В спорах не рождается истина. Во всяком случае, она не рождается
в спорах о вере. Я (как и многие другие) убеждался в этом многократно.
На любой рациональный аргумент «за» найдется не менее рациональный -
«против». Это касается как приятельских дискуссий на «любительском»
уровне, так и доказательств бытия Божия, дышащих глубиной веков
и обилием силлогизмов, утверждаемых авторитетом философов и богословов.
Наверное, особенность Истины в том, что ее нельзя доказать (иначе давно
бы все приняли). Но ее можно увидеть, восхититься ею и принять как нечто
бесспорное, находящееся по ту сторону аргументов и дискуссий, выше
рациональных доказательств и причинно-следственных связей.
Но вопрос, так сказать, методологического свойства остается - как
увидеть Истину? Что для этого нужно сделать человеку? Куда пойти? Что
прочитать? Как себя вести, наконец? Одним из лучших ответов на этот
вопрос мне всегда представлялся диалог старца Зосимы с пришедшей к нему
женщиной в «Братьях Карамазовых». В главе с красноречивым названием
«Маловерная дама» гостья спрашивает у старца Зосимы, как ей обрести
веру. И получает ответ:
- ... Ну что, думаю, я всю жизнь верила -
умру и вдруг ничего нет, и только «вырастет лопух на могиле», как
прочитала я у одного писателя. Это ужасно! Чем, чем возвратить веру?
Впрочем, я верила лишь когда была маленьким ребенком, механически, ни
о чем не думая... Чем же, чем это доказать, я теперь пришла повергнуться
пред вами и просить вас об этом. Ведь если я упущу и теперешний случай -
то мне во всю жизнь никто уж не ответит. Чем же доказать, чем
убедиться? О, мне несчастие! Я стою и кругом вижу, что всем все равно,
почти всем, никто об этом теперь не заботится, а я одна только
переносить этого не могу. Это убийственно, убийственно!
- Без сомнения, убийственно. Но доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно.
- Как? Чем?
-
Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно
и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете
убеждаться и в бытии бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до
полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно
уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это
испытано, это точно.
Старец вполне однозначно утверждает -
«доказать» нельзя. И не менее твердо уверен - «убедиться» возможно. Но
только одним способом - опытом деятельной любви. Нет другого ответа
у Зосимы. Полагаю, нет другого ответа и в Евангелии Христа. Без любви,
без настоящей, деятельной любви к ближним и дальним (а не только ко
всему человечеству за все хорошее, против всего плохого) нравственные
вопросы, которые ставит перед человеком разум, остаются неразрешимыми.
Поэтому так мучается слезинкой ребенка Иван Карамазов. И поэтому, как
мне кажется, свой ответ Ивану Достоевский предпосылает вопросу: глава «Маловерная дама» стоит в романе много раньше главы «Бунт», где Иван беседует с Алешей.
Только
опытом деятельной любви снимаются проклятые вопросы Ивана Карамазова,
который никак не может выйти из безнадежного круга собственных
интеллектуальных построений. Который так и будет рвать себе душу до
конца жизни и не сможет понять, как можно признать существование Бога
в таком несправедливом мире. Возможно, что старец Зосима не задается
вопросом о слезинке ребенка - не задается так, как им мучается Иван
Карамазов. Но не потому, что у старца некритичный ум, а потому что он,
в отличие от Ивана Карамазова, по-настоящему любит людей, ради них
живет, молится за них. Деятельная любовь снимает «проклятые» вопросы. Но
убедиться в этом можно только на собственном опыте, сколько бы споров
о вере ты ни выиграл, неважно с какой стороны.
Отсутствие опыта деятельной любви неизбежно ведет человека
к мучительному неверию, к неспособности разрешить нравственные вопросы.
Думаю, во многом именно это имел в виду апостол Иаков, когда говорил,
что вера без дел мертва (Иак 2:26).
Автор: ЛЕГОЙДА Владимир
www.foma.ru/kak-ubedit-malovernuyu-damu-ili-ob-opyite-deyatelnoj-lyubvi.html