«Сделать как можно более пользы моему отечеству...». К.Д. Ушинский

0
2160
Время на чтение 8 минут

Это желание К.Д. Ушинского, записанное в дневник еще в юношеском возрасте, ему удалось воплотить в жизнь. Им было положено начало педагогической науки в России и педагогической журналистики, реформировано несколько ведущих учебных заведений страны. Книги Ушинского «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864) уже полтора столетия остаются классическими учебниками для детей, его статьи - руководством для учителей, а сказки и рассказы входят в сокровищницу русской словесности.

Константин Дмитриевич Ушинский, можно сказать, открыл законы воспитания, доказав, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, - считал он, - то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

К.Д. Ушинский, фото 1859 г.

Сегодня, когда педагогика уже ничего не утверждает, актуально звучат слова Ушинского: «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

К.Д. Ушинский родился 19 февраля (2 марта) 1824 г. в Туле в семье отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 г. Дмитрия Григорьевича Ушинского. Детство и отрочество будущего педагога прошли в отцовском имении в четырех верстах от Новгород-Северского, куда его отец был назначен на службу судьей. После окончания в 1840 г. гимназии, Ушинский учился на юридическом факультете Московского университета, где его преподавателями были профессор истории Т.Н. Грановский и профессор философии П.Г. Редкин, оказавший влияние на увлечение юноши педагогикой.

В июне 1844 г. Ушинский становится кандидатом юриспруденции, а в 1846 г. его назначают на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский лицей - исполняющим обязанности профессора камеральных наук, которые давали необходимые знания для управления государственными имуществами. Уже тогда у Ушинского проявились нестандартные взгляды на воспитание. Он умел гармонизировать свои глубокие знания и простоту в общении с учениками, что вызвало подозрения со стороны начальства, негласный надзор за педагогом и его уход в отставку в 1849 г.

Еще полтора года Ушинский прожил в Ярославле, занимаясь переводами статей, рецензиями и обзорами в журналах. Но затем принял решение о переезде с семьей в Санкт-Петербург, где занял должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий, а в январе 1854 г., благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, стал преподавателем русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. За пять лет преподавательской работы в этом учебном заведении (1854-1859), где Ушинский был назначен инспектором классов, ему удалось искоренить такие пороки, как воровство и доносительство, и привить ученикам чувство товарищества.

В институтских архивах К.Д. Ушинский обнаружил библиотеку одного из прежних инспекторов - Е.О. Гугеля, практика которого основывалась на традициях знаменитого швейцарского педагога И.Г. Песталоцци. Изучение этой библиотеки дало основу для создания Ушинским одной из лучших статей по педагогике «О пользе педагогической литературы».

При Ушинском в Гатчинском институте началось преподавание учебных предметов на русском языке, открылся специальный педагогический класс для обучения воспитательниц, вошли в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить дома каникулы и праздники.

Но прогрессивные взгляды, которые исповедовал Ушинский, его усилия демократизации народного образования натолкнулись на устоявшиеся естественные законы воспитания, где главное - иерархия. В своей статье «О народности в общественном воспитании» (1857) Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника». Но далее прогрессивные взгляды Ушинского перешагивают такой неотъемлемый аспект народности, как религиозное чувство. В одной из своих последних статей он писал, что хотя школе и не следует противоречить Церкви, она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.

Современник К.Д. Ушинского педагог-просветитель, профессор Московского университета С.А. Рачинский мыслил глубже: «Та высота, та безусловность идеала, которые делают русский народ народом христианским по преимуществу, которые в натурах спокойных и сильных выражаются безграничною простотою и скромностью в совершении всякого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведет к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечет за собой преувеличенное сознание своего бессилия, и, в связи с ним, отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами, необъяснимые глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, - вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребенке. Велика и страшна задача русской школы в виду этих могучих и опасных задатков, в виду этих сил и слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешенной от Церкви, эта задача не по силам».

Высоконравственная советская педагогика, в основу которой легли труды Ушинского, во многом восполняла духовные потребности народа, но к концу XX в. мы видим, как на незасеянном духовном поле стали вырастать тернии ложных учений, сектантства, неоязычества; видим также в 1990-е гг. и массовое, никем не провоцируемое движение народа к воцерковлению. Неизбежность такого сценария, к сожалению, не учли многие передовые деятели науки и искусства 1860-х годов.

Только при «деспотизме монархии», против которого восставала прогрессивная молодежь XIX в., наши выдающиеся писатели и ученые могли быть направлены за вольнодумство и атеизм за границу: изучать науки, издавать журналы и выпускать книги. За свое вольнодумство был «наказан» и К.Д. Ушинский - в 1862 г. его на пять лет отправили за границу для лечения и изучения школьного дела в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Свои размышления и исследования этого периода он изложил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». Изучение швейцарской школы позволило Ушинскому стать в отечественной педагогике основателем способа наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком».

Наряду со 190-летием Ушинского в нынешнем году мы отмечаем и 150-летие выхода его знаменитой книги для начального обучения детей «Родное слово», изданной в 1864 г. за границей. Методическое пособие «Руководство к преподаванию по „Родному слову" для учителей и родителей» до 1917 г. выдержало 146 (!) изданий.

Современное издание «Родного слова»

Современное издание «Родного слова»

С.А. Рачинский оценивал ее так: «Книга замечательная, единственная в своем роде в нашей литературе». Но отмечал он и то, что «автор, имея в виду детей городских сословий, всего более хлопочет о том, чтобы знакомить их с сельским бытом, с сельской природой, с народным говором, которые ученикам наших сельских школ известны несравненно лучше, чем самому Ушинскому».

Зато такого рода размышления Ушинского, несомненно, роднят взгляды двух известных педагогов: «...Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Основательным подходом Ушинского к воспитательному процессу можно также считать его утверждение: «Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки. Когда убеждение так укоренилось в человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы».

В середине 1860-х гг. К.Д. Ушинский с семьей вернулся в Россию. В последние годы жизни он курировал несколько учебных заведений, принимал участие в учительских съездах в Крыму. Последний его главный научный труд, в котором выразилось полное обоснование предмета педагогики «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», начал печататься в 1867 г. и остался незавершенным. В этой работе педагог рассматривал психические явления на фундаментальной философской основе, анализируя такую психологическую цепочку: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание.

Публикации Ушинского в журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Журнал для Воспитания», «Журнал министерства народного просвещения» положили начало педагогической журналистики.

Ушинский скончался 22 декабря 1870 года (по ст. ст.) в Одессе, где останавливался, следуя на лечение в Крым. Похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

Памятник К.Д. Ушинскому в Киеве

Его именем названы более десятка учебных заведений на территории бывших союзных республик, а также несколько улиц в России и на Украине. В советское время существовала премия имени выдающегося педагога, с 1946 г. «особо отличившимся учителям и деятелям в области педагогических наук» вручалась медаль К.Д. Ушинского. С 1999 г. медаль существует как ведомственная награда Министерства образования и науки РФ.

Медаль советского образца

В ряду своих современников Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, К.Н. Вентцеля и последователей А.С. Макаренко, П.П. Блонского и других Ушинский занимает достойное место.

Неизменными для современной педагогики остаются такие постулаты, выведенные Ушинским: «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни»; любовь к родине - это «наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним».

Достаточно перечитать рассказы Ушинского «Как рубашка в поле выросла», «Пчелки на разведках», «Ласточка», и становится понятно, насколько просты его методы воспитания в детях трудолюбия и патриотизма, насколько действенны прививки доброты и любви к окружающему миру. Выдающийся педагог апеллировал к трём «китам» обучения: развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся. На этом строилась и советская педагогика, воспитавшая плеяды лучших в мире специалистов в разных областях науки и культуры.

Не пора ли сегодня соединить положительный опыт столпов педагогики и вернуть образование на тот высокий уровень, на котором оно находилось как в Российской империи, так и в Советском Союзе?

____________

Фото - http://900igr.net/kartinki/pedagogika/Uchitel-eto-chelovek/Uchitel-eto-chelovek.html; http://clubs.ya.ru/4611686018427420524/replies.xml?item_no=55655

http://www.ritmeurasia.org/news--2014-03-09--sdelat-kak-mozhno-bolee-polzy-moemu-otechestvu-11607
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21