе «Введение в традицию» присвоен гриф «Одобрено». Руководитель программного направления Центра "Рождество" награждена Патриаршей грамотой «в благословение за усердные труды во славу Русской Православной Церкви».

Обращает внимание и следующий приём грубого обобщения в один ряд нетождественных объектов с последующим обвинением в том, что «настоящее положение дел» - только лукавое прикрытие иной «деструктивной деятельности»:

В контексте критического письма, посвященного непосредственно Семейному центру «Рождество», приводится ряд шокирующих фактов из деятельности ряда родительских объединений; цитаты:

«Размещенный в сети Интернет видео-ролик с популярной в частных семейных центрах бэби-йогой шокировал миллионы людей по всему миру. В этой видеозаписи т.н. «домашняя акушерка», инструктор "Открытой Школы Естественного Родительства», Елена Фокина, словно куклой, размахивает и жонглирует двухнедельной новорожденной девочкой... В 2007 г. руководители Центра родительской культуры «Колыбелька» Елена и Алексей Ермаковы были осуждены по статье «Незаконное занятие частной медицинской деятельностью, повлекшее по неосторожности смерть человека»... Случаи тяжелого ущерба для здоровья зарегистрированы и среди клиентов Центра перинатального воспитания и грудного вскармливания «Рожана»... и т.п.»

Далее, как итоговое следствие, следует ряд нелицеприятных выводов  непосредственно о Семейном Центре «Рождество»; цитата:

«... центр «Рождество» занимает позицию, идентичную позициям тоталитарных сект: скрывая правду о своей деятельности, открывает лишь «верхушку», «фасад», с тем, чтобы путем обмана предстать перед православной общественностью в наиболее выгодном свете...

Просим оградить прихожан московских храмов от опасности попадания в подобные центры... и отозвать благословение от программы «Введение в традицию».

Таким образом, в анализе доминирует подозрительность и презумпция виновности, а картина «деструктивной деятельности» создаётся с помощью уже известного приёма некорректного обобщения, отождествления в одном ряду совершенно нетождественных по своей сути объектов.

ИТОГИ

Случай атаки на родительские центры и, в том числе, на «Рождество» - частный. Но в нём ярко проявляются приёмы анализа, приводящие к недопустимым в научной методологии погрешностям.

Подобные методы предвзятого и неадекватного анализа не могут не вызывать серьёзного беспокойства и вопросов. Их опасные следствия - клевета, заочные огульные обвинения, разъединение православных христиан вместо консолидации, дискредитация, таким образом, Православной церкви в обществе.

Не может также не озадачивать и стремление свести различные формы активности православных людей к императивному «единству». Всё, что не соответствует этому образцу, огульно обвиняется в маскировке под Православие, называется оккультно-языческими, сектантскими или сектоподобными образованиями.

Культуры конструктивной внутриправославной дискуссии по спорным вопросам, по сути, нет; она подменяется заочным шельмованием и навешиванием ярлыков.

Считаем, что данная проблема заслуживает самого серьёзного обсуждения, равно как и  приведённые выше приёмы анализа.

Аналитическую записку подписали:

Константин Михайлович Антонов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.
Бурмистров Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры философии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.
Павлюченкова Юлия Александровна - член межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, руководитель сектора по работе с семьей и молодежью Синодального миссионерского отдела  Московского Патриархата, президент «Национального антинаркотического союза», программный директор радио "Радонеж",  кандидат политических наук.
 Протоиерей Александр Лыков, настоятель Свято-Троицкого храма г.Электроугли Московской области.
Протоиерей Александр Троицкий, клирик Андреевского монастыря г.Москва, главный библиограф Синодальной библиотеки
Козловская Галина Вячеславовна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Научного Центра Психического Здоровья РАН, психотерапевт
Иванов Михаил Владимирович, кандидат психологических наук, ст.преподаватель МГПУ, научный сотрудник НЦПЗ РАН
Татаринцева Раиса Яковлевна, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии медико-технических наук РФ и Международной Академии авторов научных открытий и изобретений, руководитель секции экологии и безопасности питания Женской Экологической ассамблеи при ЭКОСОС ООН, член экспертного совета Ассоциации заслуженных врачей России.
Ожегова Маргарита Эдуардовна, руководитель сектора по взаимодействию с органами власти Патриаршей Комиссии по семье; многодетная мама 3 детей.
Парфентьев Павел Александрович, Посол Всемирного Конгресса Семей к европейским структурам в Всемирный Конгресс Семей, Представитель Фонда в СЗФО в Фонд поддержки семьи и демографии во имя свв. Петра и Февронии и Генеральный директор  Аналитического центра "Семейная политика.РФ"     
Ткаченко Руслан Анатольевич -  руководитель сектора по взаимодействию с общественностью, негосударственными организациями и системой образования Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, материнства и детства, Председатель Региональной Общественной Организации «Московский Городской Родительский Комитет» Председатель Московского Областного отделения Межрегиональной Общественной Организации «За права семьи», Эксперт Комиссии по демографической политике и социальному развитию Социальной Платформы партии Единая Россия, Эксперт рабочей группы по семье при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан 
Общественной палаты Российской Федерации. Помощник члена Общественной Палаты РФ С.Ю.Рудова, Эксперт рабочей группы "Семейная политика и детство" при Экспертном Совете Правительства Российской Федерации, Председатель Ассоциации "Многодетная Страна"

[1]Резолюция круглого стола «О сектантской направленности псевдомедицинских центров подготовки к родам», прошедшего в рамках Первого Миссионерского съезда Москвы. http://iriney.ru/psevdo-czelitelskie/psevdo-czelitelskie/novosti-o-psevdoczelitelskix-kultax/itogovyij-dokument-kruglogo-stola-«o-sektantskoj-napravlennosti-czentrov-podgotovki-k-rodam».html

[2] Письмо Митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию, председателю Синодального отдела религиозного образования и катехизации, участников «Противодействие сектам - восстановление единства общества» ХХII Международных Рождественских Образовательных чтений.

[3]http://www.culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1355&Itemid=7

[4]http://iriney.ru/psevdo-czelitelskie/psevdo-czelitelskie/novosti-o-psevdoczelitelskix-kultax/itogovyij-dokument-kruglogo-stola-«o-sektantskoj-napravlennosti-czentrov-podgotovki-k-rodam».html

http://radonezh.ru/95210

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий